Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 12:33

Псков — Россия Декабрь 2023

Всё в это декабрьское утро напоминало начало романа Агаты Кристи. «Вы не слышали, как поезд остановился ночью? Локомотив сломался» — сообщила на рассвете проводница. Аномальные морозы, снежные сугробы вокруг и затор в пути, к счастью, не помешали нам приехать почти вовремя. Трупа гангстера в соседнем купе, тоже, хвала Всевышнему, не обнаружили — мы прибыли в заснеженный Псков без помех и происшествий.

Былинный Псков

Кататься сюда из Москвы невероятно удобно. Всего одна ночь в пути, в люксовом вагоне с холодильником, микроволновкой, хорошими столовыми приборами(!!!) и душевой кабиной неудобств не доставила. Выпили чай из фирменных жд-стаканчиков, съели плюшки и можно выходить на прогулку. Вот всем рекомендую!

Псков мне понравился с первого взгляда. Широкий Октябрьский проспект, мягкий снег, тишина и какой-то особенный покой. Спешить нам некуда — ранним утром закрыто почти все, потому просто неспешно идём и наслаждаемся моментом. Как бы высокопарно это не звучало, а было всё именно так:)

Былинный Псков

С тем, что все закрыто, я погорячилась — Псков запросто можно назвать музеем под открытым небом. Памятники разных эпох его летописи тут буквально на каждом шагу. Здесь островки стен средневекового Окольного города — результат последней, пятой перестройки Псковской крепости в XV веке.

Протяженность стен составляла 3 километра, толщина — до 5 метров. Охранную фортификацию объединяла 21 башня, до наших дней дошли 10. Что совсем неплохо, учитывая бурную жизнь Пскова и его участие в русской летописи.

Былинный Псков

К эпохе позднего средневековья Псков превратился в одну из самых мощных крепостей не только России, но и всей Европы. Только представьте: общая протяженность крепостных стен превышала 9 километров, их усиливали 39 боевых башен. Высота башен доходила до 52 метров!

Былинный Псков

В древний Псков вели 48 въездных ворот.

Только чтобы рассказать их историю, давайте присядем в теплом месте — на улице -18 °C, а это не лучшая температура для долгих бесед:)

Былинный Псков

Псков — один из самых древних городов России. Точное время его основания вам никто не подскажет — археологи находят свидетельства поселение 2000-летней давности. Тысячу лет назад на месте слияния Псковы и Великой строили деревянные дома — примерно такие, как в соседнем Изборске. Официальной датой основания Пскова принято считать 903 год.

Нам приходится верить средневековым хроникам. И в Новгородской первой летописи — древнейшем памятнике новгородского летописания, и в «Повести временных лет» рассказывают о судьбоносном событии — любви киевского князя Игоря и псковской девушки Ольги. По легенде, на берегу реки Великой Ольге явилось видение — три небесных луча встретились на противоположном берегу. На этом месте княгиня, уже будучи христианкой, повелела построить великолепный Свято-Троицкий собор.

Былинный Псков

А вокруг него город, процветающий и богатый. Псков входил в состав Киевской Руси, а затем Новгородской республики. Приграничное расположение вынуждало развиваться и укрепляться: первые каменные стены Псковской крепости возведены в середине XIII века.

Их почти безуспешно штурмовали войска Тевтонского ордена — немцы ушли бы ни с чем, если бы не предательство местного боярина. Оккупация Пскова закончилась в 1242 году, когда город был освобожден войсками Александра Невского.

Былинный Псков

За неприступные стены Пскова следует благодарить князя Довмонта. В наши дни руины стен, башен и церквей Довмонтова города входят в ансамбль Псковской крепости.

После битвы на Чудском озере Тевтонский орден перестал быть угрозой. Псков активно торговал с Нарвой, Тарту, Ригой, Полоцком и Смоленском, в городе сложилось богатое купечество и боярство. В конце XIII века, при князе Довмонте, Псков стал самостоятельным городом. Через 50 лет здесь появится независимая Псковская республика, чере 100 — Народное вече подпишет первый свод законов Псковской судной грамоты.

Былинный Псков

К концу XV века население Пскова составляли, хвала Небесам, ремесленники, торговцы и богатое купечество. Город жил мирной благословенной жизнью, торговал с городами Прибалтики и Древней Руси. Псковичи покупали соль, сукно, серебро и изделия из металлов, продавали мед, воск, меха, рыбу и кожи. Купечество чеканило собственную монету из высокопробного серебра.

Утром 13 января 7019 года от сотворения мира (то есть в 1510 году) Псковское вече созвали в последний раз. Главный посадник передал послу великого князя Василия III согласие псковичей подчиняться Москве. Сняли вечевой колокол, объявили о ликвидации Псковской феодальной республики. Псковские земли официально вошли в состав Русского царства.

Былинный Псков

После присоединения к Московскому государству Псков оставался крупным торговым и ремесленным центром. Гончары, строители, каменщики, металлообработка и резьба по дереву, в середине XVI века в Пскове насчитывалось около 1700 торговых помещений. Дважды в году, зимой и в мае, здесь проходили масштабные ярмарки — жаль, эта традиция утеряна в наши дни.

Мирную богатую жизнь нарушило нападение войск Речи Посполитой во главе с королем Стефаном Баторием — мы еще побываем у него в гостях, в великолепном Гродно. В XVI веке польский король был настроен не столь гостеприимно — навязывая Ивану Грозному невыгодный мирный договор, он осадил Псков. Шестимесячная оборона Пскова закончилась победой русской армии и капитуляцией поляков.

Былинный Псков

Все это время стены и башни Псковской крепости, Окольного города и центрального Крома укрепляют и продолжают.

Формируется культурный, архитектурный, градостроительный центр Пскова — Псковский кремль. Расположенный на высоком мысу, где встречаются Великая и Пскова, ансамбль Кремля включает не только стены и башни. Это исторический open air музей — прясла стен, фундаменты храмов и гражданских построек, Приказная палата XVII века, древний Довмонтов город и действующий Троицкий собор с колокольней.

Былинный Псков

А еще былинный дух из древних славянских сказаний и крутая декорация для современных киношников. Псков великолепен, как ни посмотри:)