Елена Яхонтова Пользователь — была вчера 22:22

Две туристические деревни. La Granja-Мандроги. Испания-Россия

28 октября 2012 г. 20:14 Испания Июнь 2011

Этнографические деревни, которые в последнее время возникают на бойких туристских тропах по всему миру, явление нередкое. Да и как может быть иначе! Когда цивилизация наступает, хочется «назад к природе». Конечно, призыв не новый и принадлежал он еще Ж-Ж. Руссо. И хотя великий французский просветитель жил, как известно, в XVIII веке, но с тех пор «обстановка в мире» не стала лучше (чистого воздуха и чистой воды стало меньше, а автомобилей все больше и больше). Но не будем о будничном!

Важно и другое. Все мы сегодня в некотором роде «граждане мира», но ведь проблема культурной самоидентификации, как не говори, важна для ответа на вопрос кто я есть! Вот и стремимся мы, испив парного молока, и заночевав где-нибудь на сеновале забыть о городской суете и подумать о вечном. О связи времен, например, и о традициях, которые несмотря ни на что, пока еще живут во времени и даже передаются из поколения в поколение.

А еще русский человек всегда задавался вопросом: «а как там, у них»… Афанасий Никитин ходил «за три моря», Николай Резанов — в Америку… Сколько наших соотечественников шли непроторенными тропами! Но не будем о высоком. Вернемся к этнографической деревне и побываем сразу в двух: сначала в испанской. а затем и в русской — оно так интереснее, правда?

Остров Майорка — небольшой. Это сегодня знают многие наши туристы. Когда-то его очень любили морские пираты (не случайно), ведь и как не полюбить такую красоту!

Ну, а нам интересно путешествовать по острову, наслаждаясь не только удивительной природой, но и колоритным испанским бытом.

Очевидно, идя навстречу таким стремлениям, и был создан этнографический музей, под открытым небом. Создан он был в старинной усадьбе X века Ла Гранья-де-Эспорлес, расположенной в живописных горах. В этой знатной деревенской мызе, в XIII веке располагался цистерианский монастырь и позже и усадьба, и хозяйство перешли в частное владение.

Усадьба в этом месте возникла не случайно. На Майорке есть проблемы с питьевой водой, а в этом райском уголке ее предостаточно, так что гуляя по изумительным садам усадьбы, можно наблюдать и водопады, и фонтаны (высотою до девяти метров) и чистой водою напиться…

Впрочем, из кранов здесь течет не только вода, но и вино — подставляй свои стаканчики и радуйся дарам благословенной виноградной лозы, что где-то тут, рядом и произрастает.

Дорогих гостей здесь не только напоят, но и накормят. Проворные руки испанок запускают в кипящее оливковое масло маленькие пончики, а уж с чем ты их употребляешь: вареньем мандариновым, инжирным, грушевым… Это на твой вкус! Можно попробовать и сыр, и хамон, и копченые колбаски. Впрочем есть возможность не только попробовать, но и купить разные лакомства, вино.

Развлечения эти предлагаются уже после экскурсии, потому что есть опасность, что, в ином случае, многие бы на экскурсию опаздывали, а может быть и совсем… Но не будем в сослагательном наклонении!

Сначала всех ведут все же на экскурсию.

Здесь можно познакомиться с различными народными промыслами. Ведь в усадьбе производилось все, что нужно для жизни! Кузнечное дело, гончарное, ткачество, кожевенное производство,- все здесь! И сыты и одеты и обуты были. Но, не хлебом единым… В усадьбе был и свой театр, и свой медицинский кабинет.

Конечно, в католической Испании не могло не быть в усадьбе своего храма, но, к сожалению, так же не могло не быть и тюрьмы, с камерой пыток. Все эти ужасные испанские башмачки и другие инструменты истязаний там, внизу, в сыром подвале, тоже имеются, но оттуда, как-то скорее хочется выбраться на свет Божий.

Посмотрели — и ладно!

Еще в усадьбе показывают представления — национальные танцы, дрессированные ослики, соколы, которые предназначаются для соколиной охоты…

Милые девушки в национальных костюмах с удовольствием с вами сфотографируются, а вы еще долго будете бродить среди развешенного постиранного белья (такой антураж), слушать пение петухов, трепать гривы ухоженных лошадок в стойлах

и наблюдая за откормленной свинкой с сожалением гадать, как скоро она превратится в хамон. Вся процедура изготовления хамона здесь, в специальных помещениях усадьбы, тоже показана — этап за этапом.

Интересно походить по богатым покоям дома.

Познакомиться с бытом, обычаями. Для посещения открыты комнаты и в жилом доме и в пристройках, выставлены необходимые для жизни людей: посуда, инструменты и одежда.

Подумать только! В эти игрушки и в эти куклы играли дети сотни лет назад! Кажется, что время здесь остановилось.

А вот уже совсем другая — русская деревня.

Мандроги — это стилизованная русская туристическая деревня, с элементами этнографии. Почти все круизные теплоходы следующие по маршрутам Москва — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — Кижи — Санкт-Петербург делают в Мандрогах зеленую стоянку. Для иностранцев данная стоянка представляет интерес, ну, а русские туристы, впечатляются меньше (нам экзотики пока что в глубинке вполне хватает).

Хочешь пожить без электричества, без водопровода, без иных удобств — плати деньги и тебе предоставят эти удовольствия. Правда, задумано послабление: если заплатить деньги «соседям», то они и воды принесут из колодца, и печку истопят, и все другое по дому сделают…

История деревни Мандроги уходит в глубокую древность — еще до нашей эры! (У нас всегда так: старина, так старина)!

Тогда в этих местах поселились лесные люди — вепсы. Кроме того, по Свири проходил знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», поэтому появляются новгородские свободные люди, которые основывают и свое хозяйство. По распоряжению ПетраI в. XVIII веке здесь шло строительство кораблей российского флота.

До строительства на реке Свири водохранилища, недалеко от деревни находился самый большой порог. Поэтому деревня называлась Мандроги, что в переводе с вепского языка означает «пороги». Это место реки нельзя было пройти на лодке. И местные жители перетаскивали лодки на плечах.

Сейчас Мандроги — это русская деревня с несколькими избами, которые украшены резьбой. В них находятся сувенирные магазины, кафе. К сожалению, все постройки исторического прошлого были уничтожены во время Великой отечественной войны.

Сегодня для туристов действуют мастерские мастеров народных промыслов (ткацкая, художественная, гончарная и другие). Можно посмотреть на работу стеклодувов, роспись матрешек, вышивание, плетение кружева и другие народные ремесла, а главное — самому поучиться.

Туристам обычно предлагается: катание на лошадях и в каретах, пикники на открытом воздухе (русская национальная кухня), русская баня, экскурсия «По тропам русских сказок» — в лесу устроена «выставка» сказочных персонажей. Детям предлагается «тропа сказок Пушкина».

Интересным музеем в деревне является Музей водки (говорят, что единственный в мире), где представлены более 2700 сортов русской водки, каждый из которых можно попробовать. Предлагается и водка местного производства, настоянная на травах.

Можно посмотреть мельницу, рыбное хозяйство, конеферму, лосиную и перепелиную фермы. Можно покататься на лошадях, искупаться (только вода в Свири холодная), позагорать, а также принять участие в русских народных забавах.

Две этнографические деревни, две судьбы, разные традиции. Но почему-то вспоминаются слова одной итальянской туристки: «А знаете, весь мир — одна большая деревня»! В чем-то она права!