Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 15:29

Боголюбово, Владимир — Россия Июль 2023

Бессистемность, свойственная автору, ведет к написанию рассказов для сайта «Туристер.ру», не объединенных общей темой. Как там сказано в мультике «Бобик в гостях у Барбоса: «хочу — на кровати валяюсь! — А тебе дедушка позволяет? — А что мне дедушка?» Сегодня у меня появилось желание вспомнить летнее Боголюбово, купающееся в летней благодати. Совсем не потому, что с него начиналось мое знакомство с владимирской землей, напротив, мы после него сразу же отправились домой, завершив путешествие. Просто про Боголюбово писать легко, в нем столько гармонии и незамутненной историчности, что диву даешься. Это место — соль земли русской — не побоюсь столь громкой метафоры. Кто же не знает знаменитую церковь Покрова на Нерли вблизи Владимира? То-то! Поэтому при выборе организованного тура по Владимирской земле (лишь неудобная логистика подтолкнула меня купить тур), я прежде всего думала о том, что увижу своими глазами архитектурное и историческое чудо на речке Нерль. Погода в тот июльский день капризничала от души, меняя настроение чуть ли не каждые полчаса. И было ясно, что ливневого дождя нам не избежать — лишь бы он не сорвал прогулку через краснокнижный луг к церквушке, белой голубкой взмывшей в высокое небо! Поэтому держу кулачки, посматривая на беспокойные тучки

Боголюбово — туристическая Мекка

Боголюбово сейчас — небольшой поселок, находящийся недалеко от Владимира, который в древности был славным городом. Его основал сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский в 1158 году как княжескую резиденцию на месте чудного явления Божией Матери. На то время град являлся первым каменным городом в северной части Руси. Ночью 29 июня 1174 г. враги и завистники князя бояре Кучковичи убили князя в лесной башне. После чудовищной трагедии город Боголюбов опустел. Последующие владимирские правители не жаловали его своей милостью, перенеся княжеские резиденции во Владимир, в результате чего на месте замка появился Боголюбский монастырь. В дальнейшем монастырь не раз подвергался разорению от нашествия монго-татарского ига. Однако обитель справилась со всеми превратностями судьбы и по сей день находится на владимирской земле, хорошея день ото дня

Уверена, что «обитателям» нашего сайта история тех давних времен хорошо известна, поэтому ограничусь пунктирной линией, проведенной по диагонали

Боголюбово — туристическая Мекка

Так выглядит издалека белокаменный и невероятно прекрасный ансамбль Свято-Боголюбского монастыря! Территория монастыря, существующего более 800 лет, по площади невелика, и заботливая монашеская рука видна повсеместно

Боголюбово — туристическая Мекка

Наша милая, чудесная экскурсовод по имени Анна, вдохновенно ведет свой рассказ, и мы послушно идем за ней, как зачарованные, впитывая убедительные слова. При входе внимание приковывает сравнительно молодой собор Боголюбской иконы Божией Матери (1855 г.) в русско-византийском стиле, построенный на пожертвования московской купчихи А. Г. Алексеевой и ее сыновей

Боголюбово — туристическая Мекка

Это его синие купола так замечательно устремлены в небо на перспективных видах. За собором виднеется келейный корпус, построенный в 1830 г., с приемным залом, казначейскими комнатами и кельями

Белокаменная новая монастырская колокольня с надвратным Успенским храмом

Боголюбово — туристическая Мекка

Благовещенская трапезная церковь, возникшая в 1683 г. на месте древнего храма мученика Леонтия

На ее фоне — приземистый киворий Боголюбского монастыря (небольшая водосвятная часовня)

Боголюбово — туристическая Мекка

Место для часовни было выбрано не случайно — именно здесь, по преданию, великому князю Андрею Боголюбскому явилась Богоматерь

Первоначальная часовня 12 века не раз перестраивалась из-за разрушений. Вода из источника под нею считается чудодейственной и целебной, а сам киворий овеян множеством легенд

Боголюбово — туристическая Мекка

А вот и самое-самое, настоящее сокровище монастыря, зачем-то прикрытое огромным сине купольным собором — лестничная башня с галереей, где находится переход на хоры храма

Боголюбово — туристическая Мекка

Единственный гражданский памятник архитектуры домонгольского периода, существующий поныне — носит название Палаты Андрея Боголюбского и является фрагментом белокаменного дворца, построенного в 12 веке в романском стиле из белого известняка, добываемого в пещерных каменоломнях Подмосковья, а затем переправляемого по рекам Пахре и Москве-реке, потом волоком в Ворю в районе Мытищ и водою по Клязьме — во Владимир

