Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 6:01
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Будапешт — Венгрия Май 2018

Будапешт по праву считают одним из самых красивых городов Европы.

Буда плюс Пешт

По историческим меркам столица Венгрии весьма молода — в прошлом году город отметил свое 150-летие. Именно столько времени прошло с момента объединения трех его частей: Буды, Пешта и Обуды. А вообще, населенные пункты по обоим берегам Дуная возникли еще в каменном веке. В семидесятых годах нашей эры сюда пришли римляне, позже — гунны, авары и славяне, а в конце IX века на здешних землях прочно обосновались мадьяры (самоназвание венгров).

Здание Венгерского государственного оперного театра. Холл.

На протяжении почти четырехсот лет Венгрия была связана с могущественной монаршей династией Габсбургов, пройдя путь от формального подчинения дому (с 1526 г.) до приобретения равноправного статуса наряду с Австрией в составе Австро-Венгерской империи (1867—1918 гг.).

Скульптура «Маленькая принцесса» (A Little Princess). Автор Ласло Мартон.

Подыскивая себе место для проживания, мы остановили свой выбор на крошечных, но очень уютных апартаментах Castle and Danube Panorama, весомым преимуществом которых (помимо расположения) был шикарный вид из окна.

Буда плюс Пешт

Не выходя из дома, можно было любоваться на противоположный берег, Цепной мост и голубой Дунай со снующими по воде теплоходами.

За 4 дня нашего здесь пребывания я сделала тысячу снимков этой квинтэссенции красоты и каждый раз в разных оттенках.

Буда плюс Пешт

Район, в котором мы остановились, называется Бельварош-Липотварош (Belváros-Lipótváros). Он расположен в самом центре и представляет собой средоточие городской жизни и достопримечательностей.

Дом страхового общества Anker. 1907. архитектор. Игнац Альпар.

Самая известная здесь улица — Ваци (Vaci utca), сплошь заполненная престижными отелями, театрами, модными бутиками, ночными клубами, кафе и ресторанами. Кроме того, тут компактно стоят дома, притягивающие взор своими причудливыми фасадами.

На юге улица Ваци упирается в небольшую площадь Фёвам, где расположен колоритный Центральный рынок. Он был построен в 1897 г. по проекту архитектора Саму Печа в стиле ар-нуво — с крытыми торговыми рядами, чугунными лестницами и крышей, покрытой цветной керамической плиткой фабрики «Жолнаи». Сюда приходят и туристы, и местные: за пряной салями, паприкой, и, конечно, гусиной печенью «фуа-гра». Из алкоголя чаще всего берут токайское вино «Premium Tokaji Aszú«», фруктовый самогон Палинка и травяной бальзам «Цвак уникум» (Zwack Unicum).

Центральный рынок (венг. Központi Vásárcsarnok)

Ну, а про суп-гуляш из говядины или про «Dobos Torta» — многослойный торт с густым шоколадным кремом, покрытый хрустящей карамелью, родственникам и друзьям приходится рассказывать на словах. Венгерская кухня, удивляющая своими ароматами, вкусами и разнообразием, заслуживает наивысших похвал!

«Кафе Жербо» (фр. Café Gerbeaud)

В 5 минутах ходьбы от рынка находится причал (Petöfi tér) для речных трамвайчиков с полным набором благ цивилизации — аудиогидом, музыкой и баром.

Буда плюс Пешт

Маршрут проходит вдоль береговой линии до небольшого острова Маргит и дарит возможность во всех подробностях разглядеть будапештские набережные и знаменитые мосты.

Буда плюс Пешт

С воды отлично просматривается грандиозное здание венгерского Парламента (по-венг. Орсагхаз), напоминающее своими гигантскими очертаниями Вестминстерское аббатство.

Орсагхаз (Országház) строился 20 лет по чертежам Имре Штейндля. Всего 5 недель не дожил архитектор до торжественного открытия своего невероятно красивого творения.

Буда плюс Пешт

Благодаря изобилию ажурных башенок, элегантных арок и остроконечных шпилей самое крупное сооружение Венгрии выглядит легким и изящным.

Почти ежедневно Парламент открыт для всех желающих осмотреть здание изнутри. Экскурсия длится примерно 45 минут и сопровождается рассказом гида об истории венгерского парламентаризма. Для посещения доступно всего лишь несколько помещений, но и они дают достаточно ясное представление о размахе и праздничном великолепии всего здания.

Зал заседаний верхней палаты парламента
Центральная лестница здания венгерского парламента

Интерьеры, выполненные в стиле Средневековья, поражают роскошью. В их отделке не поскупились использовать настоящее золото (40 кг!) и полмиллиона драгоценных камней. Повсюду роспись, лепнина, скульптура, цветные витражи, хрустальные люстры. На паркетных полах — ковры.

Буда плюс Пешт

В пешей доступности от Парламента находится еще одна гордость города — Базилика Святого Иштвана — самый большой (96 м в высоту, вместимость 8000 человек) и главный храм Будапешта.

Буда плюс Пешт

Строительство собора длилось чуть более 50 лет по проекту архитектора Йожефа Хильда и закончилось в 1905 году. Интерьеры щедро украшены фресками, напольной мозаикой, редкими сортами мрамора.

Буда плюс Пешт

Слева от алтаря хранится главная реликвия собора — правая рука канонизированного короля Иштвана (он же Стефан). 20 августа, в день св. Иштвана, золоченую раку с десницей торжественно выносят из базилики и проносят по улицам.

Главный алтарь с балдахином, спроектированный Йожефом Каузером, украшен работой Алахоса Штробла и статуей Святого Иштвана

На крыше собора оборудована обзорная площадка с прекрасным видом на город.

Буда плюс Пешт

Следующая локация из серии «мust see» — огромная площадь Героев, в центре которой установлен Мемориал 1000-летия обретения Родины с аллегорическими фигурами Войны, Мира, Труда, Благосостояния, Науки и Славы, а также статуями национальных героев, симметрично поставленных по обеим сторонам 36-метровой колонны с архангелом Гавриилом наверху.

Буда плюс Пешт

Сразу за площадью раскинулся живописный парк Варошлигет, где расположены несколько музеев, зоопарк, замок Вайдахуньяд и термальные купальни Сечени (Szechenyi furdo), ради которых приезжают миллионы людей.

Первые общественные купальни появились здесь в 1913 году. Впоследствии комплекс разросся и превратился в один из лучших лечебно-оздоровительных центров Европы. К услугам гостей бассейны, сауны и бани с водой разной температуры и состава: есть гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридная, есть кальциево-магниевая. Вода обладают восстановительными свойствами и помогает при лечении широкого спектра заболеваний. Сама я в купальнях не была, но ради любопытства в окошечко заглянула. И ужаснулась.)))) Не понимаю, как можно отдыхать и блаженствовать при таком столпотворении.

Лично мне гораздо больше по душе спокойные прогулки. А для этого как нельзя лучше подходит парк Варошлигет (Városliget), что переводе с венгерского означает «городской лес».

Свой нынешний облик парк приобретал медленно и постепенно. При короле Матьяше здесь были болотистые места, куда приезжали пострелять уток, а 100 лет спустя, при Леопольде I, — пастбища. В 1770 году, согласно Лесному кодексу, изданному во время правления австрийской эрцгерцогини Марии Терезии, здесь начались систематические посадки деревьев, сформировавшие лесопарковую зону. В 1813 году за дело взялся немецкий архитектор-пейзажист Генрих Неббьен, и территория значительно преобразилась и похорошела.

Буда плюс Пешт

В 1896 году парк Варошлигет стал главной площадкой празднования 1000-летия «обретения венграми Родины». К этому событию возвели около двух десятков павильонов, в том числе причудливую постройку, сложенную из уменьшенных копий разностилевых исторических зданий. Среди этого «пазла» особенно выделялась крепость трансильванских правителей Хуняди. Вот почему всю эту гремучую смесь готики, ренессанса, барокко и романских элементов стали называть замок Вайдахуняд.

Замок Вайдахуняд (Vajdahunyad Castle ). Архитектор Игнац Альпар

Замок, построенный первоначально из дерева, фанеры и папье-маше, так полюбился жителям, что по окончании торжеств его решили воспроизвести из камня и кирпича.

Буда плюс Пешт

Рядом много всего интересного: башня Апостолов, барочный дворец, итальянское палаццо, Якская часовня и т. д. Здесь можно провести не один день, но так и не увидеть всего.

Якская часовня — это точная копия одноименной часовни бенедиктинских монахов

С легкой руки гидов, самым популярным памятником в парке Варошлигет давно стал Анонимус (Anonymous Statue). Считается, что на того, кто прикоснётся к его «золотому» перу снизойдёт писательский дар. Конечно, все эти байки, созданные для туристов.

Венгерским Анонимом называют безымянного нотария (писца), автора хроники «Деяния венгров» (Gesta Hungarorum), посвященную происхождению венгров, их переселению в Паннонию и правлению первых Арпадов. Про летописца не известно ничего: ни имени, ни возраста. Вот почему скульптор Миклош Лигети решил изобразить фигуру, закутанную в монашеский плащ, с надвинутым на лоб капюшоном — так, чтобы лицо оставалось в тени.

Буда плюс Пешт

Вдоволь нагулявшись по равнинной пештской стороне, мы отправились исследовать холмистую Буду.

Первый мост через Дунай, связавший совершенно непохожие друг на друга районы, был построен в 1849 году по инициативе известного общественного деятеля Венгрии, графа Иштвана Сечени. На момент открытия мост считался чудом инженерной мысли и назывался просто — Цепной мост. В 1899 году мост Сечени обрел свое нынешнее имя.

Буда плюс Пешт

У входа на мост всех встречают грозные львы, поэтому мост еще называют Львиным. Львов, кстати сказать, критиковали за отсутствие у них языков. Скульптору Яношу Маршалко пришлось доказать, что львиные языки «не свисают из пасти, как у собак».

Буда плюс Пешт

На западной стороне мост упирается в площадь Кларка Адама. Оттуда узкие рельсы фуникулера Шикло тянутся на вершину Замкового холма, где в XIII веке была основана Будайская крепость — уникальный архитектурный комплекс с бесчисленным количеством храмов, памятников, фонтанов и площадей.

Мифическая птица Турул, держащая в лапах меч Атиллы. Установлена на воротах Королевского дворца. Это работа скульптора Дьюлы Доната. Монумент создан в 1896 году. По легенде именно эта птица указана путь венгерским кочевникам на земли Будапешта.

Над всей этой стариной доминирует величественный Королевский дворец, видный практически отовсюду.

Буда плюс Пешт

В течение многих веков дворец служил королевской резиденцией. Сегодня внутри расположены Венгерская национальная галерея, Музей истории Будапешта и Национальная библиотека Сечени.

Увы, но мы смогли осилить лишь беглую пробежку по залам Венгерской национальной галереи. Её экспозиция насчитывает более 110 000 предметов и включает в себя произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В музее собраны работы исключительно венгерских художников или созданные на территории Венгрии, начиная со времен Средневековья и до XX века.

Один из ценнейших экспонатов музея и самый известный из фрагментов венгерских створчатых алтарей XV–XVI веков — «Встреча Марии и Елисаветы». Это произведение относят к позднеготической живописи, однако в нем чувствуется влияние Ренессанса — как северного, так и южного. К сожалению, полиптих не сохранился до наших дней в первозданном состоянии: он был разобран и, возможно, это произошло из-за угрозы турецкого завоевания. В конце XIX века створка полиптиха была найдена на чердаке церкви села Бански Студенец.

Буда плюс Пешт

После посещения музея мы немного побродили по ближайшим улочкам, пока не оказались перед готической церковью святого Матьяша, издали привлекающей внимание своей колокольней и разноцветной черепицей.

Согласно летописи, первый на этом месте храм появился в 1015 году, при Святом Иштване. За свою многовековую историю храм неоднократно разрушался, горел, достраивался и перестраивался, но каждый раз возрождался.

Буда плюс Пешт

Наиболее существенные изменения церковь претерпела в годы правления Матьяша Хуньяди. Он вложил немало средств на благоукрашение храма и даже дважды венчался в его стенах. Согласно легенде, при первом венчании, прилетевший откуда-то ворон украл кольцо у невесты. Матьяш догнал птицу и убил ее, но плохая примета сбылась, и через год первая жена короля умерла. В память о печальном событии монарх изобразил ворона на своем гербе, а народ прозвал короля Матьяша — Корвином (от латинского corvus означающее «ворон»). А церковь нарекли именем Матьяша. В настоящее время в церкви, помимо богослужений, проходят концерты классической музыки. Помимо этого, при храме действует Музей церковного искусства.

Буда плюс Пешт

Внутреннее убранство церкви отличается необычайным богатством и пышностью декора. Обилие орнаментальной росписи, витражей, блеск позолоты, яркость и разнообразие красок производят магический эффект.

По соседству с церковью Матьяша раскинулся со своими бойницами, террасами, лестницами и башенками Рыбацкий бастион (Halászbastya). Его легко принять не то за декорации к фильму, не то за средневековый замок. На самом деле белоснежное сказочное сооружение появилось в самом начале XX века, по проекту Фридьеша Шулека.

Буда плюс Пешт

Когда-то на этом месте существовала окруженная крепостной стеной площадь, где одни венгры продавали рыбу, а другие ее покупали. А в случае необходимости брали в руки оружие и вставали на защиту своих домов и семей. Поскольку бутафорский замок был простроен между реальным фортификационным сооружением, на месте исторического проживания гильдии рыбаков, то и бастион назвали соответствующе.

С многоуровневых галерей Рыбацкого бастиона открывается широкая панорама на город. Глядя на поистине изумительный вид забываешь обо всем на свете и испытываешь ощущение абсолютного счастья!