Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 21:35

А белый лебедь на пруду качает павшую звезду или По следам цесаревича Александра II

Зоркино, Подлесное — Россия Октябрь 2021

Когда мы затеяли осмотреть немецкие храмы бывшей Республики немцев Поволжья, то не думали, что сможем посетить все сохранившиеся, хотя бы в руинированном состоянии, церкви. Мы пробивали маршрут на день с таким расчётом, чтобы выехать утром, а к вечеру вернуться в Саратов. Поэтому более дальние церкви мы не посетили. Не планировали заезжать в селения, где от храмов не осталось и следа.

Но были некоторые отступления от плана, ну куда без этого. В село Подлесное заезжать не думали.

Оно было основано в 1768 году как немецкая колония Унтервальден (Unterwalden). Среди его наименований были также Майнгардт (Meinhardt) и Вейнгардт (Weinhardt). После 1915 года село получило название Подлесное (буквальный перевод немецкого названия), затем вернуло своё первоначальное имя, но 5 июня 1942 года было снова переименовано в село Подлесное.

Первая лютеранская церковь была построена в 1794 году и была деревянной. В 1831 году было построено новое здание церкви на месте старой, в 1864 году там даже появился орган.

Постановлением Президиума ЦИК АССР Немцев Поволжья от 11 марта 1934 года церковь была закрыта, а в здании разместился дом культуры. Но в моём списке там немецкой церкви не значилось.

Когда мы выехали из села Орловское, то так бы и проехали мимо, если бы я не вспомнил о своей поездке в Хвалынск в апреле 2021 года. Среди всего прочего мы увидели, что на известном в Хвалынске здании (доме купцов Михайловых, которое было построено в первой трети XIX века), Фондом сохранения и развития историко-культурного наследия Хвалынского района Саратовской области «Сосновый остров» было восстановлено крыльцо.

25—26 июня 1837 года здесь останавливались будущий Александр II, тогда ещё цесаревич, и поэт Василий Жуковский, который был его воспитателем.

В 1837 году они совершили турне по России, посетив при этом 29 губерний. Причём цесаревич стал первым из царского рода, кто побывал за Уралом.

В основном наследник в первую очередь осматривал соборы, монастыри, больницы, тюрьмы. Ведь отец цесаревича император Николай I дал такие указания по путешествию: «В тех местах на дороге, где находятся достопамятные заведения или исторические предметы любопытства, чтобы ближайшие начальники ожидали его высочество и показывали оные».

Побывали они и в Саратовской губернии. Но если Саратов, Баронск (ныне Маркс) и Хвалынск были известными населёнными пунктами, то Унтервальден был достаточно неожиданным выбором.

Жуковский в своих дневниках писал: «В 1837 году изволил проезжать через „Баронскую“ колонию Государь Наследник, а в Унтервальдене останавливался у Г. Мейнгардта. Дом у него прекрасный, и хозяин, в память высокого посещения Царственного Гостя, сделал на балконе золотыми буквами надпись, что Его Величество осчастливил посетить скромное его жилище такого-то числа и месяца.»

Вот так, достаточно спонтанно, мы завернули в Подлесное.

Немало встретилось нам поеденных временем зданий,

напоминающих старинные немецкие дома.

Но как назло людей на улице видно не было, чтобы сориентироваться на местности. Увидели на Яндекс-картах православный храм и решили, что священник что-нибудь подскажет про историю села.

После ликвидации лютеранской кирхи в Подлесном долго не было храмов. В 1996 году было начали строительство православного храма, был заложен фундамент, но дело застопорилось почти на 10 лет. Лишь в июле 2005 года строительство возобновилось и 31 декабря 2006 года храм был освящен.

Говорят, что внутри тогда же появился красивый иконостас. Храм понравился мне.

Но увидев человека с фотоаппаратом — нас решили в храм не пускать. Попытка узнать у священника что-либо про историю села, про расположение памятников и старинных зданий успехом не увенчалась. На нет и суда нет, мы отправились дальше. Впереди нас ждал великолепный храм в Зоркино.

После достижения своей цели Величественная немецкая кирха в Цюрихе

решили передохнуть на природе и заодно перекусить, благо было время обеда, а у нас с собой всё было.

Выехали за околицу и увидели пруд. Расположились у него.

И тут прилетел лебедь, один-одинёшенек, без пары. Вот только приводнился он на противоположном берегу и к нам приближаться не хотел. Попытки приблизить картинку на смартфоне ни к чему не привели, качество резко ухудшалось.

Пришлось продолжить трапезу, посматривая на лебедя и ожидая его приближения. Дудки, не на того напали, не было у него желания знакомиться.

Долгое время я бродил по населённым пунктам, использую бумажную карту. Но в какой-то момент времени стал обращаться к Яндекс-картам. Всё хорошо, но только порой они то бежали впереди паровоза, то не туда бежали. В Сызрани увидел много памятников, вот только они находились на территории военного училища. В Вольске показали они мне храм, но когда я добрался до него, то увидел лишь фундамент.

Такая же история произошла в Зоркино, где не было раньше православных храмов и поэтому, увидев название Храм во имя великомученика Георгия Победоносца, решили до него доехать. Едем, едем, а всё куполов не видать. Доехали по небольшой площади и увидели начало строительства храма.

Возле креста табличка насквозь заржавела и что было на ней написано — прочитать было невозможно.

Зато, пока ехали к будущему храму, осмотрели более подробно село.

Видимо это красивое здание — старинное, но что там было — непонятно.

Сохранились деревянные дома: типичный немецкий дом,

а у этого дома половина солнышка под крышей

заставило вспомнить более красивое солнышко из Хвалынска.

Попались по пути два памятника: пограничникам

и погибшим в Великую Отечественную войну.

Появился этот памятник в 1987 году. Скульптурная композиция состоит из высокой стелы, и фигуры солдата, держащего в руках щит и меч. Рядом с памятником — здание новой школы, которое было построено в августе 1975 года. Долгое время здание было местным долгостроем, т. к. строилось с 1967 года. Очень долго для небольшого здания.

Завершив обзорную поездку по Зоркино, отправились в обратный путь. Никто нас не гнал и мы снова свернули с трассы возле Подлесного. На этот раз в село не стали заезжать, а отправились подышать речным воздухом на берегу Волги.

На противоположном берегу расположились знаменитые Змеевы горы.

После этого со спокойной душой отправились в Маркс.