Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 10:09
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Суздаль — Россия Январь 2024

Цикл материалов "Города и веси Владимирской земли"

1. Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

В новогодние праздники собрались большой компанией, заказали тур у знакомого турагента (заранее, кто же знал, что будут такие морозы) и поехали по маршруту Суздаль-Переславль-Залесский- Никитский монастырь-Горицкий Успенский монастырь- Троице-Сергиева Лавра- Абрамцево.

Несмотря на жуткий мороз, который доходил до -30 гр., поездкой остались довольны. Организация маршрута, экскурсий, выбор отеля, как всегда, была на высоком уровне благодаря нашей Оксане, которая всем этим занимается и занимается этим делом с душой.

Суздаль в этом году стал новогодней столицей России (кстати, столицей следующего нового года будет Киров, где мы еще не были. В предыдущей столице — Нижнем Новгороде побывали. Хорошая вырисовывается традиция).

Небольшой знакомый городок с населением меньше 10000 жителей мелькает за окном нашего автобуса. Мы опять едем в Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году преподобным Евфимием и который сейчас не только религиозный объект, но и музей, архитектурный комплекс, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В одной из наших поездок дошли пешком из Покровского монастыря, расположенного на правом берегу Каменки, до Спасо-Евфимиева — на другом, от которого сейчас и смотрим на Покровский.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Впереди течет Каменка, а там вдали заснеженные стены и башни Покровского монастыря. Покровский монастырь был основан в 1364 году благоверным князем Дмитрием Константиновичем и в его становлении большую роль сыграл ученик Сергия Радонежского преподобный Евфимий Суздальский, чьим именем назван монастырь на левом берегу Каменки.

Покровский монастырь стал местом обитания двух государынь-инокинь — преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой — жены Василия Третьего) и царицы Евдокии Лопухиной (в монашестве Елены) — супруги Петра 1. В этом монастыре мы побывали в прошлую поездку и послушали интересные истории царских жен Соломонии Сабуровой и Евдокии Лопухиной.

При Соломонии Сабуровой и ее муже Василии Третьем Русь переживала свое лучшее время. Отец Соломонии был потомком ордынского князя Сабура, принявшего крещениев 1330 году.

Соломонию выбрали из полутора тысяч знатных девиц, привезенных из разных уголков государства. 4 сентября в Успенском соборе Кремля было совершено венчании Соломонии и Василия. Невеста отличалась необыкновенной красотой и прожила в браке 20 лет, но у них не было детей. Есть две версии как она попала в монастырь: по первой она ушла добровольно, чтобы царь продолжил свой род, по второй — сослали. После нее Василий Третий женился на Елене Глинской — матери будущего царя Ивана Грозного.

Постриг был совершен в Рождественском соборе Покровского монастыря в 1525 году и Соломония стала Софьей Суздальской, о которой существует много легенд. Одна из них о том, что якобы после пострига у нее родился сын, которого назвали Георгием и который умер. В 1935 году суздальские краеведы исследовали монастырь и нашли детскую могилку. Но был ли сын у Софьи или не был — покрыто тайной.

На территории Покровского монастыря под одним из храмов находится усыпальница ссыльных жен и других знатных женщин того далекого времени.

Посмотрев Покровский женский собор с другого берега, направились в мужской через Главную арку 17 века.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

В нынешнюю поездку в наших планах посмотреть Золотую кладовую в Спасо-Евфимиевом монастыре (главный храм монастыря с его старинными фресками 17 века посмотрели раньше). А всего здесь десяток музеев самого разного плана. Так что можно приезжать еще, посмотрели не все.

Недалеко от входа Архимандритский корпус (17 век) . С него экскурсовод и начинает экскурсию по монастырю. Но в монастыре много информационных указателей, которые показывают где что смотреть.

В этом интересном здании с галереей жил архимандрит монастыря, отсюда и пошло название. В православной церкви это настоятель монастыря, обязанность которого заботиться о монастырской братии и управлять монастырем.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы — самая древняя в монастыре (1525 год).

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Каждый час на территории Спасо-Евфимиева монастыря слышен звон колоколов — это что-то необыкновенное (с замиранием слушали раньше). Звонница здесь очень хороша.

Но в морозы колокольный звон запускают в записи (о чем прочитали объявление). Но все равно в жутко морозный день приятно послушать суздальские колокола.

