Турист Светлана Басманова (sbasman)
Светлана Басманова
была сегодня 0:24

Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Рим — Италия Май 2023
33 50

Это был длинный день. Ранним утром уехали в Тиволи, на вечер запланировали Ватикан, а несколько часов в середине дня посвятили Старому городу. Vecchia Roma или Старый Рим — район между площадью Венеции и рекой Тибр, включающий в себя Пьяццу Навона и Кампо деи Фьори полон прекрасных памятников связанных с такими именами как Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Аннибале Караччи и Караваджо.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

За короткое время ставшими знакомыми улицами и проспектами дошли до Corso Vittorio Emanuele II и в какой-то момент между домами увидели зеленоватый купол. Не сверяясь с картой решили зайти и оказались в роскошной Базилике Сант-Андреа-делла-Валле. Название я узнала позже, а пока наслаждалась окружающей пышностью итальянского барокко.

8
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Работы по строительству монументальной церкви Сант-Андреа делла Валле финансировались кардиналом Алессандро Перетти ди Монтальто, племянником Папы Сикста V, и начались в 1591 году по проектам Джованни Франческо Гримальди и Джакомо Делла Порта. Завершил строительство в 1608 году Карло Мадерна, который расширил трансепт и спроектировал впечатляющий купол, второй по размеру после собора Святого Петра. Лантерну украсил молодой мастер Франческо Борромини. На площади перед церковью стоит фонтан также работы Карло Мадерна.

9
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Высокий фасад из белого травертина работы Карло Райнальди датируется второй половиной 17 века. В нишах между сдвоенными колоннами установлены статуи: Сан-Гаэтано и Сан-Себастьян работы Доменико Гуиди и Св. Апостол Андрей и Св. Андрей Авеллино работы Эрколе Феррата. Над дверьми «Надежда и Сила» работы Антонио Фанчелли с гербом кардинала Франческо Перетти между ними, а на самом верху герб Папы Александра VII Киджи, поддерживаемый парой ангелов.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

В небольшом итальянском городе базилика могла бы быть главной достопримечательностью.

9
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Её просторный барочный интерьер отделан замечательной серией фресок Маттео Прети и Доменикино.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Потолок нефа, спроектированного Карло Мадерна, расписаный Ланфранко является одним из самых ранних примеров полностью выполненных в стиле барокко.

9
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Полукупол апсиды украшен фресками Доменикино «История Сант-Андреа и добродетели».

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

На стенах три большие картины Маттиа Прети с изображениями мученичества святого Андрея, которые считаются одними из лучших работ художника.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Интерьер купола украшен чудесными фресками Джованни Ланфранко изображающими Успение Богородицы. Работа была одним из крупнейших заказов того времени и оспаривалась двумя учениками Карраччи, Ланфранко и Доменикино. Дошло даже до того, что Доменикино обвинил Ланфранко в том, что тот столкнул его с строительных лесов. Хотя и Доменикино не остался без работы, ему поручили фигуры Четырех Евангелистов вокруг купола.

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Над боковой аркой похожий на четыре поставленных друг на друга ящика саркофаг папы Пия III Пикколомини.

3
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Напротив такой же папы Пия II — 1614 г.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Базилика известна тем, что здесь в 1900 году состоялась премьера оперы Пуччини «Тоска».

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

По обеим сторонам нефа расположены восемь боковых часовен.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Часовни разделены гигантскими тройными ребристыми коринфскими пилястрами белого цвета с позолоченными капителями. На фризе черным по золоту надпись, взятая из легенды о мученичестве святого Андрея.

4
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Первая часовня слева от входа посвящена семье Барберини. Она была основана в 1604—1616 гг. по заказу кардинала Маффео Барберини, который позже стал Папой Урбаном VIII. Алтарь украшен четырьмя ребристыми коринфскими колоннами из порфира. Немилосердно бликующая картина в алтаре — «Успение» Доменико Пассиньяно (1600 г.).

2
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Часовня «Rucellai o Dei Beati» с замысловатой облицовкой из полихромного мрамора была спроектирована в 1610 году Маттео Кастелли де Мелиде, родственником семьи Борромини. В алтаре картина сицилийского художника Франческо Манно — «Три блаженных театина».

