Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 10:27

Изборск — Россия Декабрь 2023

История этого рассказа началась задолго до создания черновика в Google Docs, поездки в Псков и даже покупки билетов. История этого рассказа началась весной 2022 года, с публикации великолепного альбома нашей замечательной Юлечки. Хорошо помню свои эмоции в тот момент: от временного онемения до почти неприличного восторга — и что, это правда в России и в наши дни?!

Каменный страж земли русской

Удивительно, но все так и есть. Чтобы увидеть шикарный образец средневекового каменного зодчества, не нужны визы, евро и дорогие перелеты. Достаточно приехать в Псков (на фирменном поезде всего 1 ночь в пути из Москвы) и за 160 рублей купить билет на автобус. Остановка — Старый Изборск.

Прогулка к фантастической крепости через городок (в нашем случае — заснеженный и совершенно сказочный:) занимает 20–30 минут.

Каменный страж земли русской

Вот на такую табличку ориентируйтесь.

Древний Изборск зимой вполне может служить иллюстрацией к волшебной сказке. Все в нем удивительно и прекрасно: и вековые сосны, и дымок над крышами домов, и резные наличники, и башни крепости, и патриархальная тишина.

Каменный страж земли русской

Город навсегда вписан в историю России и летопись славных побед. Впервые упоминается — как вам это понравится, в «Повести временных лет» и 862 году. «Отсюда есть пошла земля Русская» — это точно про Изборск!

Подобных городков, где сохранились столь древние памятники культуры и архитектуры, и при этом никогда не прекращалась жизнь, в России не так и много. Поселение славян-кривичей окружал густой и непроходимый лес — бор, возможно именно он стал корнем для названия «Изборск». По другим версиям имя происходит от слова «сбор» — ведь в Изборске не раз собирали русскую рать на войну. Либо от имени князя Избора, правитель также засветился в летописях.

Каменный страж земли русской

Первый Изборск располагается в пределах Трувова городища. Это самый ранний исторический памятник в летописи Изборска, поселение древних славян, основанное не позднее VII века. Мы не пошли смотреть — при всем почтении к истории разглядеть там что-то стоящее под снежными сугробами очень сложно.

Каменный страж земли русской

Поселенцы городища жили вполне мирной жизнью, занимались ремеслами — кузнечным, деревообработкой, резьбой по камню и даже ювелирным делом. Также многочисленные раскопки богаты заморскими монетами, что свидетельствует о торговле ремесленников с другими городами и странами.

К концу XI века Изборск превращается в город-щит на западных рубежах Древней Руси. Строится мощный, невероятный для своего времени оборонительный комплекс — с толстыми стенами и каменными башнями.

Каменный страж земли русской

Защищаться приходилось от нападений с запада, в основном от рыцарей Ливонского ордена — как известно из школьных уроков истории, конец всем этим безобразиям положит лично князь Александ Невский. Битва на Чудском озере, известная как Ледовое побоище, сильно охладила пыл западных рыцарей, оставив славу о великом Александре в веках. Знаменитое сражение состоялось весной 1242 года.

Постоянные войны и жизнь на приграничной территории вынуждают жителей средневекового городища искать более удобное место для жизни. Сделать это оказалось несложно: в 1330 году псковичи и изборяне (так называют жителей Изборска) начинают строить новую крепость на горе Жеравьей.

Каменный страж земли русской

По всем канонам XIV века — с толстенными стенами, неприступными башнями и отличным обзором местности. Цитадель стала фактически неприступной: с двух сторон из-за крутых склонов, с юго-западной крепость охраняли рвы.

Псковская городская летопись так описывает событие: «В лето 6838 (1330) Селога посадник с псковичи и изборяны поставише город Избореск на горе на Жеравии». Крепость, построенная посадником Шелогой, выдержала десятки вражеских осад и сохранилась до наших дней, как выдающийся памятник истории.

Каменный страж земли русской

Менее чем за 200 лет Изборская цитадель выдержала 8 осад, заслужив звание «Каменного щита русской земли». Город-воин и город-защитник, древний Изборск наводил заслуженный страх на врагов — противники прозвали его Железным городом.

Каменный страж земли русской

Среди семи сохранившихся древних башен самая почтенная — Луковка. В начале XVI века она была серьезно реконструирована — под башней появился подвал для хранения оружия и боеприпасов.

В наши дни Луковка более известна как смотровая площадка. Поднимитесь и на крышу, и на прясла стен — увидите просторы Изборско-Мальской долины с высоты птичьего полета. И разумеется весь комплекс крепости — внутреннюю площадку, башни и Никольский собор.

Каменный страж земли русской

Классический образчик старинной крепостной архитектуры, Изборская цитадель великолепно вписывается в снежный пейзаж. Не утрачивая грозной мощи, в чем совсем несложно убедиться и в наши дни.

Каменный страж земли русской

Достаточно прогуляться по Изборской крепости, центральной части Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника «Изборск». Он входит в межрегиональный туристический маршрут «Серебряное ожерелье России».

Если вы никогда о подобном не слышали, ловите отличную ссылку.

Каменный страж земли русской

Изборская крепость и город-музей займут достойное место в вашем маршруте в поисках древних чудес.