Турист Николай Носов (Nikolajj_Nosov)
Николай Носов
был сегодня 6:52

Ирак Январь 2024

Визит в Киш

Мимо нашей машины бежит офицер, на бегу выдергивая застрявший в кобуре пистолет. За ним с солдаты с автоматами на перевес. «Начнут стрелять, ложимся на пол машины», — говорю Ирине. Машина передо мной медленно начинает движение и без проверки проходит опустевший блок-пост. Повторяю ее маневр и жму на газ.

Впереди блок-пост

Накануне в Багдаде американский беспилотник атаковал Багдад, убил одного из лидеров шиитского ополчения, так что здесь все на нервах и первый задаваемый на блок-постах вопрос — не американцы ли мы.

Сворачиваю с трассы. Немного проскочив ворота, возвращаемся и паркуемся у забора, ограждающего развалины древнего шумерского города Киш. Хорошо, что была забита точка в навигатор — никаких плакатов или табличек на въезде нет, а спросить не у кого.

Долго шумим перед закрытыми воротами, пока не появляется охранник. По-арабски не говорим, объясняемся жестами, но он все понял и, хоть и без машины, но пропустил на огороженную территорию. Ни кассы, ни билетов, никто не просит денег. Да и охранник сразу потерял к нам интерес и куда-то ушел — сами идите и смотрите.

По современным представлениям площадь города выглядела как овал размером три на восемь километров, через который проходило старое русло Евфрата. На территории Киша находится около 40 земляных курганов. Раскопано всего несколько участков, так что работы для археологов еще много. Причем можно обойтись и без раскопок — собираем древние таблички с клинописью, которые лежат прямо под ногами в развалинах древнего дворца.

Развалины дворца

Расшифрованные тексты много рассказали о мировоззрении шумеров. В эпосе говорится, что Киш был первым городом, в который «царская власть спустилась с небес» после Великого потопа, уничтожившего мир.

Согласно Шумерскому царскому списку, первым правителем города Киш после потопа был бог Юсур, который правил в нем 1200 лет. По человеческим меркам многовато, но если считать его инопланетным аннунаком — почему бы и нет. Кто знает, сколько лет живут разумные существа на таинственной планете Нибуру.

Впрочем, современная наука такие взгляды не разделяет, опираясь не на легенды, а на строгие научные доказательства. Вполне возможно, что Киш долгое время был главным городом Месопотамии, до тех пор пока легендарный Гильгамеш не отказался выполнять приказы царя Киша Агги, а потом не разбил под стенами Урука спустившееся низ по течению Евфрата вражеское войско. И даже возможно, что здесь возникла письменность, о чем свидетельствует найденная самая древняя табличка с клинописью. Но пока пальму первенства среди шумерских городов большинство ученых все же отдает Уруку, где раскопки проводились дольше и в больших масштабах.

Первое поселение после Великого потопа и Великие ямы смерти

Таблички с клинописью найденная нами в Кише

При Хаммурапи город входил в состав Вавилонии. Крупным городом Киш оставался в составе Парфянского царства и превратился в руины только в 7 веке н. э. Скорее всего, причиной стало изменение русла Евфрата — без воды в бесплодной пустыне выжить невозможно.

Жаль, что нет гида, а интернет нам здесь не поможет. Видим вдалеке древний зиккурат — главное религиозное сооружение города. Конечно, хочется подняться по полузасыпанному холму к храму на вершине, где по мнению шумеров жили боги и куда могли подниматься только жрецы и «высокочтимые люди». Но пешком далеко, а как проехать — непонятно.

Первое поселение после Великого потопа и Великие ямы смерти

Зато без гида мы совсем одни. Нет ни туристов, ни ограждений, ни смотрителей, ни охраны. Можно бродить по развалинам и чувствовать себя первооткрывателем древнего заброшенного города, хранящего множество тайн.

На развалинах города Ур

За окном машины голая бесплодная пустыня. Наш взятый в Багдаде напрокат Nissan едет по маршруту, проложенному навигатором в maps.me. Вот указатель поворота, на котором написана наша цель — древний шумерский город Ур. Сворачиваем, немного проезжаем и наталкиваемся на очередной блок-пост. В отличие от предыдущих на нем не пропускают, говорят, что дорога только для военных. Все понимаю, впереди американская база, которую и так периодически обстреливают, не хотят рисковать, пропуская непонятных иностранцев без гида и шофера, но зачем тогда на шоссе было ставить указатель — съезд на Ур?

Делать нечего, придется ехать в объезд через Насирию. Судя по обзорам в интернете, нас туда тоже могут не пустить — под Насирией самая строгая иракская тюрьма, где сидят главари ИГИЛ, но других вариантов не остается. Не пустят — вернемся, попробовать все равно надо.

Блок-пост на въезде в Насирию проходили долго, пришлось не только расписать специально вызванному человеку в штатском маршрут, говорить, что очень хотим увидеть знаменитый зиккурат Ур, но и пообещать не останавливаться в городе на ночь. В итоге пропустили, и мы, потолкавшись в пробках пятого по величине города Ирака, проехали через Насирию. Не став подбирать голосующего прямо у опутанной колючей проволокой длинной тюремной стены подозрительного местного автостопщика, прибавили газу и подъехали к воротам в Ур.

