Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 9:28

Сочи — Россия Январь 2024

И год назад мы проводили новогодние каникулы в Сочи, впрочем, это произошло не в первый раз, а «в сто первый». Не изменяя традиции, в сентябре 2023 г. я купила билеты до Адлера на самолет компании S7, услугами которой пользуюсь уже много лет. И вот, наконец, отмороженный (в буквальном смысле слова) новогодними морозами нос моего мужа жадно вдыхает влажный воздух морского побережья, согретый до 12 градусов, а фоном к столь благостной картинке является зеленая пальма, раскинувшая в приветствии лапки веером

И снова Сочи, и снова — зимний

Какое же это счастье, из суровой зимы перенестись за три с половиной часа в солнечные субтропики! Яндекс-такси из привычной локации быстро доставило нас туда, где нам рады. Можно, я не буду описывать, кто томился дома в ожидании (замечу, что это очень родные люди). Словом, надеюсь, вам понятно, что Сочи для нас — совершенно не чужой город, и поэтому характер нашего отдыха не похож на традиционный тур. И тем не менее, я как воспитанник любимого туристического сайта, следуя его традициям, стараюсь обратить семейное путешествие в познавательное, упаковав наслоения впечатлений в привлекательную обертку. Прогулки у моря, лучшие новогодние локации, исследование симпатичных уголков курорта — все это входило в программу, где каждый новый день хотелось украсить по — особому. К сожалению, безжалостный зимний сочинский дождь не упустил возможности подмочить радость встречи — случалось, что лил целый день напролет (издержки местной зимы). Но это еще не все природные метаморфозы — ливневый дождь сменился пятиградусным ночным морозом, мгновенно улетучившимся при ярком солнышке, но осадочек остался, который мы постарались растворить в приятной прогулке по Дагомысу. Это — местная Венеция с видом на гору Успенку — место, наделенное статусом «достопримечательности». Ярко!

Зимний отдых в Сочи немыслим без посещений многочисленных кафе и ресторанов, где приятно посидеть, наблюдая за извечным бегом волн, набравшихся сокрушительной силы, готовой сметать все преграды на своем пути. Опция выбора из роскошного ресторанного меню оказалась не менее захватывающей, чем подглядывание из теплого уюта за ярким морским пейзажем за окном

И снова Сочи, и снова — зимний

Наш любимый ресторан «Черномор» ни разу не подвел: вкусные и разнообразные салатики, язык на гриле, мидии в сливочном соусе не разочаруют любого гурмана.

Ах, у нас же Новый год открыл счет своим дням, и грядущее Рождество на пороге, поэтому сказке быть! В Сочи она — сказка — обворожительно прекрасна и наполнена разноцветными оттенками красок елочной мишуры, блестящей на солнце

И снова Сочи, и снова — зимний

Многие новогодние локации не претерпели изменений с прошлого года, но кое-что новенькое удалось обнаружить. Например, были замечены ярко-оранжевые «мандариновые» елочки, раскиданные по различным прогулочным зонам города

На площади Южного мола построили резиденцию Деда Мороза (жарко ему здесь, наверное)

И снова Сочи, и снова — зимний

С резиденцией соседствует привычная яркая карусель

На Навагинской улице среди зимних цветов «поселилась» семья снеговиков

И снова Сочи, и снова — зимний

И это происходит в то самое время, когда у нас все занесено снегом, а здесь расстелены ковры из цветов

Персонажи любимых отечественных мультиков тоже не остались в стороне

И снова Сочи, и снова — зимний

Самый теплый день, выдавшийся среди зимних каникул, был щедро позолочен солнцем, и подарил иллюзию близкого тепла. А небесная лазурь, оттененная легкими облачками и утихомирившая зимнее буйное море, приказала радоваться жизни и прилежно смотреть на зеркальную гладь воды, усеянную дорогими белоснежными яхтами — их в порту несчетное количество

Рыбаки вдоль берега расставляют длинные удочки, мечтая о хорошем улове, местные кошки тоже не дремлют, в надежде поживиться рыбкой

И снова Сочи, и снова — зимний

Целый день мы посвятили расслабленной прогулке вдоль главного променада города-курорта, протянувшегося по улицам Приморская и Черноморская вдоль побережья. Это место с тенистыми летом аллеями, фонтанами, цветочными клумбами, многочисленными кафе и ресторанами является популярным рекреационным пространством для гостей и жителей Сочи. Зимой здесь тоже душевно и можно гулять в одиночестве в тех же декорациях

