Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 8:52
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Красноярск, Енисейск, Красноярский край — Россия Февраль 2024

Это удивительное путешествие к центру Сибири началось 1 февраля 2024 года.

До этого я, собственно, в Сибири не был.

Ведь Байкал и Дальний Восток это не совсем Сибирь?

Тем более я не был за Уралом именно зимой!

Вылет из Шереметьево в Красноярск у меня назначен поздно вечером.

И поэтому половину свободного дня до вылета я традиционно провел в обществе всем вам хорошо известно блогера, писателя и путешественника Максима Ершова.

На этот раз москвич Ершов повел знакомить меня с районом «Крылатское».

Енисейские рассказы...

Горы в Крылатском очень живописны!

Название — от бывшего села Крылецкое, известного с начала XV века, в конце XVI — начале XVII вв. — владения бояр Романовых.

Сейчас это один из самых дорогих и престижных районов столицы.

Особенность Крылатского в отсутствии здесь промышленной базы.

Это один из самых экологически чистых районов Москвы.

В этом районе живут видные государственные деятели, политики, музыканты, актёры, художники, поэты и писатели.

По этому району проходит шоссе в знаменитую Рублевку.

Енисейские рассказы...

К дому где была квартира бывшего президента Ельцина в Крылатском в 1992 году мы попали….в день рождения Бориса Николаевича, понимаешь!

Прежде престижный дом теперь сдал на фоне других небоскребов.

Но даже сейчас в этот дом просто так не попасть.

Здесь охрана и КПП.

В Крылатском я посетил пару храмов, один из которых очень необычной белоснежной архитектуры внутри — церковь Алексия Человека Божия.

И он только строится.

В самолёте на Красноярск следовала куча военных с СВО в форме цвета хаки.

Из Москвы лететь 4 часа.

Рано утром 2 февраля я был в Красноярске.

По прибытии в аэропорт покупайте в здании аэропорта билет на автобус иначе водитель не пустит в салон. Стоимость проезда 150 рублей. Рейсы каждый час.

Билетов может и не быть на ближайший рейс.

Такси стоит от 1100 руб.

Короче, прилетел я в 07:30, а уехал из аэропорта только через два часа.

Первый день нахождения в столице Сибири я посвятил осмотру достопримечательностей центра города.

С середины XVII века острог приобретает название «Красный Яр».

«Красный Яр» — от названия места его возведения — «Хызыл чар», что на языке качинцев означало «яр (высокий берег или холм, утёс) красного цвета».

Енисейские рассказы...

Было очень холодно — 16 градусов.

Ноги тут же отмерзали.

Не то что вчера в Москве + 1.

Почему говорят что в Сибири холод лучше переносится чем в европейской части России? Типа, климат здесь суще.

Ничуть не бывало.

Ещё как тут холодно!

Мне местные сказали что леса повырубили и теперь пронизывающему ветру ничего не мешает.

От этого и холодно.

Енисейские рассказы...

Здесь женщины в шубах ходят!

В общественном транспорте ездят кондукторы. Обилечивает не водитель, а кондуктор.

Триумфальная арка.

Великолепные мосты через Енисей с потрясающей подсветкой, закатами и рассветами…

Енисейские рассказы...

Енисей это самая полноводная река в Росиии, но здесь в Красноярске её верховья и она показалась мне не так широка как например Волга в Царицыне (Астрахани) или Дон-Батюшка в Ростове.

И даже есть католический собор в городе, внутрь которого не попасть, если вы не приобрели билет на органный концерт.

Старинное здание аптеки.

Я отметил доброту и участие сибиряков.

В отличие от жителей центральной России жители Красноярска бросали все свои дела и старались помочь туристу советом.

Некоторые из них не только помогали советом, но норовили даже чуть ли не проводить.

У нас в европейской части России не так.

Все куда-то у нас вечно торопятся.

В лучшем случае ответят что не знают дорогу.

А в худшем — можно услышать в свой адрес хамство.

Енисейские рассказы...

Иркутск в царское время являлся центром восточный Сибири.

И довольно крупным, богатым городом.

И он строился примерно в то же время что и Красноярск.

Около четырех столетий назад.

Енисейские рассказы...

Почему тогда в Иркутске (как и во всех городах лесного края) много красивых деревянных старинных (и новодельных) деревянных домов, а в Красноярске только каменные и кирпичные?

Кстати, в Архангельске тоже много деревянных старинных домов.

Почему в Красноярске только каменные и кирпичные?

Где деревянное кружевное зодчество лесного сибирского края?

