Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 28 апреля 13:08
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Гомель — Беларусь Май 2023

Беларусь славится санаториями, в каждой области их десятки. Так что, собираясь в страну второй раз, я решила совместить приятное с полезным. Родные договорились подарить мне на день рождения неделю в санатории, мне оставалось только выбрать. И выбор пал на очень уютное место, милый такой поселок близ Гомеля — хотелось посмотреть сельскую Беларусь. Но прежде — Гомель. Приехав из Минска, я провела в нем сутки и потом регулярно ездила из санатория в город с обеда до ужина, благо автобус идет всего полчаса. Это я к тому, что, слегка набегами, но представление о городе получила неплохое.

Беларусь не отпускает. Гомель

Наверное, большинство знает о Гомеле меньше, чем о Бресте или Витебске, а ведь это второй город республики после столицы. Не сказать, что очень туристический — то же Гродно почему-то именно с ним чаще всего сравнивают Гомель в плане объектов истории и культуры уверенно оставит Гомель позади. Когда речь идет о белорусских городах в плане сохранности старины, можно сказать одно: это не вина его, а беда его. Кому-то досталось меньше бомбежек. Гомелю больше ((Исторических кварталов нет, что-то из глубины веков можно увидеть лишь эпизодически. Но тем приятнее эти эпизоды…

Аллея Героев в Студенческом сквере около отеля

Итак, Гомель, утро, вокзал. Отель Турист расположен в получасе ходьбы от него. Заселяться все равно рановато, можно пойти пешком, никуда не спеша. Обычные городские кварталы, а кое-где даже промзона, только на подходе к гостинице становится поинтересней.

Костел Рождества Богородицы через дорогу от отеля

Отель совершенно типичный, и даже мягкая белорусская ночь на 2-м слайде не придавала ему особого очарования, как это порой бывает с тривиальными зданиями в подсветке.

Разве что большие «флорариумы» привлекают внимание.

Беларусь не отпускает. Гомель

Ну что ж, нет поблизости своих достопримов — посмотрим, что называется, чужие. Перекусив и заселившись, я пошла в сквер Громыко.

Андрей Андреевич Громыко - министр иностранных дел, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Родился в Старых Громыках (Гомельский уезд)

Все начиналось с городского кладбища посреди лиственного леса. В середине XIX века прямо на могилах поставили атттракционы, лотереи — устроили городской сад. Прямо по бывшим захоронениям под духовой оркестр прогуливались гомельские железнодорожники, ремесленники и рабочие. Знать предпочитала гулять в парке Паскевичей, до него еще дойдем. В 1930-е годы сад передали пионерам и переименовали в Пионерский сквер. В 1989 г. к 80-летию А. А. Громыко установили бюст, а к столетию назвали сквер его именем.

Между прочим, среди эзотериков сквер считается отрицательным местом силы. Мол, останки кладбища излучают темную энергию, останки захоронений угнетающе действуют на живых людей. Недаром, мол, здесь много гнездовий ворон. Находиться здесь якобы неприятно, можно почувствовать недомогание, усталость и даже страх. Не знаю. Я была здесь 2-3 раза, и сидела у фонтана довольно долго, и гуляла. Ни дискомфорта, ни слабости не чувствовала, только мошка одолевала безмерно и бессовестно. И дети резвились вовсю, и мамочки с колясками сменяли одна другую, сколько хватало лавочек.

Так вот, о «чужих» достопримечательностях. В парке их больше десятка: Бурдж-аль-Араб и колокольня Софийского собора, Пизанская башня и Великая Китайская стена… Есть и свои: Национальная библиотека, Несвижский замок и Брестская крепость.

Даже подписывать не буду, все узнаваемы ))

Может, их и не сравнить с изысканными макетами в парках миниатюр, простоваты, да… Но задумка отличная, и реализация добавляет позитива месту. Несмотря на гнездовья ворон))

После объектов мирового уровня все-таки захотелось чего-то исконно гомельского. Лучший способ для меня узнать историю города в концентрированном и в то же время разнообразном формате — музей. От сквера до нужного учреждения всего десять минут.

