Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был сегодня 8:48
В путешествии по Ирану.

Ольвера, Сетениль-де-лас-Бодегас, Михас, Ронда — Испания Апрель 2013

Вот шут его знает почему, всегда меня влекло в путешествия! С детства. Породил это нездоровое пристрастие, возможно, Жюль Верн, а завершил, наверное, Джек Лондон. А сколько еще всех было между ними! Хотя в моем детстве (и юности) по причине различия политических мировоззрений нашей страны и всего остального мира рядовому советскому человеку попутешествовать по этому всему остальному миру было практически нереально. Для этого рядовому советскому человеку необходимо было либо затесаться в высшую партийную номенклатуру, либо сделаться каким-нибудь известным артистом, либо, на худой конец, стать Юрием Сенкевичем. А это удавалось единицам. Но ведь и Советский Союз был тоже тогда немаленький! Так что повидал я в дошкольно-школьном возрасте и Абхазию, и Литву, и Украину. И видел немало диковинного! Но еще больше удивительного рисовало мне мое детское воображение, уносящее меня куда-то в диковинные города с замками, в осененные закатом горы и к далекому морю под удивительными облаками.

Pueblos Blancos

Например, думалось мне, вдруг есть на свете места, где люди живут под горами!

Pueblos Blancos

Например, помню, дошкольником любил я стоять на нашем балконе на седьмом этаже панельного дома в московском районе Теплый Стан. Смотреть на далекие-далекие, как мне тогда казалось, дома за Тропаревским лесопарком. И хотя в реальности дома те были такими же как наша панельными девятиэтажками и располагались всего-то в нескольких километрах, мне рисовалось, что там, наверное, совсем другая жизнь, другие люди, над ними другие облака, и смотрят они на жизнь другими глазами.

А что уж говорить о других странах! Мне всегда было интересно, как живут люди, которые живут не так, как мы. И мне невероятно повезло с женой, которая страдает таким же нездоровым любопытством! Поэтому приехав на неделю в Андалусию и поселившись в Фуэнхироле на Коста-Дель-Соль рядом с Малагой, мы и думать не могли о том, чтобы всю неделю просидеть на попе ровно на одном месте. Это же Андалусия! Тут же похозяйничали римляне и вестготы! Потом пришли мавры, принесшие исламскую архитектуру и научные новшества! Потом началась реконкиста, снова пришли христианские короли и именно отсюда запустили настырного авантюриста Колумба со товарищи искать западный путь в Индию. Христианские короли, правда, зачем-то изгнали отсюда всех людей иных рас и именно здесь придумали инквизицию. Но с кем не бывает — все когда-нибудь ошибаются. То есть, здесь было столько всех, и все они (за исключением разве что вестготов) оставили после себя столько всего, что целыми днями наслаждаться комфортом клуба La Costa, в котором мы поселились, нам никакая совесть не позволяла.

Ведь где-то совсем рядом — другая жизнь, другие перспективы и картины!

Pueblos Blancos

Нет, для проформы, мы, естественно, выполнили обязательный минимум расслабленной курортной жизни: за неделю один раз искупались в бассейне и пол раза около него позагорали, один раз искупались в море (только я, так как оно было еще некупабельно холодным), полтора раза сходили вечером в ресторан на живую музыку и выпили там полтора коктейля. Всё. Остальное время мы куролесили по Андалусии либо за баранкой, либо на своих двоих.

А вечером, конечно, хорошо было вспомнить пройденное и увиденное за день и расслабиться на верандочке вчетвером — я, жена, хамон и херес.

Pueblos Blancos

Так мы и скоротали пять коротеньких пролетевших стремительным вихрем впечатлений наших счастливых андалусских деньков. Утром просыпались, завтракали, чем Бог послал (а посылал он обычно неизменный хамон, сыр, яйца и другие местные продукты, купленные в соседнем супермаркете), прыгали в наш припаркованный рядом черный Nissan Note и мчались 150–300 легких испанских километров до очередной заранее намеченной цели. Там мы (удачно или не очень) парковали автомобиль и начинали гулять по достопримечательностям — иногда в темпе вальса, иногда величавым прогулочным шагом, а иногда (чаще всего) рысью с языком на плече. Все это сопровождалось беспорядочным фотографированием всего и вся — людей, пейзажей, собак, апельсинов и арен для корриды.

Pueblos Blancos

Между тем подавляющее большинство со-отдыхающих косилось на нас с нескрываемым подозрением и опаской. «Что это им не лежится у бассейна? Куда это они рано утром уезжают и поздно вечером возвращаются? Что-то они скрывают — не отдыхать, видно, они сюда приехали!» — наверное, так о нас все они думали. Да что греха таить, мы и сами о себе были такого же мнения! Мы ж отдыхать вроде приехали, а ноги перманентно болят то от ходьбы, то от нажимания на педали! От такого отдыха, честное слово, надо бы по-хорошему еще недельку отдыхать, расслабляться и приходить в себя. Но лишней недельки у нас нет. Да если бы и была, мы бы, боюсь, и ее так же профукали, бегая с вытаращенными глазами по каким-нибудь горам и долам, городам и весям.

