Турист Валерия Граубергер (Valerian_travel)
Валерия Граубергер
была 25 апреля 22:15

Кострома, Ярославль — Россия Апрель 2024

Долгожданные мартовские праздники мы хотели провести вне дома, изначально планируя поездку в Суздаль, но, как это бывает, затянули с покупкой билетов и упустили возможность их приобретения по адекватным ценам. В итоге, пришлось быстро искать альтернативный вариант для путешествия, им стала поездка в Ярославль и Кострому.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Несколько часов на поезде, и вот мы с Максимом в столице Золотого кольца России. Для начала небольшая историческая справка о данном крае. Согласно преданию, город был основан будущим великим князем киевским Ярославом Мудрым в далёком 1010 году. Крепость была поставлена на Волге, и, по сути, стала первым христианским городом на берегу этой великой реки. С тех пор и по сей день Ярославль является одним из центров православной культуры России, а его древние храмы внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Благодаря своему выгодному географическому положению Ярославль быстро превратился в крупный торговый и ремесленный центр, который поддерживал отношения как с суровой Скандинавией, так и с загадочным Востоком. В ходе формирования Московского государства, Ярославль был включен в состав княжества и получил статус «государевой отчины». Особую роль город сыграл в годы Смутного времени, став временной столицей России, где расположились Ополченцы Пожарского и Минина, освободившие страну от польско-литовских интервентов. По преодолению Смуты Ярославль многие годы считался вторым по красоте и значимости городом после Москвы.

Но вернёмся к современности. Ярославль образца 2024 года от Рождества Христова предстал перед нами в сумерках уходящего дня. Сев в такси, первым делом мы отправились в Рубленный город или Ярославский кремль. Прогулявшись по внутреннему двору, посетили выставку «Сокровища Ярославля», где представлены красивейшие ювелирные изделия русских мастеров (преимущественно церковной тематики). Кстати, для меня было открытием, что в эпоху Нового времени Ярославль и Кострома были ещё и ювелирными столицами русского государства, а стиль местных мастеров отличался особенной нарядностью и пышностью.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Вдоволь налюбовавшись золотом и каменьями, купив замечательно иллюстрированную книгу об истории земли Ярославской, мы пошли на променад по так называемой медвежьей тропе вдоль набережной. Дорога привела нас сначала к восстановленному Успенскому кафедральному собору, который очаровал своим изразцовым порталом, затем к череде более древних храмов, таких как церковь Михаила Архангела и церковь пророка Илии (чудесному образцу шатрово-купольной архитектуры). Как я уже писала выше, в городе расположено множество древних храмов России, но, конечно, посетить их все за один вечер физически невозможно.

Поэтому мы, удовлетворив духовный голод, приступили к поиску уютного места для удовлетворения голода физического. Ресторанчик вскоре был найден на главной туристической улице города и, как ни странно, цены и кухня нас порадовали. Вкусно отужинав и ещё немного прогулявшись, мы решили, что в честь праздника можем себе позволить провести ночь в хорошей гостинице. Выбор пал на отель «Соколёна» в пятнадцати минутах езды от центра города. Нам понравилось всё: и интерьер, и комфортный номер, и завтрак по системе шведского стола.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

