Турист Виктор Башкир (vibas)
Виктор Башкир — был вчера 20:53
В путешествии по Ирану.

Душанбе — Таджикистан Октябрь 2023

Цикл материалов "Таджикистан и Узбекистан, 2023"

1. Теперь бессердечный
  2. Тайный узбек
  3. Путь и шествие
  4. Про озёра, кишлак и про то, как образуются горы

«Ты видишь: время старит все, что нам казалось новым,

Но время также молодит деяния былые.

Да, превратились цветники в безлюдные пустыни,

Но и пустыни расцвели, как цветники густые.»

(Абу-Абдулло Рудаки, «О старости», начало X в.)

Путешествие состоит из двух частей: путь и шествие. Сначала надо наметить путь, а потом совершить шествие. При намечивании пути необходимо действовать по следующему алгоритму: 1) составить четкий план, 2) полагаться на волю случая.

Чтобы воля случая произошла, причем не абы какая, а такая, какая вам нужна, надо сначала составить план. Зачем же нужен план, если все равно все решает случай? — спросит неискушенный читатель. Я объясню. Составляя план, вы посылаете конкретные сигналы во вселенную, и в ней переплетаются какие-то там энергетические потоки. А посылая вам случай, вселенная вам конкретно отвечает, сниспуская на вас какие-то ауры и флюиды.

Осень в горном кишлаке.

Душанбе — это город. А город — зверь понятный. Там приехал, поселился в гостиницу и гуляй направо и налево. Тут можно даже план не составлять. Но мы составили, потому что любим, когда лихой фонарь ожидания мотается, и всё идет по плану.

Фанские горы — дело другое. Тут важен план, а еще важнее случай. Поэтому я посмотрел в интернете, что мы в горах хотим, и составил план. Заморачиваться с арендой автомобиля и разъезжать по неизвестным горным тропам не хотелось. Местные туркомпании в помощь — они всегда готовы по-братски подставить небесплатное плечо. Я нашел такую, и мы договорились о желаемом мной маршруте и желаемой ими цене. Контакты оставить тут не могу, чтобы читатель не заподозрил меня в ангажированности, и чтобы главный редактор меня не забанил. Но если надо, пишите в личку (надеюсь, Туристер про это не прознает).

Озеро Искандеркуль.

После первых полутора дней в Душанбе наш маршрут включал четыре дня в Фанских горах, после этого ночевку в Пенджикенте и переезд в Узбекистан. Две ночевки в горах предполагались в палатках. Об этом всем мы договорились по переписке в Телеграм с менеджером турфирмы Джамшедом, ударили по рукам (виртуально), и понеслась (реально)! Спойлер: всё получилось не совсем так, и даже совсем не так, как было запланировано, потому что, как и было запланировано, случилась воля случая, которая, как обычно, сделала всё лучше запланированного.

Сразу хотим выразить большую благодарность Джамшеду и нашему водителю Бехрузу за профессионализм и гибкость в принятии решений.

Перед вылетом оставалось только соответствующим образом экипироваться. А тут Витя Кувшинов shatyn2703 как раз подарил мне тюбетейку. На этом экипировка завершилась — можно ехать.

Душанбе

Не буду тут писать о политических и экономических устройствах, достоинствах и недостатках всяких систем, потому что ничего в этом не понимаю. Знаю только, что есть политика и экономика, а что это — на то есть специально обученные люди. Не то что бы у меня об этом всём не было своего мнения. Оно есть и очень сильное. Поэтому и не хочется его писать (тем более, что на Туристере есть уже множество публикаций со мнениями). Мнение как нос — есть у каждого. Но, во-первых, не факт, что мое мнение правильное. А во-вторых, не факт, что ваше мнение правильное. В третьих, не факт, что чье-то еще мнение правильное. В-четвертых, путешествие — это не про мнение, а про познание и удовольствие. А познавая что-то, необязательно давать этому свою оценку и навешивать ярлыки. Пусть лучше остается вещью в себе — без ярлыка. Про удовольствие даже и не говорю, оно с ярлыками вообще несовместимо.

Проспект Рудаки.

