Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 12:18
На Кипре

Марсель, Кассис — Франция Сентябрь 2013

Из Экса мы c Марио съездили на один день в Марсель. Мы до последнего долго сомневались — ехать-не ехать, начитавшись страшилок про криминогенную обстановку в этом городе. Все-таки решили съездить, как-никак, это же столица всего Прованса, любопытно посмотреть, да к тому же, мне очень хотелось увидеть живописные скалы-бухты каланки. Из Марселя же это сделать проще всего — можно доехать на автобусе до городка Кассис и посмотреть их сверху, а можно взять экскурсию на пароходе прямо в Старом порту Марселя. Что мы собственно и сделали. Добираться до Марселя из Экса одно удовольствие — близко, быстро, удобно. Автобусы-шаттлы под названием Navette отправляются с автовокзала Экса Gare Routier каждые 15 минут. Стоит все удовольствие полтора евро, а вся поездка занимает менее получаса. От вокзала спустились вниз по очень красивой парадной лестнице и пошли пешком до Старого порта.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Очень красивая лестница перед зданием вокзала

Это довольно далеко, идти минут двадцать-тридцать, но нам хотелось хоть немного посмотреть город. Шли с опаской, а вдруг кто-нибудь из смуглолицых аборигенов набросится, отберет мою камеру или вообще стукнет по голове. Публика по пути попадалась разная, сразу же бросалась в глаза концентрация лиц арабского и африканского происхождения, но вели они себя вполне цивильно, во всяком случае, днём. Но вот что удивительно — в Марселе, в отличие от Парижа, они смотрелись вполне к месту и не вызывали раздражения. А сам город, как ни странно, начинал нам нравиться, несмотря на свою обшарпанность и запущенность. Ярко выраженная индивидуальность Марселя, его собственное лицо проглядывали буквально из каждого угла.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

Здесь тоже своя атмосфера — аура бесшабашности, суеты и шума, присущие портовым городам. Живой такой город-неформал, очень контрастный, со всевозможными смешениями, что в архитектурном плане, что в этническом, что в гастрономическом. Так незаметно мы и дошли до Старого порта.

Вид на Базилику Нотр-Дам де ля Гард из старого порта

Здесь я совсем расслабилась и поняла, что бояться нам нечего. В порту были сплошные туристы-круизники, все так чинно-благородно. Забегая вперед скажу, что за целый день мы не заметили никаких инцидентов, связанных с криминалом и безопасностью. То ли порядок в Марселе в последнее время навели, то ли нам так повезло.

Очень праздничный променад порта радовал глаз всевозможными оригинальными скульптурами и инсталляциями.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

В 2013 г. Марсель объявили культурной столицей Европы. Видимо, по этой причине и украсили набережную творениями Дали и другими необычными артефактами.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

Смотрится очень к месту, отторжения не вызывает.

На Бельгийской набережной обратили внимание на красивое здание Мэрии

Здание Мэрии Марселя

и нарядную церковь Сен-Ферреоль, принадлежащую ордену августинцев.   Церковь очень старая, 16 века, но безупречно белый фасад  в неоклассическом стиле появился у неё  намного позже, в конце 19-го.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Церковь Сен-Ферреоль на набережной в старом порту

Рыбный рыночек прямо в порту и множество ресторанчиков вокруг, рыбных естественно, тоже приятно порадовали.

Рыбный рынок в Старом порту

В порту мы сразу же купили морскую экскурсию по каланкам на 14.00. Стоит такая прогулка на пароходе достаточно дорого — 28 евро, но и длится она почти четыре часа. Пароходы отправляются из самого центра порта, угол напротив ресторана Samaritaine. Советую приходить за час до отправления парохода, чтобы была возможность занять хорошие места на верхней открытой палубе. Мы этого по незнанию не сделали, пришли под самую завязку и места нам достались только в закрытом салоне. Поэтому мне пришлось все четыре часа провести на палубе стоя, чтобы сделать фотографии каланков.

Поскольку до отправления парохода оставалось больше четырёх часов, мы решили объять необъятное и купили сразу две экскурсии на туристическом поезде — в Старый город и на холм к Собору Нотр-Дам-дю-Гард. Эти поезда тоже отправляются из Старого порта, чуть подальше от причала. Стоят такие поездки порядка 8 евро на человека, отправление каждые 15–20 минут. Сначала проехались в Старый город, увидев по дороге его знаковые достопримечательности. В первую очередь, интересно посмотреть кафедральный собор Сент-Мари—Мажор на эспланаде прямо за Старым портом. За броскую полосатость фасада в народе его прозвали пижамой.

