Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 6:44

Нови-Сад — Сербия Май 2023

Нови-Сад благодаря удачному расположению связан автобусным сообщением со всеми крупными городами. Свою однодневную поездку в этот город из Белграда мы совершили как раз на автобусе. Добраться в Нови-Сад из столицы можно также и скоростной электричкой, что несколько сократит время в пути, но выбирая средство передвижения мы не делали акценты в пользу какого-либо, а просто уехали с автовокзала, т.к он был ближайшим к нашей гостинице. Время в дороге заняло не более 1,5 часов.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Нови-Сад радует жителей своим довольно мягким климатом: мягкой зимой, быстротечной весной и резко наступающим летом. Так, приехав сюда в мае, мы попали в период, который был не по сезону жарким, и о том, что Сербию в это время заливали дожди, нам пришлось только слышать. А вообще, наилучшими месяцами для посещения этого города считаются апрель и май. Ах, и какая же это была пора! По улицам Нови-Сада разливался головокружительный аромат, заставлявший оборачиваться в поисках его источника. Легкий, дразнящий запах весеннего пробуждения — в городе зацвела липа!

Здесь посажено невероятное количество лип. С давних времен славянский народ, наряду с природными явлениями, всегда обожествлял деревья. Сразу на ум приходят береза, дуб и даже осина. Но и к остальным деревьям славяне всегда относились с большим уважением. Одним из таких особенных деревьев в Сербии является липа, которая считается священным деревом и произносится как «дрво Липе» (в сербском языке некоторые слова звучат забавно из-за отсутствия гласной в слоге с буквой «р»).

Липа заслужила свое почитание по праву: она улучшает климат, ее листья и кора в голодные годы помогали выжить (использовались в пищу, заменяя хлеб и кашу). Липа считалась обителью многих богов, деревом, дарующим благополучие. В христианстве именно липу предпочитали иконописцы, считая это дерево подходящим для написания икон.

Интересный факт из истории Российской империи: древесина и кора липы использовались в хозяйстве для изготовления различных поделок (в том числе и поддельных печатей). Благодаря этому факту выражение «липа» закрепило значение слова «подделка».

С тех пор прошло не одно столетие, и липовые деревья перестали быть объектом поклонения в больших городах. Однако хорошее отношение к этим деревьям сохранилось, и сейчас они являются одними из самых известных культивируемых городских растений, которые используются для озеленения населенных пунктов.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Нестандартно я начала свой рассказ, но просто захотелось передать свои ощущения от первой встречи с Нови-Садом, который очаровал приятным благоуханием, наполняющим улицы. Воспоминания мои с этим городом теперь ассоциируются с чудесным деревом — липой. Благодаря этому эпизоду я узнала о липе гораздо больше, но «страстям по липе» отвела место в другом рассказе. Пойдемте же гулять по Нови-Саду, который начался для нас с автовокзала.

Зарождение общественного транспорта в Нови-Саде началось в 1868 году, когда тогдашние городские власти получили предложение о предоставлении разрешения на использование общественных пассажирских «автобусов» в городе. Количество общественных карет, запряженных лошадьми, продолжало расти, и к 1884 году их деятельность регулировалась законом. С развитием города возникла идея внедрения электрических трамваев. Первый трамвай в Нови-Саде начал работать и обслуживать пассажиров 30 сентября 1911 года.

Общественный транспорт был на подъеме, но с началом Второй мировой войны и оккупации движение автобусов сократилось. Остановка трамвайного движения произошла в 1944 году из-за бомбардировок союзников, в результате которых была сильно повреждена электростанция. Трамвайное движение возобновилось в 1945 году, а вскоре была учреждена Городская транспортная компания.

В связи с внедрением автобусов в качестве общественного транспорта трамвайное сообщение было полностью отменено и снесено к 1958 году. Чтобы обеспечить лучшие условия для приема и отправки пригородных и междугородних пассажиров, в начале 1970-х был построен и открыт автовокзал Нови-Сада.

Јавно Градско Саобраћајно Предузеће Нови -Сад Общественная Городская Транспортная Компания Нови -Сад.
Јавно Градско Саобраћајно Предузеће Нови -Сад "Общественная Городская Транспортная Компания Нови -Сад".

Рядом с автовокзалом вокзалом, что очень удобно для туристов, находится железнодорожный вокзал. Строительство нового вокзала началось в 1963 году и было завершено в рекордно короткие сроки — всего за 15 месяцев.

В 1988 году у входа на станцию был установлен паровоз JŽ 51–007 как часть технической коллекции Железнодорожного музея сербских железных дорог. Этот локомотив был построен в 1925 году в Будапеште и является одним из последних, произведенных в Венгрии. А в 1966 году он использовался в съемках итальянской драмы «Андремо в Читте».

