Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 6:23

Москва — Россия Март 2024

У каждого гостя столицы есть свои пристрастия: кому-то подавай Кремль и Красную площадь, кто-то поспешит на ВДНХ, любители искусства и культуры тоже не останутся без приятных бонусов. Конечно, можно включить в программу визита всё, вышеперечисленное, но если ты оказался в Москве проездом, то приходится ограничиваться в желаниях. С парадной Москвой и ее захватывающими видами я знакома неплохо, поэтому хотелось чего-то более камерного, душевного…

Перед отпуском в Сочи, мужу выпала срочная командировка в белокаменную, и нам пришлось совместить вылет из Домодедово с пребыванием в столице. Отель подбирался так, чтобы в пешей доступности находились все точки, связанные с командировочными делами. Без особых раздумий в авральном порядке был забронирован бутик-отель Magic Harp 4*, имеющий отличные отзывы, и находящийся в начале короткого Лялина переулка, зажатого Покровкой и Подсосенским переулком в Басманном районе. Как же я угадала с выбором отеля, а главное, места, где он расположен.

Уютные, короткие улочки-переулочки, с ласкающими слух названиями: Воронцово поле, Яковоапостольский, Барашевский, Введенский переулки, Ивановская горка-один из семи холмов… Люблю такое, лишенное пафоса, где обитает душа былой Москвы, вызывающая ностальгические воспоминания о «кулишках» и «вражках» со старинными монастырями и россыпями церквей; где дворики, спрятавшиеся в глубине переулков, живут обособленной жизнью, а люди не носятся, сломя голову.

Свое название Лялин переулок получил по фамилии одного из фаворитов императрицы Елизаветы — симпатичного, мускулистого ротмистра Пимена Лялина. В его обязанности входило катать цесаревну Елизавету на барке. После вступления на трон она переквалифицировала ротмистра в камердинера и выдала ему в Яковлевском переулке дом с землей. То есть ни какой-нибудь Ляле-Лялечке переулок обязан своим названием, а целому ротмистру-камердинеру

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

На фотографии с плотно прижавшимися друг к другу домами виден и наш отель, а с ним по соседству — симпатичный желтый домик, охраняемый государством, известный как усадьба доктора Скиадана, боровшегося с эпидемией чумы, охватившей столицу в 1771 году

Следующей хозяйкой усадьбы стала М. В. Гурьева. При ней, в 1812 году, докторский дом был поврежден пожаром и в 20-х годах этого же столетия перестраивался. Что интересно, здание с улицы имеет два этажа, а во дворе — все четыре. Это, оказывается, не случайный прием, а вполне закономерный, так как в Москве того времени существовал налог на этажность, стимулирующий малоэтажную застройку. Несмотря на все бедствия, не раз обрушивавшиеся на усадьбу, многие фрагменты здания неплохо сохранились

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Не забываю, что мой отзыв — рассказ туристический, поэтому пройдусь по отелю, в котором есть все, начиная от живой музыки, исполняемой на арфе в холле, до сауны и бесплатного спортзала. Свежий ремонт, симпатичные интерьеры, красивая лестница, современный лифт, удобные подушки — матрацы создают отличное настроение и ощущение полнейшего комфорта.

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

А идеальная наполняемость номера облегчает жизнь путешественника

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Можно не тащить с собой халаты, тапки, зубные щетки, пасты, все для бритья, мочалки, мыло-гели-шампуни. Мойтесь, плещитесь в кабинке сколько угодно — ни одна капля не попадет на пол, благодаря продуманному сливу. Также в номере есть мини бар, сейф, утюг с гладильной доской, чайник и ежедневно пополняемый запас пакетиков чая, кофе, плиток горького шоколада. Живи и радуйся, не забывая по утрам посетить ресторан, в котором организован завтрак по типу «шведский стол»

Вкусы у всех разные, кому-то нужна каша и омлет, в кто-то нуждается в более серьезной еде

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Поэтому выбирайте! Тарталетки с красной рыбой неизменно пользуются популярностью, равно как и фрукты. Все вкусно, сытно и с избытком. Кроме того, в ресторане отеля можно и пообедать. Мы сходили в него один раз, и нам предложили по приветственному бокалу итальянского вина — не отказались. Ресторан уютный, персонал вышколенный (заметив, что у меня с собой сумочка, официант незамедлительно поставил рядом багажницу, положенную по этикету)

