Турист Максим Москалев (Maks-M)
Максим Москалев
был 24 апреля 1:24

Грозный — Россия Июль 2021

Всем привет. Эти впечатления о поездке в Грозный были написаны почти три года назад. Но все не хватало времени их опубликовать. Как говорится, лучше, чем никогда. Итак, вперед!

Грозный или путешествие на Родину. Часть 1. Кезеной Ам
Я более 30 лет не был на родине, в городе Грозном. В далёком 1992 году, когда мы отсюда уехали, мне было всего 15 лет.

И вот, спустя 30 лет я с женой и дочкой прилетел на родину.

В аэропорту нас встретил знакомый моих родителей, которого я видел впервые. Но, со свойственной чеченцам гостепреимностью он накормил нас в ресторане отменным шашлыком, помог арендовать машину и прокатил по городу.

Прекрасная погода и безоблачное небо сменились проливным ливнем. Когда мы подъехали к дому, где прошло моё детство дождь лил как из ведра. Однако, это не помешало мне прогуляться по знакомому переулку, мысленно вернуться в детство и вспомнить, как именно здесь мы зимой катались на санях, а летом на великах.

Я неудержался и постучал в калитку, вдруг хозяева дома и я смогу попасть во двор.

Ура! Дверь открыл пожилой мужчина. Я рассказал кто я и он вспомнил и меня и моих родителей. В те времена многие сделки по покупке недвижимости совершались через знакомых. Мне разрешили прогуляться по двору. Показали как все выглядит сейчас. И дом и хоз постройки, все на своих местах, ничего не снесено, не перестроено. Но почему то и дом и двор мне показались очень маленькими, а может это я стал большим?

Не стало только забора и ворот в передней части двора и появился новый забор по периметру.

Передать мои ощущения не возможно. Я вновь смог прикоснуться к истории, к стенам дома, которые помнят меня малышом. Здесь я учился ходить, читать, писать, здесь прошло моё детство.

Мы долго разговаривали с доброжелательным хозяином дома, я по видео связи позвонил родителям. Они не поверили, где я сейчас нахожусь.

Пришли соседи, пожилые люди, оказывается они помнят и меня и моих родителей, мою бабушку. Честное слово, было очень приятно. Спасибо новым владельцам дома, что разрешили мне попасть во двор.

Старые хоз постройки.  Сколько им лет, точно не знает даже моя мама.

Старые хоз постройки. Сколько им лет, точно не знает даже моя мама.

Вообще, планируя поездку, посещение родного дома было одним из главных пунктов. Далее, конечно же осмотр центра города, посещение школы, дет сада, где я учился и обязательным пунктом поездки было посещение озера Кезеной Ам.

Итак, побывав в родном доме, мы прокатились по старопромысловскому шоссе и поехали арендовать машину.

Весь старопромыслрвский район хоть и изменился, но не сильно. Я узнал многие магазины, кинотеатр, завод, где работал отец. Не стало железнодорожной ветки, которая соединяла центр и окраину города, а поле вдоль шоссе теперь все застроено домами.

Аренда машины дело не хитрое. Внесли залог, подписали договор и нам выдали ключи от видавшей виды, но как оказалось, вполне шустрой Хэндэй Солярис.

Грозный или путешествие на Родину. Часть 1. Кезеной Ам

Вновь полил дождь, а мы, несмотря на непогоду выдвинулись на озеро Кезеной Ам.

В 1986 году примерно в сентябре месяце мы с родителями поехали на это озеро, но горный серпантин, опасная и скользкая горная дорога, не позволили нам увидеть эту жемчужину Северного Кавказа. Пришлось развернуться и вернуться домой. И вот с тех пор у меня было огромное желание когда-нибудь сюда приехать. Мечты сбываются.

После 3х часов пути, в сумерках, на спуске с перевала показалась водная гладь озера. В ней красиво отражались огни расположенного на берегу отеля.

Кстати, отелей там два. Один прям топчик, но номеров в нем не было уже в апреле месяце. Мы приехали в июле! Номер нашёл в соседнем менее пафосном отеле. На рецепшне меня попросили показать не паспорт, не водительское удостоверение, а всего лишь аватарку в what’s app. Да, да, такое оказывается бывает.

Ну и ладно. Номер достойный, еда тоже. А большего нам и не надо.

Рано утром, позавтракали и замерзшие после прогулки вдоль озера, решили куда-нибудь поехать. Погода была не особо приятная, холодный ветер и моросящий дождь.

Благо Машина под боком. Садимся и едем куда глаза глядят. Направо, через перевал.

Чтобы вы понимали, часть озера находится на территории Чеченской республики, а часть на территории Дагестана.

По строящейся горной дороге мы поехали в солнечный Дагестан. Справа горы, слева ущелье, с домиками где то внизу. И ярко светит солнце.

Где-то на границе Чечни и Дагестана
Домики кажутся крошечными
Дорога в Дагестан
Грозный или путешествие на Родину. Часть 1. Кезеной Ам

Машин много. Встречаются разные регионы РФ. Дорога местами уже асфальт, местами еще строится и приходится дать время на проезд строительной техники.

Прокатились до первого крупного населённого пункта. Поразило огромное количество автомастерских справа и слева от дороги. Такое ощущение, что большая часть жителей городка работает в автосервисах.

От души перекусив в местной столовой едем обратно к озеру. Но мы же туристы, спешить нам некуда. Сворачиваем с пути и едем вниз в ущелье, где то там виднеется село. Вдоль дороги продаются абрикосы. Остановились, купили медовых свежайших абрикос, и нам разрешили прогуляться по саду.

Грозный или путешествие на Родину. Часть 1. Кезеной Ам

Абрикосы, персики, грецкие орехи, все свежайшее или скоро поспеет. Где все это ещё сможет увидеть московский ребёнок или моя жена, детство которой прошло на севере. Они были в диком восторге.

По пути в отель останавливаемся и фоткаем окрестности, фоткаем пейзажи. Горная дорога между Чечней и Дагестаном очень оживленная. Много туристов, кто также останавливается, чтобы запечатлеть прекрасные горные пейзажи.

Грозный или путешествие на Родину. Часть 1. Кезеной Ам

В отель вернулись засветло и решили посетить рядом расположенный музей-аул чеченского народа. Селение стражников Хой.

Здесь можно увидеть жизнь и быт чеченцев, как выглядели их дома в былые времена. Самые отважные могут забраться по деревянной лестнице на вершину сигнальный башни. А самые голодные смогут вкусно покушать в местной кафешке. Там готовят очень вкусные чепалгаш, это национальные лепёшки с сыром или с тыквой.

Утро следующего дня выдалось солнечным и озеро предстало перед нами во всей своей красоте. Цвет Воды меняется от темно серого до лазурного. Безумно красиво. Надеюсь фотографии позволят и вам насладитьсмя этой красотой. Вдоволь нагулявшись вдоль берега и нафотографировавшись, возвращаемся в Грозный.