Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 19:20
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Сухиничи — Россия Сентябрь 2023

Поезд, следующий по маршруту Москва — Брянск, совершает 2-х минутную остановку в Калуге и через час 4-х минутную в Сухиничах. В Калуге жителей больше, однако Сухиничи крупный ж/д узел. Железнодорожники проходят вдоль вагонов, проверяют сцепки, простукивают колёса.

Много раз, катаясь по маршруту, я задавался идеей, выйти в Сухиничах и познакомиться с городом. В сентябре прошлого года на Россию обрушилось бабье лето.

Четыре часа в Сухиничах

Или, правильнее сказать, вернулся август.

Направляясь в Брянск, я взял билет до Сухиничей, планируя далее добираться электричкой. Выйдя на перрон, первым делом пошёл в кассу. Электропоезд на Брянск уходил через 4 часа. Купив билет, я двинулся изучать город.

Логичен вопрос, что интересного в подобном городке? Здесь всё типично и обыденно.

Четыре часа в Сухиничах

Ответ: если в мегаполисе со всех сторон ждёшь подвоха, то в провинции отдыхаешь душой.

Друзья, представьте ситуацию: человек отошёл от кассы и обронил билет. В Москве над раззявой посмеются и пошлют во след колкую фразу. Здесь же, нет, люди билет подняли и отнесли в кассу. Кассирша, по прибытию электрички, попросила одну из сотрудниц, сходить на перрон и поискать пассажира, описав мою внешность.

Старый город от вокзала на удалении. Стою на остановке, жду автобус. Тормозит машина, водитель объясняет, что общественный транспорт ждать долго и предлагает добросить до центра. В конце пути от денег отказывается.

Такие моменты приятны! Они надолго остаются в памяти, и для других тоже хочется хорошее сделать.

Мы живём в сложное время, когда не все будут радоваться чужим успехам, а кое-кто открыто желает тебе и твоей стране наихудшего.

В истории многое повторяется. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» Марк Твен произнёс: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Вот так и здесь, спешу заверить — Россия жива и умирать не собирается.

Четыре часа в Сухиничах

Это особенно видно по малым городам.

По последним данным население Сухиничей 14407 жителей.

Город абсолютно нетуристический, большое начальство не приезжает, ничего знакового не происходит, в новостную сводку Сухиничи не попадает.

Да, город небогатый и не имеет брендовых достопримечательностей, при этом ухожен и обустроен.

Четыре часа в Сухиничах

Запомнилась брежневская пятиэтажка в привокзальном районе, где местные власти с первого по пятый облагородили балконы стеклом. Как и в Москве, для пенсионеров открыли центр долголетия, а всевозможных секций и детских кружков столько, что я и не сосчитать.

В своих мемуарах Рокоссовский Сухиничам посвятил отдельную главу.

7 октября 1941 г. город оказался занят немецкими войсками. После Битвы под Москвой Красная Армия старалась продолжить наступление, но сил не хватало.

Вермахт, наоборот, был силён и из Франции перебросил подкрепление. Одна из пехотных дивизий, под управлением фон Гильса, заняла оборону в Сухиничах.

Немецкий участок фронта выступал вперёд и мог быть использован в качестве плацдарма. Плюс, здесь находился крупный железнодорожный узел. Ставка поставила задачу — овладеть городом.

Рокоссовский, стараясь запутать противника, дал связистам приказ — начать радиоигру. На 29 января назначался штурм города, но он не состоялся. Враг бежал. Вот что об этом пишет Рокоссовский:

Задачу, поставленную командующим фронтом, армия выполнила: Сухиничи были в наших руках. Уже рассвело, когда мы въехали в город. Жители из домов не показывались: должно быть, они не были еще уверены, что город освобожден. Везде следы поспешного бегства. Улицы и дворы захламлены, много брошенной немцами техники и разного имущества. Во дворе, где размещался сам фон Гильс, стояла прекрасная легковая автомашина. В полной исправности, и никаких «сюрпризов». Вообще в городе мы нигде не обнаружили мин. Вряд ли можно было поверить, что гитлеровцы пожалели город. Они просто бежали без оглядки, спасая свою шкуру. Им было не до минирования.

Немцы заняли позиции в 6 км. от города, а Рокоссовский, чтобы придать уверенность солдатам и гражданскому населению, разместился здесь вместе со штабом. Сухиничи подвергался обстрелам. 8 марта 1942 г. Константин Константинович оказался ранен осколком снаряда.

Будущий маршал пролежал в госпитале почти два месяца. Это было третье ранение. Два предыдущих пришлись на войну гражданскую.

Рокоссовского в Сухиничах помнят. На одной из улиц ему установлен памятник.

Четыре часа в Сухиничах

А вот где находился штаб Рокоссовского, никто сказать не смог, даже в музее. Впрочем, обо всём по порядку!