Кафедральный Собор Сент-Мари- Мажор

А какие интересные материалы использовали для его строительства! Зелёный камень из Флоренции, каррарский белый мрамор, тунисский оникс! Очень нарядный, яркий фасад, радующий взгляд. Строили его долго, больше сорока лет, наверное, поэтому в нём совместились черты романско-византийского и неоготического стиля. Все-таки, больше в нем от византийского стиля, так мне показалось. Это старейший и богатейший по убранству собор Марселя и главный его храм. Внутри мы, к сожалению не были. В этом, конечно, минус таких куцых поездок, но с другой стороны и времени у нас все равно бы на все не хватило.

Привлекло внимание здание Старой богадельни, расположенное в самом сердце квартала Панье.

Здание Старой Богадельни

Очень уж оно выделяется благодаря яйцеобразному куполу часовни, выполненной в лучших традициях итальянского барокко. Весь этот комплекс был построен в 17 веке для бедняцкого приюта. Ну, а сам старый город мы, конечно, посмотрели весьма поверхностно, из окна туристического поезда все как следует не разглядишь. По-хорошему, здесь бы надо выйти, побродить, затеряться среди этих крошечных улиц, крутых переулков и колоритных зданий всех эпох.

Уютные площади старого города

Но, увы, это невозможно, нас ждет вторая экскурсия, на самый верх холма, где стоит визитная карточка и символ Марселя — Базилика Нотр-Дам-дю-ла-Гард. По дороге на холм обращаем внимание на интересный мемориал с видом на море. Это Мемориал павшим воинам Восточной армии и героям дальних стран.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Мемориал павшим воинам Восточной армии и героям дальних стран

Смотрится очень торжественно. Проезжаем мимо известного марсельского пляжа Plage des Catalans,

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

откуда неплохо просматривается остров Иф. Но позже во время морской прогулки к каланкам у нас будет возможность рассмотреть его почти вблизи. Наконец, наш поезд взобрался на самый верх холма и нас выпустили на полчаса. Это правильно придумано — отсюда сверху открываются великолепные виды на Марсель и морские пейзажи,

Панорама Марселя с холма Базилики Нотр-Дам -де-ля-Гард

да и сама базилика настолько хороша, что снаружи, что внутри, что грех её как следует не посмотреть.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Базилика Нотр-Дам-де-ля-Гард находится на самой высокой точке Марселя и видно её отовсюду.

Всеми этими приятными делами мы и занимаемся в отведенные нам полчаса свободного времени на холме. Мы находимся на самой высокой точке Марселя, поэтому базилику прекрасно видно практически из любой точки города.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Вид на символ Марселя - Базилику Нотр-Дам-дю-ла-Гард.

Хороша, нечего сказать! 19 век, неовизантийский стиль. 9-метровая колокольня Базилики увенчана статуей Мадонны с младенцем, покровительницы моряков.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
9-метровая колокольня Базилики Notre-Dame-de-la-Garde увенчана статуей Мадонны с младенцем, покровительницы моряков.

Внутри Базилики поражает изобилие мозаики в византийском стиле, изображающие сценки из жизни Девы Марии. И повсюду обилие полотен на морскую тематику, это и естественно, это же церковь-защитница моряков и рыбаков.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

С давних пор сюда приходили моряки, чтобы попросить удачного плавания, а позже возвращались поблагодарить за него.

Остались под впечатлением и от базилики, и от прекрасных видов, открывающихся сверху.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Со смотровых площадок холма весь Марсель виден как на ладони.

Эта вторая экскурсия понравилась нам значительно больше, чем первая, во время которой все было как-то скомкано. Но с другой стороны, во время первой мини-поездки мы смогли получить хотя бы общее и поверхностное впечатление о старой части Марселя. Так что, наверное, мы все правильно сделали.

Вернувшись в порт после второй экскурсии, которая заняла больше часа, мы поняли, что время поджимает. Перед морской прогулкой надо подкрепиться, благо с этим в Марселе не проблема. Целая вереница ресторанчиков в Старом порту так и зазывает присесть, отпробовать дары марсельской кухни.

