Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 15:59

Помпеи — Италия Сентябрь 2012
Мертвый город.

Венеция после тумана.

Наверное нет человека, который хотя бы однажды не видел картину Брюллова «Последний день Помпеи» и не думал о трагической судьбе процветающего города в один миг погребенного под огромным слоем пепла.

Когда я выбирала тур по Италии, непременным условием было посещение Рима, Венеции и, конечно же Помпей!

И вот, в последних числах сентября, наш экскурсионный автобус мчится из Рима в Помпеи, неужели такое может быть, неужели я увижу своими глазами город, оживший, благодаря стараниям археологов? Современная дорога в Помпеях прорублена в черном застывшем пепле -слева возвышается Везувий, справа- Тирренское море.

В предвкушении прогулки по улицам древнего города, я потеряла бдительность, мысли хаотично наскакивали одна на другую, одновременно приходилось слушать гида, запоминать место и часы встречи после экскурсии-явки и пароли!

Мертвый город

В итоге, когда наша группа направилась уже по первым улочкам раскопанного города, у меня заканчивается зарядка на батарее в фотоаппарате. Я с полной уверенностью шарю по карманчикам рюкзака в поисках запасной и вдруг в ужасе замираю! О, только не это! Ищи-не ищи, все равно батареи остались в автобусе, в сумочке для фотоаппарата! Приехала, называется в Помпеи, увидела мечту! Уже второй раз в этом году со мной такое, ох уж эти запасные батареи!

Мертвый город

Глаза предательски защемило, но только этого еще не хватало, давай, думай, выход есть и он где-то совсем рядом. Рассказ гида эхом раздается из динамика моего аудиогида и не достигнув цели, исчезает в пространстве. Оглядываю всех тех, с кем удалось более-менее познакомиться за несколько дней совместных путешествий и кто может спасти меня от моей невнимательности, рассеянности, легкомысленности: эта-нет, эти-тоже, эта-тем более нет! И вдруг взгляд останавливается на девушке, которая путешествовала с мамой, мои землячки из Анапы! И фотоаппарат у нее нормальный и ноутбук есть. Сразу стало легко и я воспрянула духом, пара минут ушла на объяснение ситуации и все, проблема решена! Все остальное время экскурсии Катюша снимала сама по моей просьбе или давала мне свой фотоаппарат.

Мертвый город

Город Помпеи был местом летнего отдыха всей знати Рима, это был большой и процветающий город Римской империи. В I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр.

Мертвый город

Не будь извержения вулкана и последующих раскопок, мы никогда бы и не узнали о жизни в те далекие времена. Помпеи был очень цивилизованным городом- в нем было все необходимое для жизни и для отдыха, жизнь здесь протекала бурно и весело! Если Везувий-дьявол на земле Рая, то Помпеи-это город греха-здесь рождается первая в мире проституция, найдено и раскопано много публичных домов, доказывающих это.

Мертвый город

В далекой древности в городе были бары, сауны, торговые лавки, всевозможные мастерские, уже тогда в Помпеи была развита сеть фаст-фудов.

Мертвый город

В Помпеях сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, где проводятся бои гладиаторов,

Одеон, многочисленные частные здания, храмы, форумы, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне.

Мертвый город

" 5 февраля 62 г. н. э. прозвучал первый звонок грядущей катастрофы — в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен, сильно пострадали также и другие близлежащие городки.

Все указывает на то, что предшествующее извержению землетрясение не вызвало у помпейцев панических настроений, и они приготовились к привычному восстановлению поврежденного стихией.

Последующие 15 лет Помпей были заполнены лихорадочной строительной деятельностью — жители города восстанавливают разрушенное и даже закладывают новые здания. Одну из самых крупных построек Помпей после землетрясения — Центральные термы — так и не успели завершить к 79 г. н. э. Во многих домах археологи обнаружили следы реконструкций, косметического ремонта, обновления росписей и мозаик. Всё указывало на то, что жители Помпей, несмотря на жестокий удар природы, Везувий в дальнейших планах на жизнь в расчет не брали.

Мертвый город

Но 24 августа 79 года история города внезапно прерывается — дремавший доселе Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни — все это застало жителей Помпей врасплох. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах — в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то — на улицах города, кого-то — уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Мертвый город

Извержение Везувия длилось весь день. Помпеи накрыл многометровый слой пепла. Пыль и пепел черной пеленой висели в небе три дня. Прибывшая к Везувию следственная комиссия установила, что город безвозвратно погиб. Еще какое-то время по развалинам бродили оставшиеся в живых люди, пытаясь отыскать свое имущество, но вскоре и они покинули мертвый город. Про Помпеи забыли до XVI века, пока в 1592–1600 годах при рытье подземных тоннелей для отвода воды реки Сарно18 августа 1763 года — был обнаружен пограничный столб Помпей, что и позволило установить точно объект интереса археологов.

Мертвый город

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпеи являются самым сохранившимся античным городом. Поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы, Помпеи стали важным и ценным источником сведений о жизни, быте, городском устройстве, культуре и искусстве Римской империи I в. н. э.»

С питьевой водой в городе была проблема. Как и во многих Римских городах, здесь был построен акведук. Но вода из акведука подводилась только к домам самых богатых горожан. Остальные жители брали воду из колодцев.

Все улицы в городе вымощены камнем. Кое-где видны сильно выступающие булыжники — пешеходный переход для людей во время дождя, когда улицы затапливало.