Гулять здесь очень приятно, даже идя целенаправленно, встречаешь все время что-то милое или интересное. Вот цирк с фонтанами - ага, вечером надо будет сюда подойти; вот кукольный театр, а вот просто красивое здание на перекрестке с непривычными диагональными переходами...

А вот и Охотничий домик — знакомьтесь, он же Музей истории Гомеля.

Беларусь не отпускает. Гомель

Построен в 1820–22 г. в стиле ампир как часть усадебного ансамбля графа Румянцева. За особняком к реке спускался пейзажный парк и сад с беседками — самый ранний парк Гомеля. После смерти графа, с 1830 г. до революции, принадлежал дворянину Винценту Крушевскому и его потомкам. Свершилась революция, и пошло-поехало: первая гомельская радиостанция, ЧК, управление кинофикации, обл. центр народного творчества, общество охраны памятников, археологический отряд и пр., и пр. Кончилось все благополучно: художественным отделом областного краеведческого музея и наконец, с 2009 г., Музеем истории города.

Начинается музей с интерьеров дворянского дома: столовая, кабинет, спальня. Затем идет большой зал с экспонатами уже ХХ века.

Неплохая экспозиция старинных зеркал — в конце музея.

Беларусь не отпускает. Гомель

Но самая-самая жемчужина, восхитившая, зацепившая и позабавившая меня одновременно, это выставка, продлившаяся меньше месяца — как мне повезло!, — «Беларускі бестыярый». Бестиарий — т. е. зверинец — собрал не крокодилов и жирафов, а персонажей белорусских сказок, мифов и легенд.

Стрыга

Работы четырех авторов (три — белорусских) основаны на информации и из академических изданий, и из белорусской классической литературы. Суть в том, что повадки гномов, драконов, эльфов и прочих существ из Западной и Восточной Европы мы знаем, лучше, чем своих, т. е. белорусских, хохликов, цмоков, жыжей. Пора восполнять пробел! Причем выставка — не просто развешанные по стенам портреты нечисти, они еще и атрибутированы)) О каждом написано, чем занимается и где проживает. Например, кiкiмара — беспокойный домашний дух исключительно женского пола, жена или сестра Домовика (Могилевская обл.). И хоть внешне она больше похожа на бабушку: с нечесаной копной седых волос, с длинным носом и худыми длинными руками, говорят, что разумом она — малое дитя. Или зазоўка — по преданиям на Вилейщине («белорусское Приморье»), демоническое лесное существо в виде красивой девушки с длинными волосами, которая завораживала юношей и заводила их в чащу. Даже рост отмечен — кикимора по пояс человеку, а зазоўка одного роста с ним.

Свiцязянкi

В общем, по этой выставке я бродила еще и дольше, чем по остальным залам))) Восполнила пробел в знаниях о нечистой силе Беларуси в полной мере. Наступал вечер, можно было не спеша возвращаться к цирку, посидеть у фонтанов.

Ну вот, теперь уже точно вечер. В мае темнеет поздно, ничего, подумала я, посижу еще засветло, отдохну, место займу поудобней… Отдохнула, а место занимать не пришлось — гомельчане к фонтанам привыкли, никто вокруг них не толпился. Может, потому что свет без музыки — это лишь пол-удовольствия, а может, по причине все той же мошки. У воды она налетает как стая стервятников. Хотела повязать у фонтана — как же, отмахиваться ж надо ж!..

* * *

На следующее утро удалось погулять еще немного, а к обеду надо было ехать в санаторий.

Беларусь не отпускает. Гомель

Все-таки и в современных районах можно найти свои изюминки. Помню, как в Омске встретила Водопроводчика. Его каждый знает — мужик по всему миру выглядывает из люка где-нибудь посреди улицы. Вспомнила тогда его брата-близнеца в Братиславе, в комментариях мне подкинули еще несколько российских коллег-сантехников)) Вот теперь к дружной семье этих ребят добавился гомельский.

А возле вокзала есть Ванька-встанька и наш собрат — вечный пассажир. Уезжая в санаторий, я ему сказала: Пакуль! Хутка вярнуся!

* * *

И вернулась уже через день. Расписали мне процедуры, погуляла по территории, обо всем расскажу отдельно, а сейчас самая главная жемчужина Гомеля.

