Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 14:31

Кунгур — Россия Февраль 2024

В Кунгур давно хотела поехать. Так получилось, что в Кунгурской пещере побывала до этой поездки уже два раза, а вот город не видела. Решили с подругой съездить на один день на экскурсию, и сначала искала экскурсию без пещеры, а такой нет. Поговорили, а оказывается Шифа была в пещере еще когда в школе училась, ну и я тоже давно, даже очень давно. А тут прочитала, что зимой в пещере красивее, скульптуры ледяные. В общем купили тур и поехали. От Екатеринбурга до Кунгура 280 км, но гид Алексей по дороге рассказал очень много интересного об Урале и Пермском крае и дорога не показалась длинной. На одной из остановок попили чаю с пирогами. Выехали из Екатеринбурга мы в 7 утра, а к половине 12 были уже в Кунгуре и первым делом идем обедать. После обеда нам дали полчаса на сувениры и гончарную лавку. Покупать ничего не планировали, но посмотреть интересно. Особенно Гончарная лавка понравилась. Гончарный промысел зародился в Кунгуре 300 лет назад. О Кунгурских горшках упоминал Александр Радищев, который в 1790 году останавливался на неделю в Кунгуре по дороге в сибирскую ссылку. Первую фабрику глиняной посуды открыл купец Иван Аксенов в 1847 году. В стране сохранилось только четыре гончарных предприятия. Фабрика «Кунгурская керамика» выпускает посуду и изделия по старинным рецептам, только в Кунгуре есть ручное производство.

Экскурсия по Кунгуру

Через полчаса едем на экскурсию по городу. Вышли из автобуса у Соборной площади в историческом центре города, который был основан на этом месте в 1663 году. В Кунгуре реализуют проект «Кунгур. Город мастеров». В рамках этого проекта будет благоустроена Соборная площадь, которая названа так потому, что на ней был Благовещенский собор и две церкви. Сейчас начато сооружение инсталляции «Спасские ворота», которую мы видим в правой стороне площади. Через Спасские ворота прихожане шли в собор. Вокруг инсталляции будут места для отдыха и озеленение. Слева на фотографии видна церковь Алексея Митрополита, построенная в 1894 году, которая одна сохранилась на Соборной площади из трех бывших здесь храмов. Благовещенский собор взорвали в 1930 году. За Алексеевской церковью виден угол Гостиного двора, закрытый фальшфасадом, здание планируют восстановить.

Экскурсия по Кунгуру

С другой стороны от площади здание Городской управы, построенное в 1820 году. Кроме управленческий помещений на втором этаже была публичная библиотека, банк, а первый этаж занимали торговые помещения. В 1909 году здесь же был впервые открыт Городской музей. С 1985 года в здании размещалась коррекционная школа, которая выехала в 2019 году, здание на реконструкции.

На Соборной площади установлен обелиск, который был первым памятником на территории Пермского края, а в настоящее время это единственный в крае сохранивший монумент царской России, дошедший до наших дней.

Подходим к обелиску.

На обелиске надпись: «Благодарные потомки храбрым предкам». Монумент установлен в честь снятия осады с Кунгура в 1774 году от отрядов Пугачева, изготовлен в Екатеринбурге и доставлен по железной дороге, установлен в 1893 году.

На месте Соборной площади был деревянный кремль, который осадил 11 тысячный отряд пугачевцев, требуя сдачи города. В конце января 1774 года крепость подверглась нападению кавалерии Салавата Юлаева, состоящей из татар и башкир. Ополчением города командовал городской голова Филипп Кротов и купец Емельян Хлебников, была подмога и из других населенных пунктов.

В 2001 году монумент был отреставрирован и ему вернули первоначальный вид, так как при советской власти на него водрузили звезду и назвали «Борцам против крепостного права», а площадь носила имя Пугачева.

Через дорогу еще одна площадь — площадь Победы.

Экскурсия по Кунгуру

Танк Т-34 установлен в честь формирования в Кунгуре бригады Уральского добровольческого танкового корпуса.

От площадей мы спускаемся по пешеходной улице Карла Маркса, которая раньше была Киттарской, в честь первого исследователя Кунгурской пещеры Модеста Яковлевича Киттары (1825–1880). На пересечении улицы К.Маркса и ул. Гоголя, бывшей Острожной, стоит здание Киттарского корпуса.

Экскурсия по Кунгуру

Это красивое здание было построено муниципалитетом для рыбных лавок, а потом сдано в аренду купцу Колпакову. Сейчас в этом здании размещается Театр юного зрителя. Впереди еще одна достопрмечательность Кунгура- Пуп Земли. Кунгуряки решили, что в их городе находится пуп Земли, потому что здесь перекресток трех трактов (Сибирского, Гороблагодатского и Бирского), а кроме того проходят водный и железнодорожный пути. На этом месте сходится семь дорог.

Композиция открыта в 2007 году и теперь это одна из главных достопримечательностей Кунгура. В 2008 году Пуп Земли выиграл конкурс на самый необычный памятник Пермского края.

Экскурсия по Кунгуру

Пуп Земли установили рядом с Памятником первопроходцам, который открыт в 1990 году.

По легенде возле Кунгурской пещены зимовала дружина Ермака в 1580–1581 году. Поэтому памятник изображает казачий струг с путеводной звездой на парусе, установленный на постамент.

Со смотровой площадки неплохой вид на противоположную сторону реки Сылвы и на автомобальный мост, построенный в 1932 году.