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Трапеза проходит под струящиеся с большого экрана виды знаменитых в мире туристических мест и достопримечательностей. Обедать в ресторане вовсе необязательно, хоть и весьма приятно, так как в двух шагах находится Покровка, известная россыпью всяких заведений, где можно поесть, в том числе недорого

Раз уж разговор зашел о еде, то как не вспомнить о чудесной «Булошной» (именно так, на сторомосковский манер, оформлена вывеска этого заведения), расположенной в доме с тремя шишкообразными куполами и со слуховыми окнами по адресу: Лялин переулок, 7

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Женские маски, украшающие фасад, сами просятся в объектив

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Внутри исторического кафе и мебель соответствующая: столы с чугунными ножками, венские стулья, массивные буфеты, старинные хрустальные люстры проливают свет на посетителей, а на полу всюду металлические перемычки с логотипами

Красивый интерьер дополняют антикварные вещи, старинный камин, уникальное пианино, изготовленное в Германии в 1818 году

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Кроме того, в витринах выставлены куклы ручной работы

Американский кассовый аппарат начала 20 века и самовар с гирляндой баранок

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Яркой деталью интерьеров является витрина с разнообразными десертами из собственной кондитерской

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

В кафе производится ресторанное обслуживание, здесь можно полноценно пообедать и поужинать с вином, а не только пройтись по десертикам и кофе

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Это был наш выбор, который украсил московский вечер в номере хваленного мною отеля. Согласитесь, приятно встретить на своем туристическом пути яркую, притягательную достопримечательность, в которой также можно и красиво подкрепиться, чтобы затем осмотреться по сторонам. «Булошная», с которой мы познакомились, находится ни где-нибудь, а на самой маленькой площади Москвы, которую пересекает Лялин переулок, поэтому и площадь — Лялина

Сюда направлены лучики и других исторических переулков — Барашевского, Большого Казённого и Малого Казённого. Иногда её называют площадью Пяти углов — на петербургский манер. Я не смогла сделать удачный снимок, возможно, потому, что мое внимание переключилось на памятник Самуилу Яковлевичу Маршаку — замечательном поэту, писателю, переводчику — особенно обожаю его переводы баллад Роберта Бёрнса

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Филигранное владение словом! Хороший памятник, мне понравился. Заинтересовал еще один выдающийся красотой доходный дом Шагурина в стиле модерн, построенный в 1903 году

Понятно, мимо столь романтического фасада мимо не пройдешь, особенно цепляет взгляд эркер с нежной женской маской в окружении извивающихся стеблей

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Одним из примечательных домов Лялиного переулка является бывший доходный дом А. С. Панафидиной — главы книжного издательства, специализировавшегося на издании научно-популярных книг для юношества, а также недорогих изданий классиков

Напротив «Булошной» находится прекрасный образец в стиле модерн, построенный в 1910 году, облицованный плиткой «кабанчик» с украшением фасада лепниной

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Его называют домом Штейна, хотя заказчиками и первыми владельцами были братья Никитинские — Яков, Сергей, Иван и Николай Яковлевичи, известные своей образованностью и вкладом в прикладную науку. Вскоре у дома сменился владелец, им стал Матвей Штейн. Теперь дом носит его имя. Не буду больше утомлять вас фасадами Лялина переулка, лучше покажу один из тихих, запоминающихся московских храмов — Введения в Барашах, что находится на пересечении Подсосенского и Барашёвского переулков, рядом с Лялиным переулком

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю, а 1476 году Иван III потеснил владельца, предложив в обмен землю за Яузой. С этого времени здесь и возникла Барашёвская слобода, заселенная «барашами» — служивыми людьми, возившими за царем походные шатры и отвечавшими за царский ночлег в поездках. Рядом со слободой возвели церковь «Ильи под Сосной», спустя время заменив ее деревянной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она дала имена и двум старинным московским переулкам, на пересечении которых стоит храм: Барашёвскому и Подсосенскому