Беларусь не отпускает. Гомель

Дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей создавался в XVIII—XIX вв. и сейчас считается одним из самых красивых в Европе. Деревьев и кустарников в нем примерно по 80 видов, есть лиственницы, которым больше полутора веков. Лебяжий пруд делит его пополам, и пруд действительно лебяжий. А поскольку парк стоит на высоком правом берегу Сожа, в нем есть несколько обзорных площадок. Белки и голуби перебираются от кормушки к кормушке, не боясь людей.

Фонтан и памятник Н. П. Румянцеву на фоне дворца Румянцевых-Паскевичей

Флора и фауна парка очень хороши, однако не зря это место названо не просто парком, а дворцово-парковым ансамблем, или комплексом.

Часовня-усыпальница князей Паскевичей

Его центр — дворец Румянцевых-Паскевичей, изумительное место, которое я бы сравнила разве что с петербуржскими дворцами, особенно по наполнению. Ах нет, вспомнила Несвижский замок, в котором была за год до этого. Да, обстановка в замке, пожалуй, еще роскошнее, однако это не умаляет красоты и ценности интерьеров дворца.

Зал торжественных приемов, бывшая Золотая столовая

Зал торжественных приемов увешан высокими портретами во весь рост — знаменитых уроженцев Гомельской области. Среди них и художник Георгий Нисский, чьи картины тоже выставлены во дворце, и Ирина Паскевич — последняя владелица дворца.

Маршал Константин Рокоссовский

Кстати, о Паскевичах. И Румянцевых тоже. Часто владельцев дворца принимают за одну ветвь с двойной фамилией. Даже дворцово-парковый комплекс иногда называют «Паскевич-Румянцевых». На самом деле это разные семейства, первым хозяином был граф Петр Румянцев (с 1794 г.), а позже у его наследников дворец выкупил дипломат и полководец Иван Паскевич (1834). Чтобы не переписывать из Сети историю этого места, приведу ссылку на соответствующий раздел «Туристера».

Каминные часы "Кориолан и Волумния". 1810-е годы, Париж

За столько лет, даже веков, во дворце накоплено множество произведений искусства. Коллекции пополняются и сейчас, в конце слайд-шоу я вставила современные работы белорусских мастеров)) Даже школьники вносят свой вклад, например, вот этот макет в одном из переходов — их рук дело:

Макет "Усадьба Войнич-Сеножецких в д. Хальч", выполнен учащимися минской гимназии

Картины тоже собраны из разных времен. Я не знаток, но чем они старше — тем лучше, на мой взгляд))

Н. Тимоненко, "Встреча с земляком" (1908)

Интересно сравнить, как видели гомельский вокзал художник 60 лет назад и наш современник.

Е. Покаташкин, "Вокзал в Гомеле" (1962)

Во дворце кроме стандартных есть временные экспозиции с небанальными темами, например, «Меры всех вещей». На ней собраны самые разные «гаджеты»-измерители прошлых веков. Очень интересно и необычно, но об этом лучше в отдельном материале, посвященном дворцу, иначе больше половины рассказа будет только про него. Хотя дворец достоин подробного описания, это точно!

…Через несколько часов я вышла из него, полная впечатлений и восторгов от сохраненной красоты. Еще о сохранности: напоследок непременно нужно пройтись по аллее с грустной табличкой.

Макеты костелов, церквей — что-то снесли, что-то при бомбежках разрушилось — напоминают о навсегда ушедшей религиозной архитектуре Гомеля.

Храм Преображения Господня (в этом виде каменная постройка была создана в 1901 г.). В 1938-39-м оставался единственной действующей православной церковью в регионе, после чего приход был закрыт, храм ликвидирован и разрушен.

…Я бы долго еще гуляла по парку, там восхитительно! Полдник пропустить ради этого нетрудно, но оставаться без ужина уже не стоило. Поехала назад, в санаторий.

* * *

Главную достопримечательность увидела, теперь можно было рассматривать город с разных сторон слегка бесцельно. Беларусь просто создана для прогулок, и Гомель — не исключение. Чистый, яркий без пестроты, спокойный без запустения — достойный представитель республики.

