Турист Alexander Volkov (Awolfrus)
Alexander Volkov
был сегодня 7:44

Мюнхен — Германия Август 2014

Наверное было неправильно рассказывать о второй поездке в Баварию не рассказав о первых впечатлениях от данного края. Тем более что поездка в 2014 году вышла очень насыщенной.

Аэропорт Мюнхена имени Франца-Йозефа Штрауса — международный аэропорт, расположенный в Верхней Баварии примерно в 40 км от Мюнхена. Аэропорт назван именем бывшего премьер-министра Баварии Франца-Йозефа Штрауса. Аэропорт был построен, чтобы обеспечить перевозку всевозрастающего потока пассажиров, так как аэропорт Мюнхен-Рим (нем. München-Riem) уже не справлялся с этими задачами, введён в эксплуатацию 17 мая 1992 года. Аэропорт Мюнхен — третий в Германии, после аэропорта Франкфурта-на-Майне и Дюссельдорфа по количеству обслуживаемых пассажиров, он обслуживает более 9 миллионов пассажиров, больше всех в Германии, на внутренних воздушных линиях Германии. Является базовым для немецкой национальной компании «Люфтганза». Единственным его минусом (и плюсом для жителей города) является его сравнительная удаленность от центра Мюнхена. Сам аэропорт современный, удобный (в первый раз на моей памяти самолет пристыковали к шлюзу, а не спускались по трапу с автобусами до терминала. Немного долго ковырялись с багажом, но это скорей по причине нашего быстрого прохода таможни. В целом перелет оставил приятное впечатление.

А вот гостиница Alfa(***) наоборот поначалу показалась не очень хорошей. Хотя все дело в номере, окна которого выходили на маленькую улочку по которой всю ночь шли люди, выезжали машины из подземных стоянок и т. д. Одним ранним утром меня даже разбудил шум заводящегося двигателя. Какое было у меня удивление, когда это оказался Москвич (примерно 2901 спросоня не успел сфотографировать). С утра спросил местного жителя — а что Москвич тут забыл — мне ответили что в городе много русских и выходцев из стран Восточного блока которые тоскуют по старым временам и существуют даже клубы любителей Волги, Нивы и других русских автопроизводителей. Тем не менее это довольно типично для Германии.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Также весьма неприятным стало почти полное отсутствие продовольственных магазинов на улицах города. Оказывается все магазины «убраны» под землю, а каждый подземный переход по сути — подземный торговые центр, некоторые даже многоярусные. На мой взгляд, это правильная экономия места в центре города, которую могли бы перенять и переняли другие мегаполисы (например Москва). Но для 2014 года такое казалось удивительным.

По заветам известной серии — первое, что нужно сделать в незнакомом городе — это забраться на самую высокую башню города и осмотреть город. В Мюнхене таковой является OlympicTurn — телевизионная башня построенная к Олимпийским играм 1972 года. Находится она в Олимпийском парке, что довольно далеко от центра города. Поэтому я воспользовался местным U-bahn’ом. И опять же, по сравнению с Дюсельдорфорским — он не очень, по сравнению с тем же Кельнским — гораздо лучше. Но в то же время в отличие от других городов он преимущественно проходит под землей и с малыми интервалами между поездами. Связано прежде всего с количеством проживающих в городе (в Мюнхене более 1,3 млн человек) когда в Дюссельдорфе всего 600 тыс. жителей.

Однако вагоны которые надо открывать рукой за ручку для меня «в новинку». Ну и вагоны старые, немного ламповые. Но по сравнению с московским метро не идет ни в какое сравнение разумеется.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Так как это был воскресный день в парке было какое то неприличное количество отдыхающих, плюс всевозможные ярмарки и развлечения. В целом очень напомнило Парк Горького или Сокольники.

Башня очень похожа на посещенную мной ранее Рейнтурн, только имеет также открытую двухуровневую смотровую площадку на высоте 282 м. Доставляет туда скоростной лифт со скоростью 7 м/с.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Первое что ожидаемо привлекает внимание — соружения Олимпийского парка — большие прозрачные листы плексигласа-215 держатся сложной ажурной конструкцией из алюминиевого сплава, подвешенной на огромных трубах-опорах и растянутой толстыми стальными тросами. Своим видом сооружения напоминают огромные восточные шатры, непостижимым образом попавшие в Европу и разбитые на берегу озера, посреди парка, почти в центре большого, вполне добропорядочного германского города. Также было возведено колесо обозрения.

