Турист Мар-та (Mar-ta)
была 26 апреля 21:46

"Здесь русский дух ..." Мещёра

Россия Октябрь 2023

В самом сердце России, прихватив территории в Рязанской, Московской, Владимирской областях, раскинулся удивительный край — Мещёрская сторона. Сосновые леса, березовые рощи, озера, болота, грибы, ягоды, богатый животный мир — все это природоохранные заповедные места. Волшебный край! Он приготовил нам много неожиданных открытий.

Из Мурома держим путь в сторону Касимова. Вырвавшись ненадолго из власти желто-зеленого леса, увидели весьма неожиданную картину — на скошенном поле чинно вышагивали серые журавли. Весной и осенью, во время миграции, они останавливаются в этих краях, чтобы передохнуть и набраться сил. Жители соседнего села, чтя многолетнюю традицию, хлебосольно встречают их, как дорогих гостей, … и над полями громко раздается курлы-курлы.

Здесь русский дух ... Мещёра

На левом берегу Оки расположился Городе́ц Мещёрский, ныне называемый Касимов. К его основанию (1152 год)    "приложил руку" суздальский князь Юрий Долгорукий. В 1452 году город был подарен бежавшему из Казани Касим-хану. Вот и сложилось нынешнее имечко города: Касим-хан — Касимов. С тех далеких времен живут в нем потомки крымских, казанских татар вперемешку с русичами, переплетя свои национальные культуры. Город приводит себя в порядок, восстанавливая и реставрируя архитектурный ансамбль Соборной площади. Ох и красива же она будет! Здесь Вознесенский кафедральный собор, в отделке интерьеров которого помимо христианских мотивов, присутствуют татарские орнаменты. Рядом торговые ряды, напротив Храм Успения Пресвятой Богородицы.

С историей города связано имя великого князя Владимирского, полководца Александра Невского. По одной из версий здесь, где стоит Георгиевская церковь, место его смерти во время возвращении больным из Орды. В городе есть несколько мусульманских культовых сооружений.

«По наводке» мы заглянули в Музей «Русский самовар», и, нарушая хронометраж дальнейшего маршрута, долго не могли оторваться от его экспонатов! Мы и представить не могли, что они могут быть такими! Зачет Касимову! Думаю, это лучший самоварный музей в мире! Основателем его (и Музея колоколов), был местный житель М. П. Силков, руководитель узла связи. Сегодня музей насчитывает около 400 экспонатов, уникальных, удивительных, единичных, эксклюзивных.

Попили вкуснейший кофе, мимоходом заглянули в Музей колоколов (тоже интересен), и в путь.

Сегодня мы должны добраться до базы отдыха в Брыкином Бору. Дорога идет параллельно руслу полноводной Оки, по её правому берегу, сквозь бескрайние леса. Засыпающая природа источает запах сырой листвы и грибов. И только перед Спасск-Рязанским перебрались по понтонному мосту на другой берег.

Здесь русский дух ... Мещёра

А перед переправой, слева, стоит указатель на городище Старая Рязань. В XII–XIII веках здесь находилась столица Рязанского княжества, один из крупнейших древнерусских городов. У нас уже не было времени отвлекаться на его осмотр, тем более, что после разорения ханом Батыем этих мест, там не осталось и камня, но, говорят, если подняться на высокий обрывистый мыс при впадении речки Серебрянки в Оку, откроются фантастические по красоте пейзажи.

Туристический сезон закончился, погода «нелетная», и в этом есть своя прелесть. Везде тихо и спокойно, и нам всюду рады. Ближе к вечеру, увидев придорожное кафе, остановились перекусить. Называется «Подсолнух». Хозяюшки хлопотали вокруг нас, словно заполучили интуристов! Бог мой! Какой был умопомрачительный борщ! Шепну по секрету, с добавлением чернослива и грибов, да еще с домашним салом. А фаршированные перчики! А голубцы с домашней сметанкой! Безоговорочная мишленовская звезда от нас!