Набережная

Я хотела заказать буайабес, но увидев, сколько он стоит, оставила эту идею. Ну не готова я психологически отдавать 28 евро за тарелку рыбного супа! Наверное, зря я этого не сделала, наверное, это необыкновенный суп, но переступить через этот барьер я не смогла. Удовольствовалась свежим тунцом с рисом и овощами за 10 евро. Очень, кстати, вкусным.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

В плане распределения времени могу сказать, что мы все успели из того, что запланировали. Если приехать в Марсель с самого утра, то вполне можно успеть посмотреть сам город, съездив на две мини-экскурсии, пообедать и в два часа начать экскурсию к каланкам. Единственный момент, который мы не учли это то, что приходить надо не к отплытию парохода, а намного раньше. Когда мы пришли на причал за 15 минут до отплытия, очередь там уже стояла такая внушительная, что мы оказались в числе последних пассажиров. И достались нам места на нижней закрытой палубе. По этой причине я все четыре часа простояла на верхней палубе. Но чего не сделаешь ради хороших снимков! Морская экскурсия очень нам понравилась. Дополнительный её плюс в том, что можно посмотреть Марсель с воды и почти вплотную приблизиться к легендарному замку Иф. К острову мы подплыли совсем близко, можно было хорошенько его разглядеть.

Легендарный Замок Иф

Вот он, овеянный легендами и романтическим флёром увековеченный Дюма знаменитый остров с замком!

Отплывая из порта мы увидели такие интересные достопримечательности Марселя как форт Святого Иоанна,

Форт Святого Иоанна

а Сент-Мари—Мажор с воды смотрелась очень эффектно и панорамно.

Вид с моря на Кафедральный Собор Сент-Мари- Мажор

Увидели мы очень интересное здание, как будто сплетенное из волокон стекла и стали, выходящее прямо в море.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Первый в мире музей, посвященный средиземноморской культуре.

Оказалось, это музей «MuCEM», посвященный средиземноморской культуре, между прочим, это первый подобный музей в мире. Очень удачно выбрали его место расположения — он стоит прямо в устье старого порта Марселя. Автор здания — архитектор Руди Риччотти, который спроектировал для него «плетеный» куб из бетона, стали и стекла, площадью в 15 тысяч кв. м. На редкость оригинально смотрится.

А это небоскрёб «Средиземноморская Башня» — «Tour CMA CGM», тоже очень удачно вписался в панораму портовой части город.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют
Небоскрёб "Средиземноморская Башня "Tour CMA CGM"

И вот мы уже приближаемся к каланкам. Постепенно на горизонте появляются причудливые скальные образования.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

Вот это произведение природы имеет сходство с драконом, по-моему.

Вообще, этот природный парк под названием Каланки место очень во Франции известное, туристически раскрученное, внесенное в список природных памятников ЮНЕСКО.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

Целых 20 км. побережья между Марселем и Кассисом заполнены этими необыкновенными геологическими образованиями — каланками, которые часто еще называют французскими фьордами. Белые известняковые скалы и утесы самых причудливых форм обрамляют берега плотным кольцом.

Солнца в тот день было совсем мало, но когда оно появлялось, вода в бухтах играла всеми оттенками аквамарина, изумруда и бирюзы.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

И этим зрелищем мы смогли насладиться сполна.

Наш кораблик петлял между бухточек, то заходя в них, то снова вырываясь на простор морской глади.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

Знаю, что многие, кто побывал в этих местах, предпочитают осматривать каланки не с воды, а с земли, совершая прогулки по тропинкам среди скал. Думаю, что сверху они смотрятся даже живописнее, чем с воды и совсем в иных ракурсах. Но времени на такую прогулку у нас точно бы не хватило, поэтому мы и отдали предпочтение морской поездке. К тому же, на мой взгляд, очевидный плюс такой экскурсии в том, что можно увидеть максимальное количество каланков, что сделать с суши не получится. Эта морская прогулка по бухточкам и заливам принесла нам большое эстетического наслаждение.

Удивительное природное место, хотя, объективности ради, хочу заметить, что мраморные пещеры чилийской Патагонии намного круче и впечатляют гораздо сильнее. Хотя, наверное, сравнения здесь неуместны, но эти мысли нет-нет, да и посещали меня во время навигации по каланкам.

Марсельские истории или не так страшен чёрт, как его малюют

Около шести мы уже вернулись в Марсель, откуда с легкостью добрались на автобусе до своего Экса. Вся поездка заняла часов десять. Остались очень довольны этой вылазкой, в результате которой и Марсель посмотрели, и к каланкам сплавали. Марсель стал для нас неожиданным открытием во Франции, ведь изначально отношение к нему было весьма скептическое и настороженное. Наши страхи и опасения к счастью не оправдались. Марсель оказался чудесным живым городом с ярко выраженной индивидуальностью и шармом. В общем, не так страшен чёрт как его малюют. Это точно про Марсель.