Первая каменная Введенская церковь в Барашах была освящена в 1647 году, северный придел пророка Илии — в 1653 году, а в 1668 году — южный придел мученика Лонгина сотника, который считался покровителем царствующего рода. Это он пронзил копьем тело Христа, распятого на Голгофе. Затем раскаялся и уверовал в Спасителя, став свидетелем Воскресенья Господня. Считается, что сотник был «кривым» на один глаз, страдая катарактой, но капля Божественной Крови, попавшая бедолаге в глаз, его исцелила. А уверовав, Лонгин стал активным христианским подвижником, за что был убит по наущению иудейских старейшин. С тех пор Лонгин — почитаемый святой, и ему от Господа дана благодать исцелять глазные болезни. На ограде установлены керамические образы, выполненные художником Сергеем Шихачевским

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Это Лонгин, проткнувший Христа копьём. В целом, керамические вставки на столбах ограды, на которых в лубочном стиле изображены святые, однозначно хороши, я не все сфотографировала, к сожалению. Трактовка образа Николая-Угодника

Столбы ворот тоже украшены вызывающими интерес керамическими вставками

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Хорошая церковь, очень уютная, без излишнего пафоса, а неидеальное состояние добавляет естественности её облику

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Введенский храм — один из редких и крайне ценных по архитектуре, воплотивший в себе московское, или нарышкинское, барокко конца XVII века, с присущим изяществом, ажурностью, обилием мелких деталей.

Храму, разумеется, досталось от советской власти, но он был реанимирован и выжил, наполняясь святынями и молитвой

Возрожденные уникальные росписи по сухой штукатурке по технологии 17 века

Внутри храма испытываешь чувство умиротворения и тихого восторга от прикосновения к святыне. Кстати, в первой половине 19 века, при реставрации, новые иконостасы выполнил П. М. Казаков, сын знаменитого архитектора Матвея Казакова. Увы, они не сохранились.

Об истории обители напоминают и небольшие сосны в храмовом дворе: он по-прежнему «под сосенками»

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

В Барашах, коротенькой улочке в 300 метров, есть еще один старинный храм, впервые упоминаемый в далеком 1620-м году.

Современное здание церкви Воскресения Словущего в Барашах было построено в 1732–1734 годах архитектором Дмитрием Васильевичем Ухтомским. Церковь по задумке автора выстроена «кораблём», при этом подклеты нижнего и верхнего храма совпадают, что является очень редким и интересным явлением в церковной архитектуре. В 1930 году новые власти сломали её колокольню, сбросив с купола большую золочёную корону из дерева, которая долгое время валялась возле церкви. В советское время в храме находилось управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД Мосгорисполкома. По одной из легенд, здесь венчали Елизавету Петровну с графом Алексеем Разумовским, а на куполе церкви хранился настоящий брачный венец императрицы. Другая легенда гласит о том, что во время венчания кровных брата и сестры, не подозревавших о своем родстве, брачные венцы внезапно сорвались с их голов, и вылетев из окна, опустились на церковный купол, предотвратив кровосмесительный брак. По третьей легенде якобы тайный подземный ход связывал Воскресенскую церковь с Апраксинским дворцом, известным как «дом-комод»

Здесь живет душа старой Москвы. Лялин переулок

Легенды-легендами, а здание в стиле растреллиевского барокко заслуживает отдельного внимания. Современное же состояние редкого для Москвы архитектурного памятника, требующее незамедлительной реставрации, вызывает легкое недоумение. Прекрасный дом, построенный в 1766 г. для графа Матвея Фёдоровича Апраксина, являлся одним из самых известных в Москве. После 6 — летнего владения усадьбой Апраксин принял решение о её продаже князю Трубецкому, представителю старинного славного боярского рода. Дворец на Покровке прославился балами, приемами, детскими утренниками — жизнь бурлила в этих стенах

В 1861 году вдова Юрия Трубецкого продала усадьбу в казну, с тех пор здесь обосноваласась 4-я мужская гимназия, где учились отец русской авиации Николай Жуковский, философ Владимир Соловьёв, писатель Алексей Ремизов, Консантин Станиславский, купец Савва Морозов и другие прославившиеся деятели. В 1917 году гимназию закрыли. Дальнейшая судьба дома-комода весьма печальна — многие прекрасные интерьеры были безвозвратно утеряны при многократной смене владельцев. Вот я уже и до Покровки добралась — Апраксинский дворец — ее украшение…

Что еще удалось увидеть, постараюсь рассказать в следующий раз.