И это село Ижевское. На этом сказ о нем не заканчивается. Во времена царской России это было самое богатое село и крестьяне выкупили себя у Демидовых за 10 лет до отмены крепостного права. А теперь ответьте мне на вопрос: — где находится музей Циолковского? В Калуге? Ответ неправильный. Он здесь, в селе Ижевское, на его родине. Но о музее чуть позже.

На турбазе нас уже поджидали, предоставив в наше распоряжение весь туристический комплекс. Вокруг — аромат сосны и спокойствие, внутри — тепло, уют, тишина.

В двух километрах от ночевки поселок под названием Брыкин Бор.(Как говорят местные, когда-то в этих лесах скрывался атаман Брыкин). Это «ворота» в Окский государственный природный биосферный заповедник.

Здесь русский дух ... Мещёра

Мы рано заявились, еще не было ни администрации, ни гида, и пошли самостоятельно гулять по территории(чего делать нельзя). Где-то из глубины чащи разносился оглушительный журавлиный крик. По протоптанной тропинке, любуясь яркими пятнами осеннего леса, вышли на высокий берег Пра и замерли, завороженные: еще сонная, слегка прикрытая утренним туманом река, медленно текла в сторону Оки в обрамлении березово-сосновых берегов.

К 10–30 нам дали экскурсовода, и мы отправились в направлении журавлиного клича, знакомится с обитателями питомника. В вольерах чинно вышагивали представители их редких видов.

Особой заботой здесь пользуется стерх, птица, гнездовой ареал которой находится только на территории России. Она участница программы восстановления угасающей популяции этого эндемика.

Здесь русский дух ... Мещёра

Знакомство с семейством чистокровных кавказско-беловежских зубров было восторженным и запоминающимся. Завидев нас, любопытных, мамаша МЕлина в сопровождении сынули МЕсябра, неспешно отправилась на встречу с нами в надежде на вкусняшки. Нарушенный распорядок поднял и папашу МЕзаря. По мере приближения этих глыб, становилось не по себе. (Первые буквы МЕ говорят о принадлежности этих исполинов к МЕщёрскому питомнику). На территории заповедника, в охраняемой зоне, их гуляет около двадцати особей.

Хотелось еще побродить по «неведомым дорожкам», но нельзя, да и впереди долгий переезд и планы заглянуть в музей К. Э. Циолковского.

Здесь русский дух ... Мещёра

Он нас тоже удивил и впечатлил. Смотрите сами. В это время здесь проходила конференция с участием внука гениального ученого-самоучки.

Для тех, кто однажды окажется в этих краях, даю дополнительную информацию. В соседнем селе Лакаш в здании бывшего спиртзавода ныне частная пивоварня «Старый завод». Затарившись, можно перебираться в село Орехово, где вас удивят, порадуют, накормят. Там, на заливных лугах, среди сосновых рощ, действует уникальный музейно-просветительский комплекс, собственное подсобное хозяйство, конюшня. А еще, не поверите, Музей мировой каллиграфии — единственный в России и один из крупнейших в мире. Там же музей ретротехники «Наше Орехово» — коллекция советской и российской автомобильной и сельхоз. техники.

А мы уже в Солотче. Этот утопающий в соснах район, оказывается, является частью города Рязани. Неожиданно! Его целебный воздух, тихо журчащие речки Старица и Солотча, превратили этот регион в настоящий курорт.

Здесь всё располагает к неспешным прогулкам по эко-тропам, как когда-то по ним бродил великий русский писатель К. Г. Паустовский.

«Я шёл и слушал мать-природу, Её спокойствием дыша.

Взгляд поднимая к небосводу, В полёт рвалась моя душа».

А известнейший художник-гравёр Иван Пожалостин, вероятно, вдохновлялся видами с Лысой горы, усевшись под соснами с причудливыми корнями. Кстати, на улице Порядок находится музей его имени.

Чуть подальше от музея возвышается здание Казанского храма, перед которым … на земном шаре в виде постамента, стоит фигура святителя и чудотворца Николая архиепископа Миры Ликийской, копия демонтированной турками в г. Демре, скульптуры.

