Турист Николай Рыскин (ronadort)
Николай Рыскин
был 17 апреля 15:27

Питлохри, Глазго, Эдинбург — Великобритания Август 2013

Зарисовка 1. Перелеты.

(Путешественники со стажем могут не читать Зарисовку 1, ибо ничего нового и полезного для себя они здесь не найдут).

Надобно отметить, что ronadort ведет здоровый образ жизни. Поэтому, в своих путешествиях в зале вылета в дальние дали, в выборе: «выкурить перед стартом сигаретку» или «промочить горло порцией доброго коньяка», отдает предпочтение второму варианту. Так по традиции случилось и перед полетом в Лондон. У нас с любимой супругой весь алгоритм движений и действий точно выверен, эмпирически подкреплен многократностью упражнений и на подсознательном уровне записан у каждого на корку головного мозга.

Для начинающих туристов я поделюсь своими сокровенными знаниями, как классически осуществить задуманное в условиях одного отдельно взятого аэропортного терминала, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитое в скуке и праздности время в зале вылета во время ожидания и в салоне самолета во время полета.

Краткое руководство к действию:

1. Незамедлительно, то есть — мгновенно, сразу же после прохождения таможенного досмотра, в дьюти фри приобрести емкость с благородным напитком (стеклянную или пластиковую — не имеет значения). Содержимое емкости и её литраж подбираются из принципа: «от каждого по возможности (финансовой) и каждому по потребности (сколько организм выдержит), соответственно».
    2. Ангажировать столик в каком-нибудь кафе-ресторанчике.
    3. Приобрести в указанном кафе чашечку капучино, немного заедаловки и самое главное… да, да, вы угадали — пару пластиковых стаканов.
    4. Аккуратными движениями, не привлекающими внимание посторонних, вскрыть пакет, извлечь из него емкость и откупорить её.
    5. Грамотно (по потребности, см. выше) разлить содержимое по пластиковым стаканам. Немедленно (как незабвенный Веничка Ерофеев по дороге из Москвы в Петушки) под лирическое: «ну… за взлет!!!» отправить из стакана его содержимое в занимательное путешествие по пищеводу.
Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Тут надобно не забыть вовремя вспомнить одно золотое правило: «Несвоевременно выпитая Вторая, это однозначно загубленная Первая!». Поэтому к п. 5 данного Руководства необходимо обратиться как можно быстрее.

Я уже незатейливо проделывал «на бис» упражнение п. 5, как вдруг: глядь симпатичные ноги с гордой идут головой… Побороть в себе искус было выше моих сил. Я с сожалением поднял глаза от своего наполненного живительным нектаром стакана, сосредоточил взгляд сначала на ногах, а затем и на принадлежащей им голове, сфокусировал свое зрение, присмотрелся: а голова то — знакомая! Прямо передо мной стояла темнокожая дива отечественного телеэкрана Елена Ханга и вопросительно заглядывала прямо в мой стакан. Признаюсь Читателю честно, как на духу — делиться с кем-либо (хоть и с телезвездой) своим коньяком я решительно не желал. Поэтому, сделав вид, мол не узнал звездулю, я равнодушно отвернулся от объекта с симпатичными ногами и гордой головой и предался удовлетворению себя любимого божественным «Хеннесси VSOP». Удивительно, но и раздосадованная Елена сделала вид, что не узнала широко известного в узких кругах туристера.ру — ronadort.