По бокам видны места для привязи лошадей.

Во многих домах чудом сохранились фрески. Помпеи считаются родиной платных туалетов. Именно здесь родилась крылатая фраза «Деньги не пахнут», когда император Веспасиан ввел плату за пользование уличными туалетами.

«Одним из самых больших частных построек в засыпанном пеплом городе и классическим образцом жилища Помпей является дом Фавна, построенный в I–II веках до нашей эры. Его площадь около 3 тысяч квадратных метров. На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись „HAVE“ („Здравствуй“). Кроме нее, есть и другие надписи. Например, „Привет тебе, прибыль“ и „Прибыль — радость“.

Мертвый город

Трагична судьба владельцев этого дома. Во время извержения Везувия они вместо того, чтобы спасать свою жизнь, принялись упаковывать драгоценности. Людей засыпало пеплом. Внутри дома до наших дней сохранился неглубокий бассейн для сбора дождевой воды, посередине которого находится статуэтка танцующего Фавна, которая и дала дому имя.»

Мертвый город

Когда археологи начали проводить раскопки, обнаружилось, что на месте тел людей и животных под слоем пепла образовалась пустота. Чтобы восстановить последние позы, эти пустоты заливали гипсом.

К настоящему времени открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами прекрасной сохранности, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое. Реализуется проект освещения Помпей. Многие оригиналы скульптур, картин и других ценностей, обнаруженных во время раскопок, выставлены в музее Неаполя.

Мертвый город

За зоной вулкана и вблизи него все время сейсмологи ведут наблюдения.

Высота Везувия-1282 метра, за всю историю он извергался 16 раз, последнее извержение произошло в 1944 году. До кратера вулкана есть маршрут в сопровождении опытного альпиниста. Диаметр кратера-500 метров.

Мертвый город

В конце 19 века до кратера был построен фуникулер, но после очередного извержения фуникулер был сломан и засыпан лавой и больше его не стали восстанавливать. Есть итальянская песенка со словами: «Феникуле, Феникула»- это как раз про этот фуникулер.

В Помпеях говорят: «Пока он еще раз бабахнет-мы за это время поплодородим!», 4 раза в год земледельцы собирают урожай на плодородных почвах вокруг вулкана!

Мертвый город

В городе запрещено строительство и перестройка домов в частном секторе также запрещена. Все дома-это собственность государства.

В этот день погода была самая жаркая за все время моего пребывания в Италии-градусов 30, а может и больше. Жара, духота, солнце палило нещадно!

Мертвый город

Проходя по узким улочкам города, заглядывая в сохранившиеся помещения, меня не покидало ощущение чего-то гнетущего и опасного, находящегося рядом! Ну конечно-вот он, виновник прошлой трагедии, он и сейчас возвышается вдали, как немой свидетель и разрушитель.

После экскурсии все были просто без сил от удушающего воздуха, (как же здесь проводятся экскурсии летом?) от такой продолжительной прогулки по улицам мертвого города, от увиденного, от эмоций и впечатлений. Казалось, мы ходили по лаве или пеплу от которых до сих пор исходил жар. Хотелось скорее спрятаться куда-нибудь в тень или в помещение с кондиционером. Но следующим этапом было посещение сувенирного рынка.

Я никак не могла выбрать и определиться с сувениром! Хотелось нечто необычное и относящееся именно к символике Помпей. И тут я вижу на прилавке небольшие сувенирные амфоры, это как раз то, что надо! Как я поняла, что они из застывшего пепла-не помню, может быть мне этого хотелось! И здесь я впервые смогла поторговаться с итальянцем-продавцом, наверное от жары у меня возникли какие-то способности к общению на неизвестном мне языке! Но итальянец уступил в цене и мы оба остались довольны сделкой!

Мертвый город

Потом был обед в ресторане (наконец-то долгожданная прохлада), где мы ели самую известную и вкусную неаполитанскую пиццу, блюда из морепродуктов, запивая все это чудесным итальянским вином! Жизнь прекрасна! С тех пор во избежание стрессовых ситуаций, организованных мною для себя же, все запасные батареи я носила с собой!

Следующий увеселительный этап моей забывчивости-как по приезду домой заполучить снимки Помпей? Хотелось бы! Ранее Катя была уверена, что у нее есть шнур к ноутбуку и перебросить фотки на мою карту памяти не составило бы никакого труда там же, в Италии. Чем мы с ней и хотели заняться буквально в последний переезд, удобно усевшись на заднем сиденье уже такого родного автобуса. Но оказалось, что легкомыслие и забывчивость не только мое тогдашнее состояние-шнура не было, он остался дома, в Анапе! Действительно, зачем его тащить с собой в Италию?

Мертвый город

Не буду мучить вас своими переживаниями, телефонными переговорами и всякими подробностями- флешку с фото я получила только через месяц после приезда из тура Катюша передала ее через своего парня, приехавшего в Краснодар на сессию. Созвонившись со мной, потом с моим сыном (меня в это время даже в городе не было!) он приехал к нам домой и парни перекачали фотки на комп. Вот такая вышла неординарная ситуация. Ах, Италия! Голову сносило от твоей ауры, близости! Но как бы все это благополучно разрешилось-не будь в мире добрых, отзывчивых людей и техники, всех этих фотоаппаратов, телефонов, флешек, компов!