По свидетельствам современников дворец князя поражал великолепием каменной резьбы, сияющими куполами, мозаичными полами. А в центре композиции в то давнее время возвышался храм во имя Рождества Богородицы, который не сохранился — на его месте в 1758 году был поставлен новый - в духе соответствующей эпохи

Боголюбово — туристическая Мекка

Мы туда зайдем чуть позже. Именно белокаменная галерея и башня прежде всего интересны в исторически памятном контексте, поскольку здесь возле лестницы сохранилась ниша, в которой лежало тело князя Андрея Боголюбского, истекшего кровью из-за отрезанной заговорщиками руки. Почему бояре Кучковичи решились на страшное преступление? Возможно это была месть за убийство их родственника боярина Кучки? На этом месте всегда стоят живые цветы

Мертвое тело убийцы выбросили на улицу, а сами принялись грабить княжеские хоромы. Но нашелся добрый человек, решившийся подойти к убитому и перенести его тело в церковь. После отпевания усопшего перевезли во Владимир и похоронили в Успенском соборе, где он покоится и по сей день. В 18 веке Андрей Боголюбский (Великий князь Владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха) был причислен к лику святых, а башня по монашеской инициативе приобрела завершение кирпичной колокольней в виде шатра

Боголюбово — туристическая Мекка

Остальные белокаменные постройки разрушились по различным причинам, коих было предостаточно. Придворную же церковь Андрея Боголюбского монахи уничтожили случайно при ее переустройстве. Чтобы сделать помещение светлее, они решили убрать хоры и растесать узкие окна. В результате в 1722 году произошло обрушение, чуть позже храм заменили схожей по размерам, но довольно скромной по архитектуре барочной церковью. Свои функции она утратила и существует как памятник зодчества. Северная, уцелевшая, стена собора, с декоративной маской льва

В соборе помимо церковной составляющей организован музей с результатами археологических раскопок. Декоративные особенности колонн с «когтями» позволили ученым, занимающимся исследованием комплекса, предположить, что храм на Владимирской земле был построен незаурядными мастерами, напрямую связанными с романской архитектурой Северной Италии

Боголюбово — туристическая Мекка

Раскопы фасадов показывают туристам как достопримечательность. Из двух больших икон иконостаса — список знаменитой иконы Боголюбской Богоматери — той, что явилась князю Андрею

В память о случившемся чуде Андрей Боголюбский заказал у иконописцев икону с образом Богоматери и поместил ее в своей новой церкви. Она получила название «Боголюбская икона Божией Матери». Икона чудесным образом дошла до наших дней, справедливости ради — в очень неважном состояние и сегодня находится во владимирском музее на реставрации. Цветовая палитра фресок слишком яркая

Боголюбово — туристическая Мекка

В 1802 году талантливый крестьянин из Палеха Лев Иванович Парилов расписал соборные стены заново. Сохранился лишь небольшой фрагмент древней росписи в алтарной части

На этой ноте мы прощаемся с монастырем. Экскурсовод Анна, подведя нашу мини-группу к «фольксвагену», на котором мы приехали из Ярославля, сосредоточенно смотрит на небо, затянутое дождевыми тучами. Становится ясно, что дождь неизбежен, он уже накрапывает, а экскурсионный регламент никто не отменял — если положено в такое-то время отправиться пешком к церкви Покрова на Нерли, то будь добр — шагай. Все готовы пойти со мной?- спрашивает Аня. Оказывается, нежные создания предпочитают пережидать дождь в автобусе. Да чтобы я пропустила мечту своей жизни (честное слово, со школьной скамьи жаждала прикоснуться к белокаменному чуду)! Поэтому делаю публичное заявление — если не найдутся желающие, то я пойду одна (с экскурсоводом — Анечкой, спрятав ее под свой зонт). Видимо, пафос высказывания возымел действие — у меня появилась сплоченная компания. Июльский дождь разошелся не на шутку, бойко стуча по лужам, но куда деваться, коль подписались на это дело. Аня оптимистично уверяет меня, что погода скоро наладится — не раз в ее практике дождь ли, метель в этих местах стихали, как по мановению волшебной палочки. Это место, где живет Чудо — говорит она. И да, дождь постепенно начал успокаиваться, а потом и вовсе прекратился

Боголюбово — туристическая Мекка

Путь к Боголюбовскому лугу проходит мимо Монастырского пруда с заросшими берегами, от него открывается чудесный вид на знакомый уже монастырь. Жаль, что дождь немного смазал красивую картинку, съев цвет куполов. Дальше нам пришлось одолеть железнодорожный переход, еще немного и мы окажемся на плиточной дорожке из натурального камня, протянутой среди заповедного луга, ведущей к древней несокрушимой легенде

