Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Полтава — Украина Октябрь 2012

Раннее воскресное утро, 4.30. Все еще спит, а мы с Ростиславом быстренько выскакиваем из-под теплых одеял на бодрящий воздух. Муж бурчит вслед: «Делать вам нечего…». Для того, чтобы добраться в Полтаву из нашего города, нужно доехать до Харькова, там на метро до Южного вокзала, и оттуда на скоростном чудо-поезде «Столичный экспресс» всего-то полтора часа езды до пункта нашего назначения. В Харьков пришлось ехать на такси- полчаса и каких-то 10 $ в эквиваленте (вместо 0,60 $ если бы ехали позже на маршрутке), и мы успеваем на поезд, который отправляется в 6.50. Усаживаемся — внутри полный комфорт. Интерьер вагона напоминает самолет, только окна большие и места больше). По вагону ходят проводницы и сообщают, что чай и кофе можно приобрести в третьем вагоне. В кармашке перед сиденьем интересный журнал о путешествиях, в общем, время пролетает незаметно.

8.27. Полтава, Киевский вокзал.

в Полтаве есть два железнодорожных вокзала- Киевский и Южный

Недалеко от вокзала, с площади Зыгина, начинается наша прогулка по одной из старейших улиц города Октябрьской. Проложена она от площади Соборной, куда и лежит наш путь, в сторону Киевских ворот Полтавской крепости, еще в 18 веке. Изначально называлась Успенской, потом — Пробивной, Мостовой, Александровской, и наконец, сами знаете когда, была переименована в нынешнее свое название.

Полтавский экспромт

Город еще только просыпается, и мы в сопровождении солнечных лучиков, золотящих листья деревьев, бодро шагаем по улице. Впереди Корпусный парк.

Полтавский экспромт

Раньше здесь была Круглая площадь, на которой в начале 18 века, был сооружен Монумент Славы, в честь 100-летия победы русской армии над войсками шведского короля Карла ХІІ в Полтавской битве. Позднее вокруг памятника был разбит парк, официальное открытие которого состоялось уже к двухсотлетию Полтавской битвы.

Дойдя по Октябрьской до места где по обе стороны расположены парки- Петровский и Солнечный,

Полтавский экспромт

сворачиваем на улицу Конституции (направо) и оказываемся перед Краеведческим музеем.

Полтавский экспромт

Занимает он интересное здание в стиле украинского модерна, построенное в 1908 году. Полтавский краеведческий музей считается одним из лучших в Украине. Экспозиции, размещенные на трех этажах здания, на сегодня включают более 190 тысяч объектов старины (домашней утвари, холодного оружия, доспехов, предметов культовых служений и быта).

Полтавский экспромт

Музей включает в себя 12 разделов, среди которых отделы природы, археологии, новой истории, новейшей истории, этнографии, народоведения, памятковедения, научной пропаганды, отдел фондов, краеведения, музееведения, реставрации и дизайна.

Полтавский экспромт

В музее постоянно проходят всевозможные выставки. На момент нашего посещения проходила выставка работ Леонида Тоцкого- «Возрожденные сокровища духовные».

Полтавский экспромт

Проходя по залу с экспонатами времен революции, коллективизации и пр. подумала, что наверное с советского времени ничего здесь не изменилось,

Полтавский экспромт

но вот эта книга на 180 градусов перевернула смысл, вложенный в эту экспозицию.

Полтавский экспромт

Посещение музея обошлось нам на двоих с фотосъемкой в 23 гривны, что составляет примерно 3 $.

Итог- музей понравился.

По пути к Соборной площади видели также:

Спасскую церковь, один из старейших храмов Полтавы, официальной датой постройки которого считается 1705 год.

Памятник, установленный в 1849 году на месте отдыха Петра І

Полтавский экспромт

Пройдя примерно три с половиной километра (не считая кругов, намотанных в музее), очутились на Соборной площади- в культурно-туристическом центре Полтавы. Эта площадь тоже оказалась парком))). На ней находится Успенский собор- первое каменное сооружение в Полтаве.

Полтавский экспромт

Построен 1751–70 гг. на месте деревянной церкви, известной с1695 гНа колокольне высотой44 мвисел колокол «Кизи-кермен», отлитый из турецких пушек в конце XVIII в. (теперь он находится в краеведческом музее)

Полтавский экспромт

На площади находится также музей-усадьба выдающегося украинского писателя, драматурга и поэта Ивана Петровича Котляревского, который может быть известен вам как автор пьесы «Наталка Полтавка», положенной на музыку Николаем Лысенко. Усадьба воссоздана в1969 г. по рисунку Т. Г. Шевченко, выполненному с натуры в1845 г.