Жители Красноярска не могли мне ответить на этот вопрос.

И только во второй день пребывания в Красноярске, в краеведческом музее я нашел ответ.

Дело в том что Красноярску крупно не повезло.

Город выгорал полностью трижды с промежутком в несколько лет.

И тогда уставший от этого губернатор повелел строить здесь только кирпичные дома.

Благо кирпичный завод здесь был и не нужно везти стройматериал издалека.

Старинные деревянные дома частично сохранились на улице Ленина.

Но их можно посчитать на пальцах….одной руки.

Так что байкальский Иркутск в плане деревянного зодчества выгодно отличается от енисейского Красноярска.

Зато уж каменная, кирпичная архитектура и потрясающие мосты в Красноярске на высоте!

Енисейские рассказы...

Один из немногочисленных деревянных старинных домов — усадьба художника Сурикова.

Свою историю музей ведет с 1921 года.

Музей пополнялся произведениями известных художников, которые поступали из частных коллекций местной знати. Собирал картины, а затем передавал в музей меценат и золотопромышленник Пётр Кузнецов.

Енисейские рассказы...

В Красноярске было написано полотно «Взятие снежного городка».

Эта картина как нельзя лучше передает волнолюбивый, смелый характер сибиряков.

Для написания полотна снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова.

В игре участвовали крестьяне деревни Базаиха.

Енисейские рассказы...

В этом доме-усадьбе и родился художник.

Второй этаж сдавался в аренду квартирантам, так как семья будущего известного художника бедствовала.

Енисейские рассказы...

Кстати, музей Сурикова я посетил после осмотра литературного музея.

Музей располагается в особняке 19-го века в стиле деревянный модерн с готическими мотивами.

Дом был одним из лучших в городе, в 1894 году здесь жил губернатор Енисейской губернии.

Енисейские рассказы...

Музей создан по инициативе великого сибирского писателя В. П. Астафьева (Царь-рыба).

Астафьева я считаю по вкладу в сибирскую литературу таким же по значимости как и байкальского писателя Распутина, в иркутском доме — музее которого я побывал в прошлом году.

Енисейские рассказы...

Музей посвящён исключительно сибирским писателям и литературе о Сибири.

Енисейские рассказы...

Астафьев добровольцем ушел на фронт, хотя имел бронь как железнодорожник.

Тем удивительнее мне было читать высказывания писателя фронтовика о войне как о самом гнусном деле на Земле.

Запомнились стороки писателя о воде в Днепре, густо перемешанной с солдатской кровью.

Интересно, что этот писатель-пацифист сказал бы о сегодняшней войне, когда воды Днепра вновь несут людскую кровь?

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера.

В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного Ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания.

Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

Кто-то охарактеризует творчество этого сибирского самородка как ЧЕРНУХА, а я бы назвал это — ПРАВДА СОЛДАТСКАЯ.

Енисейские рассказы...

Третьим посещенным за этот день музеем стал пароход-музей «Святой Николай».

Был в своё время самым быстроходным судном на Енисее.

Курсировал между Енисейском, Красноярском, Минусинском.

Енисейские рассказы...

На этом пароходе в 1981 г. в Красноярск из села Берёзовского прибыл цесаревич Николай Александрович (будущий последний император России).

В 1897 г. на пароходе «Св. Николай» из Красноярска до Новоселово с В. В. Старковым и Кржижановским к месту ссылки ехал В. И. Ленин.

Енисейские рассказы...

Понятно что каюта цесаревича на порядок комфортнее чем та, в которой следовали к месту ссылки революционеры.

Мне запомнились двухярусные кровати, на которых ютились революционеры обоего пола!

Енисейские рассказы...

Жандармы не удосужились поселить женщин в отдельную каюту.

Часть экспозиции посвящена истории «Русской Америки» и трогательной балладе о любви «Юноны и Авось».

Четвертым посещенным за этот день музеем стал краевой краеведческий.

Музей был открыт в 1889 году.

Основатели красноярского музея — Иннокентий Алексеевич Матвеев и его супруга Юлия Петровна Матвеева (дочь купца) — представители местной интеллигенции.

Нынешнее здание музея выстроено до революции в египетском стиле по проекту известного красноярского архитектора Чернышова.

Енисейские рассказы...

Это крупнейшее музейное собрание за Уралом.

Основа её — археологические (более 35 тыс. единиц хранения), палеонтологические (полный скелет мамонта, единственный в России скелет стегозавра, реконструкция шерстистого носорога и др.),

Енисейские рассказы...

