Открыв для себя три года назад способ путешествия по Европе на своем автомобиле, мы с женой постепенно забыли о том, что из точки А в точку Б обычно рекомендуется попадать кратчайшим способом.
Итак, вводные — имеем в Греции (Халкидики) квартирку, где проводим все лето (благо род занятий позволяет). Переезд туда рассматриваем как путешествие, которое с каждым годом становится все масштабнее.
Первый приезд был традиционным: самолет туда, авто в прокат там, самолет обратно.
Но уже тогда, намаявшись с прокатным авто, приняли решение ехать на следующий год своим автомобилем.
Это сочетание приятного с полезным — познавательное путешествие, с одной стороны, и свой автомобиль на все лето в стране пребывания, с другой.
Поездки с каждым годом становились все более долгими, и вот путь, имевший тремя годами ранее протяженность менее трех тысяч километров, этим летом составил уже 5300 км и занял 10 дней.
Формат таков — переезд, остановка в заранее избранном городе, осмотр (от нескольких часов до полного дня), переезд дальше. Безусловно, практически все посещаемые места заслуживают гораздо большего времени, однако каждый волен выбрать для себя любую форму знакомства с городами, и будет ли это интенсивный или экстенсивный метод — дело личное. На мой взгляд, для расширения географической эрудиции вполне достаточно одного дня на среднеевропейский город (если это не Париж или, скажем, Прага).
В-общем, маршрут этого года — на картинке в начале записи.
В пути использовался навигатор Навител, поиск отелей осуществлялся по нему же.
День 1.
Опробованный в прошлом году метод исключения нешенгенских стран из маршрута оказался годным, не было причин что-то менять. Всего один погранпереход на всем маршруте и этот переход — Брест. Дорога до Бреста скучна и однообразна, но быстра и безопасна. В прошлом году из Бреста ответвились километров на 60 к югу, до Домачево (чтобы исключить возможные очереди в Бресте), но сейчас сочли это излишним, т. к. очередей не было и в Бресте. Переход лучше всего делать в ночь с субботы на воскресенье, так мы и поступаем. Минут 40 в целом на границу и мы в Польше. Время 00:40, решено ехать до ближайшего мотеля и там ночевать. Тут начинаются сюрпризы — в трех первых мотелях нет мест. Но в четвертом нашлось.
Мотель так себе, но и цена смешная, что-то вроде 25 евро за дабл номер без завтрака.
День 2.
С утра решили немного отъехать, найти место для завтрака и заодно обменять немного евро на злотые, обычно я оставшуюся валюту страны, из котрой выезжаю, трачу на заправке — удобно, заливаешь ровно на остаток. Кстати, бензин в Польше был самый дешевый из всех шенгенских стран на пути. И в Польше пришлось заплатить единственный штраф за всю поездку (превышение в населенном пункте, там не всегда ограничение 60, бывает и 50, надо быть внимательным), общение с полицейским походило на таковое в России и обошлось без протокола.
Здесь всегда можно смотреть и сопоставлять цены на топливо по Европе.
Дорога первые пару сотен километров от границы была по одной полосе в каждую сторону, но приличного качества, потом пошла платная автострада, за весь польский участок на дорогу ушло 20 евро.
Незаметно въехали в Германию (здесь дороги бесплатны), добрались до берлинской кольцевой, свернули к югу и с первым намеком на сумерки принялись искать место для ночевки. Искали по навигатору, вскоре нашли неплохой отель в охотничьем стиле, километрах в двух от трассы, в лесу. 85 евро с завтраком и стоянкой.
День 3.
С утра отправляемся в сторону Мюнхена и вскоре въезжаем в него, добираемся до центральных районов и по навигатору находим отель, 98 евро с завтраком, на улице Турецкой. Стоянки у отеля нет, но рядом есть городская платная, 15 евро в сутки.
