Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:46

Октябрьский Городок — Россия Октябрь 2023

До экскурсии и во время её проведения большое внимание было уделено одной фотографии.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

На фотографии — вид села Николаевский городок и усадьбы Мариинского земледельческого училища. На переднем плане — церковь Николая Чудотворца. Сделана фотография в конце XIX -начале XX века.

Часть экскурсии была завязана Еленой Журавлевой именно на этом изображении.

Чем хороша фотография в отличие от картины — не надо искать где подлинник, а где копия. С одного и того же негатива можно отпечатать сколь угодно много копий-фотографий. Такая фотография, например, есть в Саратовским областном музее краеведения. Но во время экскурсии нам была показана Еленой Журавлёвой с помощью её добровольных помощников фотография из архива Константина Николаевича Алексеевского.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Интересно, что с Октябрьским городком была связана жизнь отца и сына Алексеевских.

В материале Октябрьский городок. Часть 2. От земледельческой фермы к техникуму я рассказал о метеорологической станции Октябрьского городка. С 1888 по октябрь 1905 года метеостанцией заведовал лаборант, помощник ученого управителя Николай Михайлович Алексеевский.

В Николаевском городке (так тогда назывался нынешний Октябрьский городок) у него родился сын Константин Николаевич Алексеевский (1895–1981). В 1909–1915 годах Константин Николаевич учился в Мариинском училище.

Жизнь свою он связал с сельским хозяйством. С 1930 года Алексеевский К.Н. работал в Саратовском сельскохозяйственном институте. В одной из прогулок по Саратову я рассказывал про сумах оленерогий (Rhus typhina) или уксусное дерево Непарадный Саратов или Городские деревья не боятся асфальта. Цветёт дерево летом, напоминая цветение каштана: на концах веток появляются метёлки, которые покрываются пушком и образуют белые или тёмно-красные цветки.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Посадил его доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, завкафедрой овощеводства СХИ Константин Николаевич Алексеевский, который жил на 1 этаже дома (с 1929 года).

У него сохранилась неплохая коллекция фотографий со старыми видами Николаевского (Октябрьского) городка.

Елена Журавлёва добросовестно и творчески подошла к проведению экскурсии, в ночь перед экскурсией вместе со своими родственниками она установила щит за околицей, примерно на том же самом месте, откуда была сделана старинная фотография.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

На фотографии в середине Елена Журавлева, рядом с ней Елена — гостья из ТИЦ Саратова.

В руках гостья держит небольшой квадратик. Это один из магнитиков с изображением нашей героини — старинной фотографии, которые Елена Журавлева раздала всем участникам экскурсии.

А на этой фотографии — её дружная семья, которые живут в разных регионах страны, но встретились на родной земле.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Я уже рассказал от четырёх копиях старинной фотографии, но это были не все встречи с ней в от день в Октябрьском городке.

Копию фотографии Елена Журавлёва преподнесла в дар женской организации «Гармония» Октябрьского муниципального образования.

Оксана Хаметова с фотографией

А еще один оттиск я отыскал в музее техникума. Оказалось, что фотография была растиражирована как открытка.

Жаль, что вид ныне не такой как на фотографии. Главное — нет красивого храма.

На территории Саратовской губернии в ХIХ веке действовало более 800 храмов. В каждом селе была церковь или даже несколько.

После появления Николаевского городка жители недолго обходились без храма, Каменная церковь была построена в 1836 году на средства Императорского Московского воспитательного дома.

Храм имел один престол во имя святителя Николая Мурликийского Чудотворца.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

В штате было: два священника диакон и два псаломщика.

К церкви были приписаны: населенные пункты Кувыка, Новый Сокур, Александровка, Константиновка, Ханеневка, Михайловка, Елшанка, Тёпловка, Владимировка, Ольгинский посёлок и Рязанский хутор.

Интересно, что в храме служили несколько людей с фамилией Розановы.

Розанов Александр Иванович (1825–1895) учился в Саратовской духовной семинарии. В 1848 году был рукоположен в священники церкви села Екатериновка, в следующем году переведен Мариинскую колонию питомцев Воспитательного дома, расположенную недалеко от Саратова. Был литератором и краеведом. «Записки сельского священника» сначала были напечатаны в «Русской старине», а затем вышли отдельной книгой. В 1889 году он издал две работы: «Питомцы Московского воспитательного дома поселенцы Саратовской губернии», «Воспоминания о Н. Г. Чернышевском». Награжден серебряной медалью Императорского Русского географического общества.

Константин Андреевич Розанов (1872-?). был назначен священником в Николаевский Городок 29 апреля 1898 года, а 7 июля 1902 был перемещен к церкви села Грушовка Аткарского уезда. На литературном поприще не отличился.