Pueblos Blancos

Хотя мы, конечно, устроили себе один день отдыха, решив полностью посвятить его расслабону, шопингу, обжорству и пьянству. Но и в этот день у нас не получилось сколько-нибудь долго посидеть-полежать: исходили родную Фуэнхиролу вдоль и поперек.

Так вот я о чем думаю. Сколько же мы видели там в клубе La Costa в соседних апартаментах счастливых пенсионеров всех национальностей, а также и людей помоложе — нашего возраста — наслаждавшихся удобствами у бассейна и комфортом околопляжной жизни. У нас в жизни почему-то происходит всё с точностью до наоборот. Когда мы были помоложе и победнее, мы стремились отдыхать как можно более комфортно и малоподвижно — чтобы море омывало пятки, солнце грело все части расслабленного тела, чтобы еду и питье нам приносили на блюдечке с голубой каемочкой, и чтобы отель имел не менее пяти гордых звезд.

А с возрастом и увеличением собственных возможностей у нас крышу-то подсорвало. Теперь нам хочется не лежать, а бегать, звезды отелей нам неприлично до фени (а роскошь в путешествиях стала нами даже немного презираема), питаемся не в хороших ресторанах, а «подножным кормом» местных аборигенов. В общем, сплошная деградация, авантюризм и дауншифтинг! Сложно, блин, себя представить пенсионерами у бассейна!

Но я ухожу от темы всё дальше и дальше. А тема-то в том, что сейчас, когда возможность путешествовать есть, обидно не увидеть, как же живут на свете люди. И еще раз восхититься, иногда ужаснуться, но всегда — впечатлиться! Вот с таким несложным и древним как мир девизом — «хлеба и зрелищ» — мы таскаемся по странам, как только предоставляется такая возможность. А ведь в мире и правда столько удивительного!

Вот взять, к примеру, Андалусию. Ведь что для вас Андалусия? Конечно, всякий вспомнит Севилью и Альгамбру, Колумба и Пикассо, реконкисту и инквизицию, хамон и херес! (Хотя сам я до этой поездки и половины всего этого про Андалусию не знал). Но знаете ли вы про Pueblos Blancos?

Pueblos Blancos

Даже при поверхностном взгляде на Pueblos Blancos хочется воскликнуть: «живут же люди!» И дело тут, конечно, не в количестве сбережений у местных жителей и не в удобстве места проживания (иногда, с точки зрения уставшего тела, эти постоянные крутые дорожки вверх-вниз не очень-то удобны!). Но мы ведь рождены парить мечтой, а не прислушиваться к стенаниям бренного организма.

А вот расположение Pueblos Blancos неизменно стимулирует воображение: обычно они затеряны в глубине Пиренейских гор, и их белые домики разбросаны чьей-то небрежной рукой в кажущемся беспорядке по скалистым кручам и над глубокими каньонами.

Pueblos Blancos

Взять, например, Ронду: ну кто же догадался раскидать городок по двум сторонам глубокого ущелья Трехо, соединив две его части массивнейшим каменным мостом!

Pueblos Blancos

Но обо всем по-порядку. Во-первых, Pueblos Blancos — это «белые города». Дома в них исключительно белого цвета. Только городские храмы, обычно доминантой возвышающиеся над городком отличаются серым или коричневым цветом камня.

Pueblos Blancos

Во-вторых, как я уже сказал, располагаются «белые города» на каких-нибудь невообразимых кручах — обычно не особо высоких, но особо вертикальных. Поэтому, если вы используете автомобиль в качестве транспортного средства, это хорошо для того, чтобы добраться в какой-нибудь pueblo blanco, но не для того, чтобы передвигаться по нему! Узенькие улочки вкупе с подъемами и спусками под всевозможными углами (вплоть до 45 градусов в любом направлении) и вдобавок с повсеместно припаркованными в самых немыслимых позах автомобилями создают атмосферу захватывающего квеста! И еще не забывайте про узость улиц — иногда она такова, что приходится складывать боковые зеркала. Добавьте к этому необходимость разъезжаться со встречными автомобилями (вот когда я начал верить в чудеса!) и потребность все-таки понимать, куда ты едешь (такая надежда покидает тебя примерно через 30 секунд после въезда в город)! Однажды, я каталась на американских горках и чуть не описался и после этого поклялся: «Больше никогда в жизни!» — настолько чрезмерным оказался вплеск адреналина. Так вот от вождения, например, по Сетениль-де-лас-Бодегасу адреналина вплеснулось даже больше.

