Турист AlekseyS
AlekseyS
был сегодня 12:18

Санкт-Петербург — Россия Ноябрь 2020

Сразу скажу — этот рассказ не претендует на хоть какую-то полноту, поскольку тема неисчерпаемая. Но вот в последнее время попались рассказы о совсем уж «нетуристических» местах — новостройках, «спальных» районах и т. п. — совсем, может быть, не интересных большинству туристов, но, имеющих свои, как я говорю, «изюминки» для любителей «глубокого погружения» в город.
В этом смысле Васильевский остров, конечно, дает фору многим и многим районам, поскольку на его территории сложился такой симбиоз из практически всех исторических периодов города — на острове сохранился один из старейших домов города вообще — дом соратника Петра I стольника Троекурова (6 — я линия д.13)

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

здесь же район, в котором жили те, кого в послепетровские времена называли «василеостровские немцы» (1 — 7 линии) со своими доминантами в архитектуре («немцы», т. е. иностранцы, которые не говорили по — русски и были для местных «немыми» или, по — другому, «немцами»), были одними из первых поселенцев на острове, потому что, несмотря на 16 указов Петра на эту тему, народ туда, (т. е. в лес, перекопанный каналами), ехать не спешил,

здесь и деревянные дома (Большой пр. 77 и 13 — я лин. д.41). В красном с конца ХIХ века располагалась больница СПб биржевого купечества в память императора Александра II. Больница здесь работала и всю войну, несмотря на то, что на ее территорию упало 85 бомб и снарядов. А в другом в ту же блокаду работали витаминный завод и «витаминная аптека». Витамины, так нужные горожанам, добывали из хвои, крапивы, лебеды, одуванчиков — из того, что было под руками…

и модерн

и современная подделка «под модерн»

и брежневские «кирпичные» уроды

и современная застройка на старых территориях, с подземными гаражами

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

и просто «красивые дома» самых разных стилей

здесь и самые разнообразные ДВОРЫ, некоторые из которых я и попытаюсь показать.

Все время узнаю о чем — то новом и бегу туда фотографировать.

Вот так, например, я узнал о «самой маленькой площади России»

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

о таком вот «наросте» на брандмауэре (3 — я линия д. 26)

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

о крохотном деревянном домике, в котором до сих пор живут (наб. Макарова 14)

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

об одном (!) уникальном доме, в котором есть, минимум, пять дворов — колодцев (18 — линия д.21)

Об уникальном даже для нашего города эркере, который поддерживает «сладкая парочка» — атлант и кариатида, которых местные называют «Ромео и Джульетта». А вход в этот двор (4 — я лин. 21) тоже уникальный

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

О…конюшне (!), находящейся во дворе Академии художеств (!), в которой живут и с удовольствием бегают по двору 6 пони и 3 скаковых лошади. Они не просто скаковые, они "модели" - позируют для студентов Академии. С 1897 г. там существовала "батальная мастерская", в которой работали художники - баталисты, а 25 лет назад в ней восстановили конюшню и в нее приезжают студенты всех художественных ВУЗов города - учиться "лошадку рисовать".

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

О дворе, в котором живет… дракон, наверное, его зовут «Балерион — Зеленый Ужас»

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

На Васильевском острове находится и одна из самых узких улочек города — ул. Репина. Мне она напоминает арбатские переулки, как я их себе представляю. У улицы страшная история — в блокаду на ней складировали трупы умерших горожан.

Есть такая безумная идея — просто пройти весь остров подряд, по линиям, заглядывая, куда можно, но, на это надо полжизни положить. А вот жительница Петербурга Екатерина Новикова в свое время составила уникальный маршрут — оказывается, можно пройти от 2 — й до 18 — й линий… дворами! Причем — туда и обратно — разными маршрутами с одним, буквально, на несколько метров, выходом на Малый проспект.
Плюс этого маршрута еще и в том, что, в отличии от многих закрытых дворов в исторической части города, эти — открытые.

Наконец — то мы с братом повторили ее маршрут, причем, достаточно спонтанно — карта эта «слепая» и схематичная, без номеров домов, так что — просто пошли на разведку. А в действительности все оказалось достаточно легко — пошли и пошли. Вот вошли в эту арку на 3 — й линии

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

и пошли, поглядывая на карту и поворачивая направо — налево. Интересно, что выход из дворов на 18 линии, прямо перед музеем городского электротранспорта

выглядел так

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

В этой связи расскажу одну байку — когда мы учились в Гидрометеорологическом институте, у нас в обязательном порядке присутствовала экспедиционная практика (эх, романтика тех лет…). Я вот поработал и у нас на Карельском перешейке и в Западной Сибири (Уренгой) и на БАМе (Тында). И вот одному доценту в этой связи дали задание написать инструкцию по технике безопасности для студентов, где одной из глав должен был войти опыт поведения для заблудившихся в лесу. Доцент какое — то время подумал и назвал главу «Блуд в лесу».
Это я к тому, что уже на обратном «ходе» мы с братом немножко «блуданули», т. е. сбились с маршрута (что, вообще — то, немудрено), пометались, как Геша Козодоев, упираясь в тупики,

но — выбрались. Так что те, кто рискнет повторить этот опыт — не пугайтесь, это, все — таки, остров — к воде всяко выйдете:)
Кстати, в коричневом, обитом жестью «помещении» расположен офис… ТСЖ.

Зрелище, конечно, унылое, много разрухи и кривизны, и о достопримечательностях говорить не приходится

я бы назвал эти дворы «территория глухих брандмауэров» . Такие глухие стены призваны преграждать путь огню в случае пожаров, что, конечно, было и есть актуально в условиях такой застройки (вот фронт работ для граффитистов).

А вот здесь видна одна из 165 сохранившихся в городе «башен МПВО» с которых в годы войны и блокады наблюдали за ситуацией в городе во время бомбежек и обстрелов.

А это одна из доминант острова — Благовещенская церковь, она тоже — во дворах

Кстати, отдельными яркими пятнами там являются, как раз, граффити. Вот эта «синяя подводная лодка» метров 40 в длину — на здании, в котором расположен клуб моряков — подводников

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

эти граффити посвящены полусумасшедше — гениальному музыканту и композитору Олегу Каравайчуку (изображен в берете, который носил постоянно) — он жил рядом с этим сквером «имени Веры Слуцкой»

а есть и вот такие образы

Здесь на фото знаменитые «василеостровские лошадки» — неизвестный художник разбросал их штук 20 по дворам острова, но, по жалобам «бдительных» горожан их закрасили. Эта — последняя и за ее жизнь борются энтузиасты и городские СМИ.

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

Автор маршрута посчитала, что он составляет 5 км, так что пройти его тем, кто заинтересуется, можно достаточно легко. Причем, обратите внимание — маршрут пролегает дворами между Средним и Малым проспектами. А если попытаться пройти между Большим и Средним? Екатерина Новикова попыталась — и получилось! (Но, это уже другая история).
Впечатления у нас были просто замечательные — как всегда, когда узнаешь что — то новое и неизвестное ранее. Брат в очередной раз не удержался и воскликнул: «Как я люблю такие прогулки!» Очевидно, что мы такие «прогульщики» не одни, недаром в одном из окон разглядели:

Нетуристический Петербург. Дворами Васильевского острова

На что ответим: «А вот…!»
Это, просто, некая «зарисовка на тему», поэтому с удовольствием приму здесь ваш взгляд на василеостровские дворы. А вообще, конечно, об острове нужен отдельный большой рассказ, надо будет собраться и его опубликовать.
Так что, друзья и любители города -«Присоединяйтесь!»