Переодевшись и оставив вещи в отеле, идем в город. Погода неприветлива (Очень пасмурно, срывается мелкий дождик, ветер, температура ~ 15 гр), тем не менее город сразу нравится.
Выходим на Мариенплац, гуляем по старому городу, поднимаемся на колокольню собора св. Петра.
Форматом данного отчета ограничивается количество фоток, поэтому буду сдержанным, особенно с учетом плохой погоды в Мюнхене.
1. Старая ратуша:
2. Мариенплац и Новая ратуша, вид с колокольни св. Петра:
3. Мюнхенские крыши:
4. Просто Мюнхен:
5. Мариенплац вечером:
Ужинаем в колоритном ресторанчике неподалеку от Мариенплац и, уставшие, медленно бредем по направлению к отелю.
День 4.
С утра — выезд в сторону Швейцарии, но с заездом в Швангау (Фюссен) для осмотра замков. Это почти по пути, ответвление — не более 100 км.
6. Фюссен — симпатичный оживленный баварский городок:
Здесь просто очаровал местный фонтан:
Из Фюссена до замков — километров 5–8, местечко называется Швангау. Здесь расположены два из самых известных баварских замков — Хоэншвангау и Нойшванштайн. Второй многие справочники называют самым красивым замком в мире. Он построен (не до конца) безумным загадочным королем Баварии Людвигом вторым, незадолго до смерти отстраненным от власти и прожившим в Нойшванштайне всего 172 дня…
С парковкой никаких проблем, есть несколько больших платных стоянок.
7. Замок Хоэншвангау:
8. Вид из Хоэншвангау на Нойшванштайн:
Хоэншвангау находится на холме между двух озер — Альпзее и Шванзее (Лебединое озеро).
9. Озеро Альпзее:
Неподалеку от Нойшванштайна есть небольшой мост через горный ручей, Мариенбрюкен (назван в честь матери Людвига II), оттуда король любил смотреть на строящийся замок. Но если перейти мост и немного подняться в гору, можно найти виды получше.
10. Нойшванштайн:
11. Вид на Швангау и озера:
Время, ушедшее на осмотр двух замков и окрестностей — примерно 3–4 часа, если не лезть в гору, можно уложиться за два, но если в погоне за особенно классными снимками лезть в гору еще выше, чтоб Нойшванштайн открылся с торца, нужны еще пара часов (впридачу к хорошему здоровью).
Возвращаюсь на стоянку, усаживаемся в машину и в путь, впереди Цюрих.
Навигатор показывает, что мы слегка цепляем Австрию, километров 5, не больше. Это район города Брегенц. Подъезжаем к границе — туннель, довольно длинный, вскоре после выезда — погранпереход. Здесь парень в форме показывает на кассу, где продают виньетки. Подхожу — 40 евро, минимальный период полгода. Ну, думаю, грабеж, тут по Австрии ехать то пару минут и 40 евро?.. Но делать нечего, покупаю квадратик с числом 13, наклеиваю на лобовое стекло, едем дальше. Швейцарской границы все нет. Тут указатель — Санкт Галлен, до меня, наконец, доходит, что всю Австрию мы проехали в тоннеле, и это уже Швейцария. Тогда 40 евро хоть и дорого, но уже хотя бы разумно. На заправках и в кафе принимают евро, курс процентов на 10 хуже, чем в обменках.
Добираемся до Цюриха. Пытаюсь запарковаться в центре, чтоб обойти ближайшие отели, с парковкой острая напряженка. Много одностороннего движения. Включив аварийку, высаживаю жену возле отеля, а сам ухожу нарезать круги. Минут через двадцать вижу место, паркуюсь. Ко мне подходит дядька с закрученными усами и говорит по-английски, что я на пару сантиметров заехал на парковочную линию, а местные копы крейзи, и мне непременно грозит биг штраф. Я послушно сажусь в машину и проезжаю эти сантиметры, почти уткнувшись носом в предыдущую машину. Дядька показывает ОК. Плачу в автомате за один час и иду искать жену. Она успела обойти четыре-пять отелей, везде все занято. Наконец находим отель с единственным свободным номером (123 евро с завтраком), вселяемся. Студент портье вполголоса советует поменять евро на франки и расплатиться франками, т. к. нам это будет выгоднее. Отель находится на берегу реки, прямо напротив вокзала, на вокзале есть обменки и неподалеку стоит моя машина. У отеля нет своей парковки, но есть рядом платная (31 евро за сутки), куда я и переставляю машину. Тем временем начало уже темнеть, что ж, прогулка по вечернему городу — совсем не плохо для первого ознакомления.