Но, хватит лирических отступлений. Пора уже и к рассказу об Эдинбурге приступить. В основном, дальнейший перелет в Лондон (не считая досадной встречи с телеведущей) прошел в штатном режиме. Четко по расписанию приземлились в самом загруженном аэропорту в мире — лондонском Хитроу, в терминале № 4. Забрав багаж, поспешили к выходу из здания прилета, ибо нам предстояло еще отыскать способ перемещения из терминала № 4 в терминал № 5, откуда вылетал наш самолет в Эдинбург. На выходе встретили галантного мужчину, который на чистом русском языке предложил довезти нас на авто до требуемого места «всего» за 20 фунтов стерлингов. От такой наглости мы с любимой супругой слегка ошалеваем, а затем, опомнившись, с негодованием отвергаем нахальное по своей сути предложение прохвоста. Если сразу после выхода из терминала № 4 завернуть налево и пройти в этом направлении не более 100 шагов, то всякий экономный до своих денег турист упрется в остановку автобуса № 490, который за 10 минут совершенно бесплатно домчит жмодливого путешественника (а мы именно такие) до зала вылета терминала № 5.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

На сэкономленные от переезда денежки мы с Олей в баре аэропорта заказали по пинте холоднющего пива (4,25ф.с. за бокал, курс 1ф.с. = 51 руб.), от которого сразу же пришли в благодушное и лирическое настроение. Чего не следует делать в Хитроу, так это менять еврики на фунтики. Курс обмена — воистину грабительский. Мы с Олей, однако, по легкомыслию и беспечности это проделали, поменяли 300 евро на бумажки с личиком Королевы, о чем потом я, узнав истинный курс, мучительно и долго жалел, сокрушался даже, едва ли головой своей о каменные стены отеля «Balmoral» не бился, в приступе нахлынувшей на меня природной рачительности. Но былого, как известно, не воротишь. Смирились с утратой…

Вылетели в Эдинбург с опозданием. В полете кормили чипсами, поили колой, соком, минералкой, вином и пивом. Невероятно, но виски не предлагали!!! Уже на подлете к городу приметили, что с высоты птичьего полета Эдинбург — чертовски красив! За неимением собственного фото столицы Шотландии, снятого из салона самолета, поделюсь с читателем панорамой Эдинбурга, которую мы увидели, взбираясь на вершину «Arthur Seat».

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Зарисовка 2. Первое знакомство с городом.

В аэропорту Эдинбурга нас встречала гид Оксана, с которой нам предстоит провести 10 дней в путешествии по Шотландии. Но, об этой интереснейшей, замечательной и просто — очаровательной женщине я еще много хороших слов напишу в своем повествовании о пребывании в Шотландии.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Пока же Оксана наматывает по улицам Эдинбурга круги, пытаясь подъехать к парадному входу отеля «Balmoral», мы с Олей с любопытством и восторгом глазеем в окна автомобиля, любуясь незнакомым городом.

А посмотреть, признаться, здесь есть на что! Прежде всего, бросается в глаза обилие памятников разным историческим деятелям и служителям искусства, прославившим Шотландию. Вот хотя бы — этот, самый большой в мире памятник писателю, историку и исследователю Вальтеру Скотту

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

украшенный героями его произведений.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

А рядом с ним незатейливо примостился совсем незаметный Левингстон, тот самый, который открыл для человечества самый большой в мире водопад Виктория в Африке

Возле Левингстона вечерами любит потусить и позажигать фольклорная группа из Зимбабве.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Они здесь — неспроста. Ведь 90% знаменитого водопада находится именно в Зимбабве. На каждом перекрестке в Эдинбурге на вас обязательно поглядывает памятник какому-нибудь знаменитому шотландцу. Шотландцы уверяют каждого гостя их страны, что самые известные всему миру британцы родились именно здесь, в Шотландии. Ни в Англии, ни в Уэльсе, ни в Ирландии, а именно — в Шотландии. И упомянутые выше Скотт с Левингстоном, и полководец Артур Уэлсли Веллингтон, памятник которому установлен возле «Балморала», и сэр Артур Конан Дойл, и прочие, прочие, все они кровь от крови и плоть от плоти — настоящие коренные шотландцы.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

