Турист AlekseyS
AlekseyS
был сегодня 10:07

Санкт-Петербург — Россия Март 2024

Несколько лет назад жительница Петербурга Екатерина Новикова провела исследование и доказала, что гуляя по Васильевскому острову, не обязательно ходить по улицам и проспектам, а, например, от 2 — й до 19 — й линий можно пройти…дворами, увидев и узнав при этом много интересного. Причем шла она дворами домов, расположенных между Средним и Малым проспектами. Тогда мы с братом сумели повторить ее путь и я написал об этом https://www.tourister.ru/responses/id_33573 и публикация собрала приличное для сайта количество просмотров — значит интересно. Но, Екатерина не успокоилась и проделала тот же путь снова, но, уже дворами домов между Большим и Средним. Узнав об этом, я потерял покой, разыскал в интернете карту ее похода, наметил пути

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

и, разумеется, позвал на помощь брата, который постоянно пеняет мне, что я хожу гулять по городу без него. Погоду мы выбрали удачную — снег уже сошел, а листья еще не выросли и дома и другие интересности можно спокойно и хорошо разглядеть. Сразу извиняюсь — прогулка снова будет по нетуристическим и, часто, просто по неприглядным местам. Возможно, это кого — то расстроит, но, что делать — не все же по Дворцовой ходить, город он такой… Брат пригодился — он выполнял функцию «решетколома», т. е. подходил к воротам, тряс решетки, искал открытый вход и пробивал дорогу, а однажды спас всё мероприятие.
Вошли вот тут — 1 — я линия д.30. Казалось бы — просто парадная, а это — проход / портал и начало долгого пути.

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

Пройдя квартал вышли на улицу Репина — кто не знает, это одна из самых узких улочек города (шириной около 5 метров), к тому же, одна из немногих, замощенных диабазом. К сожалению — с тяжелой историей — во время блокады в ней складывали трупы убитых и умерших. Просто — штабелями, так их было много. Только по официальным данным в первую зиму ежемесячно умирало более 96000 человек.

Эта часть острова, примерно до 10 — й линии, считается исторической и выходя из подворотен, мы натыкались на красивые панорамы и потрясающие здания, чаще всего, в стиле модерн.

Выйдя на 4 — 5 линии просто зависли, и поняли, что далеко не уйдем — столько там всего интересного, смотрите:

4 — я линия 9 — Особняк и контора П. П. Форостовского, главы транспортно-экспедиторской фирмы, обслуживавшей ряд заводов, в том числе и василеостровских. Но главным его делом была доставка товаров из Финляндии в Россию. Характерно, что в советские годы в нем располагались райкомы комсомола и партии

Рядом с ним, д.7 — Доходный дом Л. Е. Кенига, украшенный лепниной и статуями

Пошли в другую сторону — неоклассическое здание Книгоиздательства А. Ф. Девриена, д.13

шикарный неоренессансный особняк выдающегося петербургского архитектора Г. Э. Боссе (д.15). С 1862 по 1917 г. дом принадлежал семье с великолепной аристократической фамилией — Голицыны-Остен-Сакены. (Помните, у О.Бендера был друг детства — Коля Остен — Бакен, который дружил с польской красавицей Ингой Зайонц?). В начале прошлого века в нем работали знаменитые академики — геологи А. П. Карпинский, Ф. Н. Чернышев, В. А. Обручев.
С 1990 г. здесь располагается Камерный зал Государственной Академической Капеллы. Отреставрированное здание получило название концертный зал «Боссе». Здесь же с 2002 г. работает музыкально-репетиционный центр народного артиста России Александра Розенбаума.

Дом 17 — эклектичный доходный дом И. Д. Агафонова, с веселенькими розовыми водосточными трубами

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

Дом 21 — тоже неоренессансный доходный дом П. С. Прохорова, украшенный головами женщин, мужчин и львов, а во дворе его, попасть в который можно через вот такую арку, находится одна из необычных и редких городских достопримечательностей — «сладкая парочка», атлант и кариатида, которых местные называют Ромео и Джульетта

Напротив, на 5 — й линии, д.32 — эклектичный особняк М. Э. Бонштедта, памятник регионального значения и д.34 — брутальный доходный дом А. Н. Бремера

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

Вот представляете — и вся эта архитектурная роскошь — на одной улице (или 2 — х линиях).

Следующий выход произошел уже на знаменитую Андреевскую (6 — 7 линии) — туристическо — пешеходную линию, называемую так из — за Андреевского собора на ней, с необычным бульваром посередине, засаженном… лиственницами (на газонах толстый слой их иголок) и засиженным огромным количеством едален и ресторанов, в том числе и в одном из старейших городских домов — доме стольника Петра I Троекурова. Это печально.

В окрестностях линии проживают забавные зверюшки — лошадка и… дракон (наверное — Балерион Зеленый ужас)

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

Следующим интересным местом стали 10 — 11 линии, на которых тоже много необычных зданий:

д.7 — дом С. Сиверс — дом М. А. Слепушкина

д.9 — Собственный дом архитектора К. К. Шульца

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

безобразный «вставной зуб» — Жилой комплекс «Ван-Вителли», примыкающий к особняку С.Сиверс с крохотным флигелем в 3 окошка

и еще один модерновый доходный дом Л. И. Бреше

А дальше уже начинается неприглядность

Какой — то подозрительный подъезд во дворе, в котором, судя по вывескам, находятся аж 3 института и какая — то контора. Интересно, ее название только у меня вызывает ассоциацию со словом «анус»?

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

Интересных домов все меньше, архитектура меняется

И тут случилось страшное — я потерял свой листочек — карту! «Шеф, все пропало!» — закричал я брату. «Спокуха, фершал!» ответил он и мы бросились назад — искать. К счастью, нюх у брата еще работает и карту он нашел, ура!

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

К тому времени мы уже прошли бОльшую часть пути и архитектура совсем поменялась — тут и советский конструктивизм, в стиле Промышленной улицы, и брежневские безобразия и современные павильончики — помойки

Последним интересным объектом стал дом 21 по 18 — й линии, в котором аж целых 5 дворов — колодцев, причем — настоящих. Правда, сейчас доступ есть только в один, да и заходить в него не хочется — весь завален окурками свиней — жителей двора.

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

И вот он — конец пути — ворота выходят на сад «Василеостровец» — конечную точку маршрута.

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

«Ура! Мы сделали это!» — сказали мы и пожали друг другу руки. Это было феерично и эмоционально.
Дальше уже совсем не интересно — за садом виден колоссальный ДК им. Кирова, знаменитый в советские годы кинотеатром Госфильмофонда СССР «Кинематограф», в котором, за просмотром мировой киноклассики, вестернов, фильмов ужасов, мультфильмов Диснея мы проводили кучу времени в конце 70 — х годов и это был культурный этап нашей жизни,

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

скандальные высотные дома, верхушки которых заставили срезать в свое время

Пока стояли на остановке, обратил внимание на здание юридического факультета Университета — судя по внешнему виду, его по — прежнему любят непростые выпускники

Вот такая получилась прогулка. Фото далеко не все — оставил некоторые для традиционной рубрики «смешные (иногда не очень) интересности». Это тоже Васильевский.

Как постигнуть принцип работы этой водосточной трубы?

Дворами Васильевского острова - 2 или Новые приключения неутомимых

Надеюсь, вы тоже получили удовольствие:)