С связи с морозами фотографий получилось мало (не хотелось вынимать руки из теплых варежек): постояли у усыпальницы князя Дмитрия Пожарского (послушали его историю). Надо отметить, что экскурсовод, несмотря на мороз, показала и рассказала нам о всех интересных достопримечательностях монастыря (которые мы уже слышали, но все равно было интересно).

Дмитрий Михайлович Пожарский — личность известная, во время Смуты сыграл большую роль в истории государства. Под его руководством ополчение освободило Москву в 1612 году. Скончался он в 1642 году и согласно его завещанию был похоронен в родовой усыпальнице.

К концу 17 века род Пожарских по мужской линии прекратился и усыпальница была забыта, обветшала и потом сломана. В середине 19 века археолог граф С. А. Уваров проводил раскопки и обнаружил могилы.

То, что мы увидели — памятник-усыпальница восстановлена была только в 2009 году на народные добровольные пожертвования и открыт в День народного единства.

Мимо красивой ротонды идем (нет, бежим, на улице -30 гр.) в Музей «Золотая кладовая».

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Там нас тоже ждут занятные истории о многочисленных экспонатах: разных предметах декоративно-прикладного искусства. Во все времена любят украшения, их и икон особенно много.

Обычные иконы и нагрудные, предметы церковного обихода, украшения (эмали и камеи) — их было так много, что глаза просто разбегались от обилия такой золотой и серебряной красоты, украшенной драгоценными камнями.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Один из ценнейших экспонатов — икона 11 века.

Залов в музее много, как и посетителей, а что вы хотите — новогодние праздники. Как сказала нам экскурсовод в такие дни у них всегда так и не советовала приезжать в Суздаль в День города и День огурца, который проводят летом. Да, надо выбраться сюда в будний день и посмотреть все многочисленные музеи монастыря (без спешки и без суеты).

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

А дальше у нас по плану Музей деревянного зодчества, в котором тоже уже были, но экспонатов там так много, да и суздальские истории в памяти неплохо освежить.

Опять же на берег Каменки (как и монастыри с кремлем — они тоже расположены на берегу) со всех уголков Владимирской области привезли шедевры деревянного зодчества, построенные русскими плотниками практически одним топором.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

На территории заповедника две церкви 18 века: Воскресенская и Преображенская.

В этой поездке побывали в Воскресенской, которую привезли из села Патакино Камешковского района. Купола церквей покрыты осиновым лемехом (фигурными деревянными дощечками). Русские плотники любили осину: от дождя она не разбухает, не поддается червоточине. Третий век стоят и как новенькие.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Храм Воскресения Словущего была привезена в 1969–70 годах, ее восстановлением занимались архитекторы Анисимовы.

Похожа на корабль: все расположено по одной линии — алтарь, колокольня, крыльцо. Такую планировку храмов и называют кораблем. Очень красива восьмигранная колокольня, устремленная ввысь — в голубое небо. «Мороз и солнце, день чудесный!» — писал Александр Сергеевич. Но нам хотелось бы мороза чуть меньше.

Внутри уютно и тепло, настоящий домашний деревенский храм, куда селяне приходили поговорить с Богом. Иконостас скромен, всего три яруса.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Рядом еще один шедевр деревянного зодчества — Преображенская церковь, тоже 18 век, привезена из села Козлятьево Владимирской области.

Идем мимо колодца ступального, украшенного еловыми ветками и новогодними игрушками.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Проходя мимо дома крестьянина-середняка, заходим в двухэтажный дом зажиточного крестьянина.

В красном углу обязательно иконы, на столе хлеб, будто только вынутый из печи.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

На стене портреты семьи, хозяина и хозяйки. Швейная машинка — это тоже свидетельство зажиточности, как и стульев (стулья были не у всех). И еще один признак зажиточности: чем больше подушек на кровати, тем богаче семья.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

В кухне, конечно же, самовар (куда же без него) и другая необходимая кухонная утварь. Самовар — гордость русского дома: чаепитием из самовара встречали гостей, его давали в приданое. А сколько самоварных эпизодов можно прочитать у Островского, Гончарова, Короленко и других русских писателей.

Мороз не дал нам побродить по музею-заповеднику. Да и время обеденное подошло.

Обед у нас предусмотрен в трапезной одного из пяти суздальских монастырей- это Ризоположенский (женский действующий), один из древнейших в России, построен в 1207 году.