Ради разлитого в воздухе, осязаемого блаженства среди зимы, я готова лететь три с половиной часа несмотря на недавно поселившийся в душе холодящий ужас перед любым предстоящим полетом после летнего происшествия, когда наш самолет той же компании из-за неисправности вынужден был совершить аварийную посадку в Саратове (сказать, что было страшно в тот момент — все равно что не сказать ничего, учитывая присутствие на борту моей несовершеннолетней внучки). Надеюсь, что это был единичный случай в моей летной биографии. Не будем о грустном…

Мне кажется, что нет особого смысла подробно писать про достопримечательности Сочи, они всем хорошо известны. Но трудно устоять перед соблазном еще раз напомнить о том, как они хороши и приметны, поэтому хотя бы некоторые из них непременно должны войти в краткий обзор путешествия. Из-за сложного рельефа местности приморскую пешеходную зону условно можно разделить на два уровня: нижний, который проходит по Приморской и Черноморской улицам, и верхний, который тянется от концертного зала Фестивальный (это очень условное деление — при желании можно разнообразить маршрут). Верхний ярус, окруженный Приморским парком, с уютными скамейками, необычными скульптурами — исключительно приятное место для релакса, где с обзорных площадок открываются живописные виды.

И снова Сочи, и снова — зимний

Гуляя по нижней части променада, мы, естественно, любовались морем, заглядывались на цветочки, радостно цветущие наперекор зиме

А также старательно подбирали подходящий ресторан, учитывая расположение, оформление, теплую, в буквальном смысле, среду. На сей раз нам приглянулся ресторан с названием «Новый», который и правда, оказался совсем новеньким, по-новогоднему украшенным, с просторным залом. Готовят здесь вкусно, подают — искусно. Если будете там обедать, не пренебрегайте украинским борщом, невероятно аппетитным, к которому прилагаются тонко нарезанное сало, сметана, чесночок и рюмка хреновухи. Адрес: Приморская улица 6/4 (рядом с концертным залом Фестивальный).

А теперь пора обратить внимание на исторические достопримечательности города-курорта, которые обычно в моих обзорах оставались без рекламы. Штудируя список знаковых мест, я заинтересовалась камерным музеем «Дача В. В. Барсовой» — советской примадонны, обладавшей подвижным красивым голосом и филигранной вокальной техникой. Наверное, многим знаком алябьевский «Соловей " в ее золотистом исполнении. Единственный музей в мире, посвященный жизни русской оперной певицы Валерии Барсовой, находится неподалеку от Летнего театра. Самый удобный путь к нему — через старейший парк имени Фрунзе, расположенный между видными сочинскими отелями «Sea Galaxy», по Черноморской улице и «Жемчужина

И снова Сочи, и снова — зимний

В зимнем парке по-сочински зелено, и работает фонтан, а возле Летнего театра — ни души

До революции парк назывался Верещагинский, а затем стал Ермоловским. В 30-е годы его переименовали в духе времени в «парк имени Фрунзе». Отрадно, что про Ермолова помнят

И снова Сочи, и снова — зимний

От бюста Ермолова короткая дорожка ведет к пешеходному переходу через оживленную магистраль. Переходим улицу и сразу же в поле зрения попадает исторический особняк с названием «Светлана» (дача Александра Фронштейна, построенная в 1895 году), с фасадом в стиле «модерн», также входящий в мой шорт-лист исторических зданий города — специально искать не пришлось.

Когда-то, давно, пансион давал приют людям с невысоким достатком, здесь всегда собиралась революционно настроенная публика. Владелец дачи — А. П. Фронштейн был очень интересной личностью: в молодости сражался за свободу Италии, а переехав в Сочи, вел революционную деятельность и принимал активное участие в сочинских революционных событиях 1905—1906 гг. Дача же получила столь романтичное название в честь любимой Фронштейном героини баллады Жуковского. В разные годы ее посещали Римский-Корсаков, Горький, Короленко и другие известные личности. К сожалению, в наши дни отреставрированное историческое здание находится в частной собственности, и собственники не уважают любителей исторических достопримечательностей — хотя бы забор поставили пониже и без внутреннего пластика, мешающего рассмотреть архитектурные особенности здания.

