Мария Пользователь — была 20 июля 18:13

У погребального костра. Жизнь и смерть долины Катманду

6 февраля 2013 г. 16:44 Катманду — Непал Ноябрь 2011

Вобщем-то долго думала стоит ли публиковать свой фото-рассказ. Настолько сокровенно было то, что происходило на моих глазах, что долгое время не решалась.

Итак, место действия — набережная Багмати, протекающая через центр города Катманду священная река, индуистский храмовый комплекс Паушпатинатх. Разделяющая его на две половины река, является местом, где ежедневно происходят индуистские обряды сожжения трупов.

Живые и мертвые, жизнь и смерть так тесно соседствуют тут друг с дружкой.

Еще на подходе к комплексу продают разноцветную пудру. Как мило, не правда ли?

Только потом окажется, что это не для настроения, а для ритуала, ею обильно посыпают лицо покойного перед сожжением.

Переходя реку видим множество картин из жизни по ее берегам.

Здесь в реке чистят зубы, купаются, тут расположился старичок, старательно надраивающий грязную посуду.

Дети, стирающие белье.

А вы только загляните в воду. Лишь воображение сможет подсказать, что там

Зной, превращающая мир в бесформенное марево жара. А вот прилегла прямо на поминальном гхате отдыхать женщина.

На следующем гхате сидит другая женщина с грудным ребенком.

Тихо-мирно в общей свалке пасутся коровы.

За происходящем на другом берегу внимательно наблюдает обезьяна, рассевшаяся на свежевыстиранном белье.

Пару раз я была свидетелем того, что огромные корзины с мусором тут же, на территории комплекса переворачивали прямо в воду. Да, Багмати — священная река, впадающая в Ганг, которая всю грязь и пакость мира, смерть, болезнь и тление очищает в своих водах, дарит чудодейственное волшебство и превращение.

Быть сожженым здесь — большое счастье, гарантирующее покойнику лучшее перерождение в следующей жизни. И не каждый может это себе позволить.

Итак, вначале мертвое тело омывают в водах. На специальных ритуальных носилках укладывают на дрова.

Затем посыпают пудрой.

Зажигают огонь и самый близкий родственник обходит с ним тело.

Затем поджигает…

И вот уже пламя очищающим светом горит на теле, остается только подкинуть охапку сухой соломы, чтобы посильнее распространился огонь.

Проводы в иной мир здесь очень публичны. Наблюдают за этим действом не только обезьяны. Местные жители, расположившись на мосту жизнерадостно наблюдают за происходящим, иногда даже пощелкивая затвором фотоаппарата. А под горящим телом в воде копошится руками подросток, выискивая в куче останков уже попавших в воду, какие-инбудь ценные вещи.

Очень часто человеческое горе в разных уголках мира может быть сглажено тысячами слов о том, что «религия у них такая», «они все воспринимают по-другому, не как мы». Это не правда, я видела отчаяние, слышала горестный плач ребенка, видела, как прижимает и утешает его отец, потому что его мать сегодня оказалась в костре на погребальном гхате.

Мимо проносят на носилках следующее тело и так до бесконечности работает местная фабрика.

И вот уже весь комплекс дымит человеческими перерождениями.

После того, как тела прогарают, остатки от костра сбрасывают в реку.

Самые жизнеродостные и цветные персонажи здесь — садху — индуистские монахи-отшельники, ведущие между собой разговоры за-жизнь….

.и с удовольствием за деньги позирующие туристам.