Когда-то давно севернее городской черты Мюнхена лежал большой пустырь Oberwiesenfeld, на котором армия проводила маневры, артиллерийские стрельбы. В начале XX века на его ровном поле разместился аэродром, а рядом с ним небольшой авиамоторный завод. К шестидесятым годам завод превратился в гигант автопрома BMW, а южная часть пустыря — в огромную гору строительного мусора, битых кирпичей, остатков разрушенных войной зданий.

Мюнхен — концентрированная Бавария

На сегодняшний день около Олимпийского парка располагается завод, штабквартира, музей и выставочный зал автоконцерна BMW. Фирма была основана Карлом Фридрихом Раппом в октябре 1913 года, официально промышленная компания BMW была зарегистрирована 20 июля 1917 года, но первоначально как производитель авиационных двигателей, Bayerische Flugzeug-Werke. Округ Мюнхена — Milbertshofen был выбран потому, что он располагался близко от Flugmaschinenfabrik Густава Отто — немецкого производителя самолётов.

С 1929 года бело-голубая круглая эмблема BMW, использующаяся и до сих пор, для удобства начинает трактоваться как самолётный винт на фоне голубого неба. Компания BMW утверждает, что белый и голубой цвета на логотипе взяты из флага Баварии. Надо сказать что автоконцерну на сегодняшний день принадлежат такие марки и предприятия автомобилей как Mini и Rolls-Royce.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Нельзя также не упомянуть о прекрасном виде открывающимся на город с высоты башни. Тут четко просматриваются два шпиля Фрауэнкирхе, и конечно на фоне города вздымаются Альпы — все это очень завораживающее дух зрелище. Конечно можно разглядеть и ратушу, и Собор Святого Петра, но согласно закону приятым в городе — не строить здания в черте старого города выше чем Фрауэнкирхе

После спуска я сразу знал куда идти — быть в Мюнхене и не побывать в музее одной из старейших автомобильных марок — преступление! Но о музее БМВ будет отдельный пост. Сразу скажу что это первый автомобильный музей при заводе который я посетил в своей жизни и мне он очень понравился.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Немного отдохнув, я направился на обзорную экскурсию по городу. Приятно когда отель находится в шаговой доступности от центра города (15 минут пешком до Мариенплац). С другой стороны большое количество отелей в Мюнхене обусловлено ежегодным проведением с третьего воскресения сентября по второе воскресения октября праздника Октоберфест, когда в город съезжается до 2 миллионов туристов. Так что почти в любое другое время года (кроме собственно Октоберфеста) найти себе номер в городе не является проблемой.

По пути экскурсии, первым впечатляющим строением является Дворец правосудия.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Небольшая площадь с фонтаном и старинными городскими воротами, называемая Karlsplatz (в простонародье Stachus). Здесь, за границей города располагался блошиный рынок, так что его название — Штахус, приклеилось к этой площади.

Много голубей, просто ОЧЕНЬ много голодных голубей. Кто то по доброте душевной рассыпал картоху из Макдака — и птицы съели!

Мюнхен — концентрированная Бавария

Путь шел по одной из основных артерии города (Neuhauser strabe) на которой, или в непосредственной близости расположены важнейшие сооружения.

Bürgersaalkirche — Bürgersaal (German: «Городской совет») — историческое здание Мюнхена, которое также известно как Bürgersaalkirche, со времени сооружения алтаря в 1778 году. Это Молитвенный зал Конгрегации «Благовещение». Он был построен в 1709/1710 по проекту Джованни Антонио Вискарди. С 1778, зал используется как церковь.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Почти рядом с ним находится иезуитская церковь Святого Михаила (нем. Jesuitenkirche St. Michael) на Нойхаузерштрассе (нем. Neuhauser Straße) в Мюнхене — в своё время одна из главных цитаделей Контрреформации. Она начала строиться в 1583 году, но строительство прервалось падением одной из башен, так что собор был освящён только в 1597 году.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Хочется немного отступить от рассказа про Мюнхен и рассказать про традиционный костюм баварцев известный как трахтен (нем. Trachten) — и мужской и женский костюмы и дирндль (нем. Dirndl) — только женский национальный костюм. Название Trachten пришло из эпохи романтизма, именно в те времена заговорили о национальных традициях, о том, как люди жили, говорили, пели, праздновали и одевались, и что считалось основой культуры нации. По легенде Людвиг I чтобы уровнять слои населения велел на праздники и все официальные церемонии носить национальный костюм. Жители Баварии одеваются по-разному, но, при всей пёстрости моды у баварского стиля есть одна особенность: в этой федеральной земле, единственной в Германии, ещё до сих пор носят традиционный национальный костюм. Причем подобные наряды баварцы носят не только в праздники, но и в повседневной жизни. Более того, носить национальный костюм считается у баварцев показателем хорошего вкуса и чем-то очень престижным. Многие даже ходят в офис в таком костюме.

