Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был вчера 13:26

Териберка, Мурманск — Россия Январь 2024

Когда работаешь по найму, время для путешествий ограничено рамками отпуска. В выходные далеко не уедешь. А вот в зимние каникулы можно позволить себе небольшое приключение.

В этом году мы решили — пора! Пора отправиться на охоту за мечтой детства. Да, зимой, да, на север. Ну что поделать, если мечта живёт именно там и летом она невидима. И прочувствовать её хочется по полной в родной стихии. Если, конечно, посчастливится встретиться.

Охота на Аврору

Нам доводилось по-разному встречать Новый год. В лесу, на чужбине, было даже под Невой в вагоне метро. В Новый 2024 год мы въезжаем на поезде. На столе всё, что требует святая традиция: оливье, икра, мандарины, игристое.

Поскольку в купе мы едем с друзьями, получился почти домашний праздник. На удивление, в вагоне тихо и спокойно. Так что едем без приключений, коротая время за разговорами и игрой в кости.

Охота на Аврору

Мурманск встречает густой темнотой полярной ночи и модным в этом крае слоганом — На Севере жить! Конечно, жить — вон как красиво украшен город к Новому году.

Охота на Аврору

Если приехать в столицу русской Арктики не на своей машине, то хочешь — не хочешь, для выезда за пределы города надо брать экскурсии. Их много по разным направлениям и интересам. Мы приехали всего на два дня и заранее на платформе Спутник забронировали две экскурсии — одну дневную, одну ночную. Строго говоря, их обе можно считать ночными, потому что в Мурманске в это время полярная ночь.

Охота на Аврору

Первая, как бы дневная — на Териберку. Утром за нами приехал гид на джипе и пообещал вечером вернуть обратно. Но Север — край своенравный, и бывает всякое. Позже мы в этом убедились.

Посёлок Териберка находится в 120 км от Мурманска. По дороге водитель, он же — гид, рассказывает о крае, о том, как сильно он изменился за последние годы. Постепенно разгорается утренняя заря.

Охота на Аврору

Эта полоска света под облаками не предвосхитила, как обычно, появление солнца — в этом и заключается полярная ночь. Солнечный диск не поднимается над горизонтом, мы видим только его отсвет, и рассвет плавно переходит в закат. Тем не менее, примерно с 11.00 до 16.00 сумерки довольно светлые, а полярные зори невероятно красивы.

Охота на Аврору

В Териберку туристы хлынули после выхода фильма «Левиофан», который снимался в этих краях. Особенно популярен поселок у китайцев. Они верят, что если мальчика зачать под северным сиянием, то он обречен на счастье. В Териберке для этого священнодействия есть цивилизация, и нет агрессивной засветки неба, к тому же недалеко от Мурманска. Наверное, ради счастливых мальчиков и появились тут отели.

Охота на Аврору

Гуляем по посёлку. На улице минус 25 и резкий ветер. Фотографировать холодно, да и пейзажи зимой не настолько вдохновляют, чтобы отмораживать руки и технику. Решено приехать сюда летом.

Охота на Аврору

А пока садимся в джип и едем в сторону Батарейной бухты. За поселком пересаживаемся на снегоходы — дальше машинам не проехать. Собираясь за Полярный круг, мы, конечно, утеплились, но близкое дыхание Ледовитого океана пробирает насквозь. Гид предлагает видавшие виды овчинные тулупы, которые мы с радостью напяливаем, укрывает ноги еще одним тулупом и выдает защитные очки. Вот теперь появился шанс выжить в открытых санях!

Охота на Аврору

В Батарейной бухте пурга усилилась настолько, что трудно идти. Как можем, пытаемся фотографировать брутальные скалы и заледенелый водопад. Обжигающий ветер вырывает технику из рук, швыряет в лицо колючий снег, трепет мощные волны Ледовитого океана. Вполне хватает, чтобы прочувствовать настоящую Арктику — холодную, суровую и серьезную. Крутейшее ощущение, когда ясно понимаешь, что тут природа не прощает легкомыслия. Никогда раньше такого не испытывал.

Возвращаясь к саням, неожиданно встречаем стайку полярных куропаток. Надо же — не улетают на зиму, как-то приспособились выживать в этих жестких условиях.

Охота на Аврору

На снегоходах подлетаем к Каменному пляжу. Знаменитые яйца дракона, хотел написать «покоятся» под снегом, но какой тут покой, когда ветер так отчаянно свистит.

Охота на Аврору

Со свистом в ушах и вернулись к тёплому уютному джипу. Дорогу начало заметать, и какой-то микрик перед нами застрял в снежном заносе. Пришлось вытаскивать.

По дороге в ресторан делаем остановку у кладбища кораблей. Тулупы уже сняли, и беспощадный ветер быстро загоняет нас обратно в джип.