в Катманду

Dmitrijj_Semenenko
7 февраля 2013 г. 8:56
Роскошная поездочка получилась, Непал- сказочная страна!
7 февраля 2013 г. 10:04
Прикалываетесь, правда? ...вобщем-то это Непал ))
Dmitrijj_Semenenko
7 февраля 2013 г. 10:06
Пардон, опечаточка вышла, исправил
elege
7 февраля 2013 г. 9:50
Очень впечатляюще!
7 февраля 2013 г. 10:45
я бы сказала, что на месте было "очень не по-себе", я еще там в одиночестве бродила, мои спутники меня покинули в этом испытании..
elege
7 февраля 2013 г. 11:23
представляю, да еще и в одиночестве
7 февраля 2013 г. 10:19
Жуть, но очень интересно...
7 февраля 2013 г. 16:20
Спасибо. Рада, что заинтересовала!
chulenok
7 февраля 2013 г. 11:16
В Варанаси Вам случайно не удалось побывать. Там все гораздо масштабнее
7 февраля 2013 г. 11:47
В Варанаси фотографировать можно только исподтишка... А тут всем по-барабану!
Я, на самом деле, не особый любитель таких пикантных сторон жизни (или смерти)...
В Варанаси еще и просто трупы утопленников плавают - почетным (не могу подобрать слово...) считается предать себя живьем водам Ганга, считается, что это прерывает цепь перерождений и человек достигает мокши (что-то типо нирваны в буддизме). Вобщем жутко ужасно...
Для меня индуизм самая непонятная религия, начиная от индийского и заканчивая тем же балийским. Слишком она для меня кровавая..
20 марта 2013 г. 11:13
Насчет Варанаси, кстати, я бы не сказал, что сильно масштабнее. Здесь можно разглядеть все в деталях и в спокойной обстановке, а там - толпа плюс непонятно зачем тусующиеся в этом же месте коровы и большие кучи дров. Снимали там с трудом...
Skripina
8 февраля 2013 г. 9:30
дааа....очень далекая для меня религия. Осуждать, не понимая, я не могу, но и порадоваться за них не получается.
8 февраля 2013 г. 10:41
Елена, получается, что в чем-то с вами согласна))
kroshka_anji
10 февраля 2013 г. 2:52
ой..жуть..какое место..как-то смотрела про все это передачу..еще тогда сильно впечатлилась
10 февраля 2013 г. 11:49
смотрели скоре всего про Варанаси в Индии...
да, а в живую побродить еще те ощущеньица..
6 марта 2013 г. 22:22
vasilets писал 7 февраля 2013 г. 10:19
Жуть, но очень интересно...
- согласна с Сергеем! Так и подумала про себя :)
20 марта 2013 г. 11:10
К фотосъемке они как относятся? Я сам недавно из Варанаси, снимать приходилось только телевиком, проплывая мимо на лодке. Нас хорошо предупредили, что родственники могут морду набить...
20 марта 2013 г. 12:57
Абсолютно спокойно. Причем фотографировали это дело не только откровенные белокожие туристы, но и куча местных зевак. И вообще аборигены в это место, как в парк на прогулку ходят. Расположатся на другой стороне реки со стороны поминальных гхатов, отдыхают или даже наяривают местные снэки.
Manola
29 июня 2013 г. 10:32
Тоже совсем недавно наблюдала всё это действо вживую. Какая-то театральность все-таки в этом чувствовалась, воспринималось, как сцены из спектакля. Может потому, что действо не бесплатное. Правда мы прошли огородами и попали в комплекс с противоположный стороны, как раз там, где лежат умершие. А то, что опубликовали рассказ с фотографиями, правильно сделали. Это - вековые традиции других народов, которые знать будет нелишним.
24 сентября 2014 г. 19:47
А вот мне стало интересно после нескольких репортажей на туристере , а почему такой выбор путешествия в такую грязь.... !!! Ужас конечно ,понимаю что вероятно интересно , но не могу понять!У вас получился красивый рассказ и фото прекрасные!
1 ноября 2014 г. 0:07
По-поводу грязи, да есть такое дело... Но уверяю вас, Непал после посещения Индии покажется просто европейским курортом.
1 ноября 2014 г. 0:11
не собираюсь в те края... так что просто поверю вам!
1 ноября 2014 г. 0:39
Каждому свое, у меня маму тоже не затащишь на Восток! По Европе путешествовать очень комфортно, спокойно, сама отдыхаю там и душой и телом, чистота, хорошие дороги, поезда по расписанию, никому до тебя дела нет: никто не ищет способов тебя развести, на тебе заработать, никакой тебе малярии и акклиматизации, ползущих калек и дергающих за рукав нищих.
В Азии немного по-другому, наблюдая жизнь не через окно туристического автобуса, вряд ли получится расслабиться, но оно того стоит. А зато чувство иногда, что ты на другой планете, настолько все отличается.
Хотя я думаю, что Россия все же ближе к Востоку, чем к Западу.
Как-то так))
3 ноября 2014 г. 11:59
Мы живем в Европе так что к ней конечно привыкли , Азию воспринимаем спокойно .. потихонечку привыкли к китайской и индийской кухне... вероятно что и в поездки решимся ,но не сейчас... а вот в направлении Индии и Непала точно нет... наверное у каждого есть страны в которые он не хочет .. без объяснений и без причин ,просто не его....)) Спасибо вам за общение!