Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 22:00
.

Великий Новгород: восставшие из пепла

Великий Новгород — Россия Июнь 2023
45 55

Гуляя по улицам Великого Новгорода, можно испытать головокружение от количества древних церквей. Они встречаются на каждом шагу — обычно белокаменные, в большинстве своем — в скромном «одеянии», в разной физической форме и временами — похожие друг на друга. Но опытный взгляд туриста (да еще проделавшего домашнюю работу) способен выделить в этой массе значимое и необычное, не бросающееся в глаза.

Сегодняшний рассказ — про три средневековых храма с удивительной общей судьбой. Строго говоря, географически они находятся не в самом В.Новгороде, а в его ближайших пригородах (3–5 км от центра города). Но по всем критериям, это храмы новгородские, разделившие и продолжающие делить с В.Новгородом общую историю.

Итак, знакомьтесь с героями этого рассказа:

8
Герои этого рассказа. Пусть вас не смущает их разная масть: изначально все они были неоштукатурены. Слева направо: Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г.; Церковь Успения на Волотовом поле, 1352 г.; Церковь Спаса Преображения на Ковалевом поле, 1345 г.
Герои этого рассказа. Пусть вас не смущает их разная масть: изначально все они были неоштукатурены. Слева направо: Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г.; Церковь Успения на Волотовом поле, 1352 г.; Церковь Спаса Преображения на Ковалевом поле, 1345 г.

Все три — средневековые, возведенные в 12–14 веках. После нескольких столетий своего существования им суждено было погибнуть во время Великой Отечественной войны, чтобы потом возродиться вновь. Но обо всем по порядку.

Церковь Спаса Преображения на Нередице — самая старая из трех: она аж конца 12-го века постройки, то есть еще домонгольская (!). Она расположена в живописной местности, примерно в 3 км к югу от Новгорода, рядом с бывшей княжеской резиденцией — Рюриковым городищем. Даже сейчас, после многолетних вмешательств человека в прилегающие ландшафты, храм удивительно вписывается в окружающий пейзаж и хорошо просматривается с разных сторон.

7
Вид на Спасский храм со стороны реки Малый Волховец.
Вид на Спасский храм со стороны реки Малый Волховец.

Церковь возвели в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче, и она стала последним таким памятником княжеского строительства в Новгороде. Впоследствии заказчиками культовых построек выступали уже не князья, а церковные власти, бояре, купцы.

14
Название этого храма, по одной из гипотез, связано с именем местности - Нередицы, прозванной так потому, что она была «не в ряду города, а за чертою».
Название этого храма, по одной из гипотез, связано с именем местности - Нередицы, прозванной так потому, что она была «не в ряду города, а за чертою».

12
Необычный прием в новгородском зодчестве: боковые апсиды понижены примерно до половины высоты центральной. Оконные проемы размещены не горизонтальными рядами, а более свободно, ассиметрично.
Необычный прием в новгородском зодчестве: боковые апсиды понижены примерно до половины высоты центральной. Оконные проемы размещены не горизонтальными рядами, а более свободно, ассиметрично.

7
Фасады решены предельно просто, декор сведен до минимума. Барабан завершен фризом из полуциркульных арочек, украшенных поребриком.
Фасады решены предельно просто, декор сведен до минимума. Барабан завершен фризом из полуциркульных арочек, украшенных поребриком.

На следующий год после окончания строительства церковь Спаса была расписана фресками. Росписью было покрыто почти все внутреннее пространство — стены, купол, несущие колонны, и в этом равных ей тогда не было. Фрески располагались друг над другом ярусами.

5
Рисунки интерьеров Спаса на Нередице, выполненные в 1903 году художником Л.М.Браиловским. Фото из сети.
Рисунки интерьеров Спаса на Нередице, выполненные в 1903 году художником Л.М.Браиловским. Фото из сети.

Первые реставрационные работы в этом храме начались в 1903 году. Тогда, среди прочего, была осуществлена тщательная фотофиксация интерьеров (около 200 снимков), а также выполнены акварельные копии, с указанием мест размещения живописи на стенах. Эти дореволюционные материалы оказались просто бесценными в ходе последующих реставрационных работ.

3
Одна из фотографий интерьера Спаса на Нередице, сделанная в 1903 году: Введение во храм и Сретение. Фото из сети.
Одна из фотографий интерьера Спаса на Нередице, сделанная в 1903 году: Введение во храм и Сретение. Фото из сети.