Рядом со «Светланой» на улице Черноморской в 1947 году Валерия Барсова построила дачу с намерением открыть в ней оперно-вокальную студию. Она часто бывала в городе, жила здесь по нескольку месяцев в году, принимала участие в общественной и культурной жизни курорта, была членом художественного совета Сочинской филармонии, одновременно занимаясь вокально-педагогической деятельностью

И снова Сочи, и снова — зимний

В бывшем особняке в мавританском стиле, принадлежавшем В. Барсовой, сохранена атмосфера 1940–1960-х годов и памятные вещи певицы. Я дважды сюда приходила — сначала чтобы выяснить, как попасть на экскурсию, а в другой день — непосредственно в сам музей, чтобы послушать рассказ экскурсовода

Постараюсь написать отзыв о понравившемся объекте на Черноморской улице, 8.

Исторический бульвар считается туристическим маршрутом, и если по нему двигаться в сторону Морского порта, то невозможно пропустить знаменитый Зимний театр

И снова Сочи, и снова — зимний

Здесь я была много раз, поэтому приветливо бросаю на него взгляд как на старого знакомого, с которым связаны приятные воспоминания. Исторический бульвар пока подождет, а сейчас заглянем на площадь Искусств с Художественным музеем, находящуюся между Курортным проспектом и улицей Орджоникидзе

Колокол, установленный в честь проходивших здесь в 2016 году IX Всемирных Хоровых игр — мимо не пройдешь

И снова Сочи, и снова — зимний

В центре площади — протяженный газон, украшенный не только зимним цветником, но и памятником Ленину, который выглядит несколько странно на фоне пальм и световых инсталляций раскрученного курорта. Его установили в этом месте не случайно, так как в прекрасном здании современного Художественного музея в советское время располагался горком компартии. Раньше рядом с этим монументом школьников принимали в пионеры и комсомольцы, здесь же проходили торжественные мероприятия, а сейчас регулярно собираются представители КПРФ

Здание музея, возведенное в стиле сталинского ампира, является памятником архитектуры федерального значения, и имеет сходство с классическими античными образцами, которое мне сразу бросилось в глаза. Как, почему здесь, в курортном городе столь явное подобие античного здания! На площадь я зашла ради музея, когда возвращалась после посещения дома-музея В. В. Барсовой, находясь под впечатлением от качественной экскурсии. Было желание взглянуть на живопись, среди полотен есть и Айвазовский, но в момент поняла, что эмоционально не выдержу две экскурсии подряд, поэтому отложила посещение до будущих времен, которые не за горами.

Многократно гуляя по Сочи, я ни разу не прошла мимо, не удостоив взглядом приметный в архитектурном плане дом, построенный на улице Приморской еще в 1912 году

И снова Сочи, и снова — зимний

На фоне современных высотных, обезличенных гостиниц симпатичный домик кажется детской игрушкой, которую случайно обронили в этом квартале. Удивительно, но этот особняк изначально строили под библиотеку имени А. С. Пушкина, которая существует в нем и по сей день, при этом его внешний облик совершенно не изменился с тех пор. Перелистывая страницы истории, можно выяснить, что библиотека имени Пушкина появилась в Сочи чуть раньше, чем построили это здание. Оказывается, в 1899 году в честь 100-летия поэта по инициативе Общества трезвости для бедных слоев населения решили создать учреждение с просветительской функцией, размещающееся в Народном доме Общества пособия бедным. Библиотека стала так популярна среди населения, что для нее понадобилось специальное помещение, которым стал этот уютный дом с причудливыми окнами, и рядом с ним был установлен памятник А. С. Пушкину

Архитектурный облик здания в стиле модерн удачно вписался вечнозелёный ландшафт парка. Вертикально вытянутые окна пятиугольной формы являются единым повторяющимся мотивом, придавая ему строгий, аккуратный вид.