Железнодорожное сообщение было нарушено во время бомбардировок НАТО в 1999 году в городе Нови-Сад. А в 2021 году были представлены планы по ремонту и расширению железнодорожной станции с целью введения высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Нови-Сад — второй по величине город в Сербии и столица автономного края Воеводина. Этот край имеет богатую историю, которая началась еще в ХVII веке, когда эти земли населяли римляне, венгры и турки-османы. После завоевания земель Габсбургами, на одном из берегов Дуная была построена Петроварадинская крепость.

История Нови-Сада начинается в 1694 году, когда во время правления Габсбургов появился город, выросший из маленького поселения на противоположном от крепости берегу реки. Этот город был основан православными сербами, которым ранее запрещалось проживать у стен католического Петроварадина.

Только в 1748 году венгерская императрица Мария Терезия дала этому поселению статус свободного города и присвоила ему нынешнее название, которое переводится как «Новое поселение».

Старый центр Нови-Сада.

Очень быстро Нови-Сад стал торговым, военным и культурным центром, активно развивавшимся до середины XIX века. В то же время произошла революция, в результате которой сербы потребовали автономию в составе Австрийской империи. Именно тогда город потерпел сильные разрушения, в результате которых теперь почти невозможно встретить здания более ранней постройки. После получения автономии Воеводина оставалась австрийской до 1918 года.

Как и многие, кто приезжает в Нови-Сад впервые, мы отправились на площадь Свободы (площадь Слободе) — главную городскую площадь города, где раньше располагался городской рынок. Здесь находится католический собор Святой Марии. И именно здесь сохранились те самые здания, которые придают старому городу особую атмосферу. Церковь Святой Марии великолепна. Здесь сохранились предметы XIX века, которые до сих пор украшают внутреннее убранство. В церкви хранится икона с изображением Божией Матери с младенцем, которая находилась в старом храме, стоявшем на месте нынешнего. На красочных витражах изображены библейские сцены.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип
В 1742 году в Нови-Саде была возведена первая римско-католическая церковь. Она представляла собой небольшое церковное здание. В 1848 году, во время венгерской революции, церковь была разрушена. Католики выступили с инициативой о строительстве новой церкви, которая должна была стать архитектурным достоянием города Нови-Сад. В 1891 году начались строительные работы по возведению нового объекта. В 1894 году церковь была построена.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Прекрасный архитектурный ансамбль площади Свободы, здесь собрано большинство самых красивых зданий города.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип
Отель Воеводина-один из популярнейших отелей Нови-Сада.
Отель "Воеводина"-один из популярнейших отелей Нови-Сада.

Напротив Кафедрального собора находится городская ратуша, которая в настоящее время является мэрией. Это здание украшено античной скульптурой и с 1983 года считается одним из самых красивых в городе. Венчает здание башня с колоколом пожарной службы, который в прошлом оповещал о пожарах.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

От площади Свободы расходятся улицы с кафанами и магазинами. Особенно много таких заведений на улице Змай Йовина. Сербы очень любят кафаны. Кафаны были, есть и будут частью жизни сербов и способом ненадолго отвлечься от реальности.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Затейливые магазинчики сувениров и «попкорницы»)))

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

И еще несколько очаровательных деталей старого города.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Центральная часть Нови-Сада похожа на музей с красивыми зданиями, фасады каждого из которых хочется рассматривать и изучать (но тогда чтобы осмотреть одну площадь, нам бы не хватило и целого дня).

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Замыкает улицу красивое здание — дворец епископа или «Владычанский дворец».
Первый епископский дворец был построен в Нови-Саде еще в 1741 году, и один из его фасадов выходил на расположенный на берегу Дуная рыбный рынок. Во время революции 1849 года здание сильно пострадало, но его восстановление началось уже в конце XIX века и было завершено в 1901 году. Фасад здания является ярким примером сочетания различных архитектурных стилей.

Вид этого дворца прекрасно дополняет атмосферу старого города, которая царит в центре Нови-Сада.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип
Памятник Йовану Йовановичу-известному  поэту по прозвищу Змай.А сразу за ним одно из самых красивых зданий города-дворец епископа.
Памятник Йовану Йовановичу-известному поэту по прозвищу "Змай".А сразу за ним одно из самых красивых зданий города-дворец епископа.

Еще одно интересное здание, мимо которого невозможно пройти и которое нельзя не заметить, — это православный собор святого Георгия, построенный в 1734 году. Однако, в ходе революционных волнений в конце XIX века, Нови-Сад подвергся сильному обстрелу, в результате чего пострадал и собор. Свой современный вид собор приобрел только в 1905 году благодаря проектам венгерских архитекторов. Удивительное  здание, не правда ли?

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Зато Успенская церковь, которая на 30 лет моложе Георгиевской, во время восстания абсолютно не пострадала. Однако после окончания Второй мировой войны и для нее наступили тяжелые времена. Югославские коммунисты начали борьбу с религией. Они снесли ажурную изгородь и приходской дом, а на их месте в 1981 году возвели здание Сербского национального театра. После распада единой страны Успенская церковь была включена в реестр памятников сербской культуры.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

А на заднем дворе, в самом дальнем углу, (хотя поблизости и расположено здание сербского театра), совершенно неожиданно было увидеть скромный бюст выдающейся и любимой в истории сербского музыкального фольклора сербской театральной актрисы Драги Спасич.