12. Вечерний Цюрих:
13. Река Лиммат:
Прогулявшись до озера, возвращаемся по другой стороне реки в отель.
День 5.
Наутро вновь отправляемся в город. Цюрих, хоть и самый большой город в Швейцарии, по московским меркам очень даже невелик. Центр и прилегающие места вполне доступны для пешего ознакомления.
14.
15.
16.
Неподалеку от отеля случайно обнаруживаем фуникулер, он поднимает нас до Университета, возле которого есть площадка с неплохим обзором Цюриха.
17.
Назад решили спуститься пешком. Вдоль фуникулера идет асфальтированная дорожка вниз, по ней и пошли. Вскоре дорожка становится все менее очевидной и упирается в какое-то здание, впрочем, вход открыт, возвращаться не хочется, идем туда. Это корпус учебного заведения, проходим сквозь какой-то зал, спускаемся по внутреннему лестничному пролету и наконец выходим на улицу вблизи отеля. Знакомство с Цюрихом окончено. Интересный город, но почему-то лично мне представлялся не таким. Нет никакого особого лоска по сравнению с множеством других городов подобного калибра, всё как везде. Впрочем, бессмысленных граффити на фасадах домов здесь все-таки почти нет, как нет и мусора на улицах. Грузимся, отъезжаем. Следующий пункт — Берн.
Подъезжаем к нему спустя часа полтора. Город очаровывает с первого взгляда. Разлившая после дождей река Аре имеет особый бирюзовый цвет, крыши домов покрыты коричневой черепицей, много зелени и света.
18. Берн, первый взгляд:
Паркуемся на платной стоянке у старого моста и идем пешком в центр. До центральной пешеходной улицы, Крамгассе, минуты 3 пешком.
На Крамгассе настроение, и до того бывшее неплохим, повышается до уровня эйфории. Все вокруг такое радостное и праздничное. И погода, наконец, настала солнечная и теплая.
19. Улица Крамгассе:
Изюминка Крамгассе — аркады, что-то типа навесов, или, вернее, тоннелей в нижней части домов, по которым можно пройти практически всю улицу, спасаясь от дождя или сильной жары. В них же расположены входы в большинство магазинов и кафе.
И еще оригинальны скульптурные фонтаны, расположенные по центру улицы. Каждый имеет свое название (как я узнал потом).
20. Вот этот, например, — Церингер (в честь основателя города), за ним — Часовая башня.
21. Часовая башня:
Время — 13:40, под башней собралась толпа, все готовят фото и видео, наверное, в 14:00 будет механическое представление. Прикидываем — 20 минут вполне можно еще побродить, вокруг столько всего интересного.
22. На улицах Берна:
Возвращаемся к Часовой башне, собравшийся возле нее народ подрагивает от нетерпения, я тоже вскинул объектив… одна минута третьего, две, три… разочарованный гул подтверждает догадку — ничего в этот час не состоится. Ну и ладно, идем себе дальше, на мост, обещающий хороший вид на город.
23.
В центре призывно маячит Бернский собор. Если там пускают туристов наверх, надо непременно подняться. Идем к нему.