А еще в глаза лезет нереально красивая архитектура Эдинбурга.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Вот взять хотя бы здание отеля «Balmoral», в котором у нас забронирован номер на четыре ночи. Этот знаменитый отель — настоящий шедевр архитектурного зодчества.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Или вот этот домик, в котором, судя по его названию, проживают исключительно мужланы-скоты, хоть и зовется «скотским», а выглядит вполне изысканно и празднично.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Подъехать к отелю действительно проблематично. Многие проезжие части Эдинбурга в августе месяце превращены в пешеходные зоны. А, что же вы хотите?! Август в этом городе — особенный месяц. Именно в этот месяц Эдинбург вот уже с 1950 г. с завидным постоянством принимает у себя «Military tattoo» (Милитари тату) — фестиваль военных духовых оркестров со всего мира. Забавно, но с тех далеких времен ещё ни одно из представлений не было отменено по каким-либо причинам. Торжественные марши оркестрантов проходят возле знаменитого Эдинбургского замка — резиденции шотландских королей. Для этих мероприятий каждый год возводятся трибуны, которые заполняют в дни проведения праздника 217 тысяч зрителей! Оксана шутит, именно потому, что каждый год эти трибуны сначала строят, а потом демонтируют, Эдинбургу не страшна безработица!

Попасть зрителем на трибуны — занятие проблематичное и даже безнадежное. Стоят билеты недешево, а заказывать их надо за полгода вперед до времени проведения «Милитари тату». Сразу же обмолвлюсь: «Мы на трибуны не попали, так как не знали про этот фестиваль до посещения Эдинбурга ровным счетом ничего и билеты на него не заказывали». Популярность этого фестиваля в мире просто фантастическая. Более 100 миллионов телезрителей со всего мира смотрят эти военно-музыкальные игрища в прямой трансляции. Россия, по обыкновению, имеет свой самобытный взгляд на этот фестиваль, впрочем, как и на многое другое интересное, происходящее на нашем Земном шарике. Вероятно, российские телевизионные начальники абсолютно уверены, что российскому телезрителю какие-то музыкальные марши каких-то военных духовых оркестров — до лампочки, то есть безразличны! А посему и транслировать фестиваль на российском телевидении — совершенно дурацкая затея.

В дни проведения «Милитари тату» спокойный и уютный Эдинбург с населением менее полумиллиона жителей преображается до неузнаваемости. Его улицы оккупируют более двух миллионов гостей города и, многие автомобильные дороги перекрывают для движения транспорта, превращая их в пешеходные дорожки.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Но, вот мы, покружив с Оксаной вокруг да около «Балморала», оказываемся в нашем временном пристанище. В отеле первое, что мы увидели, так это портрет нашей соотечественницы Анны Ахматовой. В голове невольно зароились подозрения: «может и Эта туда же подалась… может Анна Андреевна вовсе и не великая русская поэтесса, а самая настоящая коренная шотландка, прославившая своими стихами шотландскую литературу?! Отчего бы это и с какой такой стати висеть ей здесь?».

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

В стоимость проживания в отеле у нас с Олей включены только завтраки. Поэтому, приняв душ, мы бодро выскакиваем из отеля в город в полной уверенности о предстоящем вкусном и сытном ужине в каком-нибудь уютном ресторанчике или пабе. Оксана по дороге в отель показала нам несколько злачных мест, славящихся в шотландской столице своим гостеприимством и отменным меню. Расставаясь с нами в отеле, Оксана напутствовала нас добрыми пожеланиями: «В Эдинбурге совершенно невозможно остаться голодными. В этом городе немыслимое количество пабов и ресторанов, в которых невероятно вкусно готовят. Закажите себе обязательно фиш-супчик, хаггис, а также венисон — традиционные шотландские блюда. Пальчики оближите!». Ну, рыбным супом в России никого не удивишь. Кто ж у нас не знает, как приготовить только что выловленную и в труху измельченную форель в молочных сливках. А вот про хаггис и венисон нашим российским гурманам, наверняка, узнать будет полезно и крайне интересно.