Pueblos Blancos

Да и дорога в Сетениль была захватывающей. Поехали мы в него из Ронды. Путь проходил через городок Арриате. Так вот в этом Арриате проезжая часть начала сужаться все больше и больше, пока совершенно не зажалась между нависающими над ней домишками и не уперлась в крохотную развилку в стиле родного былинного «налево пойдешь»… Так вот налево — знак «движение запрещено», а направо — указатель «кладбище». Но нам ведь не нужно туда, где запрещено, и тем более не нужно на кладбище! Нам нужно в Сетениль! Но делать нечего, поехали на кладбище — туда хоть не запрещено. Не найдя там дорогу на Сетениль, поплутав еще по живописным улочкам, вернулись снова к развилке и встали в недоумении. Тут, о чудо! — мимо идет прохожий. Я начинаю махать ему руками и вопросительно кричать по-испански: «Сетениль?!" Прохожий начинает улыбаться и показывать мне, чтобы я ехал туда, где «запрещено». Ну, думаю, наверное, Испания страна свободы и демократии, и здесь можно даже туда, куда нельзя, и еду туда, где запрещено. И что бы вы думали! Оказывается, еще до знака «запрещено» сверхъестественным образом обнаруживается еще один поворотик направо — вот он-то и вел в Сетениль! Просто какой-то Гарри Поттер и Тайная комната — магия да и только!

В общем, если вы уж приехали в какой-нибудь «белый город» за рулем, мой вам совет — бросайте ваш автомобиль на первой же обнаруженной парковке и дальше — на своих двоих. Это если Вы, конечно, желаете осмотра окрестностей, а не адреналинового аттракциона. Так мы поступили, например, в Михасе — первом из посещенных нами pueblos blancos. Ведь цель путешествия — посмотреть, как люди живут, а не потрепать себе нервы. Хотя, впрочем, такая экстремальная авто-езда — тоже часть повседневной жизни тамошних жителей. Так что это тоже разок стоит попробовать)))

Так вот в Михасе, здравый смысл восторжествовал, на удивление, быстро, и мы, припарковав машину где попало в первом же разрешенном месте, отправились наслаждаться вечерним спокойствием среди белых стен, праздношатающихся жителей и синих горшков с красными цветами.

Pueblos Blancos

Уличные кафе зазывали внутрь — вкусить ужин в прохладном патио. То, что происходит в патио, иногда ретранслировал установленный на улице экран.

В Михас мы приехали уже вечером, поэтому ни шума, ни туристических развлечений уже не застали. А ведь Михас — город ослов! Нет, не подумайте, я в высшей положительного мнения о местных жителях. Просто осел является символом города, и, говорят, днем на этих, насколько удалось узнать, совсем не упрямых млекопитающих, в Михасе катается и стар, и млад. Но вечером уже никто никуда не катается, жизнь катится вяло, гармонично, размеренно и красиво — как закатное солнце за горизонт.

Pueblos Blancos

В путешествиях мы с женой фаталисты. Верим, что куда в какое время, в какую погоду, при каких обстоятельствах мы бы ни приехали — значит, так оно все и должно было быть. Вот приехали в Михас вечером — не увидели ослов, но увидели закат. Кто бы что ни говорил, но я думаю, что закат лучше ослов. Тем более, что из Михаса открывается захватывающий панорамный вид на побережье вдали.

А церковь Девы Марии на скале в гроте, думаю, особенно красива при вечерней подсветке.

Pueblos Blancos

Как это не грустно, но оставим очаровавший нас Михас и отправимся в Ронду. Безусловно, самое захватывающее «рондовское» зрелище — это каньон, мост через каньон и буквально нависающие над каньоном дома! Глядя на это соединение чуда природного и чуда рукотворного, сложно поверить, что это существует на самом деле!

Pueblos Blancos

Да и жизнь в Ронде, в общем, кипит. Самый посещаемый и туристический из белых городов. Что может быть и плюсом, и минусом. Но мы с неубиваемым оптимизмом будем рассматривать это как плюс!

Pueblos Blancos

Но самое наше сильное впечатление — наша «звезда» белых городов и личный фаворит всего путешествия — безусловно, Сетениль-де-лас-Бодегас! Обычно умные люди поступают как? Строят город на вершине горы — и вид получше, и врагам сложно подступиться, и город видно издалека. Но древние сетенильцы были настолько умны, что перевернули все в буквальном смысле с ног на голову. Город у них не на горе, а под горой. Подчеркну — не у подножия горы, а практически под горой. Нет не в пещере, но крышей множеству домов и даже целых улиц служат нависшие сверху массивные скалы!

Pueblos Blancos

Это даже удобнее — враги не подступятся, потому что просто не увидят, куда подступиться! А вид на скалы снизу — тоже очень хорошо!

Pueblos Blancos

Так вот по Сетенилю мы бродили как зачарованные часа три. А меньше никак нельзя было! Людей на улицах — почти никого (сиеста), почти все двери открыты, а за ними — сплошной мудехар. Редкие прохожие гармонично вписываются в ландшафт…

Pueblos Blancos

Что сказать, есть на свете края, где люди живут по-другому! И пока они есть, у нас есть счастье путешествовать! Пусть эра великих географических открытий уже прошла!

Ведь если даже ты прошел уже полмира, но все так же смотришь с балкона на закат над соседним районом и думаешь «а как оно там?», для тебя эта эра только начинается!