Охота на Аврору

Гид получил сообщение о скором закрытии единственной дороги в Мурманск — пурга поднялась нешуточная. В такую погоду опасно в одиночку ехать через перевал, поэтому начали формировать колонну.

Успеваем заехать в ресторан, чтобы забрать с собой заказанный обед. Гид велел взять на случай, если вдруг застрянем на перевале. За 20 минут до закрытия дороги выезжаем на трассу в колонне из пяти машин. Успешно преодолеваем коварный перевал. Позже узнали, что Териберку закрыли на несколько дней, а тех, кто там застрял, МЧС эвакуировало в течение следующего дня. В таком случае, поездку на Териберку можно считать удачей этого путешествия. Мы даже успели посмотреть все, что хотели.

На подъезде к Мурманску позвонил гид по завтрашней ночной экскурсии. А не попытать ли, говорит, нам счастья сегодня? Для того, чтобы увидеть северное сияние, ради которого мы, собственно, сюда и приехали, надо, чтобы совпало несколько факторов: мощный солнечный ветер, чистое небо и необходимость оказаться в правильном месте в нужное время. По прогнозам сегодня ожидается хорошая интенсивность солнечного ветра, что повышает шансы на встречу с Авророй.

Через два часа после возвращения с Териберки, мы с волнением и надеждой садимся в джип и мчимся на охоту за полярным сиянием. Расскажу, как это организованно. У каждой турфирмы есть несколько машин, все они на связи. Пользуясь специальными программами, определяют, где будет ближайшая вспышка, и весь табун несется туда. Это северное сафари проходит за городом, где нет засветки неба. Когда находится место для безопасной парковки, туристы выходят из машин.

Мы поменяли три точки прежде, чем увидели зеленоватое свечение в тёмном небе. Но небо было затянуто. Сияние пробивалось сквозь вуаль облачности, было каким-то вялым, хоть и большим. Всполохи не играли. Через несколько минут оно затухло. Аврору мы, конечно, увидели, но картинка не та — незачет.

Охота на Аврору

В машину садимся с долей разочарования, и с решимостью продолжить охоту. В поисках чистого неба мечемся по окрестностям до часу ночи. Увы. На то она и охота, что успех не гарантирован.

Ну что ж, говорит гид, Аврора-дама капризная, и, поскольку полноценного сияния вы не увидели, есть предложение вернуть вам половину денег за экскурсию, или завтра без доплаты сделать еще одну попытку. Без колебаний выбираем второй вариант.

Охота на Аврору

На следующий день идем гулять по Мурманску. Первым делом пытаемся попасть на ледокол Ленин, но там уже выстроилась огромная очередь. Нас не вдохновляет перспектива стоять несколько часов на морозе без гарантии попасть на корабль. Вообще, дебильная организация посещений ледокола! Предварительно забронировать визит невозможно. На месте — только с экскурсией по запредельно бессовестной цене. Или вот эта очередь, которая почти не двигается. Ну их, пошли отсюда.

Разгоняем стылую кровь на многочисленных лестницах многоуровневого Мурманска. Дааа, это вам не равнинный Петербург — вмиг согрелись!

Охота на Аврору

Мурманск — последний город, основанный Российской империей в 1916 году, поэтому древних построек здесь нет.

фото из интернета.

Почти всё, что возведено до Великой Отечественной Войны, было сожжено и разрушено. По решению правительства СССР в ноябре 1945 года Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей.

Охота на Аврору

В результате центр города сформирован домами в едином стиле сталинский ампир.

На одном из них висит большой герб города. Кроме однозначно читаемых символов, на гербе изображено северное сияние.

Охота на Аврору

Кстати, нам пора возвращаться домой и готовиться ко второй попытке поймать Аврору.

В этот вечер нам повезло! В разных местах на наших глазах появлялась вспышка, разгоралась и затухала.

Охота на Аврору

Апогеем стала последняя остановка. Мы уже порадовались очередному сиятельному вензелю и собрались уезжать, как вдруг небольшое пятнышко стало стремительно разгораться. И вот, оно уже сияет во всё небо и постоянно меняется, играет!

Охота на Аврору

Вау! Как же это волшебно и сказочно! И это настоящая удача! Хоть и с большим процентом вероятности, но всё же — удача.

Охота на Аврору

Счастливые, мы вернулись домой. Утром сели на поезд в Петербург с чувством свершившегося чуда. Давняя мечта о северном сиянии выросла из неосторожного обещания, данного в детстве отцу. И наконец, спустя 55 лет обещание выполнено, мечта исполнена. Но мир огромен, чудес в нём столько, что на всех хватит! И они нас ждут — честное слово! А мы готовимся к следующему путешествию и верим, что неспроста этот год начался с такой красивой удачи.