Турист Юлия (Juliette17)
""

Владикавказ — Россия Август 2022
Проспект Мира, Владикавказ

А ведь как прекрасно складывалась поначалу эта летняя поездка в Ингушетию и Карачаево-Черкессию! За два дня нашего с мужем автопутешествия мы преодолели расстояние 1730 км, заглянули на лотосовую ферму под Лабинском,

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

и к концу второго дня пути заселились в наш долгожданный «Армхи». Встречей с горной Ингушетией я грезила очень давно, и утром следующего дня мы наконец-то отправились с ней знакомиться. За этот день мы увидели, пожалуй, самые-самые известные ее средневековые башенные комплексы: орлиное гнездо Эрзи

суровый Эгикал,

живописный Таргим,

легенду Игнушетии — Вовнушки

и древний храм Тхаба-Ерды.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Это не считая бесчисленных малоизвестных башен, которые здесь повсюду, как грибы в грибной год.

Столько эмоций я, наверное, за один день не получала ни в одном путешествии. Душа звучала темпераментной восточной мелодией, знойное ингушское солнце (а было в эти дни за тридцать градусов жары) палило нещадно, видимо, зная, как я это люблю; раскаленный ветер сухим шершавым языком лизал щеки, мимоходом трепал по макушке, устраивая на голове воронье орлиное гнездо. Отличного качества серпантинистая дорога плавно извивалась, карабкаясь и сбегая по склонам. После Вовнушек мы повернули обратно в Армхи, но окружающие виды не отпускали, поэтому раз за разом я испытывала терпение мужа, требуя выпустить меня на волю. Выскочив из машины уж не знаю в который раз, чтобы сфотографировать вот эту красоту,

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

я вернулась в салон, и тут случилось страшное. Машина тронулась, и из кондиционера повалил горячий воздух. С ужасом мы заметили, что стрелка указателя температуры двигателя замерла на максимальной отметке. Чтобы  вы лучше понимали — мы сейчас находимся в самом сердце горной Ингушетии, вокруг, насколько хватает взгляда, «кочуют ветра да ликуют орлы», до ближайшего населенного пункта и нашей гостиницы — 30 км, до Владикавказа — 60, до дома… лучше не думать. А перегретый двигатель в любой момент может приказать долго жить. Волосы вставали дыбом теперь уже совсем не от ветра. Выключив кондиционер, открыв окна, медленно и печально, с остановками, чтобы дать остыть двигателю, мы добрались до гостиницы. Загуглив адреса ближайших сервисных центров, записались на завтра на сервисное обслуживание в автосалон «Hyundai» во Владикавказе, надеясь, что до него мы все-таки доедем. Почистили защитную сетку радиаторной решетки автомобиля от насекомых, нашедших в ней свое последнее пристанище за эти три дня. Вечером развлекали себя тем, что выясняли стоимость эвакуатора до дома и цены на перелет до Москвы. Почему-то было совсем не весело. Утром, вопреки ожиданиям, без приключений, но не спеша и не включая кондиционера, чтобы не давать лишнюю нагрузку на двигатель, добрались до автосалона.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

В ожидании приговора просидели в комнате отдыха около двух часов. Проведенная компьютерная диагностика не показала никаких отклонений, но для очистки совести и пущего эффекта сотрудники СЦ предложили промыть от пуха и пыли решетку радиатора двигателя и кондиционера, отправив нас погулять часа на три. Планируя эту поездку, мы выделяли один день на Северную Осетию, но посетить хотели Цейское ущелье, а теперь вот пришлось вместо этого вызывать такси и отправляться смотреть Владикавказ. Я даже фотоаппарат в тот день с собой не брала, так как на туристическое знакомство с городом не рассчитывала, поэтому фото ниже — с телефона.

Стела Город воинской славы
Стела "Город воинской славы"

Начали мы на берегу Терека, с одного из символов Владикавказа — ажурной мечети Мухтарова. Признаюсь, это первая, и, увы, пока последняя посещенная нами мечеть.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Интерьер ее, конечно, далеко не такой роскошный, как мы привыкли видеть, например, на страницах нашего сайта, но в целом атмосфера понравилась — тихо, светло, уютно, по-домашнему как-то.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Опять же впервые я увидела здесь книги с арабскими текстами, написанными справа налево.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Заглянули в парк имени Коста Хетагурова — старейший на Кавказе. Его благоустройством занимались еще в первой половине XIX века, когда крепость Владикавказ начала превращаться в город.

