Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 26 февраля 17:41
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Анурадхапура, Коломбо — Шри-Ланка Март 2011

Вторая по величине ступа планеты — лишь малая часть достоинств и интересностей.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Анурадхапура оказалась самым дорогим городом ланкийского этапа нашего путешествия — поиск жилья даже за неприличные по местным меркам 1000 рупий занял не один час. Туктукеры разводили руками, местные общины паломников пытались устроить классику разводки на внезапном смещении цен с номера на человека. И только случайный дедушка-велосипедист помог найти небольшой, пафосный с виду отель на берегу озера, согласившийся предоставить нам огромный дабл за искомую цену.

Дедушка, понятно, не обошелся без нагрева — подослал нам своего кореша-туктукера. Дело в том, что осмотреть Анурадхапуру без транспорта практически не реально — не даром я сравнил ее масштабы с Ангкором. Даже на бесплатную часть достопримечательностей ушел полный световой день — а ведь есть еще огромные развалины дворцов, форт, монастыри, входящие в 25-долларовый пермит, выдаваемый местным минтуризма в нескольких туристических центрах города.

На пермите туктукеры и их друзья пытаются заработать — они будут уверять, что отвезут вас в любое место либо бесплатно, либо за небольшую взятку охране. Практический совет — составьте полный список интересных вам мест заранее, выпишите его на листочек и только тогда начинайте торг. В принципе, день работы туктукера стоит 800 рупий. Туктук берет двух человек. Объехать более-менее значимые места — 2 дня туктука плюс 25 баксов. Суммируем, торгуемся. Если на финише пробега выйдет больше оговоренной суммы — слово «Fuck», подкрепленное широким жестом, быстро отрезвляет разводил.

Посмотрим, впрочем, что можно получить ценой 800 рупий и широкого fuck-жеста.

Начинается путь с самых старых из открытых археологических памятников — развалин небольших храмов и бесчисленных мест для медитации.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Вид на типичный древний храм.

Помните, я говорил об особенностях страны — если два или более больших камня лежат, плотно прижавшись друг к другу, на этом месте стопроцентно было культовое сооружение.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Медитирую над пропастью между скальниками.

Удивительно, но на этом маленьком скоплении огромных камней так и тянуло задержаться — туктукер аж нервно засигналил, устав дремать в тени ближайшего кустарника.

Замер оптимальных параметров.

Самое офигенное — лежать под боком огромных нависающих камней в каменных ложах для медитации, отполированных столетиями.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Котэ знает толк. И выглядит как жемчужинка в раковине.

Над медитативными камнями когда-то располагались храмовые надстройки. Строились они по технологии, не сильно отличной от современного азиатского домостроения — бетонные столбы и стены-крыша из подручных материалов.

Столбы, собственно, и остались.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Очень старая и очень охраняемая надпись, одна из древнейших в своем археологическом периоде.

Проход под камнями выглядит низким — на деле в нем почти два метра.

От храмов древних и разваленных переезжаем к более современным и живым постройкам.

Анурадхапура, к слову, была забыта почти на 800 лет. Почти — поскольку для узкой прослойки религиозной верхушки страны несколько храмов, продолжавших влачить жалкое существование на заполняемой джунглями территории развалин, оставшихся после индийских завоевательных нашествий, все-таки представляли определенную духовную ценность. Один из таких храмов, чудом устоявший под натиском индусов, тропических лесов и времени, сегодня гордо демонстрирует себя посетителям и паломникам.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Исурумуния, храм, охраняющий самое большое водохранилище города.

Белкопрыг!

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Барельефы слонов (3 в. до н. э.) и ниша для прицельной растраты мелочи. Оставил монетку внутри со второй попытки.

Исурумуния, по мнению историков, служила и как место для вызывания дождя, крайне необходимого на острове в летнее время. Во многом этим объясняется ее сохранность.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Еще одна ланкийская классика — настенные комиксы внутри храмов.

Лежачий Будда, да.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

А это, кстати, вход в здание музея, где помимо прочего можно приобрести пермиты в «запретный город».

После монастыря туктукер любезно предоставил нам время на осмотр водохранилища и прилегающих развалин. Развалины впечатляют, очень-очень.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Очень жаль, что не восстановлена хотя бы частичка этого фантастического места — города из камней под стеной, ограждающей огромные искусственные озера.

В середине поездки туктукер предпринял попытку внеочередного развода — под предлогом просмотра большой статуи сидящего Будды завез на территорию паломнического центра. Все бы ничего, но именно в этом центре прошедшим вечером мы пытались найти ночлег, а потому к предложению спуститься почти бесплатно в некий подземный храм под статуей отнеслись адекватно — отказались.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Купите-купите, зайдите, посидите. Ненавязчивый околопаломнический сервис.

Статуя. Новострой. Пещера под ней тоже сильно нова.

Переходим к самому интересному из бесплатной части города. Комплекс пагод (дагоб) и дерево Бодхи, самое старое дерево на планете. К слову, эту часть маршрута туктукеры преподносят как платную — не ведемся.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Путь к большим белым дагобам пролегает через развалины старинных пагод. Эта, к слову, когда-то конкурировала (по высоте) с пирамидами Гизы.

Дерево Бодхи оказалось далеко не неохватным тысячелетним дубом — ветвистый такой кустарничек, огороженный бетонным основанием и обвешенный ленточками на расстоянии досягаемости человеческих рук.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Так вот ты какое, самое старое дерево Земли!

В Анурадхапуру попали на праздники — священные места белели, гудели, галдели.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Справа — самых неистовых охрана за денежку пускает подняться на уровень дерева Бодхи.

Медитации. Мммама ммыла пилораму.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Здесь не только лотос, но и рис. Стены, соответственно, засижены большими зелеными мухами.

Помимо старого Бодхи, на огороженной территории живут и его отпрыски.

Впрочем, оставляем обувь у ограды дерева и по гравийной дорожке, проложенной по болотистым зарослям, проходим к самой большой ступе страны.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Джетаванарама, 120-метровая дагоба, появляется из-за пальмовых крон.

Толпы туристов теряются в супертолпах паломников.

Поснимать дагобы без людей проще в Абхаягирии — соседнем храмовом комплексе, ступа которого после многочисленных землетрясений и обрушений снизила свою изначальную высоту почти на 40 метров.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Небольшие 79 метров, плюс надстройка из дерева. Зато в этой ступе есть небольшая внутренняя полость.

Дагобы Анурадхапуры завершают бюджетную часть осмотра города. К огромному сожалению, на платный участок не осталось ни средств, ни времени.

Добраться до Коломбо решили поездом — и не прогадали. Поездка колониальным составом по джунглям острова — лучший способ вернуться на пару сотен лет назад.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Возьмите тунисский поезд и поместите его в джунгли — деревянные сиденья, грязь, толпы, бесконечные торговцы.

В Коломбо, пользуясь парой часов свободного времени, решили посетить самый-самый колониальный портовый район форта. К нашему сожалению, в связи с праздниками, либо подчиняясь классической для страны террористической паранойе, район практически оцеплен.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Снимаем винтажные магазинные комплексы на границе района. За ограждениями спят толпы бездомных.

Баррикады, военные машины. А всего-то хотели снять часовую башню — запретили военные. Пришлось воспользоваться широтой объектива.

Золотое кольцо Цейлона. Анурадхапура, Коломбо

Неоднозначный памятник центра связи машет нам трубкой — прощай, Ланка! Мы вернемся к твоим сокровищам!