По легенде, название от фамилии атамана — Сухин. Сколотив ватагу, он грабил купцов. Со временем вблизи лагеря образовалось поселение, а Сухин, забросив разбой, занялся торговлей.

Чтобы разобраться в истории города, я отправился в музей. Он расположен в районном Доме культуры.

Четыре часа в Сухиничах

Центральный зал второго этажа отведён под выставку. Девушка из офиса выключила компьютер и провела экскурсию. Приятным бонусом стало то, что музей бесплатный.

Сухиничи впервые упоминаются в 1440-х годах как село в составе Великого Княжества Литовского. Здесь никогда не было крепости. Попав в состав Русского государства, село получило развитие благодаря торговле и развитию хозяйственной жизни.

По Брыне ходили суда. Сало, пенька, конопляное масло и множество других товаров отправлялись на Волгу, либо на Западную Двину.

В 1840 г. власти объединили несколько деревень, образовав город. На первых порах в Сухиничах числилось 4809 жителей, 2 церкви, 791 жилой дом.

Четыре часа в Сухиничах

Через 40 лет в Сухиничах открылось 90 лавок, 4 постоялых двора, 21 трактир, небольшие фабрики, заводы и производства.

Товарооборот оценивался в 25 млн. рублей.

Четыре часа в Сухиничах

Что касается одноимённого района, его история более древняя и, по большому счёту, не изучена. Здесь жили со времён неолита, о чём свидетельствуют находки.

Близ села Брынь найдены каменные орудия, а возле Соболевки — римские монеты. К VII веку на территории района обосновались вятичи, о чём свидетельствуют Брынское городище и курганы возле Белилово и Горбатовки.

Брынь (Дебрынь) упоминается в русских былинах, а также в «Повести временных лет». После сожжения Козельска Батый прошёлся по здешним местам, разоряя селения. О татаро-монголах свидетельствуют названия деревень Татаринцы и Мурдасово.

В «Смутное время» нынешняя Калужская область была охвачена польской интервенцией. Здесь началась первая крестьянская война под руководством Болотникова.

Четыре часа в Сухиничах

К концу XIX века Сухиничи крупный ж/д узел. В Революцию 1905—1907 гг. местные железнодорожники неоднократно участвовали в забастовках, а крестьяне поджигали помещичьи усадьбы.

Если в каких-то регионах Революцию встречали настороженно и даже враждебно, то в Центральной России новая власть оказалась желанной. Точнее, на первых порах были сильны эсеры, но они не смогли соперничать с большевиками. Лозунги Ленина большинству населения оказались близки.

Белые до Сухиничей не дошли. Опорными пунктами диктатуры пролетариата сделались комитеты бедноты. Они были созданы на основании декрета ВЦИК от 11.06. 1918 г.

Комунны 20-х тема опять-таки мало изученная. Как они функционировали, мы можем судить по обрывкам воспоминаний. Моя мама родом из дер. Круглое, Верховского района, Орловской области.

Деревенские активисты на базе помещичьей усадьбы создали в Круглом коммуну. По воспоминаниям местных, у них всё было общим, в том числе ложки и кружки. Ведя совместное хозяйство, коммунары полагали, что построят коммунизм. Община просуществовало около 5 лет, зато центральная часть деревни до сих пор называется Коммуна.

(Кому интересно, предлагаю для изучения заметку Новосильское княжество: позавчера, вчера, сегодня)

В 1922 г. в Сухиничах образовалась коммуна, которая оказалась более успешной. В 1926 г. товарищество приобрело заграничный трактор, а в 1928 г. молотилку.

В 1932—1933 гг. в районе из 12 тыс. раздробленных хозяйств создали 153 колхоза, где насчитывалось две машино-тракторные бригады с сотней тракторов, 17 комбайнов, 542 сенокосилки, 253 сеялки, 63 молотилки, 20 машин.

Казалось бы, успех очевиден… Так нет же, до сих пор находятся те, кто уверяет, — колхозы создали зря. Если их спросить: в Турцию поедешь или на наш юг? Выберут Турцию. Отдых там поставлен на поток, по типу конвейера. На нашем юге платить придётся отдельно за пляж, за жильё, за еду, что приводит к удорожанию путёвки.

Вот так и с колхозами — распределение рабочей силы, позволило удешевить с/х продукцию.

Для интересующихся историей советую прочесть воспоминания бывшего белогвардейца, русского писателя М. Д. Каратеева «По следам конкистадоров (Русские в Парагвае)», как наши соотечественники, не имея средств для жизни в Европе, приезжали в Парагвай и образовывали… колхозы.

Значительная часть экспозиции посвящена ВОВ.

10 июня 1941 г. немцы впервые бомбили ж/д узел Сухиничи, и уже 2 октября вступили в пределы Калужской области. Опасаясь окружения, генерал Петров город оставил. К 10 числу немцы продвинулись до Калуги.

Начались бесчинства. На территории района фашисты расстреляли и замучили 668 человек, 1883 жителя оказались угнаны в Германию. Почти все общественные здания были разрушены. Общий ущерб району составил 310 млн. рублей.

Поисковики до сих пор находят артефакты войны и передают их в музей.

Как я уже писал, Сухиничи связаны с именем Рокоссовского. Маршалу посвящён отдельный стенд, а его внук подарил книгу деда со своей дарственной надписью.

Музей в Сухиничах известен рисунками военных художников им. М. Б. Грекова. С целью агитации, они были командированы на Западный фронт, где работали при штабе Рокоссовского.

16 апреля 1942 г. в Сухиничах состоялась выставка, где экспонировалось около 200 работ. Через четыре дня при налёте вражеской авиации один их художников оказался убит, двое ранены.

По словам сотрудницы музея, значительная часть изображений действительно хранятся в Сухиничах, но не экспонируются. Их состояние оставляет желать лучшего. Свет и вспышки фотоаппаратов могут повредить рисункам.

Следующие стенды посвящены счастливой советской жизни города и колхозов, героям Афганской и двух Чеченских кампаний.

Расписывать всего этого я не стану, но отмечу, кто будет в Сухиничах, посетить музей однозначно советую.

От всей души поблагодарив девушку за экскурсию, я отправился на дальнейшее изучение города.

Четыре часа в Сухиничах

Когда проезжаешь на поезде, внимание привлекает голубая церквушка. Это собор Смоленской иконы Божией Матери. Он возведён купцом Пастуховым в 1770 году, при этом 25-метровая колокольня сооружена на средства горожан.

В прежние времена рядом стояла церковь Святителей Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских, а их общая площадь называлась Соборной. Церковь не сохранилась, а на Соборной площади теперь сквер им. Горького.

Судьба Смоленской церкви по-советски типична. В 1933 г. храм закрыли, в 1937 г. расстреляли священников. С колокольни сняли колокола, имущество вывезли, храм переоборудовали под столярную мастерскую.

Немцы использовали бывший храм в качестве конюшни. Сразу после освобождения жители стали восстанавливать храм и ходатайствовать о регистрации общины. От церкви сохранились только стены — ни полы, ни иконостас не уцелели. Однако уже в августе 1944 г., в день престольного праздника, архиепископ Онисифор (Пономарев) совершил освящение, после чего храм более не закрывался.

Четыре часа в Сухиничах

Мне разрешили сфотографировать внутреннее убранство,

где в обязательном порядке отмечу удивительные по красоте иконы.

Четыре часа в Сухиничах

Они написаны в наше время, при этом несут некую энергетику, характерную для икон старых.

Второе, что привело в изумление, это потолочные картины. Во время войны прихожане забрали их из сельской церкви, уничтоженной немцами. Обустраивая храм, картины развесили по потолку. В настоящем полотна и рамы нуждаются в реставрации, при этом придают церкви намоленность.

Ещё одно интересное место — это родник. Он за храмом, в пяти минутах ходьбы. За детской площадкой небольшой уклон, где из земли выходит источник. Горожане обустроили купель, где женщины стирают ковры и одежду.

Чуть дальше колодец, где набирают воду.

Четыре часа в Сухиничах

Если в прежние времена в деревнях возле криницы собирались посудачить, то и в наши дни происходит нечто подобное. Возле источника всегда многолюдно.

Времени до отправления электрички оставалось не так много. Познакомившись с основными достопримечательностями центра, я решил направиться в сторону вокзала.

В Сухиничах, как и в большинстве российских городов, главная улица носит имя Ленина.

Четыре часа в Сухиничах

К Ленина примыкает сквер, где я обнаружил бюст М. И. Калинина. Невольно вспомнилось, как ездил в Верхнюю Троицу, на родину М. И. Калинина.

Да, монумент оставляет желать лучшего, но сносить памятник никто не собирается.

Четыре часа в Сухиничах

Городской парк тоже соседствует с ул. Ленина.

Молодёжь в парке собирается, свою непосредственную функцию в качестве места культуры и отдыха парк выполняет.

Четыре часа в Сухиничах

И тем не менее, историю не перепишешь. В первые годы Советской власти парки обустраивали, сравнивая с землёй кладбища. Увы, в Сухиничах ситуация аналогична.

С другой стороны, мы все учимся на ошибках. Те редкие памятники, что не подверглись разорению, нынешние власти собрали и установили в два ряда. На плитах можно прочесть, кто кем был и какую должность занимал.

Четыре часа в Сухиничах

По соседству с парком Мемориал советским воинам, отдавшим жизни за освобождение Родины в ВОВ. В наше время его дополнили часовней.

Повторюсь, Сухиничи оставил приятное впечатление.

Четыре часа в Сухиничах

Нет, если искать негатив, его можно найти во всём.

Вот только сделать это с каждым годом всё трудней и сложней.