Я, как и всякий не очень образованный человек, до поездки о Таджикистане обладал довольно скудными познаниями. Вот несколько фактов о стране и народе. Таджики, в отличие от других народов Средней Азии, народ не тюркский, а персидский. Таджикский язык очень близок к фарси, и не близок к тюркским языкам. Великие персидские ученые средневековья — такие как Авиценна и Аль-Хорезми — были с определенной точки зрения скорее таджиками, чем персами. Так же, как и родоначальник персидской поэзии Рудаки, стихи которого вынесены в эпиграф.

Авиценна на фоне Дома Правительства.

После распада СССР в Таджикистане пять лет шла гражданская война (1992–1997), унесшая множество жизней и нанесшая сильный урон экономике страны.

В соседнем Узбекистане (особенно в южных его областях, включая Самарканд и Бухару) по некоторым данным проживает не меньше (а то и больше) таджиков, чем в Таджикистане.

Горы занимают 93% территории Таджикистана.

В Душанбе, признаться, исторических достопримечательностей не особо много. Оно и понятно, ведь городом кишлак стал только в 1929 году, когда его решили превратить в столицу новообразованной Таджикской ССР.

Вид на мечеть Ходжи Якуба.

Мечеть Ходжи Якуба.

«Душанбе» по-таджикски значит «понедельник», потому что в кишлаке проходил понедельничный базар.

В Душанбе — советский флёр и китайский гигантизм. Знакомая параллельная реальность. Русская речь на улицах обычно. Надписи кириллицей на непонятном языке пытаются обмануть ум. Соседство советского неоклассицизма с огромными новостроями. Помпезные новые сооружения при относительно невысоком уровне жизни граждан. Понты и нищета. Как дома, только в другом мире.

Кто отгадает, что это такое?

Драмтеатр.

Путь и шествие

В центре много молодых людей в деловых костюмах. Как в Токио, ей-богу. Владычество служащих различных учреждений. Царство дресс-кода. Нарядные девушки и женщины в платьях с блёстками. Покрытие головы на усмотрение ее владелицы. Строгость в одежде встретишь нечасто. Чаще просто платок на затылке. А то и вовсе без оного.

Путь и шествие

Кафе и ресторанов на каждом углу не найдется. Туристического бума тут пока нет (надеюсь, он хотя бы после этого рассказа появится). А местная молодежь в кафешках зависать не торопится. Есть выдающийся памятник советской таджикской архитектуры и общественного питания — чайхана «Рохат», построенная в 1958-ом году. Туда мы не могли не заглянуть, потому что хотели есть, и потому что она похожа на музей, особенно ее внутренний зал, украшенный резьбой по дереву и росписями в национальном стиле.

Душанбе. Чайхана "Рохат".

Посетителей кроме нас почти не было. Про голод мы забыли за рассматриванием произведений настенной живописи чайханы, ажурных колонн и расписных деревянных потолков. Наш восторг прервал скучающий официант, и мы не были оригинальны: Я заказал лагман, а Аня плов. Цены по нашим меркам более чем демократичные, а вкус — это не вкус даже, а восточная феерия! Национальные блюда вкуснее на родине своего изобретения. Там их готовят как бы небрежно, на автомате. И эта легкость приготовления дает им необходимый вкус — добавляет в блюдо ту особенность, которая больше, чем совокупность продуктов, и которая недоступна в других местах.

Путь и шествие

Парк Рудаки зелен и цветист. Полон благоуханием роз и обволакиваем ароматами соцветий. Вечером мы гуляли в нем по темным аллеям, как Иван Бунин. А днем гуляли как Омар Хайям: сад цветущий, подруга и чаша с вином — вот мой рай, не хочу очутиться в ином. Кроме нас, еще некоторых уединяющихся парочек, нескольких семей с детьми и немногочисленных стаек веселой молодежи, в парке никого не было.

Путь и шествие
В парке Национального флага.

Вокруг парка значимые достопримечательности: дом правительства и здания министерств, Дворец Нации, национальный музей, один из самых высоких флагштоков в мире, самая большая в Центральной Азии библиотека, монумент Герб Таджикистана и памятник Исмаилу Самани — основателю мощного государства Саманидов со столицей в Бухаре (в конце 9-ого века).

Вид на парк Национального флага и Дворец Нации.

Библиотека.

Новейшая достопримечательность Душанбе — открывшийся в сентябре 2022-ого года монумент Истиклол (Независимости). Он представляет собой 121-метровую башню со смотровой площадкой на верхнем этаже и с выставочными залами на нижних этажах.