И.П.Котляревский- писатель,поэт,драматург- основатель современной украинской литературы
Полтавский экспромт

Здесь есть жилой дом, сарай и колодец-журавль.

Полтавский экспромт

В доме хранятся личные вещи писателя, при его строительстве использованы детали старой постройки, найденные на месте усадьбы.

усадьбе 307 лет

Весь этот комплекс хозяйственных строений был куплен дедом Котляревского в 1751 году за бешеные деньги- 27 рублей 50 копеек, о чем сохранились письменные свидетельства в переписи 1765 года. В 2012 году, заплатив 25 украинских гривен, мы зарядились позитивом от увлеченного рассказа экскурсовода и необычайной атмосферы, которая царит в этом маленьком, но необычайно трогательном и обаятельном музее.

Полтавский экспромт

Недалеко от музея находится Белая беседка (Біла альтанка)- излюбленное место отдыха полтавчан и гостей города.

Полтавский экспромт

Отсюда открывается чудесный вид на Крестовоздвиженский монастырь и Полтаву.

Полтавский экспромт

Не прошли мы мимо памятника полтавской галушке, возле которого, конечно же, очередь из желающих сфотографироваться туристов.

Полтавский экспромт

Пришло время обедать. Наугад выбрали кафе «Ретро», расположенное по адресу: ул. Комсомольская, 30, замеченное нами с улицы Ленина, которая как и Октябрьская является одной из центральных улиц Полтавы. За 150 гривен съели две огромных порции окрошки и очень вкусные вареники и пельмени, ну почти такие же вкусные, как делаю я сама))).

Полтавский экспромт

Теперь наша задача найти автобусную остановку, с которой мы можем доехать на самую окраину города, на то место где когда-то произошла знаменитая Полтавская битва, а сейчас находится музейный городок. Вот тут произошла заминочка. Остановку то мы нашли, а нужного автобуса все нет и нет, а время идет, день подходит к концу. Перебежками до каждой следующей остановки (а это еще три с половиной километра в обратную сторону), мы дошли до Киевского рынка, рядом с которым находится автостанция. Оттуда в нужном нам направлении идет больше автобусов и мы, спросив в кассе билеты на ближайший из них, радостно побежали на него погружаться. Радость наша была недолгой. При посадке мы попросили водителя остановиться возле музея. Остановочку он сделал в чистом поле и сказал: «Тільки тут треба ще йти», показав рукой в сторону дороги, которая, по-моему, была бесконечной. Но делать нечего, собрав в кулак последнюю волю (мы несколько устали за сегодняшний день) пошли. Заявление Ростислава, что он может идти еще часа три, меня подбодрило, а через пару минут он закричал: " Смотри, смотри — четвертый!!!» — это тот автобус, которого мы ждали еще в центре города. Мы радостно замахали руками, автобус остановился, мы попросили водителя остановиться возле музея, кондуктор с некоторым смущением взяла с нас 2,75 и…. через полминуты за поворотом показался музей. Женщина сидевшая возле выхода удивленно заметила, что мы могли бы и дойти пешком, на что я ей ничего не ответила — запишем этот эпизод, как комический.

Музей истории Полтавской битвы мне понравился. Я была здесь и раньше, в школьные годы, когда каждый уважающий себя классный руководитель в Харьковской области непременно должен был свозить сюда своих учеников. Не помню, какое впечатление он произвел на меня в детстве, а сейчас я заметила, как добротно и с любовью здесь все сделано. В музее хранится более восьми тысяч экспонатов, среди которых немало уникальных. В восьми залах размещены произведения искусства, оружие, ордена, медали, обмундирование и снаряжение русской и шведской армий, многочисленные документы, личные вещи Петра Первого и его сподвижников, знамена, исторические реликвии. Установлена озвученная диорама Полтавского боя, выполненная художниками студии имени Н. Грекова.

Рядом с музеем находятся:

Памятник Петру І

Полтавский экспромт

Братская могила русских воинов с памятным знаком

Сампсониевская церковь, построенная в ознаменование победы в 1856 году.

Полтавский экспромт

Ротонда чествования памяти участников Полтавской битвы

Редут, восстановленный к 300-летию битвы

Полтавский экспромт

Вот и все. Уставшие и довольные возвращаемся в Полтаву, откуда через три часа с Киевского вокзала нас увезет тот же поезд «Столичный экспресс». Время до отправления поезда скоротали в ТРЦ «Киев», в одной из многочисленных кафешек- фастфудов. Вкусная пицца и апельсиновый фреш вдохнули немножко жизни в наши обессиленные тела. В голове крутилась мелодия из оперы «Наталка Полтавка»… Мы прожили еще один счастливый день- на этот раз в Полтаве!