Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 13:48

Саратов, Октябрьский Городок — Россия Ноябрь 2023

Домовая церковь (в широком смысле слова) — в православии освящённое помещение, в учреждении. Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освящённая постройка.

Домовая церковь в широком смысле слова может быть расположена в больнице, доме престарелых, детском доме, приюте, ином социальном (благотворительном) учреждении, а также учебном заведении и предназначена для участия в богослужении лиц, постоянно или временно пребывающих или обучающихся в этих учреждениях.

Только в одной Москве перед революцией 1917 года насчитывалось не менее 260 домовых церквей ((120 — при больницах, богадельнях и госпиталях, 75 — в учебных заведениях, 25 — в госучреждениях, 20 — во дворцах, 10 — при тюрьмах, 10 — при фабриках и заводах).

А всего на рубеже XIX–XX веков в России, по некоторым данным, насчитывалось порядка 2200 домовых храмов, что составляло порядка 5% от общего числа.

Не была исключением Саратовская губерния.

В настоящее время традиция создания домовых церквей при учреждениях возобновлена, во многих больницах Саратовской области есть домовые храмы. Встречаются они также на железнодорожных станциях и в некоторых учебных заведениях.

Только многие домовые храмы, которые были в учебных заведениях ныне не существуют или перешли в разряд приходских церквей.

Так случилось, что я в течение нескольких дней побывал в двух бывших Мариинских домовых церквях, а затем у зданий, где находились еще две.

В октябре 2023 года я побывал в Октябрьском городке. Про приходскую церковь Святого Николая Чудотворца я рассказал в материале Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма.

Но в бывшем Николаевском городке была еще церковь — домовая при Мариинском среднем сельскохозяйственном училище Октябрьский городок. Ч.2.От земледельческой фермы к техникуму.

Домовая церковь была построена в 1902 году на средства Департамента Земледелия и Государственных имуществ. Имела один престол один во имя Равноапостольной Марии Магдалины.

В музее техникума хранятся коллажи из фотографий, на одном из которых есть изображение домовой церкви.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

Внутри мы побывали в ходе экскурсии. От алтаря ничего не осталось и на его месте оборудована сцена.

Удивительно, что сохранилась плитка на полу. Как нам рассказали, она прокрашена полностью.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

А вот так выглядят потолки.

С парадной стороны здания техникума находится вход, поразительно напоминающий вход в церковь.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

Сзади здания отчётливо видно место, где находился алтарь.

После победы революции домовый храм был закрыт и в отличие от приходского восстановлен не был. Судя по рассказам гида — его можно было относительно легко восстановить, но этого сделано не было. Ведь в ста метрах от здания находится приходская церковь.

Посещение домового храма могло остаться отдельным эпизодом, но через несколько дней я попал в Саратове на экскурсию в Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

Интересна судьба её появления.

В июле 1840 года императором Николаем Первым был подписан указ «Об учреждении в Саратове Института для воспитания благородных девиц». Мариинский институт благородных девиц Саратовского дворянства открылся 10 октября 1854 года во временном помещении, в наемном доме Челюсткиной. Там же была устроена церковь во имя святой мученицы Царицы Александры. Освящена домовая церковь была 10 апреля 1855 года, Настоятелем её стал законоучитель института, протоиерей Павел Никитич Смирнов с 16 апреля 1855 года.

23 сентября 1857 года институт был переведен в специально построенное для него помещение в бывшей усадьбе саратовского губернатора Панчулидзева.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

Во вновь построенном здании церковь была устроена на третьем этаже, освящена 24 сентября 1857 года во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Мария Магдалина — последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первым человеком, удостоившимся явления Воскресшего Иисуса.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

Когда я посетил в Иерусалиме храм Гроба Господня, то побывал возле Алтаря явления Христа Марии Магдалине.

Затем домовая церковь института была перемещена на второй этаж здания. 18 июля 1896 года было пристроено к главному корпусу каменное двухэтажное здание, из главного корпуса сюда можно было попасть не выходя на улицу.

Была освящена домовая церковь 28 сентября 1897 года также во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины.

В 1918 году институт был закрыт как и домовая церковь.

Восстановлена домовая церковь не была, а в постсоветское время появилась приходская церковь во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины. Так выглядит алтарь храма.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

В разговоре с экскурсантами выяснилось, что была еще одна домовая церковь в Саратове, в Мариинском детском приюте, где в 1859 году была освящена домовая церковь.

Я дошёл до неё. Потом заглянул еще в одно место. В здании первой гимназии города Саратова до революции размещалось Первое городское Александро-Мариинское реальное училище. Домовая церковь во имя Алексия Московского и Сергия Радонежского была обустроена в пристройке к зданию 1-го городского Александро-Мариинского реального училища. 24 января (5 февраля) 1895 года храм был торжественно освящён. В 1918 году храм был закрыт, в нём был оборудован спортивный зал.

Четыре Мариинские домовые церкви Саратовской области

Была до революции в Саратове еще Мариинская женская гимназия, но домовых церквей при ней вроде не было.

Вот поездка в Октябрьский городок стала спусковым крючком для более подробного изучения Саратова и необходимости прогулок по нему.