Побродили среди прудов с островками и мостиками, пообедали в расположенном поблизости итальянском кафе (нужно было, конечно же, поискать заведение с местной кухней, но уж очень хотелось кушать),

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

и вышли на пешеходный Проспект мира, который стал для нас приятным открытием сегодняшнего дня.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Проспект не так давно отреставрировали, после чего создается впечатление, что мы переместились во времени на рубеж XIX–XX веков.

Улица эта обрела вторую жизнь после приезда во Владикавказ Александра II в 1871 году. Ее переименовали в Александровский проспект, здесь появилось много красивых каменных строений, которые мы можем видеть и сейчас.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Кто только не гулял по главной улице города! Были здесь Пушкин и Лермонтов, Горький и Булгаков, герои Кавказской войны, императоры, известные художники, поэты и музыканты.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

И сейчас, прогуливаясь здесь, мы можем наблюдать то же, что видели они — домики с изящной лепниной, шпилями, башенками и затейливыми балконными решетками.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Расскажу, не пугайтесь, только о паре-тройке из этих домиков. Например, ярко-красное здание на фото ниже интересно тем, что аптека в нем работает без перерыва с 1895 года до нашего времени. С 1916 года на втором этаже здания располагалась фотостудия известного фотографа Григория Григорьевича Квитона. Фотоателье на втором этаже работало и в советское время.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Владикавказ был самым популярным городом для ночевки на пути в Закавказье, поэтому здесь насчитывалось 16 гостиниц. Самой комфортной и фешенебельной из них считалась гостиница «Империал» 1886 года постройки.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

А это зеленое здание расцветкой напоминает Зимний дворец в Санкт-Петербурге. На первом этаже этого дома 1903 года постройки находился магазин модной одежды с фотоателье, а на втором — жилые помещения.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Очень симпатично выглядит и фасад миниатюрного дома купца Колесникова, построенного в 1888 году.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

Что могу сказать о Владикавказе по итогам этого коротенького знакомства — в тот момент, когда мы бродили по его улицам, делали мы это скорее на автомате, мысли в основном, сами понимаете, были немного о другом. Но сейчас, рассматривая фотографии и находя все новую и новую информацию о городе, я понимаю, что при случае хотела бы вернуться — прогуляться по его улицам, отведать осетинских пирогов, увидеть представление конного театра «Нарты», может быть — пожить в «Империале».

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

И, кстати, уже потом, разглядывая фотографии города в Интернете, я поняла, что в нем нам ни разу не открылся вид на горы, видимо, погода к тому не располагала. А ведь совсем неподалеку находится знаменитая Столовая гора, изображенная на гербе Владикавказа. Мы поднимались на эту священную для местных жителей гору с территории Ингушетии, хотелось бы посмотреть, как она выглядит из Севетиной Осетии. Так что вот уже сколько поводов побывать здесь еще.

Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...

После проведенных сервисным центром манипуляций (ну, или просто одумалась), наша ласточка бежала в Армхи бодро, двигатель не перегревался, кондиционер исправно выдавал прохладный воздух, и мы решили аккуратно, мелкими перебежками, продолжить путешествие. Два следующих дня планировали провести в горных походах в окрестностях Армхи, где машина будет задействована по-минимуму, потом переехать в Домбай, а это все-таки уже на целых 200 км ближе к дому)).

В итоге эту программу-минимум мы выполнили и благополучно вернулись домой, но это вы и так знаете, потому что обо всех наших ингушских и карачаево-черкесских походах я уже отчиталась.

Цикл материалов "Серенада Солнечной долины. Ингушетия."

1. Далека дорога твоя. Едем в Ингушетию
  2. Серенада Солнечной долины
  3. Ингушетия пешком — горы, башни, водопад
  4. Мят-Лоам: там, где жили великаны
  5. Владикавказ, или Это увлекательный был аттракцион...