Здание Сербского национального театра — «Српско народно позориште». Рядом памятник Пере Добрановичу — режиссеру и директору Сербского национального театра.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

А мне понравился скромный памятник известному сербскому музыканту Янике Балажу, одному из самых популярных югославских исполнителей и звезде «кафанской» музыкальной сцены.

Яника Балаж родился в цыганской семье, в 1925г. С 10 лет уже играл на скрипке в местной таверне, однако позже сменил этот инструмент на тамбур.На протяжении жизни он дал множество концертов, в том числе 36 раз играл в парижском зале Олимпия. Его приглашали в качестве преподавателя тамбуры в США и СССР, но Яника отказался от приглашений и до самой смерти в 1988г, работал в Нови Саде. (Танбур, также тамбур (перс.) - струнно-щипковый музыкальный инструмент,распространённый в арабских странах.

Мы вышли на Дунайскую улицу, которая должна была привести нас к Дунайскому парку. Наше внимание привлекло старинное здание нежно-розового цвета-" клубника со сливками".
Городская библиотека Нови-Сада является одной из крупнейших публичных библиотек Воеводины. Она была основана в 1958 году, но берет свое начало в XIX веке, так как была создана на основе сербского читального зала Нови-Сада, который, в свою очередь, был основан в 1945 году. Здание библиотеки считается одним из самых старых зданий в городе.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

И наконец, Дунавский парк. После увиденного множества «пряничных» зданий в австро-венгерском стиле и изобилия информации, парк произвел на нас поистине освежающий эффект. Попав в зеленый оазис его тенистых аллей, мы снова вдохнули аромат липы, который уже воспринимали как нечто само собой разумеющееся.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

В XIX веке территория современного парка была рукавом Дуная (лиманом). Район, который сегодня примыкает к парку, назывался Лиман. Эта территория была настоящим болотом. Кроме того, местность была ниже, чем окружающая территория, потому что земля была вырыта и использована для строительства набережной на левом берегу Дуная напротив Петроварадинской крепости.

В 1895 году было принято решение о том, что на месте болота будет разбит парк. В том же году началась засыпка болота. Тот небольшой участок, который остался от болота, был превращен в озеро, а на его берегу был оставлен небольшой остров. Он был назван в честь императрицы Елизаветы Австрийской — Эржебет. После убийства Елизаветы в 1898 году на острове была посажена плакучая ива в ее честь.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Озеро и остров сегодня называются просто Езеро и Острвце.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип

Тщательное обустройство парка началось в начале 1900-х. Появилась первая скульптура «Нимфа».

Первоначально парк назывался «Променада», но впоследствии его переименовали в «Дунавский». Именно таким мы его знаем сегодня.

Масштабная реконструкция парка проводилась в 1978 году, а в начале 2020 года было объявлено о еще одной масштабной реконструкции, которая должна обойтись примерно в 1 миллион евро. К этому моменту в «Дунавском» парке было высажено более 600 различных видов деревьев и более 250 видов разнообразных растений.

Нови-Сад, город с пьянящим ароматом цветущих лип
Памятник Сергию Радонежскому был подарен сербскому народу от русского в 1992 г-цитата: Любовью и единством мы спасём себя. Сербскому народу от русского народа.
Сербская и греческая стороны не выполнили свою часть договора.
Памятник Сергию Радонежскому был подарен сербскому народу от русского в 1992 г-цитата: "Любовью и единством мы спасём себя. Сербскому народу от русского народа". Это было время жестоких санкций против Югославии, и небо над Сербией было полностью закрыто для иностранных самолётов и вертолётов. Тогда был сделан договор, согласно которому в трёх православных городах (Санкт-Петербург, Салоники и Нови-Сад) надо было поставить три памятника - святому Сергию Радонежскому в Нови-Саде, Дмитрию Солунскому в Санкт-Петербурге и Савве Сербскому в Салониках. Русская сторона вопреки запретам полётов над Сербией выполнила свою часть договора. Вертолётом привезли и поставили памятник святому Сергию Радонежскому в Нови-Сад. Сербская и греческая стороны не выполнили свою часть договора. Уже в 2000 году после смены Милошевича у Сербии была новая власть, которая старалась больше дружить с Западом, чем с Россией. До сих пор так и не выполнено обещание перед русским народом-поставить памятник в Санкт-Петербурге, который напоминает людям, что Россия, Греция и Сербия братские страны по душе и вере.

А как же Петроварадинская крепость? О, это будет еще одна интересная история и множество красочных фотографий! Буквально в паре-тройке сотен метров от Дунавского парка находится мост через Дунай, который и приведет нас в Петроварадин…

Вид на бережную Дуная.Здесь все простенько,но вместе с тем так уютно.