3
Слева - Евангелист Иоанн. Справа - Пророк Аарон. Фото фресок Спасского храма в Нередице, сделанные Л.А.Мацулевичем в 1910 г. Была в нередицкой росписи «какая-то первобытная выразительная сила, мало считавшаяся с общепринятым для конца XII века стилистическим направлением» (Герольд Вздорнов).
Слева - Евангелист Иоанн. Справа - Пророк Аарон. Фото фресок Спасского храма в Нередице, сделанные Л.А.Мацулевичем в 1910 г. Была в нередицкой росписи «какая-то первобытная выразительная сила, мало считавшаяся с общепринятым для конца XII века стилистическим направлением» (Герольд Вздорнов).

Н. К. Рерих, путешествовавший в 1899 году по Ладоге и Волхову по заданию Археологического института, написал: «Наиболее цельное впечатление из всех новгородских древностей производит церковь Спаса на Нередице. (…) Спасская церковь по древности, а главное, по сохранности является памятником исключительным»… Этот храм к началу Великой Отечественной войны был единственным на русской земле полным стенописным ансамблем 12-го века, почти не искаженным поновлениями, уникальным памятником монументальной живописи того периода.

К огромному несчастью, храм Спас на Нередице оказался в зоне активных боевых действий в годы Великой Отечественной войны и в 1941 году огнём немецкой артиллерии был превращён в руины. Сохранилось примерно 40% кладки и всего около 15% живописи — катастрофические разрушения!

2
Спас на Нередице, 1944 г. Фото из сети.
Спас на Нередице, 1944 г. Фото из сети.

6
Великий Новгород: восставшие из пепла

4
Великий Новгород: восставшие из пепла

5
Великий Новгород: восставшие из пепла

8
Уцелевшие фрески Спасского храма в Нередице.
Уцелевшие фрески Спасского храма в Нередице.

Начиная с 1944 года, руины Спасской церкви начали разбирать, и в ходе этого обнаружились погибшие фрески… в осколках. И хотя технологии реставрации руинированной росписи тогда не существовало, фресочные фрагменты стали складывать в корзины (не поднялась рука все это выбросить!). Так было собрано 70 корзин бывших фресок.

2
Вот во что война превратила фрески (фото из сети). К сожалению, осколки фресок собирали, не обозначая точные места в храме, где их обнаружили. Да и хранить эти корзины тогда было негде, так что их несколько раз перемещали из одного неприспособленного места в другое...Все это усугубило потери и очень сильно затруднило последующую реставрацию росписей.
Вот во что война превратила фрески (фото из сети). К сожалению, осколки фресок собирали, не обозначая точные места в храме, где их обнаружили. Да и хранить эти корзины тогда было негде, так что их несколько раз перемещали из одного неприспособленного места в другое...Все это усугубило потери и очень сильно затруднило последующую реставрацию росписей.

В 1956–1958 годах, используя «родные» материалы и дореволюционные замеры и описания, стены храма Спаса на Нередице были полностью восстановлены, но без уникальных фресок. После этого перед реставраторами встала новая, архисложная задача: используя уцелевшие фрагменты фресок, попытаться восстановить изображения.

3
Изображение князя Ярослава Владимировича (по его заказу была построена церковь), подносящего макет Спасского храма Христу.
Справа - рисунок Л.А.Дурново 1930 года (фото из сети), слева - собранное из кусочков изображение. Можно сказать, что именно с него началось восстановление разрушенных фресок. Символично, что одним из самых первых найденных и установленных фрагментов был кусочек штукатурки с изображением креста на куполе макета храма, который князь держит в руке.
Изображение князя Ярослава Владимировича (по его заказу была построена церковь), подносящего макет Спасского храма Христу. Справа - рисунок Л.А.Дурново 1930 года (фото из сети), слева - собранное из кусочков изображение. Можно сказать, что именно с него началось восстановление разрушенных фресок. Символично, что одним из самых первых найденных и установленных фрагментов был кусочек штукатурки с изображением креста на куполе макета храма, который князь держит в руке.

В 1992 году этот храм по решению ЮНЕСКО был включен в список Всемирного наследия. Работы по восстановлению фресок Спаса на Нередице продолжаются.

6
Великий Новгород: восставшие из пепла

7
Фрагменты алтарной части.
Фрагменты алтарной части.

5
Внутри Спасского храма сегодня можно увидеть лишь малую часть прошлого великолепия.
Внутри Спасского храма сегодня можно увидеть лишь малую часть прошлого великолепия.

Другой жемчужиной земли новгородской, уже 14-го века — была церковь Успения на Волотовом поле. Ее возвели в 1352 году по заказу новгородского архиепископа. Десятилетие спустя храм расписали фресковой живописью. Сегодня неизвестны имена ни зодчих, ни живописцев, есть лишь предположение, что они имели греческие корни.

10
Церковь Успения на Волотовом поле, 1352.
Церковь Успения на Волотовом поле, 1352.