24. Бернскимй собор, он же Мюнстер:
Вход открыт, доступ на башню тоже, хоть собор и находится в процессе реставрационных работ. Стоит удовольствие 6 франков (~5 евро). Жена после Мюнхена не горит особым желанием карабкаться по узким проходам наверх. Я же поднимаюсь. Вообще в Швейцарии, в отличие от средиземноморских городов, все крыши не красные, а коричневые, по крайней мере, в Цюрихе и Берне. Это хорошо воспринимается живым глазом, но на фотках возникает ощущение, что не хватает цветности.
25. Промежуточный вид:
26. Бернские крыши:
27.
Понятно, что фоток наделано великое множество, но, как писал выше — буду сдержанным.
Если Цюрих нам показался не очень большим, то Берн просто игрушечный.
Спускаюсь, отыскиваю жену (в тени на скамеечке), двигаемся в сторону машины, порой ответвляясь для фотосъемки.
28. Ратуша и собор св. Петра и Павла:
Вроде бы все, осмотр практически закончен. Идем в сторону стоянки. Если по Крамгассе идти до конца (или начала?), то она выводит на большой мост, с которого открываются неплохие виды.
29. Самый старый мост в Берне:
30. Последний взгляд на город:
За мостом еще одна бернская достопримечательность — здесь живет медведь, символ города. Вообще медведь здесь не один, чему подтверждением весьма развитая медвежья инфраструктура, но нам довелось лицезреть только одного.
Спускаемся к машине, усаживаемся и в путь, Впереди Интерлакен. Я знал, что это совсем недалеко, мы прибыли туда всего через полчаса езды по живописной дороге.
31. Озеро Тун:
32. Интерлакен (Унтерзеен):
33.
Городок уютный, местами красивый, но ничего особенного. Потом я узнал, что это был не совсем Интерлакен, а его пригород Унтерзеен, но по-сути, это один город, разделенный речкой Аре (той самой, что протекает через Берн). По плану у нас здесь ночевка, а назавтра — осмотр долины Лаутербрунен. Я смотрю на часы — а не успеем ли сегодня? Если сразу поехать туда, то вроде успеваем, запас в пару часов до сумерек еще есть. Но маленький нюанс — я не очень четко представляю, как туда ехать (и не совсем уверен в названии долины). Надо спросить у местных. Спрашиваю у доброжелательной дамы… увы, она знает английский еще хуже меня… но зовет мужа, муж выслушивает вопрос (как ехать в долину с водопадами?), кивает и показывает. Я не в полной мере удовлетворяюсь его ответом, включаю навигатор и прошу показать на карте. Показывает уверенно, даже называет улицу, которую нужно задать в маршруте. Это совсем не там, где я себе представлял. Ну что ж, они местные, не спорить же… Сердечно благодарю, расстаемся почти друзьями, едем. Путь лежит по северной стороне озера Тун, расстояние — километров 15–20 (по памяти). Приезжаем. Хм… конечно же, это не то, что я искал, отнюдь не долина. Называется местечко Пещера св. Беатуса, как оказалось — очень даже достойно посещения.
34. Пещера св. Беатуса:
35. Источник св. Беатуса:
36.
Возвращаемся в Интерлакен. Здесь нас ждет легкий шок — в отелях нет мест. Единственный номер мне удалось найти за 400 евро. Платить такую сумму однозначно не хочу. Объяснение такому положению дел — фестиваль горы Юнгфрау, приехало чрезмерно много туристов.
37. Так выглядит Юнгфрау из Интерлакена:
Близятся сумерки, а отель до сих пор не найден…. Штожеделать-штожеделать? Решаю отъехать немного из центра к окраинам города. Заглянув по пути еще не менее чем в пять отелей, наконец, уже почти в темноте, нахожу то, что нужно — небольшой семейный гастхауз, номер с приличным видом на Альпы за 131 евро с завтраком, стоянкой и интернетом. Тут же есть ресторанчик, где мы отлично поужинали и погрузились в оздоровительный альпийский сон. Наутро по плану — Лаутербрунен и затем бросок на Лугано.
Конец 1-й части.