Экскурсия по Кунгуру

Продолжился наш маршрут по улице Гоголя, с другой стороны Киттарского корпуса.

Экскурсия по Кунгуру

На противоположной стороне особняк купца Софронова, в котором сейчас библиотека.

По улице Гоголя, бывшей Острожной, проходил Сибирский тракт, по которому проехали экспедиции В.Беринга, А. Гумбольбта, Р. И. Мурчисона и других ученых. По этой дороге приезжал в 1824 г. Александр I, в 1857 г. будущий Александр II с Жуковским По этому тракту проехали в ссылку декабристы, их жены и писатели Радищев, Достоевский, Чернышевский, Короленко.

Справа гостиный двор или Верхние торговые ряды.

Экскурсия по Кунгуру

С левой стороны Малый Гостиный двор, в котором сейчас размещается Музей истории купечества.

В бывшей пересыльной тюрьме работает краеведческий музей.

Экскурсия по Кунгуру

В скверике у краеведческого музея памятник Губкину.

Алексей Семенович Губкин (1816–1883) превратил Кунгур в чайную столицу России. Занимаясь кожевенным производством, он возил свою продукцию в Китай, и однажды обменял кожевенные изделия на тюки с чаем, а потом выгодно продал. После этого Алексей Семенович переключился на торговлю чаем. Он купил в Китае несколько плантаций, организовал сушку и доставку, и первый стал расфасовывать чай в красивые пакетики и коробочки. В разных регионах России Губкин открыл свои представительства. Дело оказалось очень прибыльным. Алексей Семенович занимался благотворительностью и общественной деятельностью. Губкин создал и финансировал Дом призрения для бедных детей. Для дома призрения он построил каменное трехэтажное здание, в котором позднее была Елизаветинская рукодельная школа, где содержались и обучались девочки -сироты от 7 до 18 лет. В 1877 году Алексей Семенович открыл и финансировал Кунгурское техническое училище, где учащиеся имели полный пансион, а после окончания получали выходное пособие. Предприниматель жертвовал на другие учебные заведения и на храмы. В конце жизни переехал в Москву, где построил особняк.

Поднимаемся до улицы Советской, которая раньше называлась Благовещенской. В бывшем особняке купца Дубинина располагается Администрация Кунгура и городская дума.

Экскурсия по Кунгуру

Особняк построен в 1883 году в стиле кирпичной эклектики из красного кирпича с декоративными украшениями, выполнеными из тесаного местного известняка. В 1912 году особняк выкупила Кунгурская городская дума.

Отсюда красивый вид на другой берег.

Экскурсия по Кунгуру

Рядом со зданием Администрации находится церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Здание церкви построено в 1758 году, а новую колокольню в стиле кирпичной эклектики построили в 1882 году на средства купца Дубинина, особняк которого в том же стиле находится рядом.

Экскурсия по Кунгуру

На колокольню можно подняться и полюбоваться Кунгуром с высоты.

Экскурсия по Кунгуру

В советское время в храме был детский кинотеатр, росписи в церкви не сохранились.

Но одна необычная икона привлекает внимание.

Экскурсия по Кунгуру

Дальше едем в Никольский храм.

Церковь на этом месте была с 1773 года. Первый храм в честь Николая Чудотворца был освящен в 1792 году. Храм был в прохом состоянии, и в 1873 году на средства чаепромышленника и мецената А. С. Губкина, у памятника которому мы были, началась перестройка храма. После смерти Губкина его внук Александр Григорьевич Кузнецов привез его тело из Москвы и похоронил у храма, рядом с могилами супруги Губкина и их любимой, рано умершей дочери. Кузнецов пожелал возвести новый Никольский храм над могилой деда и бабушки. Чтобы добиться разрешения на перестройку, он пообещал содержать церковь. Этот красивый храм в неовизантийском стиле с элементами русского узорочья возведен по проекту талантливого пермского архитектора А. Б. Турчевича (1855–1909) в 1886 год. Кузнецов умер в 1885 году в возрасте 38 лет, не увидев построенного храма. Александр Григорьевич продолжал дела своего деда и жертвовал большие суммы денег на содержание основанных Губкиным учебных заведений. А. Г. Кузнецов является почетным гражданином Кунгура, как и его дед А. С. Губкин.

При советской власти храм находился на территории женской колонии, и в нем были производственные помещения. Хотя росписи не сохранились, но можно полюбоваться резными иконостасамим, иконами в резных деревянных рамах и резным убранством.

Экскурсия по Кунгуру

Не только чаем, керамикой и купечеством был знаменит Кунгур. Кунгур был важным центром кожевенной промышленности, которая развивалась здесь с 1724 года. Кунгурский кожевенно-обувной комбинат успешно работал до самого развала СССР. Были попытки развития металлургии, работал казенный медеплавильный завод с 1712 по 1723 годы. Именно в Кунгур приехал Татищев 30 июня 1720 года, когда был направлен на Урал. В Кунгуре Татищев открыл Горную канцелярию, а в 1721 году первую Уральскую горнозаводскую школу. Татищев дал заключение, что в Кунгуре нет хороших рудников и все оборудование завода вместе с управляющим шведом Бергмином было перевезено на Егошихинский медеплавильный завод, с постройки которого началась Пермь.

На базе производственных мастерских Кунгурского технического училища, основаного и финансируемого купцом и меценатом Губкиным, был создан Кунгурский машзавод, который работал до 2019 года. Сейчас пищевая продукция занимает больше 70% производства города.

Город очень понравился. Можно еще как-нибудь приехать летом.