Боголюбово — туристическая Мекка

Заповедный луг пестрит миллионами цветов и пьянит запахами разнотравья. Здесь произрастает около 290 видов растений, в том числе редкие, некоторые из них внесены в Красную книгу

Удивительный факт — луг, охраняемый государством, имеет своего директора, находящегося «на зарплате» (предполагаю, должность так и называется: генеральный директор луга). Вдалеке, у горизонта, виднеется одинокая церковь Покрова на Нерли — осколок старой Руси. Через Боголюбовский луг проходит конный маршрут с возможностью прокатиться как верхом, так и в повозке

Боголюбово — туристическая Мекка

А также существует маршрут экологический, по его тропинкам приятно погулять семьям с малыми детьми — детям нравится бегать босиком

Боголюбово — туристическая Мекка

При этом недопустимо осквернять луг курением, распитием спиртного, выбрасывать мусор — так нам было сказано. Все ближе и ближе к благородной мечте — самому гармоничному храму, что мне довелось увидеть

Его пощадили грозные события сменяющихся эпох, оставив для нас, далеких потомков, прекрасное скульптурное изваяние, покоряющее идеальным совершенством пропорций

Боголюбово — туристическая Мекка

Храм словно вырастает из холма, бросая отражение в воды старицы (прежнее русло реки, изменившей течение вод)

Боголюбово — туристическая Мекка

Перед зодчими стояла непростая задача: место строительства находилось в заливаемой водами Нерли и Клязьмы пойме, поэтому нужно было обезопасить храм от подтоплений

Для этого на фундаменте были возведены четырёхметровые стены, засыпанные землёй. Образовался искусственный холм, облицованный каменными плитами, на котором церковь встала как на пьедестале. И вот уже более восьми веков стоит этот дивный храм посреди заливного луга, словно белая свеча

Боголюбово — туристическая Мекка

Однозначной информации о том, в каком году и с какой целью он был построен, нет — историки и богословы склоняются к разным версиям, которые мне не хочется пересказывать — кому это интересно, могут сами обратиться к источникам

Парадный княжеский храм, построенный на пересечении важных торговых речных путей, встречал гостей, следовавших по воде, либо по льду Владимирского княжества. Уверенно можно говорить лишь о том, что построили его при Андрее Боголюбском, скорей всего, зарубежные мастера

Боголюбово — туристическая Мекка

Все домонгольские храмы Северо-Восточной Руси отличаются романским стилем, который господствовал тогда в Европе. Исследователи полагают, что возведение храмов было поручено строительным артелям, перемещающимся по разным государствам для выполнения заказов

Небольшая одноглавая церковь поражает необыкновенной легкостью, стройностью и изяществом. Высота храма всего 20 метров, но он кажется более высоким, с ощущением устремленности ввысь. Фасады церкви украшены резьбой, насыщенной символикой, практически сохранившейся в первоначальном виде

Боголюбово — туристическая Мекка

Изображение библейского царя Давида часто использовалось в европейской архитектуре как символ мудрого правителя. Окружают Давида львы — персональный символ местных князей, начиная с Андрея Боголюбского. Голубь на льве — символ Святости Духа и скромности. Есть еще интересное изображение — грифон, несущий лань

Боголюбово — туристическая Мекка

Возможно, является символом Христа, а лань символизирует трепетную душу христианина. За храмом Покрова стоит более поздняя постройка 19 века — Трехсвятительская церковь

Храм Покрова на Нерли является действующим, туда можно зайти, чтобы помолиться. Из прежних интерьеров ничего не осталось, кроме намоленных стен. А это уже немало, но большая толпа у входа удачно справилась с  желанием попасть внутрь. Жаль, конечно, что моя встреча с белокаменным чудом проходила в ограничительном формате, не позволившим задержаться подольше. Завидую тем, кто может приехать на своем автомобиле, но увы… Когда шли обратно, меня буквально распирало от восторга, которым хотелось делиться со всем миром, наполненным тишиной и благодатью. Это был прекраснейший момент в моей скромной жизни! «

Невысокая, небольшая,

Так подобрана складно ты,

Что во всех навек зароняешь Ощущение высоты…

Так в округе твой очерк точен,

Так ты здесь для всего нужна,

Будто создана ты не зодчим,

А самой землей рождена.

Среди зелени — белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал — и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…
Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли. (1954 Наум Коржавин)