Я взял еще здесь экскурсию по музею.

В итоге пожалел.

Также как в хабаровском музее молодая девушка гид была некомпетентна.

Лишний раз убеждаюсь что знакомиться с музеем лучше в гордом одиночестве.

Енисейские рассказы...

Пятым и последним посещенным за этот день музеем стал художественный музей красноярских художников им. Ряузова.

Пять музеев за один день!

Кажется я поставил личный рекорд!

Енисейские рассказы...

Третим днем путешествия я отправился на главную достопримечательность Красноярска — столбы!

В черте города такая красота!

Это место получило статус заповедника в 1925 г. по инициативе жителей города Красноярска для сохранения природных комплексов вокруг живописных скал.

Представлено к Списку Фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Енисейские рассказы...

За зимний световой день вы поднимитесь на столбы и спуститесь обратно.

Дорога долгая, тяжелая.

Я очень устал.

Но зато я не замерз несмотря на мороз, потому что постоянно двигался.

Виды потрясающие!

Я смог покорить только три столба.

Здесь целое движение любителей природы — «столбисты».

Вечером я увидел из окна такси знаменитую Красноярскую ГЭС (изображенную на десятирублевой купюре).

Тем же вечером я вознаградил себя за подвиг покороения столбов ужином в ресторанчике «Хозяин тайги».

Енисейские рассказы...

Грибной суп с фрикадельками из мяса лося и салат с олениной и папоротником с грибами зашли хорошо.

Отшлифовал все это я горячим глинтвейном на сибирских травах.

Вполне можете уложиться в 1500–2000 р на одного.

Кстати, на следующий день я хотел поообедать в еще более пафосном ресторане — «Тунгуска». Но меня там не впечатлили ни интерьер, ни разнообразие блюд. Разочаровали и цены.

В итоге от обеда в «Тунгуске» я уклонился.

Так что рекомендую для знакомства с сибирской кухней именно «Хозяин тайги», что недалеко от столбов на окраине города.

Енисейские рассказы...

Потрясающие виды сопок из окна ресторана.

Утром четвертого дня я решил проститься с Красноярском, посетив остальные достопримечательности центра города.

Узнаете это место?

Оно изображено на десятирублевой купюре.

Это Караульная гора, и, как полагают историки, Красноярск во многом обязан своим появлением именно ей: здесь боярский сын Андрей Дубенский присмотрел место для будущего Красноярского острога и разработал его план.

Главенствующему в то время Енисейску требовалась охрана с юга от совершающих периодические набеги кочевников — а предоставляющая отличный обзор местности вершина позволяла своевременно заметить подступающие отряды врагов: енисейских кыргызов (хакасов) и северных монголов.

Есть мнение, что Красноярск был основан не в 1628 году, а примерно на четверть века раньше этой официально признанной даты: ведь если он был назван Новокачинским острогом, значит, был и Старокачинский или просто Качинский.

Енисейские рассказы...

С горы открывается живописный вид на город.

Почетный караул в Красноярске.

Енисейские рассказы...

Ледовые фигуры в Красноярске встречаются в изобилии на многих площадях города.

После обеда в тот же день по совету бывалого путешественника Ершова я отправился в Енисейск.

Автобус из Красноярска на Енисейск стоил 1800 р.

Ехать 6 часов.

Я прибыл в Енисейск в 22:30.

Обратно значительно дешевле и быстрее можно уехать на коллективном такси.

Но с утра занимайте места в нем.

В 13:00 следующего дня мест уже не было, когда я решил каком часу возвращаться в Красноярск.

Но вернемся назад.

В Енисейске заселился в гостиницу. Огромный двухэтажный дом.

За 700 рублей я получил отдельную комнату.

Других постояльцев кроме меня в этой огромной гостинице не было.

Не сезон!

Снег в Сибири, в маленьких городах и деревнях белый, мелкий, сухой и рассыпчатый.

Он очень сильно хрустит под ногами.

И из него не слепить снежки, не липнет.

А знаете почему?

Потому что тут зимой в Сибири не бывает плюсовой температуры и он не подтаивает.

Во времена освоения Сибири не Красноярск, а именно Енисейск был центром центральной и восточной Сибири.

Енисейские рассказы...

В Енисейске особый дух, своей деревянной архитектурой переносящий в те далекие времена…

В городе всего 17 000 жителей.

Историческое здание краеведческого музея заслуживает отдельного отзыва.

Найти вход в музей в многочисленных входных дверях задача не из простых.

Енисейские рассказы...