Так и сегодня на улицах города можно встретить множжество людей в национальных костюмах, которые не работают в них, а просто ходят в магазины, на работу и с работы. Я не представляю чтобы, например, в Москве барышни ходили в кокошниках и в сарафанах, а мужчины в рубахах и лаптях.

Мюнхен — концентрированная Бавария

У подножья собора Фрауэнкирхе расположен металлический макет центра города.

И небольшой фонтан.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Сам собор Frauenkirche (официальное название — Собор Пресвятой Девы Марии) — самый высокий собор в Мюнхене, ставший символом города. Фрауэнкирхе является кафедральным собором католической архиепархии Мюнхена и Фрайзинга. С собором связывают много легенд. По одной из них архитектор заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал строительству. Дьяволу было обещано не строить в соборе окна. Действительно, в одном из ракурсов колонны скрывают оконные проёмы так, что окон не видно.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Далее путь повел на Мариенплац — центральная площадь Мюнхена на которой расположены старая и новая ратуши.

Ну и завершая рассказ о первом дне нельзя не упомянуть о Хофбройхаусе — большой пивной с несколькими залами, расположенный в Мюнхене на площади Плацль (Platzl). Про историю пивной не буду рассказывать, но о самом сути Хофброя поведаю. Итак внутри есть 3 зала:

Мюнхен — концентрированная Бавария

— зал Швемме (нем. Schwemme, погребок) — главный зал на первом этаже, в центре которого расположен подиум для оркестра Хофбройхаус, который каждый день играет для гостей баварскую музыку. 120 столов в этом зале зарезервированы для завсегдатаев (нем. Stammtisch). В этом же зале установлены сейфы для личных пивных кружек постоянных посетителей;

— кабинет Бройштюберл (нем. Bräustüberl, пивная комната) — уютный зал в стиле ретро со старинной мебелью ручной работы на втором этаже. Его украшает портрет Моцарта, одного из самых известных посетителей Хофбройхаус, выполненный знаменитым мюнхенским художником Резелером;

— парадный зал (нем. Festsaal) — самый большой по объёму зал на третьем этаже с овальным потолком, украшенным розовыми и голубыми фресками баварских гербов и флагами округов. Здесь также есть сцена для оркестра. По вторникам, четвергам и воскресеньям здесь проводятся танцевальные вечера для пожилых мюнхенцев. На верхнем ярусе зала расположен музей Хофбройхауса с экспонатами по истории пивоварни и ресторана;

Мюнхен — концентрированная Бавария

— пивной сад — под открытым небом и под кронами старых каштанов в окружении кирпичной стены могут разместиться почти 400 человек.

В ресторане предлагают три сорта немецкого пива: старейший сорт «Hofbräu Dunkel» (тёмное мюнхенское пиво низового брожения крепостью 5,5%), хель «Hofbräu Original» (светлое мюнхенское пиво низового брожения крепостью 5,1%), «Münchner Weiße» (пшеничное пиво верхового брожения крепостью 5,1%) — все производства пивоварни «Хофброй Мюнхен» (нем. Hofbräu München), а также готовятся коктейли из пива с лимонадом. Пиво подаётся как в традиционных литровых кружках (массах, нем. Maß), так и в полулитровых кружках и бокалах.

Мюнхен — концентрированная Бавария

Интересным моментом является то, что во многих залах есть именные места для завсегдатаев, причем настолько элитные что есть очередь на получение такого места, и только в случае смерти, или лишения дееспособности пить пиво, место освобождается для очередников.

Интересен также принцип — каждый посетитель на входе сам выбирает себе кружку «по возможностям», сам моет её и выбирает себе место (кроме тех что именные).

Мюнхен — концентрированная Бавария

Кроме того в пивной есть «сейфовые ячейки» в которых хранятся именные кружки. От того лежит кружка крышкой вперед или дном зависит много обстоятельств. Если крышкой вперед, то можно положить записочку владельцу (все ячейки именные и завсегдатаи знают у кого какая), а если дном вперед, то «на контакт не идет».

Общее число мест в ресторане около 4 000.

Надеюсь рассказ вышел не очень сумбурным. Но вот это первые впечатления от такого разнопланового города как Мюнхен.