Здесь русский дух ... Мещёра

В продолжение духовной темы, сообщу о находящемся здесь, крупнейшем в России, памятнике архитектуры нарышкинского барокко — Солотчинском Рождества Богородицы женском монастыре. (XIV век). В проёме ворот надвратной Предтеченской церкви цветными изразцами сияет Духовская церковь. Очень эффектно! Ухоженная руками насельниц территория монастыря обрамлена стеной, похожей на крепостную. В центре- одна из самых древних построек — храм Рождества Богородицы.

Свидетельства удивительных историй и судеб хранит обитель, начиная от князя Олега Рязанского, его сестры Анастасии, выданной замуж за потомка Чингизхана, мурзу Салахмир, и берущих от них начало многих известных дворянских и графских фамилий государства Российского.

Планировали заглянуть в развлекательный комплекс «В некотором царстве» (очень масштабный, красивый, многофункциональный), но соблазнились на другую сказку, и не прогадали.

В 40 км от Солотчи, в глубине мещёрских лесов, прячется волшебное царство под названием «Усадьба Трубиных». Сами волшебники зимовать удалились в теплые Рязанские Палаты, но с их согласия, стража пропустила нас поглазеть на чудеса.

Здесь русский дух ... Мещёра

Имея навыки скульптора и кукольницы, основатели усадьбы построили здесь уютный «замок» и начали воплощать в жизнь свои фантазии, создавая вокруг себя мир былинных персонажей. Окружающее пространство постепенно заполнялось ведьмами, горгульями, вурдалаками, лешими, а воображение рисовало все новых героев.

Подрастающий в семье отрок унаследовал родительское мастерство и, женившись на талантливой художнице, заселил царство доселе невиданными персонажами: поползли улитки, полетели драконы, заплясали черти.

Нынче уже третье поколение пробует себя в этом творчестве.

Легкий ночной морозец еще не отпустил утренний воздух. Через пару часов остывающее тело просилось в тепло, но горящие глаза не могли оторваться от очередного творения. Здесь каждый квадратный метр, это своя выдуманная история со своими невероятными героями.

Восторг! Симбиоз фантазии, умения, любви! Любви к семье, к земле, к Родине!

«Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли с названьем кратким „Русь“.

Эти слова принадлежат великому русскому поэту Сергею Есенину. И мы сегодня на его Родине, где он жил, учился и рос, как поэт. Много путешествуя по стране и посещая места, связанные с именами поэтов, писателей, художников, невольно проводишь параллель между живописными пейзажами русской природы и вдохновением. Константиново этому подтверждение.

Здесь русский дух ... Мещёра

Государственный музей — заповедник С. А. Есенина даже в такую непогоду принимает нескончаемый поток туристов. В доме Л. И. Кашиной, последней хозяйки усадьбы в Константиново, сыгравшей важную роль в становлении Есенина, как поэта, расположен музей. Невдалеке родительский дом поэта.

Мы стояли на высоком берегу Оки под натиском ледяного ветра и, смахивая с лица капли противного дождя, любовались бескрайней далью заливных лугов и нависающего над ними хмурого, но родного неба.

Здесь русский дух ... Мещёра

В соседнем селе Пощупово еще один пейзаж, достойный восхищения — вид на Иоанно-Богословский мужской монастырь (XVII век).

Здесь русский дух ... Мещёра

Оригинальная 80-ти метровая колокольня, возведенная на деньги купца Д. И. Хлудова, стоит на страже покоя монастырского быта. На территории 7 храмов, 2 колокольни.

Мещёра, ты подарила нам удивительное путешествие, незабываемые эмоции, чудесные открытия. Мы ждем новой встречи с тобой.

Здесь русский дух ... Мещёра

»Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать». Сергей Есенин.

В качестве бонуса, дочитавшим. Перед Солотчей в поселке Шумашь на искусственном возвышении создан гостиничный комплекс «Рыбацкая деревня». Его архитектура и дизайн смахивают на норвежский стиль. Очень фотогеничное место на берегу озера Старая Тишь. Еще один прикол — рядом остров в виде сердца.