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Любопытный «охотничий» сюжет на боковой стене работы Гвидо Гуиди как оказалось изображает святого Роха.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

На стене контрфасада над входом находится церковный орган, а по обе стороны от большого окна расположены два изображения Святого Семейства и Благовещения работы Чезаре Кароселли.

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

От входа в Базилику начинается улица Corso del Rinascimento. Очень советую дойти до дома номер 40 и заглянуть во двор. В глубине стоит одно из самых впечатляющих творений Борромини — Сант-Иво-алла-Сапьенца. Мастерски обыгранные выпуклые и вогнутые поверхности создают неподражаемый эффект. Белоснежную конструкцию завершает спиралевидный пунтильоне похожий на пчелиное жало. Одни считают, что Борромини черпал вдохновение в архитектуре Вавилонской башни. Другие, что это отсылка к Папе Урбану VIII из семьи Барберини, чей герб с тремя пчелами можно видеть во многих местах Рима.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Стоит пройти чуть дальше или наоборот немного вернуться и поперечная улочка выведет к знаменитой Пьяцце Навона. Гордость Рима, основанная в конце 15 века площадь сохранила овальную форму древнего стадиона Домициана.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Прежде чем обойти площадь вокруг зашли в Базилику Святой Агнессы. Никогда не знаешь, когда они закрываются на сиесту. Раз открыты, надо поспешить.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

История строительства Сан-Аньезе-ин-Агоне была долгой и сложной. Первый камень был заложен 15 августа 1652 года под руководством архитектора дома Памфили Джироламо Райнальди, которого вскоре заменил его сын Карло Райнальди. Однако примерно через год папа Иннокентий X уволил их и назначил новую команду — архитектора Франческо Борромини. После смерти Папы 7 января 1655 года строительство резко остановилось. Однако, несмотря на споры между наследниками, работа под руководством Борромини была возобновлена. Тем не менее на этом история не закончилась. В феврале 1657 года Борромини был снова уволен и строительство продолжил Карло Райнальди. Долго ли коротко ли с 1666 по 1668 год в дизайн храма даже вмешался соперник Борромини Джованни Лоренцо Бернини.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Фреска купола изображает «Апофеоз святой Агнессы» и в основном является работой римского художника Чиро Ферри (1634–1689), ученика Пьетро да Кортона. Фрески вокруг купола были написаны Джованни Баттистой Гаулли (1639–1709) и изображают аллегории четырех кардинальных добродетелей.

4
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Все семь алтарей выполнены в форме барельефов и статуй, а не картин. В главном алтаре установлен барельеф «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем и его родителями» (1683 г.) работы Доменико Гуиди. Колонны алтаря позаимствованы с разрушенной триумфальной арки Марка Аврелия.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Алтарь часовни Святой Агнессы представляет собой переделанный саркофаг из красного мрамора коттанелло с изображением голубя Памфили работы Райнальди. Над ним статуя Святой Агнессы в огне работы Эрколе Феррата.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Напротив часовни Святой Агнессы часовня Святого Себастьяна. Декоративное оформление обеих часовен идентично. Статуя святого над алтарем выполнена в неоклассическом стиле Пьетро Паоло Кампи, который завершил ее в 1719 году.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Высоко над главным входом находится надгробный памятник (1730 г.) Папе Иннокентию X работы скульптора Джованни Баттиста Майни (1690—1752 гг.).

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Особый шарм Пьяцце Навона придают три монументальных фонтана. Фонтан Четырех рек представляет главные реки известных на тот момент континентов. Композиция полна символизма: Ганг с веслом олицетворяет судоходство, Нил с головой прикрытой куском ткани показывает, что никто в то время точно не знал, где находятся его истоки, Дунай как самая крупная река ближайшая к Риму соприкасается с папским гербом, а Рио-де-ла-Плата стоит на куче монет — символе богатства, которое Америка может предложить Европе.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Бернини спроектировал не только центральный фонтан, но и Фонтан с Мавром.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Фонтан Нептуна добавили позже с тем, чтобы площадь приобрела законченный симметричный вид. У каждого из фонтанов хотелось задержаться подольше, разглядывая детали и прислушиваясь к журчанию струй.