Может быть, милая дворничиха знает, что ее постоянно фотографируют? Между прочим, и стоит она в пяти минутах от Музея фотографии. Точнее, Музея истории печати и фотографии. Зайдем?

Музей небольшой, на два зала, даже полтора. На момент открытия, в 2015 г., был еще меньше и включал в себя только фототему. Фототехника, периодика и книги по фотоискусству, фотоальбомы — экспонатов много, но часть была тогда недоступна из-за ремонта. Зато предложили фотосессию — шляпки для нее лежат на выбор в отдельном зале)) А в 2017 г. экспозиция дополнилась печатной темой к 100-летию газеты «Гомельская праўда». Областные газеты, журналы, печатные машинки и станки — довольно интересно, я бы сказала, моя тема))

Еще побродим по гомельским улицам.

Полюбуемся на дома и фрагменты зданий. Старинных элементов, как я уже говорила, практически нет, есть просто старые, однако отреставрированные — эти кусочки архитектурного декора очень красят Гомель.

Теперь Музей военной славы. На мой взгляд, это must-see в Беларуси. Лучший военный музей, разумеется, в Минске. Гомельский тоже впечатлил, у нас и в Сибири как-то не набирается такого количества артефактов Великой Отечественной. А Беларусь ими, естественно, полна, а главное — берегут они память. Вот эти основные белорусские черты чувствуются везде, от поселка до столицы — чистота, порядок, покой и память о войне…

Даже удивительно, что открыт музей в нашем веке, а не раньше; к слову сказать, весной 2005 г. на открытии присутствовал батька Лукашенко. Понятие военной славы включает в себя не только 41-45-й. Это и древние войны, и современные. Но больше всего, конечно, — о Великой Отечественной.

Кадры из фильмов, снятых на "Беларусьфильм"

Военные залы интересны везде, а здесь вдвойне: это не просто оружие, форма, снаряды, документы… Отдельные витрины рассказывают об оккупации на Гомельщине, о том, как фашисты зазывали белорусов в свои войска. А они шли в партизаны.

Плакаты военных лет нигде не пропускаю…

На открытой площадке выставлена военная техника ХХ века — 40+ единиц.

А покидая музей, проходишь вдоль шеренги бюстов знаменитых полководцев от Суворова до маршалов прошлого столетия.

Паузу на архитектуру здесь делать нет смысла, ибо через один дом и по одному же билету можно пройти в Музей криминалистики — филиал военного. Создан 14 лет назад, посвящен теме борьбы с преступностью на Гомельщине в 1917–2000-е гг.

Всего два зала, но интересного хватает. Зарождение милиции, преступность в довоенные и послевоенные годы, истории мошенников — ну прямо «Рожденная революцией», хоть и пафосный чуть-чуть, но ведь интересный сериал))

А эта книга с тайником тут же напомнила Музей шпионажа в Вашингтоне))) Правда, там в «колодце» лежали не карты, а кассеты с микропленкой. Здесь уже на ум приходит «ТАСС уполномочен заявить…«))

* * *

Вот такое разнообразие тем подарил Гомель.

Беларусь не отпускает. Гомель

Люблю Беларусь за все, о чем говорила выше. И за драники — последние в ту поездку)) Ела в народном ресторане «Бацькi», выехав из санатория, перед поездом.

Уезжала я с теплым чувством к этому теплому во всех смыслах городу. Что сказать в итоге? Гомель, хоть и потерял в войну большую часть исторических памятников, восстановлен на славу и предлагает очень неплохие места для путешественников. Изумительный парковый комплекс с дворцом, музеи, арт-объекты, театры и цирк, фонтаны и цветники… плюс набережная р. Сож ниже парка, показать которую в деталях уже не позволяет лимит фотографий. Набережная — вообще неоспоримый бонус любого города, правда?.. Вот ею и завершим, вернее, самым известным человеком на набережной.

Скульптура Лодочник символизирует первого гомельчанина, приплывшего сюда по реке Сож

Спасибо первому гомельчанину, открывшему для себя и, как следствие, для нас этот город — он сделал доброе дело!))