Будете в Енисейске обязательно посетите местный краеведческий музей.

Экспозиция музея и оформление не уступает краевому в Красноярске!

Музей является одним из старейших в Сибири, 1883 год!

Его появлению способствовало множество известных людей своего времени, и тем не менее, основателем считается кандидат естественных наук А. И. Кытманов.

Енисейские рассказы...

Памятник основателям города на набережной Енисея.

Неожиданно мне позвонили и сказали что освободилось место на такси до Красноярска на 15:00.

Поэтому на осмотр музея рубанков у меня было всего 20 минут.

Енисейские рассказы...

Собиратель уникальной коллекции рубанков достаточно своеобразный, нервный мужчина

Он большой «похвальбушка».

Енисейские рассказы...

Пару раз я ловил его на преувеличении и неточностях.

Однако, его коллекция внесена в книгу Гиннеса, сертификат он показал.

Так что будем снисходительны к его чудачествам.

Он отмечает на карте места откуда приехали туристы, чтобы познакомиться с его коллекцией.

Судя по карте туристы приезжали со всех континентов мира.

Теперь на этой карте есть флажок и Липецка.

Я не успел посетить мужской монастырь, художественную галерею и музей фотоизбы.

Всего пол дня на Енисейск, но ехать сюда стоило однозначно!

По пути в Красноярск я любовался заснеженными сибирскими просторами.

Под лучами заходящего солнца очень красиво.

Поздно вечером я прибыл в Красноярск и рано утром я вылетел в Москву.

За 5 полных дней я краешком познакомился с Красноярским краем и увидел здесь два интересных города и посетил 7 музеев!

У меня еще оставалось половина дня в Москве, до ночного поезда домой.

Всё тот же неугомонный Ершов уговаривал на котрасте с «Крылатским» познакомиться с депрессивным районом Москвы — «Капотня».

Предложение заманчивое, я люблю экскурсии с социальным уклоном.

Но находиться в Москве и не увидеть новую выставку на ВДНХ?

Это немыслимо!

И поэтому я отправился на ВДНХ!

За половину дня я успел осмотреть весь павильон «Регионы Россиии».

Сказать что мне понравилось, значит ничего не сказать.

Устроители выставки расстарались к очередным президентским «выборам».

Каждый регион старался познакомить посетителя со своей историей, промышленностью, культурой.

Каждый регион старался показать свои фишки и особенности.

На выставке очень много журналистов, прессы.

Енисейские рассказы...

Выставка начинается с моей Липецкой земли.

Мой 48-й регион стоит первым.

Видимо новый губернатор действительно обладает в столице связями, раз выбил на выставке выигрышное место для нашего региона.

Липчане представили нашу минеральную воду, продукцию металлургического комбината, знаменитые разноцветные пески с фестиваля из села Волчье, макет огнедышашего дракона с Кудыкиной горы, интерактивный сплав в 3Д-очках на байдарке по Дону и много еще всего.

Енисейские рассказы...

Но справедливости ради стоит отметить что земляки воронежцы переплюнули наш скромный липецкий павильон.

В стилизованной пещере под монастырь в Белогорье в 3Д-формате ожили на стенах картины из истории и современности Воронежского края.

Енисейские рассказы...

На 26,5 гектарах — почти 70 интерактивных площадок.

Можно и в глубинах океана побывать, и в горах, пролететь над тайгой в кабине лайнера или почувствовать себя капитаном ледокола.

Десятки маршрутов, 500 экскурсий каждый день.

Плюс лекции, мастер-классы, кинопоказы, концерты.

Выставка разделена на два зала.

Во втором зале представлены восточные, азиатские, зауральские регионы России.

В отличие от европейских регионов страны азиатская часть пердсталена слабо, «на отмахнись».

Сибирцы и дальневосточники подошли к выставке формально, лишь бы поучаствовать.

Но и там исключение составили регионы: Бурятия, Саха-Якутия, Камчатка.

Они сделали упор на национальные и природные особенности своей земли и поэтому запомнились мне.

Выставка скоро заканчивает свою работу.

И если вы ещё не видели ее, то найдите возможность посмотреть!

Она того стоит!

Со времен СССР ВДНХ не видела такого великолепия!

Енисейские рассказы...

Ледовые фигуры на ВДНХ потрясли красотой и размахом.

Вообще, современная выставка на ВДНХ достойна отдельного рассказа и обойти все павильоны нужно не менее недели!

Ведь там помимо регионов Россиии есть и другие павильоны.

Вот так прошли мое 6 дней зимнего февральского путешествия…