Его сын, Сергей Константинович Розанов (1900–1977), который родился в Николаевском Городке, занимался литературным трудом. Сергей Константинович написал много книг. Самая известная из них — повесть «Внук Баяна» , рассказывающая о древнерусском песнотворце, одном главных участников и организаторов похода на побоище с половцами. Необычная книга автомобильного путешествия от Саратова до Барнаула — «60 дней на пятидесятой параллели», выпущенная Географиздатом в 1963 году, была написана в соавторстве с Виктором Болдыревым. Перу С. К. Розанова (в соавторстве с В. А. Андреевым) принадлежит многоактная пьеса «Три дня в мае» — о героях революции 1918 года, поставленная в Саратовском драмтеатре имени Карла Маркса.

Был еще псаломщик Димитрий Александрович Розанов.

Располагался храм неподалеку от главного здания Николаевского городка.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Примерно в то же время было построено двухэтажное здание на противоположном конце села. Никто не мог предполагать в то время, что судьбы этого здания и церкви переплетутся в будущем. В 1898 году в этом здании была организована Николаевская двухклассная церковно-приходская школа. Как любили писать в советские времена по просьбам трудящихся, чтобы сельские дети могли поступать в Мариинское земледельческое училище.

В 1931 году школа стала начальной (4 класса), а с 1934 года средней школой. В этом здании в 1944 -1945 годах жили военнопленные немцы и румыны, которые использовались в качестве рабочей силы на строительстве нефтепроводе «Елшанка — Москва». В 50 годы прошлого века здесь располагался интернат.

В 1937 году храм снесли. Строительный материал свезли в одно место, а затем вывезли, по некоторым данным в Татищево.

В настоящее время на месте бывшего храма находится магазинчик.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Экскурсия довольно-таки долго находилась возле места, где раньше находился храм.

Интересно было услышать, что здесь был когда-то подземный ход, а рядом располагалось кладбище.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Некоторые склепы были порушены уже при строительстве магазина. На месте кладбища был обустроен небольшой сквер, где в советское время стояла скульптура девушки, но не с веслом.

Между бывшими храмом и домом управляющего располагалась главная дорога Николаевского городка.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

По ней мы отправились к бывшему зданию церковно-приход ской школы. Перед этим произошёл любопытный случай. По дороге ехал автомобиль, но когда увидел толпу, развернулся и отправился в обратном направлении. Местные жители предположили, что водитель принял экскурсию за похоронную процессию, а по приметам нельзя проезжать мимо. Не автомобилист, и о такой примете первый раз услышал.

Отчего мы отправились к бывшему зданию школы?

Ларчик просто открывался. Когда в 2005 году жители села Октябрьский Городок Татищевского р-на обратились в Саратовскую епархию с прошением об открытии в селе православного прихода, то в 2006 году администрацией села было возвращено здание бывшей церковно-приходской школы для размещения в нем Свято-Никольского храма. Храм действовал с 2006 по 2020 год.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Сейчас здание выглядит несколько хуже, чем в пору пребывания в нем храма.

Но мы постояли возле него и послушали историю из уст гида.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

В 2018 году было начато строительство нового храма, которое было завершено в 2020 году.

С Еленой и Оксаной мы посетили храм до начала экскурсии.

А еще мама Елены печёт уникальные пирожные и печенье, большое ей спасибо! Мы с девчатами чаю попили до и после экскурсии, было очень вкусно и приятно.

Территория возле храма обустроена и выглядит замечательно.

Даже фонтан функционирует.

Елена отлично смотрелась на его фоне.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Храм огорожен оградой, так выглядит вход на территорию.

А это вход в церковь.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

На территории имеются различные постройки.

Большое спасибо священнику Олегу Тарасову, а также людям, помогающим ему в храме!

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Иконостас храма выглядит отлично.

Много икон.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Мне рассказали о некоторых из них, с мощевиками.

Мощевик — маленький сосуд для части мощей. Как правило, мощевик крепят к иконе святого для поклонения. На иконах похож на маленькое солнышко. В некоторых городских храмах нет столько мощевиков, сколько их в этом сельском храме.

Октябрьский городок. Часть 3. По следам старой фотографии сельского храма

Корнилий Александровский — местночтимый святой Владимирской митрополии. В мае 1995 года обретены честные мощи преподобного Корнилия. Внизу — икона Архиепископа Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) (1877 — 1961).

Когда я побывал в Симферополе, то посетил монастырь, где хранятся его мощи. Там же находится его музей.

После треволнений и путешествий по Октябрьскому городку Никольский храм продолжает свою деятельность.