Росписи в храме занимали площадь порядка 350 кв.м — в общей сложности около двух сотен фигур и многофигурных сцен на стенах и сводах, уходящих девятью регистрами ввысь. Они никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти фрески не имели изъянов. До гибели волотовские фрески представляли один из наиболее хорошо сохранившихся живописных ансамблей Новгорода.

5
Схемы росписей церкви Успения на Волотовом поле. Рисунки были сделаны в начале 20-го века. Фото из сети. Волотовские древние росписи, к счастью, сохранились в многочисленных копиях - зарисовках, акварелях, этюдах, картинах, хотя и с разной степенью точности воспроизводящих оригинал.
Схемы росписей церкви Успения на Волотовом поле. Рисунки были сделаны в начале 20-го века. Фото из сети. Волотовские древние росписи, к счастью, сохранились в многочисленных копиях - зарисовках, акварелях, этюдах, картинах, хотя и с разной степенью точности воспроизводящих оригинал.

Как и храмы в Нередице и в Ковалеве (третий герой этого рассказа), церковь Успения Богородицы в Волотово в годы войны оказалась на линии фронта и почти полностью была уничтожена огнем немецкой артиллерии и авиации. Когда немцев прогнали, храму был вынесен вердикт: «как историко-художественный памятник русского искусства, погиб полностью».

2
Руины церкви Успения на Волотовом поле, 1940-е (снимок слева). Поврежденную кладку вычинили старым камнем (благо его вокруг разрушенного храма было предостаточно) и законсервировали до лучших времен (снимок справа). Оба фото - из сети.
Руины церкви Успения на Волотовом поле, 1940-е (снимок слева). Поврежденную кладку вычинили старым камнем (благо его вокруг разрушенного храма было предостаточно) и законсервировали "до лучших времен" (снимок справа). Оба фото - из сети.

Внутри храма враг не хозяйничал, но от сотрясения стен во время обстрелов штукатурка, расписанная фресками, сначала отслоилась, потом обрушилась, а позже рухнули и сложенные из камней стены, похоронив под собою уникальную живопись. Внутренние завалы начали разбирать только в 1993 году, не повторяя при этом ошибок, сделанных в Нередице. Тогда потребовалось просеять через крупноячеистоое сито 300 куб. м завалов, чтобы отделить кусочки штукатурки с фресками. Процесс адски трудоёмкий, но действенный. Обнаруженные фрагменты складывали в специальные лотки-контейнеры, указывая при этом даты и участок, на котором была сделана находка — чтобы впоследствии облегчить компоновку разрозненных деталей.

5
Лотки-контейнеры, систематизированные по участкам раскопов и дате извлечения фрагментов, из храма в Ковалеве. Снимок сделан в реставрационной мастерской Грековых в В.Новгороде.
Лотки-контейнеры, систематизированные по участкам раскопов и дате извлечения фрагментов, из храма в Ковалеве. Снимок сделан в реставрационной мастерской Грековых в В.Новгороде.

Общее количество извлеченных из завалов фрагментов волотовских фресок — 1 750 000, размеры которых от 0.8 до 20 кв.см. От бывшей живописной декорации сохранились только 40 кв.м — в самой нижней части стен и столбов.

Стены этого храма восстановили сравнительно недавно: в 2001–2003 годах. Работы частично (в размере 1,52 млн. долларов) профинансировал немецкий нефтегазовый концерн «Винтерсхалл АГ», якобы в знак того, что «Германия видит свою ответственность в историческом контексте»… На сегодняшних стенах этого храма можно видеть памятную линию, специально оставленную на штукатурке реставраторами, отмечающую верхнюю границу военных развалин — «линию войны».

3
Слева и справа от двери хорошо видна линия войны. Ниже нее - то, что осталось от храма после ВОВ. Все, что выше - восстановлено в начале 2000-х.
Слева и справа от двери хорошо видна "линия войны". Ниже нее - то, что осталось от храма после ВОВ. Все, что выше - восстановлено в начале 2000-х.

7
Вот так сейчас выглядит восстановленная церковь Успения на Волотовом поле.
Вот так сейчас выглядит восстановленная церковь Успения на Волотовом поле.

9
Внутри тоже достойно, но до прежнего великолепия -  ой как далеко.
Внутри тоже достойно, но до прежнего великолепия - ой как далеко.

5
Великий Новгород: восставшие из пепла

2
На сегодняшний день на стены храма Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле вернулись 18 живописных композиций, собранных из разрозненных фрагментов. Еще 165 - частично собраны. Общее количество сюжетов, известных по довоенным фото и копиям – 195. Так что работы еще - «конь не валялся».
На сегодняшний день на стены храма Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле вернулись 18 живописных композиций, собранных из разрозненных фрагментов. Еще 165 - частично собраны. Общее количество сюжетов, известных по довоенным фото и копиям – 195. Так что работы еще - «конь не валялся».