На следующий день, сытые и довольные мы погрузились в пригородную электричку, со старыми, но мягкими сидениями, и поехали в славный город Кострому. Максим по дороге снимал короткие видео, а я читала вновь приобретённую книгу (у меня их уже с десяток из путешествий по России, и это только начало коллекции). По прибытии в Кострому сразу вспомнилась строчка из знаменитого пушкинского «Мороз и солнце; день чудесный!». Город действительно встретил нас прекрасной погодой, что послужило ещё одним аргументом в пользу пешей прогулки.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Для начала мы посетили костромские торговые ряды. Перво-наперво, прикупили знаменитую четверговую соль, которую готовят особым способом в Великий (Чистый) четверг Страстной седмицы. Так как соль запекается в печи по специальной технологии, она имеет черный цвет и подкопченный аромат, что придаёт блюдам особый вкус (особенно ярко он проявляется в сочетании со свежими овощами и отварным яйцом, проверено, рекомендуем). Затем приобрели текстильную продукцию в виде вышитых льняных полотенец (Кострома славится изделиями изо льна) и, само собой, набрали видовых открыток (я их обожаю) в местном книжном магазинчике.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Отобедать мы решили в знаковом гастрономическом месте Костромы — ресторане «Старая пристань», в котором некогда проходили съёмки фильма «Жестокий романс» по мотивам пьесы А.Островского «Бесприданница». О ресторане хочется сказать особо: заведение по всех смыслах достойное, атмосфера и обслуживание на высоком уровне, а кухня — полный восторг! Мы продегустировали тар-тар на авторский манер из лосятины с лесными орехами и ягодами, фирменного волжского судака с картофельно-луковым кремом и традиционные наваристые костромские щи с квашенной капустой и грибами. И всё это по очень приемлемым ценам — лепота!

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

После вкусного обеда по закону Архимеда надо бы хорошенько отдохнуть, но мы нарушили это правило. Ещё немного погуляли по местному рынку-барахолке и подискутировали с местными жителями на тему исторической достоверности личности Ивана Сусанина.

Уроженцы Костромы свято верят, что этот народный герой жил близ города и совершил свой знаменитый подвиг. А вот многие историки ставят под сомнение существование данного человека. Согласно теории, которой придерживаются даже в школьных учебниках, Иван Сусанин ценой собственной жизни спас будущего государя Михаила Романова от поляков, которые его преследовали, уведя их в непроходимую чащу. Только вот в обозначенный период поляки слыхом не слыхивали о Михаиле Романове, и данная персона их мало волновала.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Сам Михаил Фёдорович спокойно жил с матерью в Ипатьевском монастыре и не предполагал, что Земский собор изберёт его на должность царя. Оно и понятно, ведь все эти события произойдут только зимой 1613 года уже после освобождения Москвы от интервентов.

О Иване Сусанине впервые заговорят только во второй половине 17 века. Для Романовых, безусловно, было необходимо создание определённого ореола богоизбранности своей династии (в эпоху абсолютизма это очень важно), основоположник которой чудом спасся от иноземных преследователей с одной стороны, а с другой подчеркнуть особую преданность со стороны мужика-патриота, готового отдать жизнь за царя (крепостничество тоже нужно было как-то идеологически обосновывать). Вероятнее всего, так и был создан этот собирательный образ олицетворившийся, в итоге, в виде крестьянина Ивана Сусанина.

По итогу дискуссии каждый остался при своём мнении (как это часто и бывает). Впрочем, особенно настаивать я и не хотела, в конце концов, для простого обывателя важно иметь своих героев, на которых можно равняться, и которыми можно гордиться, как своими земляками.

Ярославль — Кострома или прекрасные города России

Собственно, завершающим пунктом нашего путешествия по Костроме стал тот самый Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Место действительно намоленное и, несмотря на обилие туристов, атмосферное. Сначала мы поднялись на колокольню, с которой открывается замечательный вид на монастырь и округу, а затем посетили действующий Троицкий собор. Внутреннее убранство храма прекрасный образец старорусского стиля (обожаю его) и, по сути, открытая экспозиция выдающихся произведений церковного искусства. Фресковый ансамбль можно рассматривать часами — это настоящая монументальная духовная живопись. Однозначно рекомендуем к посещению, если не из религиозных побуждений, то ради получения эстетического удовольствия.

Итак, подведу короткий итог: первое, Ярославль и Кострома чудесные города с богатой историей и колоритом, которые мы однозначно ещё посетим, но теперь уже летом, чтобы в полной мере насладиться красотами края; второе, многие традиционные яства региона являются сезонными, например, лосиное молоко, что является ещё одним поводом вернуться; и третье, мы точно для себя решили, что в будущем, при постройке собственного дома, включим в его архитектурный облик элементы русского стиля, в частности, изразцы и резьбу по дереву.

Вот так, двухдневная поездка по историческим достопримечательностям России-матушки способна вдохновить и воодушевить, продолжение следует…