На улице Приморская, 4 находится еще олин памятник архитектуры, построенный в 1917 году для первого сочинского врача Аркадия Львовича Гордона, приехавшего сюда заниматься медициной из Харькова в 1899 году

И снова Сочи, и снова — зимний

Доктор много сделал для борьбы с малерией, являвшейся реальной угрозой жизни местного населения. Из-за участия в вооруженном восстании 1905 года его сняли с должности городского врача, а в 1911 году Аркадий Львович открыл частную лечебницу, оснащенную первым в городе рентген-кабинетом, химико-бактериологической лабораторией, мини-электростанцией. В 1915–1917 годах на участке земли, приобретенной в собственность, Гордон построил жилой дом, куда переселился с семьёй. В новый дом доктора Гордона был проведен водопровод — своего рода новшество для города. В небольшом двухэтажном домике, выполненном в стилистике сочинского модерна, до сих пор живут потомки первого сочинского городского врача Аркадия Львовича Гордона. В 1987 году зданию был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства регионального значения.

Весь Приморский бульвар, его верхняя часть — красивейший пешеходный маршрут. С одной стороны, море, с другой — город, облагороженный зеленью субтропиков. Мы же пересечем улицу Орджоникидзе, чтобы выйти на небольшую площадь имени Николая Островского. Автор романа «Как закалялась сталь» прожил в Сочи около 10 лет, поселившись здесь вскоре после обострения болезни и почти полного паралича. В центре площади стоит памятник Островскому, подчеркнуто целеустремленному, динамичному

И снова Сочи, и снова — зимний

На мой взгляд, это очень удачный десятиметровый монумент, где Николай Алексеевич, одетый в развевающуюся распахнутую шинель, шагает в будущее наперекор судьбе и болезням. Зимние цветы, цветущие рядом с памятником! И совсем не верится, что это начало самого сурового зимнего месяца

Главный же архитектурный памятник на площади — бывший кинотеатр «Стерео», 1953 года постройки

И снова Сочи, и снова — зимний

С 2015 года в этом монументальном здании сталинского классицизма располагается Городское собрание Сочи и часть городской администрации. И ещё одна достопримечательность находится сбоку от бывшего кинотеатра — уникальный сталагмитовый фонтан, сооруженный в Сочи в 70-е годы

Для его создания были использованы настоящие сталагмиты, привезённые из Азишской пещеры в Адыгее по инициативе альпиниста и художника Юрия Кириченко. Аналогов ему в нашей стране не существует. Во время перестройки фонтан работать перестал, сталагмиты со временем начали разрушаться, сейчас же он восстановлен и радует своим необычным видом гостей и хозяев курорта.

На ул. Орджоникидзе рядом с домом № 2 вижу табличку, призывающую обратить внимание на памятник архитектуры регионального значения — один из немногих исторических объектов Сочи, который со временем не поменял свое назначение

И снова Сочи, и снова — зимний

Здание Казначейства было построено в 1912–1913 годах по проекту сочинского архитектора Aлексея Буткина в стиле позднего модерна и сейчас находится под охраной государства как памятник градостроительства регионального значения. В нем размещается расчетно-кассовый центр Центрального банка.

Идем дальше, не пропуская Собор Архангела Михаила — главный Православный Храм в Сочи, являющийся ровесником города

И снова Сочи, и снова — зимний

Кипарисовая аллея с церковью Божией Матери и бронзовым бюстом Николая II, подписавшего указ о создании Сочинского округа в Черноморской губернии

И снова Сочи, и снова — зимний

Храм заложили в 1874 году, когда будущий город Сочи получил статус посада в память о победе в Кавказской войне, осветив его в честь Архангела Михаила, так как наместником Кавказа в те годы был великий князь Михаил Николаевич. Строился собор на частные средства, пожертвованные промышленниками и землевладельцами Александром Васильевичем Верещагиным и Саввой Ивановичем Мамонтовым, Феликсом Феликсовичем Юсуповым и обер-прокурором Синода Константином Петровичем Победоносцевым

В 2008 году архитектурный ансамбль собора дополнила резная водосвятная часовня в форме беседки (кстати, похожа на ту, что я видела в Троице-Сергиевой лавре). В целом, сложился красивый ансамбль, находящийся в окружении экзотической растительности, с уютной ухоженной территорией.