Путь и шествие

Мы пошли туда в воскресенье с утра, чтобы по возможности избежать толп народа. Но там не обнаружилось не только толп, но и народа вообще. Верите или нет, и по выставочным залам, и по панорамной смотровой мы бродили одни, как персты.

Мы любим быть наедине друг с другом больше всего на свете, но людей мы иногда тоже любим. И тут у нас назрел главный вопрос, обращенный к Душанбе: а где все люди? Ответ на этот вопрос мы получим чуть позже.

Путь и шествие

Дворец Кохи Навруз, открытый в 2014-ом году, изначально проектировался как чайхана. Но Восток дело тонкое: строили чайхану, а получился дворец. Да какой дворец! С несколькими роскошно оформленными залами в национальном стиле и в драгоценных камнях. Дворец признан одним из восьми современных чудес Шанхайской Организации Сотрудничества (есть и такое). Увы, в тот день Кохи Навруз был закрыт для посещения, ибо в нем проходили свадьбы и другие важные мероприятия, но охранники нас (бесплатно) любезно пустили погулять в одном из залов, когда из него как раз вышла какая-то влиятельная делегация арабских шейхов (или лиц, похожих на них).

Путь и шествие

Чайхана во дворце тоже есть, и мы там вкусили яства. Обслуживающий нас молодой человек рассказал нам, как работал в России продавцом, по ночам уча русский язык, за плохое знание которого его поносили бабушки-покупательницы.

В чайхане, несмотря на центральное расположение, выходной день и отличную кухню, мы тоже были практически одни. Так где же все люди?

Только, умоляю вас, не надо мусолить в комментариях, что все уехали на работу в Россию. Хотя многие действительно трудятся за границей. Позже мы нашли для себя ответ на этот вопрос — все люди в горных кишлаках!

Озеро Искандеркуль

Вы замечали, какое у внедорожника RAV4 умное «лицо»? Глаза-фары с понимающим прищуром, полуулыбка решетки радиатора. Такой позитивный автомобиль подъехал к нашей гостинице на следующее утро в назначенный час. Удача во время путешествия в горы во многом зависит от водителя. С Бехрузом нам однозначно повезло. Всё было отлично и с таймингом, и с проходимостью, и со скоростью, и с общением на разные темы. И, что немаловажно, с планированием и импровизацией. Но об этом позже.

Дорога от Душанбе в горы поднимается серпантинисто круто, и скоро вы уже высоко. Апостол Павел писал в своем послании к Колоссянам: о горнем, мол, помышляйте, а не о земном. А где же помышлять о горнем, как не в горах?

Дорога в Фанских горах.

Когда свернули с трассы на дорогу к озеру Искандеркуль, от ландшафтных диагоналей закружилась голова, а от разноцветья горных красок зарябило в глазах. Оттенки горных пород порой уходили в желтизну и красноту, но в этих качествах все равно не могли соперничать с листвой на деревах.

Путь и шествие

Я, как личность падкая на всякие эстетические художества, долго подстерегал золотую осень у нас в средней полосе. Чтобы было красиво, как у Александра Пушкина. Чтоб небо осенью дышало, чтоб в багрец и золото одетые леса и пышное природы увяданье. Не устерёг — природа пышно увяла как-то без меня. Ну, увяла и увяла, и шут бы с ней. Не последняя, чай, осень (хотя как знать). Не стал я расстраиваться, потому что я все-таки не очень большой эстет. Но вы же помните, что составляя план, вы посылаете флюиды вселенной, и она переплетает какие-то потоки и посылает вам случай? И вот, когда на золотую осень в этом году я уже не надеялся, я неожиданно встретил ее в горах Таджикистана.

Если вы загуглите или заяндексите «Таджикистан», одной из первых картинок точно выпадет фото озера Искандеркуль.

Путь и шествие

Бехруз высадил нас и наказал идти к водопаду. Мы и пошли. Идти минут сорок. Но мы шли дольше, потому что окружающая среда там оказалась очень уж изумительная.

Путь и шествие

Водопад на картах называется «водопад Фанских гор» или «Фанская Ниагара». Второе название дал точно тот, кто никогда не видел Ниагару. Несмотря на свою «нениагаристость», водопад стремителен и мощн. Вот только показательно сфотографировать его не получается. Надо смотреть вниз с металлической платформы над ним, откуда на фото непонятны ни высота его, ни мощность.

Путь и шествие

Потом мы заехали повыше — к озеру Змеиному. К нему мы близко не стали подходить. Змеиное все-таки — мало ли чего.

Кишлак Сарытаг

В Сарытаге мы поселились в гостевом доме Шахбоз (привет и спасибо Косте Павлову KonstantinPavlov). Нам досталась благоустроенная комната с обогревателем. Последнее было важно, так как температура ночью в горах уже опускалась ниже нуля, что делало сон чутким, а тело дрожащим. В таких условиях вопрос Раскольникова звучал бы так: тварь я дрожащая или обогреватель имею?

Кишлак Сарытаг.
Гостевой дом Шахбоз - дом, в котором мы жили.
Гостевой дом "Шахбоз" - дом, в котором мы жили.

По этой причине мы созвонились с Джамшедом и спросили, можно ли ночевание в палатках как-то отменить и заменить на что-то более теплое, так как мы боимся в Фанских горах оставить не только сердце, но и тела. Джамшед (и Бехруз вместе с ним) проявили чудесную гибкость и клиентоориентированность, благодаря чему наш маршрут был в тот же вечер перекроен и снискал взаимное удовлетворение.

После этого мы с Аней с легким сердцем пошли гулять вдоль по Питерской по кишлаку. Кишлаки в Таджикистане самобытные, аутентичные, не сильно тронутые цивилизацией. Нет никакой аграрной покинутости и опустошенности. Тут жизнь. Жизнь далеко не богатая, но в богатстве частенько и нет никакой жизни — она растворяется в деньгах. А здесь даже улыбающиеся лица животных приоткрывают завесу сущего и извечного.

Путь и шествие

К нам подбежали ребятишки лет десяти, и ничего им было от нас не нужно, кроме как поболтать. Самый бойкий из них (и, очевидно, самый хорошо говорящий по-русски) рассказал нам, что есть что, и что есть где, и мы пошли по его указке через кишлак.

Путь и шествие

Обступившие Сарытаг со всех сторон нежно-коричневые в снежных шапках горы убаюкивали село в своих руках. Мы плыли по тропинке, скользя взглядом по диагоналям наклонных поверхностей, сопоставляя их в уме и стараясь упорядочить в чувства. Но они не сопоставлялись и не упорядочивались, а рождали в нас свои собственные настроения, лежащие за гранью выразительных средств. Затем закат запылал. Горнилом горела гордость гор.

Путь и шествие

Мы вернулись в гостевой дом сразу после заката и нашли там соседей — группу из двадцати датчан. Прекрасные люди! Разговорились. Слово за слово, я рассказал, куда тут в кишлаке надо идти, и что тут как. Они удивились, откуда я так много знаю, а я сказал, что я просто очень бывалый (на самом деле мне все это рассказал десятилетний мальчик).

На следующее утро было решено ранёхонько выехать на Алаудинские озера. Там мы с Аней дотопаем до озер, посмотрим на них, погуляем и поделаем всё, что только может пожелать туристическая душа в зависимости от того, куда донесут нас туристические ноги. А после этого мы быстренько поедем в кишлак Мадм, который, по словам Джамшеда (и он оказался совершенно прав), один из самых аутентичных кишлаков, и в нем располагается один из самых аутентичных гостевых домов.

Когда проезжали Искандеркуль, я попросил Бехруза остановить у кафе на берегу, в котором обычно люди делают хорошие фото. Он остановил, но кафе было уже закрыто на зиму, и оно оказалось на большой частной территории, охраняемой собаками и (наверное) сторожем. Но закрыто было только на щеколду, поэтому мы туда проникли, боясь, конечно, и собак, и сторожа. Но собаки оказались свойские, их осчастливливало, что кто-то залез к ним в гости. А сторож, видимо, спал где-то внутри домов. Ну, и хорошо, что спал — мы же ничего не украли, кроме утреннего вида спящей спокойной кристально-холодной воды Искандеркуля с плавными закруглениями гор на противоположном его берегу.

Путь и шествие
Озеро Искандеркуль на заре.