Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была 15 мая 15:47

Мцхета — Грузия Март 2018

Каким бы способом вы не приезжали в Грузию, вам почти наверняка не удастся избежать посещения Мцхеты. Во-первых, город расположен на легендарной Военно-Грузинской дороге, самой красивой дороге Кавказа, объединяющей Северную Осетию и столичный Тбилиси. И если вы путешествуете на авто, как минимум увидите со стороны грандиозные купола Светицховели.

208 км великолепия Военно-Грузинской дороги

Во-вторых, древняя Мцхета находится буквально в двух шагах от Тбилиси — сюда легко приехать на автобусе, маршрутке, такси. Можно и с экскурсией, или с водителем, как это сделали мы в один промозглый весенний день лет эдак несколько назад.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Итак, Мцхета. По мнению историков — один из древнейших городов Кавказа и мира, официально основанная 2500 лет назад. Неофициально — Мцхета появилась на свет благодаря Мцхетосу, герою грузинского эпоса, примерно 5000 лет назад.

Незнаю насчет Мцхетоса, но археологические раскопки подтверждают существование поселения за более чем 3000 лет до новой эры. В I тысячелетии до Рождества Христова грузины объединятся в сильное государство, записанное в античных хрониках как Иберия. Столицей царства выберут Мцхету.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Кстати, зримые памятники той эпохи существуют и в наши дни. Их можно рассмотреть в Археологическом музее Мцхеты или Национальном музее Грузии в Тбилиси.

После иберов были Александр Македонский, римские легионы и первые христиане. Христианская религия — отдельный, и самый интересный отрезок истории Мцхеты — город называются Священным, новым Иерусалимом и сакральным центром Грузии.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Все благодаря легендам — считается, что именно в Мцхете нашла пристанище будущая Нина Каппадокийская, просветительница Грузии. Примерно вот на этом самом месте, в буквальном смысле выражения.

Монастырский комплекс Самтавро основан в IV веке по указанию царя Мириана III, первого христианского правителя Грузии, который провозгласит христианство как главную государственную религию страны. И царь, и его супруга почитаются в грузинском христианстве в лике святых.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

По отзывам средневековых путешественников, царь построил красивую церковь, в которой и был похоронен. Могилы Мириана и Наны, украшенные блестящими мозаиками, сохранились в наши дни как часть святынь Самтавро.

Обитель многократно разрушалась и восстанавливалась, что неудивительно для бурной истории Грузии. В эпоху грузинского Золотого века храм расширили, добавили южные ворота и каменные орнаменты, украсили храмовый интерьер. Позднее появились фрески, колокольня, красивый иконостас. Монастырь Самтавро, как часть исторического наследия Мцхеты и Старого города включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Но первый в этом перечне и сердцах гостей города, разумеется, Светицховели. Главный исторический кафедрал Грузии, самый почитаемый, крупный и самый красивый!

Кафедральный собор Светицховели основан в IV веке и также связан с именами царя Мириана и святой Нины. Деревянная церковь из раннего средневековья, разумеется, не сохранилась, но одной из ее колонн служил священный ствол кедра на месте погребения Ризы Господней — храм назвали Столп Животворящий, или по-грузински Светицховели.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Примерно через 100 лет царь Вахтанг Горгасали — тот самый правитель, который, хвала Небесам, основал Тбилиси, построит на этом месте каменную базилику. Ее также перестроят в XI веке в уже знакомом нам виде. С тех пор Светицховели считался образцом и эталоном для всех храмов средневековой Грузии.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Изучать, рассматривать, восторгаться, фотографировать или просто замереть на месте почти без дыхания можно бесконечно.

Устроив перерыв на обед — а в Грузии это приравнивается к посещению важной достопримечательности по культурной программе…

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Едем дальше. Именно едем: несмотря на не слишком крупные размеры древней Мцхеты, пешком прогуляться не выйдет. Церковь-памятник на противоположном берегу реки, с эталонным видом на слияние Куры и Арагвы, покорившим ещё Лермонтова…

Называется храм и монастырь Джвари. Живописно и очень натурально вписанный в склон горы над Мцхетой, храм датируется ранним средневековьем.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Согласно легендарным источникам, именно здесь воздвигла первый крест на Иберией святая просветительница Нина. Джвари и переводится с грузинского как Крест. Руины древней церкви можно увидеть и в наши дни, более крупный каменный храм построен в VI веке.

Устойчивый, почти квадратный, строгий и довольно суровый, храм увенчан куполом на восьмигранном барабане. Украшен барельефами и резьбой по камню.

Город-шедевр из списка ЮНЕСКО: черепичные крыши, фрески и реликвии Христа

Пропустить Джаври почти невозможно: храм на вершине горы парит над городом, как маяк в сумрачный день. Также, вы помните, нельзя пропустить Мцхету, если вы путешествуете по Грузии.