И снова Сочи, и снова — зимний

Рождественская ель на фоне пальм и Рождественский вертеп установленный под открытым небом — милые сердцу приметы светлого праздника

Покинув территорию храма и перейдя дорогу, оказываемся в небольшом дворике — музее под открытым небом, замечательно вписавшемся в прогулочную зону города, который в этом месте словно катится под горку

И снова Сочи, и снова — зимний

Первое, на что обращаешь внимание — здание арт-галереи «Форт», в наши дни ставшей площадкой для творчества художников. Это случилось после завершения реставрации бывшего дома купца Политиди в 2016 году. В 1911 г. понтийский греческий купец Иван Политов, он же Иооаннис Политиди, построил себе дом, взяв за основу одну из крепостных стен старого города

Жилые дома греческих переселенцев в Сочи соответствовали эстетике и архитектурной моде того времени. Дом купцов Политиди — кирпичный, оштукатуренный, его фасад имеет все признаки стиля модерн, характерного для этого периода времени. На фасаде имеется и дата постройки дома -1911г. Сожалею, что не заглянула внутрь, говорят, что там довольно интересно и проводятся различные выставки. Здесь же, рядом, находится историко-этнографический сквер «Форт» с остатками крепостной стены, окружающей Форт «Александрия» (названный в честь жены императора Николая I — Александры Федоровны.), который был заложен в 1838 году русскими войсками, и положивший начало основанию города. Сегодня от форта остался лишь небольшой дворик и кусочек стены, а первоначально он имел очень большую площадь и был надежно укреплён, так как средств на завоевание черноморского побережья государство не жалело. Небольшой спуск ведет нас в историко-этнографический сквер, где различные артефакты отправляют нас в мир прошлого, связанного с этим краем

И снова Сочи, и снова — зимний

Это воссозданный участок средневековой крепости из подлинных каменных блоков-квадр, и ее дополняет скульптура воина. Табличка рассказывает, что каменные блоки были вытесаны больше тысячи лет назад. В сквере можно посмотреть на предметы быта и некоторые сооружения племени убыхов, живших здесь до завоевания Причерноморья российскими войсками

Скульптура убыха — собирательный образ представителя племени, обитавшего здесь до конца XIX века

И снова Сочи, и снова — зимний

Дольмен датируется вторым тысячелетием до нашей эры! В свое время служил усыпальницей для вождей и жрецов

Пушка и деревянный редут, который строился по примеру полевых укреплений из земли, бревен, кольев и хвороста

И снова Сочи, и снова — зимний

На территории Форта находится и нулевой километр Сочи, а на указателе обозначено расстояние до Москвы и до Стамбула. Стамбул к Сочи гораздо ближе — 929 км, а до Москвы — 1362 км

Словом, довольно занятный уголок. Адрес Галереи «Форт»: ул. Москвина, 7.

Соседом Ивана Политова (Политиди), первоначального владельца исторического дома, стал другой грек по фамилии Хиониди. Они вместе выстроили лестничный марш между своими земельными участками. Сейчас это Эллинский спуск — очень красивый каскад лестниц в самом центре Сочи

И снова Сочи, и снова — зимний

Обратите внимание на надписи белой краской на ступеньках лестницы. Слева написан год, а справа — главное событие, произошедшее в городе в данном году. Часть камней разобранного форта использовали для возведения Собора Архангела Михаила и постройки Сочинского маяка

Белое одноэтажное каменное здание со встроенной башней с фонарным сооружением есть ничто иное, как сочинский маяк, стоящий на скалистом, обрывистом берегу Приморской набережной и ему больше 100 лет. Несмотря на возраст, он до сих пор работает, и свет его виден в море на расстоянии 17 миль. Фонарь для маяка был придуман французским ученым Френелем, создавшим сложную составную линзу. Старый сочинского маяк, к сожалению, не доступен для посещения, его можно увидеть лишь со стороны набережной.

Был у меня план добраться до исторической виллы «Вера», расположенной по адресу: Курортный проспект, 32-Б, но дойдя до Пролетарского подъема (ранее — Мамонтовского спуска), решила себя не мучить переходом центральной магистрали города, так как прочитала, что на территорию не удастся попасть — там обосновались дети для занятий в Центре внешкольного образования. Пришлось вместо виллы «Вера» довольствоваться видом самой красивой части Курортного проспекта, окаймленной лестницами, украшенными белоснежными балюстрадами и вазонами

И снова Сочи, и снова — зимний

Надеюсь, что вам понравилась моя прогулка по зимнему Сочи, который хорош в любой сезон, зимой тоже.