Хаггис готовится из бараньих потрохов (сердце, печень, лёгкое) порубленных с луком, салом, овсяной мукой, сдобренных приправами, предварительно обжаренных и тушеных опять же в бараньем желудке.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Венисон, так это вообще — примитивнейшее из блюд. Венисон есть ни что иное, как кусок нежнейшей оленины (поджаренной или тушеной), предварительно вымоченный в молоке. Обычно подается с уложенным слоями пюре, пропитанным сливками и чесночком.

Голодные и уверенные в скором насыщении своих организмов, подкрепленные Оксаниными напутствиями, что в этом городе просто по определению нельзя умереть с голоду, мы самоуверенно двинули на Королевскую милю с ее кучей блистательных едальных заведений.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Где, как не на Royal Mile можно потрапезничать шотландским национальным харчом с королевским размахом. Само название улицы уже обязывает и манит! И действительно, красочные вывески пабов и ресторанов сверкали своими притягательными фасадами со всех сторон.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Наивные! Такого облома мы себе даже представить не могли! Оказывается, в Эдинбурге в дни проведения «Милитари тату» и нашествия в город полчищ туристов,

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

которые как саранча пожирают и выпивают всё и вся вокруг себя, очень даже возможны и голодные обмороки, и даже летальные исходы, когда бедные гости столичного города, так и не найдя заветного свободного столика, от вида недосягаемых разносолов на чужих столах захлёбывались собственной слюной, штабелями валились на мостовые и умирали в страшных мучениях. Не верите, посмотрите свежие фото:

Вот и младая мамашка с ребенком свалилась с голодухи.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

А рядом с ними примостились опухшие от голода девчата, у которых уже и сил то не осталось подняться и идти дальше в поисках пищи насущной.

Кто-то откровенно уже просто разуверился найти для себя кусочек венисона и пинту виски на этой знаменитой ресторанами королевской улице. Такие просто сидели в одиночестве на мостовой и горько плакали, растирая тушь по лицу.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

На все эти ужасы, задорно порыгивая, поглядывала сытая публика

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

, в глазах которой я не заметил и капельки сочувствия к голодным людям, кому не удалось найти заветного свободного столика в многочисленных ресторанах города.

Все рестораны, кафе и пабы были под завязку забиты орущей, жующей и пьющей виски и пиво публикой.

Со всех сторон гремела музыка, раздавалось лошадиное ржание и аппетитное чавканье веселящихся счастливчиков, забронировавших вовремя столики и беспечно пожирающих НАШИ фиш-супчик, хаггис, венисон и нагло пьющих НАШЕ пиво и односолодовые виски!

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

20 часов вечера — как раз то время, когда народ в Эдинбурге предается веселому разврату (как говорит Оксана) вечернего чревоугодия. А рядом с этим безобразием множество страждущих и голодных людей в поисках пропитания буквально рыскали по улицам Эдинбурга, выискивая, где бы им присесть за столик и промочить горло элем.

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Да в гробу мы видали эти эдинбургские рестораны, подумали мы с Олей, вконец отчаявшись вкусно поужинать столичными кулинарными изысками этим вечером

Шотландская Симфония. Эдинбург. Часть первая

Безрезультатно проболтавшись по пабам, барам, кафе и ресторанам, несолоно хлебнувшие эдинбургского гостеприимства, голодные и теперь уже не такие самоуверенные, как прежде, мы побрели в сторону нашего отеля. По дороге в каком-то супермаркете купили виски и пива, круассанов и копченых куриных крылышек, клубники и чего-то там еще. Всем этим и отметили наше начавшееся путешествие по Шотландии.

А после ужина мы счастливые и довольные сыто уснули. Снились нам хаггис и венисон, и, конечно, фиш-супчик на сливках…

На следующий день у нас была запланирована на целый день автомобильно-пешеходная экскурсия по Эдинбургу. Однако об этом я расскажу уже в следующей части моей Шотландской симфонии.