Место туристическое, по крайней мере так позиционируется. Нет ни обычных, ни аудиогидов. Иностранных туристов тоже нет, но местные в составе группы из пяти человек присутствуют. Есть касса, где берут стандартные для Ирака 25 000 динар с человека ($1 = 1500 динар), навес от солнца и даже туалетные кабинки с водой. Все новое, видно, что недавно запустили.

Зиккурат Ура

Гордость Ура — огромный зиккурат — облицованная кирпичами прочная ступенчатая башня, построенная из глины, самана и камыша. Башню частично отреставрировали при Саддаме Хусейне, местами она выглядит слишком новой, но в целом смотрится неплохо. Зиккурат состоял из верхнего храма и трех ступеней, но сейчас хорошо сохранились только две. Лестницы смотрятся как новые, непонятно, почему по ним теперь не разрешают подниматься наверх. Есть подозрение, что это связано с редкой в этих местах группой российских туристов, которые полгода назад сфотографировали сверху отлично видную оттуда американскую военную базу и выложили фото в интернет.

В зиккурате находилось святилище бога Луны Нанна — покровителя города. Храм был построен в 21 веке до нашей эры во времена правления Ур-Намму — основателя III династии Ура — и реконструирован в 6 веке до н. э. последним царем Вавилона. Интересно, что кодекс законов Ур-Намму, фрагмент которого был обнаружен в Стамбуле в 1952 г., появился за 300 лет до знаменитого кодекса Хаммурапи.

В древние времена Ур был прибрежным городом и находился недалеко от устья Евфрата в Персидском заливе, чей уровень был на 2,5 м выше, чем сегодня. По оценкам ряда ученых, с 2030 по 1980 год до н. э. Ур был крупнейшим городом мира. Его население в то время достигало 65 000 человек и составляло 0,1% населения планеты.

Город упоминается в Ветхом Завете как Ур Халдейский, родина пророка Авраама.

В Шумерском списке царей говорится про три династии царей из Ура, первый из которых, Месаннепада, жил в 26 веке до нашей эры. Первая династия правила 177 лет, вторая 116, а третья — 108 лет в период с 2112 по 2004 год до н. э. К третьей династии относится большинство археологических находок.

Ур был заброшен около 300 г. до н. э. К этому времени река Евфрат отошла в своем течении слишком далеко от города. Песок поглотил остатки храмов и дворцов, и они пролежали погребенными более 2000 лет. В середине 19-го века англичане начали раскопки, обнаружили зиккурат Ура и сооружение с аркой, позже идентифицированное как часть Врат Суда, или Дома скрижалей.

Врата Суда

Первоначально здание использовалось как ворота в зиккурат и хранилище табличек, отчего получило название Дом Скрижалей. Позднее оно стало зданием суда. Сохранившийся арочный дверной проем датируется 1400  г. до н. э. и является одной из старейших сохранившихся настоящих арок.

Археологическими исследованиями древней столицы шумеров на протяжении двенадцати сезонов (1922—1934 гг.) руководил английский археолог Леонард Вулли, который раскопал относящиеся к третьей династии царские гробницы. Новость об открытии облетела мировые СМИ и привлекла множество посетителей. Среди них была Агата Кристи, которая там познакомилась со своим будущим мужем.

Вулли обнаружил Великие ямы смерти — царские могилы, в которых вслед за правителем в загробный мир отправляли помощниц, музыкантов и солдат. Об этом свидетельствуют скелеты мужчин в шлемах с копьями, расставленных у входов как охранников, женщин и молодых девушек. По мнению Вулли, на смерть в основном шли добровольно, выпив яд из найденных рядом с телами маленьких чашечек. Замысловатые женские головные уборы остались нетронуты, что подтверждает предположение, что женщины спокойно лежали или сидели, когда умирали. Несознательным гражданам, не хотевшим выполнить свой гражданский долг, помогали, о чем свидетельствуют некоторые разбитые черепа.

Царские могилы

Среди найденных Вулли предметов роскоши — лиры Ура, инструменты, похожие на современную арфу, но с одиннадцатью струнами, которые считаются самыми древними струнными музыкальными инструментами в мире. Крупная находка английского археолога — золотой шлем с надписью владельца, принца из первой династии Ур Мескаламдуга. Очень похож на золотой шлем из фильма «Джентльмены удачи». Но судьба артефакта сложилась не так благополучно, как в фильме. После взятия американцами Багдада мародеры растащили богатства Национального музея. Среди похищенных экспонатов оказался и золотой шлем. Хочется надеяться, что он еще существует, а не был переплавлен на слитки.

Битумный «строительный раствор» среди глинобитных кирпичей Ура

За пределами территории храма было найдено множество домов, использовавшихся в повседневной жизни. Но туда туристов не пускают. Да и в целом впечатление портят ограждения и сетки, не позволяющие подробно исследовать руины и погребения. После Урука — совсем не то, но посетить, конечно, надо.

Возвращаемся к машине — пора уточнить планы, чтобы успеть вернуться в Багдад до отлета домой.