Собранные во время разбора завалов фрагменты фресок совмещаются в реставрационных мастерских Новгородского музея-заповедника. В 2016 году три таких мастерских вошли в созданный на территории Антониева монастыря в В.Новгороде Центр реставрации монументальной живописи. Его можно посетить с экскурсией, а можно, как сделали мы, — пойти в одну из таких мастерских — мастерскую Грековых, расположенную на территории новгородского Кремля. Там открыта выставка «Возрождение росписи 1380 г. церкви Спаса Преображения на Ковалёве». Она развернута в двух помещениях, примыкающих к мастерской А.П. и В. Б. Грековых. Это они впервые в истории мировой реставрационной практики, начиная с 1965 года, начали возрождать руинированные фрески из разрозненных фрагментов. Академик Дмитрий Лихачёв назвал труд Грековых «выдающимся подвигом в искусстве».

5
Посетители выставки могут заглянуть в рабочую зону мастерской Грековых, где из множества осколков собирают пазлы новгородских фресок 14-го века. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы понять, насколько это трудоемкий процесс!
Посетители выставки могут заглянуть в рабочую зону мастерской Грековых, где из множества осколков собирают "пазлы" новгородских фресок 14-го века. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы понять, насколько это трудоемкий процесс!

Реставрационная мастерская Грековых (их уже нет в живых) остается действующей и в наши дни. Ее сотрудники и сегодня продолжают здесь трудиться над возрождением фресок церкви Спаса Преображения на Ковалевом поле. В этом храме первоначально было около 450 кв. м росписей, однако после катастрофических разрушений в годы Великой Отечественной войны, уцелело всего 16 кв. метров.

9
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве сегодня. Она единственная из трех, о которых рассказываем в этом отзыве, где мы не побывали (она была закрыта во время нашего визита). Фото из сети.
Церковь Спаса Преображения на Ковалеве сегодня. Она единственная из трех, о которых рассказываем в этом отзыве, где мы не побывали (она была закрыта во время нашего визита). Фото из сети.

6
Преподобный Феодор Студит. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Преподобный Феодор Студит. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

6
Неизвестный преподобный. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Неизвестный преподобный. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

На протяжении свыше 50 лет трудом знаменитых новгородских реставраторов, супругов Александра Грекова (1903–2000) и Валентины Грековой (1931–2019), разработавших собственную методику восстановления фресок, и их последователей удалось вернуть к жизни 160 кв. метров настенной живописи из более чем 100 тыс. фрагментов.

3
Святые равноапостольные Константин и Елена. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Святые равноапостольные Константин и Елена. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

6
Диакон Евпл (?). Копия с восстановленной фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Диакон Евпл (?). Копия с восстановленной фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

6
Пророк Иезекииль(?). Копия с восстановленной фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Пророк Иезекииль(?). Копия с восстановленной фрески из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

Подбор фрагментов поначалу осуществлялся исключительно вручную. При этом учитывались толщина и фактура штукатурного основания, форма и направление мазков, оттенки цвета, характер утрат и потертостей, наличие графьи (процарапанного контурного рисунка). Позже для подбора фрагментов стали использовать специально созданные компьютерные программы, позволяющие выбрать пары фрагментов с максимальной точностью стыковки.

4
Стыки фрагментов исследуются с помощью микроскопа. Фото из сети.
Стыки фрагментов исследуются с помощью микроскопа. Фото из сети.

5
Неизвестный преподобный. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.
Неизвестный преподобный. Восстановленная фреска из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

Разумеется, как бы ни была хороша технология возрождения руинированных фресок, как бы упорно ни работали мастера, полностью восстановленной стенописи мы никогда не увидим. Уже воссозданные фрески вовсе не выглядят безупречно, и все же фантастическое многолетнее терпение и упорство, высочайший профессионализм реставраторов не могут никого оставить равнодушными. Мы из мастерской Грековых вышли пораженными. А встревоженный ум еще долго продолжал искать ответ на вопрос «Зачем?». Почему нам так важно, чтобы сквозь камень церковных стен, поднявшихся над «линией войны», проступали древние лики, образы, силуэты? Наверно, у каждого найдется свой ответ на этот вопрос. Но почему-то кажется, что не будет ошибкой сказать, что реставраторы просто возвращают нам с вами наше прошлое. Без которого, как известно, нет будущего — как бы пафосно это ни звучало.

 

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии