Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была вчера 17:32
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

На родину Александра Невского и в город, созданный Юрием Долгоруким, на берег Плещеева озера

Переславль-Залесский — Россия Январь 2024

Второй день нашего новогоднего путешествия опять начался с мороза. Погода нас не балует. Но как говорится, «у природы нет плохой погоды», главное — тепло одеться. О морозах знали заранее. Поэтому все тепло одеты и никаких недовольств и неприятностей. Правда, когда приехали из поездки знакомые задавали вопрос: «Как же вы путешествовали в такой мороз?». «Отлично!» — отвечали мы. Мороз под 30 градусов нам был не страшен.

С утречка едем на обзорную по городу и обзор начинаем с Красной площади. Да, да, в этом небольшом городке есть Красная площадь (как в Москве). Да и город этот является младшим братом Москвы: Москву Юрий Долгорукий основал в 1147 году, а Переяславль на пять лет позднее — в 1152 году. Город был богат и очень знаменит.

Английский дипломат и путешественник Д.Флетчер (1549–1611) в своей книге «О государстве Русском» назвал 16 главных городов России, в их числе оказался и Переславль, а другие — это Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переславль, Нижний Новгород, Устюг, Вологда, Холмогоры, Казань, Каргополь, Астрахань и Коломна.

В этот город мы и приехали (во второй раз). Сюда, как и в Суздаль, можно приезжать много раз и каждый раз смотреть что-то новое.

Экскурс начинаем на Красной площади, у нее много интересных историй.

Прежде всего, здесь неподалеку родился Александр Невский. Его дата рождения точно неизвестна, считается что он родился в мае 1221 года и был вторым сыном в семье, старшим был Федор.

Князь Александр является прямым потомком первых русских князей Рюриков. Его дед по отцовской линии — сын Всеволода Большое гнездо, который был сыном Юрия Долгорукого, а тот — сыном Владимира Мономаха. Дед Юрия Долгорукого — Ярослав Мудрый и так далее (цепочка длинная, которая ведет к Святославу и Игорю).

Мать — торопецкая княжна Ростислава Мстиславовна, корни которой также ведут к Владимиру Мономаху.

В три года Александр прошел обряд княжеского пострига: был посвящен в воины. Эта информация удивила. Оказывается с этого возраста мальчика сажали на коня и давали в руки оружие. Считали, что после этого обряда мальчик становился воином и мог участвовать в боях.

В семье Ярослава Всеволодовича было 12 детей.

Когда Александру исполнилось 8 лет, а Федору 10, отец направил их на княжение в Новгород (это был второй город на Руси после Киева).

Получается, что в Переславле Александр жил до 8 лет.

Свои ратные подвиги Александр совершал в других местах, самая известная битва — Невская, которая проходила в устье реки Ижора на Новгородской земле и после нее Александра и стали называть Невским (ему было 20 лет).

Потом было Ледовое побоище на Чудском озере (Александру Невскому 22 года).

Памятник герою Невской битвы и других подвигов установлен на Красной площади перед главным храмом города Спасо-Преображенским (считается, что где-то здесь неподалеку и родился будущий полководец).

Спасо-Преображенский собор основан в 12 веке и считается самым ранним из сохранившихся. Открыт он с мая по сентябрь, так что мы в него не попали, но послушали интересные истории, которые заслуживают отдельного внимания. Особенно старинные граффити (так их назвали ученые, которые их исследовали).

Статный и пропорциональный храм интересен не только внешностью, но и своими тайнами, которые он открывает ученым-исследователям.

Дальше были крепостные валы, на которые, несмотря на мороз, решили подняться по не очень крутой лестнице. Как же, побывать в этом старинном городе и не посмотреть на него с бывших крепостных стен.

Они были возведены также как и собор в 12 веке и протяженность их 2500 километра. Высота их была от 10 до 18 метров и сверху открывался вид на реку Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро. Валы и сейчас окружают центр города, но только уменьшилась их высота. Как же, должно быть, приятно пройтись здесь летом. А мы посмотрели на Трубеж зимой.

Не поленилась и сняла тепленькие варежки и сфотографировала нашу дружную команду любителей путешествовать, взбирающихся по лестнице на древний крепостной вал.

Где-то там течет Трубеж…

А так выглядит Спасо-Преображенский собор с нынешнего городского вала.

Но мы спускаемся и идем смотреть храмы, что на Красной площади.

Церковь Александра Невского и Владимирский собор построены в 1740-х годах. Именно так написано на схеме ансамбля Красной площади. Церковь и собор, в чем отличие? Собором называют главный храм города. У слова «церковь» два значения: 1) Собрание верующих людей;2) Сообщество людей, имеющих свою иерархию. В узком слысле слова «церковь» и «храм» — синонимы.

Храмы похожи друг на друга своими зелеными «луковками», которые говорят о том, что посвящены святому.

Во второй половине 17 века рядом с Красной площадью располагались княжеские палаты (в которых и родился будущий полководец и благоверный князь) и Сретенско-Владимирский женский монастырь, от которого остался кусочек белоснежной стены.

История церкви и собора длинная и трагичная (как и у всех православных храмов страны): в 1925 году их закрыли. В алтарной части церкви Александра Невского устроили хлебный магазин, который выпекали в соседнем Владимирском соборе. Но потом случилось чудо: в середине 30-х годов специальная комиссия признала оба храма архитектурными памятниками.

Оба храма действующие, хорошо отреставрированные (в них побывали в предыдущую поездку).

Есть еще на площади один интересный храм Петра Митрополита, о котором есть документальное упоминание в грамоте киевского митрополиа Фотия в 1420 году, но упоминается как уже давно существующий. Предполагают, что дата его постройки 1339 год (год канонизации митрополита) либо 1360 год (дата обретения его мощей).

Святой Петр был покровителем московского великокняжеского дома, ему вместе с митрополитами Алексеем и Ионой посвящены приделы в Соборе Василия Блаженного.

На старинных фотографиях храм выглядит очень интересно, не то что сейчас. Сейчас храм ждет своего покровителя для проведения реставрационных работ.

А мы едем дальше по городу, уже наблюдая его из окна теплого в эти очень морозные дни автобуса.

В городе сохранились здания женской гимназии 19 века, городское и приходское училища (19–20 века), общественная богадельня 18 века, фабрика Павлова 19века, особняк Темериных 18 века. 20 век тоже оставил память о себе: особняк Варенцова, сиротский приют, усадьба купца Павлова. Почти вся архитектурная старина находится на улице Советской, по которой, конечно же, желательно ходить и смотреть пешком и не в эти январские морозы.

Впереди у нас посещение Никитского и Горицкого Успенского монастырей, а всего в городе 4 монастыря и 7 храмов.

Никитский монастырь расположен к северу от города, немного в стороне от дороги, ведущей в Ростов Великий и Ярославль. Дорога идет мимо Борисоглебского старого городского кладбища и приводит прямо к святым воротам.

В череде святынь переславской земли Никитский монастырь, основанный во имя святого великомученика Никиты, считается звездой первой величины. И, конечно, о нем нужно писать отдельно. Поэтому чтобы не повторяться покажу только стены, которые опоясывают эти монастырские земли.

Побывали в храме, где хранятся мощи и вериги Никиты Столпника, и в часовне, на месте которой находился столп, где он предавался молитвам. О впечатлениях не пишу, только факты, но кто бывает в таких местах — поймет.

Успенский Горицкий монастырь совсем другой — в нем сейчас музей-заповедник, хотя один небольшой Никольский храм действующий.

О нем тоже следует написать отдельно, на его территории много интересного. Эти два монастыря совсем не похожи друг на друга. Если Никитский — настоящий действующий мужской монастырь, то Горицкий, на территории которого больше храмов — музей-заповедник, больше светское место чем духовное. Покажу только входные ворота с чудной резьбой, а подробности будут потом, дабы не повторяться.

Въездные ворота, кстати, 18 века.

На этом наш день в Переславле не закончился: мы едем обедать, а потом в Музей «Ботик Петра» и на ассамблею во дворце.

Кафе «Ботик Петра» находится на берегу Плещеева озера. Внешне вполне симпатичное.

Внутри также мило и привлекательно. Комплексный обед для большой группы туристов не запомнился. Фотографий внутреннего декора получилось много, так что при наличии времени напишу о нем (может быть). Но если судить по наличию авто в зимнее время, кухня здесь, должно быть, неплохая (если в зимнее время сюда приезжают).

Замерзшее Плещеево озеро, в котором водится знаменитая ряпушка из семейства сиговых. С ноября на озере запрещена любая рыбалка, так как ряпушка идет на нерест.

Опять кстати, в городе есть Музей ряпушки.

После обеда направляется в Музей «Ботик Петра» — это не просто музей, это усадьба, в которой несколько исторических зданий. Один из них, Ботный дом.

«Тут сильный Петр учился мореплаванию и оставил городу в залог самим им составленный первый ботик в государстве нашем….«(Князь И. М. Долгорукий).

Живописный уголок на южном берегу Плещева озера, на холме Гремяч — даже зимой привлекателен. Особенно аллея среди вековых деревьев.

Даже несмотря на то, что приходится опять (как и на крепостные холмы) на входе в усадьбу взбираться по лестнице. Хорошая кардионагрузка получилась…

Было интересно, познавательно и развлекательно.

Текст подходит по числу символов к 8000. Похоже, пора закругляться…