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

В Риме около 900 церквей. На протяжении истории они накопили несметные художественные богатства. Поэтому неудивительно, что туристские тропы зачастую прокладываются от одной церкви к другой. Чуть в стороне от Пьяццы Навона находится ещё одна жемчужина римского барокко Santa Maria della Pace. Здесь отметились такие мастера как Пьетро да Кортона — фасад, Карло Мадерна — дизайн алтаря, Бальдассарре Перуцци — фрески.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Небольшое пространство церкви заполнено скульптурами, картинами, барельефами.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Однако главное, что привлекает сюда ценителей искусства — фреска работы Рафаэля, изображающая четырех сивилл: Кумскую, Персидскую, Фригийскую и Тибуртинскую, принимающих откровения ангелов.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Красочная фреска контрастирует с чёрным бронзовым барельефом «Снятие с креста» работы Козимо Фанчелли.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Заглянули в клостер Браманте, всё пространство заполнено какими-то современными поделками. Ну что ж, идём дальше. А дальше по плану Базилика Святого Августина на Марсовом поле. Ренессансный фасад церкви изготовлен из травертина добытого на руинах Колизея. Похоже римляне были первопроходцами в повторном использовании материалов. Гигантские завитки фронтона называются волюты, их разместили для того, чтобы скрыть опорные контрфорсы.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Главный алтарь Базилики был освящен в 1628 году. Примечательно, что в нем хранится византийская икона Пресвятой Богородицы написанная святым Лукой. Икону вывезли из собора Святой Софии в Константинополе в 1453 году, когда город был захвачен турками.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

В одной из часовен висит картина Караваджо «Мадонна ди Лорето». Манера в которой написано полотно в своё время вызвала бурю негодования. Сцена выглядела слишком реалистично и по-домашнему, а грязные босые ноги паломников никак не добавляли картине подобающего благоговения.

3
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Ещё один шедевр попал в кадр совершенно случайно. Слева на колонне фреска «Пророк Исайя» работы Рафаэля. Она была написана в 1512 году как часть погребального памятника Иоганнесу Горитцу и явно показывает, что в тот момент художник находился под влиянием работы Микеланджело в Сикстинской капелле. Гориц пожаловался Микеланджело, что Рафаэль взял с него слишком большую плату, на что в ответ услышал: «Только колено само по себе того стоит».

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

По дороге к следующему Караваджо заглянула во дворик Германо-Венгерского колледжа. И о чудо, на фоне припаркованных иномарок в нише журчит прекрасный фонтан. Два тритона внушительного размера поддерживают чашу из белого мрамора. Сверху на них взирает дракон с распростертыми крыльями, эмблема Папы Григория XIII Бонкомпаньи. Всё это на фоне фрески с голубым небом и плывущими по нему облаками.

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Церковь Святого Людовика Французского основанная кардиналом Джулио деи Медичи (будущим Папой Климентом VII) в 1518 году, была завершена в 1589 году Доменико Фонтана по проекту Джакомо делла Порта. Фасад венчает герб Франции, работа фламандского скульптора Николауса Мостарта, более известного как Никколо Фьямминго (ок. 1530–1604).

5
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

В нишах у входа статуи Карла Великого и Людовика IX. Ниже медальон с геральдической саламандрой, эмблемой короля Франциска I.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Внутри можно ослепнуть от обилия золотых росписей. В позолоченнойя лепнине потолка тут и там разбросаны королевские лилии.

7
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Плафон расписан в 1754 году французским мастером Шарлем-Жозефом Натуаром на тему «Апофеоз Святого Людовика».

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

В церкви целых три больших полотна Караваджо со сценами из жизни Св. Матфея. В центре «Святой Матфей и ангел».

3
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Справа «Мученичество святого Матфея».

3
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Слева «Призвание святого Матфея». Также в одной из боковых часовен находится копия картины Рафаэля «Экстаз Святой Чечилии» работы Гвидо Рени.

3
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

На этом завершили ещё один запланированный маршрут и потихоньку двинулись в сторону Ватикана.

6
Старый Рим. Вокруг Пьяццы Навона

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии