Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 27 апреля 0:34

Кашин — Россия Январь 2024

Покинув Калязин, перебравшись по мосту через Волгу и проехав по трассам Р-32 и 28К-0682 в общей сложности чуть более 25 километров, мы приехали в город Кашин.

Вначале несколько слов о встретившемся нам по пути мосту через реку Волгу. Вот так выглядел этот двойной мост (автомобильный и железнодорожный) через Волгу из окошка нашего автомобиля.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Строились эти мосты в разное время. Железнодорожный мост (на фотографии справа) был открыт в 1919 году, а в конце 1930-х годов, в связи со строительством Угличского гидроузла и поднятием уровня Волги, рядом со старыми опорами моста были возведены новые, более высокие, на которые были перемещены конструкции железнодорожного моста. Автодорожный мост был построен в 1976 — 1979 годах, и движение по нему было открыто 25 декабря 1979 года.

Город КАШИН — это один из древнейших русских городов. Точная дата начала его постройки неизвестна, но местные жители считают, что его заложил Юрий Долгорукий. Самое раннее письменное свидетельство о нём относится к 1238 году — в Никоновской летописи он упомянут наряду с другими городами Северо-Восточной Руси, пережившими нашествие Батыя.

Город возник на крутой излучине реки Кашинки, образующей своими извилистым течением изумительный по очертаниям полуостров в форме сердца. В месте, где две половинки сердечка Кашинки сходятся на близкое расстояние, возникла крепость — детинец или острог. Вот так представлена структура древнего Кашина на схеме, выставленной в Кашинском краеведческом музее.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Крепость «Острог» венчала высокий холм на узком перешейке крутой излучины реки, торг с его рядами и лавками занял место под Острогом, а посад — площадку внутри петлей реки Кашинки. Площадка посада расположена ниже окружающей местности на 15 — 20 метров, как бы на дне большой природной чаши.

Река издревле служила надёжной защитой, а крутые берега вокруг излучины Кашинки, разрезанные оврагами, получили названия «гор».

Когда посад разросся, он перекинулся на эти «горы» слободами, по которым пролегла связующая их кольцевая улица. С этой кольцевой улицы можно было выехать на любую из загородных дорог.

Такая форма излучины Кашинки является уникальным украшением города, придавая его ландшафту неповторимый колорит. Поэтому часто город Кашин называют «Городом русского сердца».

Первоначально Кашин защищал рубежи Владимиро-Суздальского княжества, но впоследствии перешёл к Тверскому княжеству и в конце XIII — начале XV века стал важным административным и военно-политическим центром Тверского княжества. Его летописное упоминание под 1287 годом встречается в связи с походом князя Владимирского Дмитрия Александровича на Тверь. Тогда город Кашин выдержал девятидневную осаду и стал по значимости вторым в княжестве после Твери.

В 1319 — 1426 годах Кашин был центром одноимённого удельного княжества. Первым его князем (в 1319 — 1348 годах) стал Василий Михайлович I (1304 — 1368) — младший сын погибшего в Золотой Орде Тверского князя Михаила Ярославича. Князь Василий основал в детинце кашинской крепости Успенский монастырь для своей матери Анны, дочери князя Ростовского Дмитрия Борисовича и жены Михаила Ярославича Тверского. Впоследствии оба родителя первого кашинского удельного князя были прославлены в лике святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Так сложилось, что Кашин известен тем, что с ним связаны имена двух православных святых. Это святая благоверная Великая княгиня Анна Кашинская и святой преподобный Макарий Калязинский. Про Макария Калязинского я рассказал в предыдущей публикации. С Кашином его связывало то, что он был пострижен в монахи в Кашинском Клобуковом монастыре, где проживал в первые годы своего монашества. А вот про Анну Кашинскую скажу несколько слов в этой публикации.

Княгиня Анна после мученической смерти мужа, а также сыновей и внука переехала из Твери в Кашин к своему младшему сыну и последний год своей жизни провела в Успенском монастыре. Перед кончиной в 1368 году она приняла схиму под именем Анны Кашинской. Её тело было погребено в Успенском соборе монастыря, несохранившемся до наших дней. А сама княгиня стала почитаться в Кашине в качестве «кашинской чудотворной». Сейчас на месте Успенского собора, в котором в 1648 году были обретены нетленные мощи княгини Анны, установлен Памятный крест. А в 1649 году на церковном соборе княгиня Анна была канонизирована в лике святой благоверной Анны Кашинской.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Непросто сложилась дальнейшая судьба святой Анны Кашинской. В 1677 году, в разгар борьбы со старообрядчеством, её деканонизировали. Формальным предлогом для этого стало сложение перстов руки на обнауженных мощах княгини: при погребении персты Анны были сложены для двуперстного моления, как у старообрядцев. Это, конечно, глупость несусветная, поскольку тогда, когда княгиня Анна скончалась, никаких «новообрядцев» не существовало, и абсолютно все православные были старообрядцами. Тем не менее Анна Кашинская была исключена из списка святых благоверных. И только в 1909 году к 360-летию со дня первой канонизации при содействии императора Николая II Анна Кашинская была повторно канонизирована. Её мощи до 1930 года находились в Воскресенском соборе, построенном в начале XIX века рядом с бывшим Успенским собором на месте старого деревянного Воскресенского собора. После ликвидации собора с 1930 года мощи Анны Кашинской до 1948 года пребывали в Петропавловской церкви, а с 1948 года находятся в кашинском храме Вознесения Господня, о котором я расскажу ниже.

В 2009 году, к 100-летию повторной канонизации, рядом с восстанавливаемым сейчас Воскресенским собором был открыт памятник Анне Кашинской. Автором памятника прославленной святой выступил известный скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Вернусь теперь к описанию древнего кашинского детинца («Острога»). Крепостные стены были сложены из деревянных клетей, заполненных землёй. Их протяжённость составляла около километра, по периметру размещались 15 башен. Реконструкция кашинского «Острога» представлена на схеме в экспозиции Кашинского краеведческого музея:

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Самыми мощными считались проезжие башни, с воротами и мостами через рвы: Воскресенская, Духовская и Архангельская. Тайничная башня на северо-востоке крепости имела подземный ход к реке. По местным преданиям подземных ходов было несколько. Остатки валов и рва сегодня можно увидеть на территории Городского сада и слева от Воскресенского собора.

Рядом с Успенским собором в центре крепости-детинца прежде возвышался деревянный Воскресенский собор. В нём в 1382 году был погребён правнук Анны Кашинской удельный князь Василий Михайлович II, унаследовавший кашинский престол в 1373 году. Неподалёку находились ещё церковь Похвалы Богородицы и княжеский терем со двором.

Дальнейшая история Воскресенского собора в Кашине такова. В 1512 — 1520 годах вместо деревянного был построен каменный храм. В 1711 году он сильно пострадал от пожара и затем несколько раз подновлялся, но это слабо помогало, и, в конце концов, собор пришёл в аварийное состояние. В конце XVIII столетия было принято решение разобрать старый храм и на его месте возвести новый Воскресенский собор, что и было сделано в 1796 — 1804 годах. Отделочные работы в новом соборе завершились в 1817 году. На средства купца Николая Васильевича Терликова в 1855 — 1867 годах были построены тёплая половина храма и 76-метровая колокольня. После этого храм получил размеры 63 метра в длину и 26 метров в ширину, и мог одновременно вместить до 7 тысяч прихожан, то есть практически всё население Кашина того времени. В 1872 году на колокольне были установлены куранты, приобретённые Н. В. Терликовым на Лейпцигской ярмарке.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Поскольку до 1930 года в Воскресенском соборе хранились мощи святой благоверной Великой княгини Анны, в просторечии его вплоть до наших дней называют собором Анны Кашинской. Хотя сейчас мощи находятся в Вознесенском соборе, после окончания реставрации Воскресенского собора их планируют вернуть на место первоначального их пребывания.

После революции, в 1934 году, соборные колокола были сняты, а через два года разрушены иконостасы холодной и тёплой частей собора, сняты кресты с холодного собора, разрушено внутреннее убранство. С 1940 года собор использовался как складское помещение. В 1975 году в здании собора был открыт городской дом культуры, а в подвальном помещении — столовая.

В 2009 году дом культуры перевели в новое здание, а собор передали Тверской епархии. В 2012 году в собор назначили священника, был зарегистрирован приход и начались восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор.

Сейчас внешний вид Воскресенского собора выглядит следующим образом:

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

В тёплой части Воскресенского храма (в трапезной) восстановлены стены и своды, сделаны тёплые полы и запущена система отопления. Установлено арочное перекрытие между тёплой и холодной (пока не отреставрированной) частью собора, а также сделан иконостас.

Ещё один храм, который мы посетили, будучи в Кашине, — это собор Вознесения Господня.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Вознесенский собор — второй по величине храм в городе Кашине Тверской области после Воскресенского собора. Он расположен на правом берегу реки Кашинки на холме, напротив бывшего Кашинского кремля («Острога»). В древности на этом месте находился девичий монастырь великомученицы Параскевы. В начале XVII века монастырь пришёл в упадок. Известно, что в 1621 году обе деревянные монастырские церкви Вознесения Господня и Великомученицы Параскевы «стояли пустыми и без пения, но при них священник был». Запустение, видимо, было связано с трагическими событиями смутного времени, разрушившими жизнь многих русских монастырей, городов и весей на десятилетия.

Началом строительства каменного здания Вознесенской церкви стал 1782 год. При скудности и малочисленности прихожан, которых насчитывалось всего 15 дворов, стройка шла медленно, пока не пришёл на помощь Максим Евфимов, проживавший на Вознесенском приходе. Это был состоятельный человек, давший деньги на строительство храма. Он скончался в 1783 году, и его могила до сих пор сохранилась у северной стены храма.

1 мая 1795 года были освящены два тёплых придела в честь преподобного Симеона Столпника и в честь святой мученицы Параскевы Пятницы. А вот летняя часть храма не была достроена, её признали аварийной и опечатали с запретом на проведение строительных работ.

И только в 1849 году, после назначения молодого настоятеля священника Матфея Малиновского, начались усиленные хлопоты и ходатайства о новом осмотре и освидетельствовании церковного здания. В результате этого было разрешено проведение дальнейших работ по строительству храма. На средства семьи кашинских купцов Терликовых по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова была построена трёхъярусная колокольня в стиле ампир.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

С 1867 года вновь приступили к работам по отстройке храма. Интерьеры храма были украшены богатой орнаментальной лепниной, стилизованной под рококо, сооружён изящный иконостас, впоследствии весь вызолоченный. Иконы в иконостасе заботами настоятеля были написаны в известной ярославской мастерской Евфимия Дьяконова. В 1898 году интерьер храма был расписан на средства старосты церкви купца Н. Дорогутина.

Оригинальность архитектуре Вознесенского собора придают своеобразные объёмы светового пятиглавия, перекликающегося с пятиглавием Воскресенского собора, но отличающегося от него тем, что у Вознесенского собора в главах только один восьмерик по центру, а четыре боковые — четырёхугольные. У Воскресенского собора все пять глав расположены на восьмериках.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Вознесенский собор украшает также лепной псевдобарочный декор в сочетании с приёмами русско-византийского стиля. На фронтоне расположена лепная композиция «Всевидящее Око», а над окнами богатая лепнина с ликами ангелов.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

В 1936 году Вознесенский собор становится кафедральным в связи с закрытием в Кашине Воскресенского собора.

В 1962 году во время очередной кампании по борьбе с религией Вознесенский собор был закрыт, несмотря на активное сопротивления верующих. Возвращение собора верующим состоялось в 1989 году. С этого момента начались восстановительные работы. На высоком научном и технологическом уровне проведены работы по реставрации иконостаса.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

В 1993 году храм был вновь открыт для службы, став кафедральным собором города Кашина. В соборе два престола: Главный — Вознесения Господня, и Всех Святых в трапезной части.

25 июня 1993 года, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, из церкви Рождества Христова на Горе в Вознесенский собор была торжественно перенесена рака с мощами святой. В настоящее время собор является местом паломничества верующих людей. Сейчас частицы мощей Анны Кашинской хранятся в соборе в двух местах:

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

Приведу также несколько фотографий, сделанных на память о нашем посещении Вознесенского собора в Кашине:

Интересно, что было время, когда в Кашине насчитывалось очень большое количество церквей, наибольшее их число — пятьдесят — приходилось на период с конца XVII до начала XVIII века, к началу XIX века их количество сократилось до 32 храмов. Большая часть из них были деревянными. Они имели уникальный план расположения на местности, образуя две пересекающиеся линии в виде креста. Этот крест окаймлял треугольник, в вершинах которого находились три монастыря: Дмитровский, Сретенский и Николаевский Клобуков. А вдоль извилистого русла реки Кашинки также располагались храмы по кругу. Такая уникальная градостроительная композиция представляла собой органически увязанный природно-городской комплекс, составленный из цепочек посадских и слободских храмов, монастырских комплексов и крепостных сооружений. Очевидный смысл этой композиции — «Чаша, осенённая крестом».

В Кашинском краеведческом музее представлена вот такая наглядная схема размещения православных приходских и монастырских храмов в Кашине XVI — XVII веков.

Однодневная поездка в зимний город Кашин Тверской области

К сожалению, большая часть церквей и монастырей не дожили до нашего времени, хотя и сейчас в городе насчитывается 18 действующих церквей и часовен.

Сейчас восстанавливается Николаевский Клобуков монастырь, ставший женским. В него мы заехали в самом начале нашего посещения города Кашина перед тем, как ехать в Кашинский краеведческий музей на заранее заказанную в нём экскурсию. Об этом я, пожалуй, сделаю отдельные публикации…