Морозно, не просто морозно, очень морозно, но несмотря на это, снимаю варежки и фотографирую красоту на ходу.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Монастырь прославился благодаря Ефросинье Суздальской (1212–1250), в мирской жизни она — дочь великого князя Михаила Черниговского.

Преподобенская колокольня — самая высокая не только в этом городе, но и во всей Владимирской области, на нее можно было подняться и посмотреть Суздаль сверху, но сейчас она на реконструкции. Построена была в 1813–1819 годах в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Когда были в прошлый раз выглядела она непрезентабельно, но на нее можно было подняться. Теперь будем ждать когда ее приведут в порядок.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Территория монастыря небольшая и на ней расположена гостиница и трапезная, в которой мы и пообедали.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Ничем не примечательный, но обильный обед не дал нам умереть от голода в зимнюю стужу.

На обратном пути удалось сфотографировать чудный Ризоположенский собор, построенный в 16 веке.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Аккуратненький, три главы и три апсиды, небольшие оконца — хотелось попасть во внутрь, но впереди у нас еще одна экскурсия — по Суздальскому кремлю, который здесь неподалеку и мы идем пешком, закрывая носы от мороза.

Идем по улице Ленина — главной улице города, протяженность которой всего 3 км с небольшим (это с одного конца города до другого), но нам от Ризположенского монастыря идти чуть-чуть. В одной из поездок прошла эту улицу пешком и увидела на ней с десяток сказочно расписанных храмов.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Может показаться, что это один храм, так близко они стоят друг к другу и чуточку похожи.

На самом деле — это два парных храма: один летний (Лазаревский) , другой зимний (Антипиевский) .

Антипиевский храм одноглавый с колокольней (1745 год) посвящен мученику Антипу, который жил во времена Нерона, и Лазаревский храм — пятиглавый (1667 год), посвящен Лазарю из Вифании, которого Иисус Христос воскресил на 4 день после смерти. Пожалуй, эти два храма самые красивые и необычные в городе.

Вот и Торговая площадь, но почти без торговцев, хотя есть стойкие, закрывшие свой товар от мороза теплыми одеялами, но нам не до них. Да и им не до нас, они, очевидно, уже замерзли стоять: торговля явно не идет, хотя туристов на улицах города много.

Мимо прошли еще один маленький храм иконы Казанской Божией Матери.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Быстро пробежали прямую улочку, ведущую к кремлевским достопримечательностям, на которой стоят кареты. Хочешь — довезут. Кремль — вот он рукой подать.

Суздальский кремль необычен тем, что он не имеет крепостных стен и в него можно прийти по разным дорогам.

И на одной из дорог на территории кремля увидели такое чудо…. (видели его и ранее, но не в такой обстановке). «Розовым пожаром заходило солнце», заходило за речку Каменку, а взору предстала деревянная Никольская церковь, привезенная из села Глотово и построенная без единого гвоздя.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

А дальше был Рождественский собор кремля — прекрасно торжественный с голубыми куполами, усыпанными золотыми звездами (их оказывается 365 — как дней в году), похожий на Успенский Московского кремля. Его неоднократно перестраивали и он несет следы этих перестроек.

Внутренний интерьер собора удивительно прекрасен: сохранились фрески 13 века и древний иконостас 17 века, выносные фонари и кресты.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

К собору приложил руку Владимир Мономах — в конце 11 века заложил первый камень и была построена церковь Пресвятой Богородицы. Однако через полвека собор стал рушиться и уже Юрий Долгорукий приказал его разобрать и построить новый.

Впервые упоминание о храме есть в Лаврентьевской летописи за 1222 год.

История кремля длинная и в следующую поездку (надеюсь на это) ему надо будет посвятить целый день.

А нам пора на дегустацию медовухи, которая будет проходить в Торговых рядах.

Помещение ярко украшено, но какое-то не очень уютное, базарно яркое, так мне показалось.

Витражи на окнах, братина и елка на подоконниках — здесь мы будем дегустрировать старинный русский напиток с названием медовуха (слабоалкогольный 4,5 градуса).

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

10 разных медовух попробовали — с добавлением хмеля и хрена, разных пряностей в разном сочетании (корица, гвоздика). Медовуха была холодная и, наверное, хороша была бы летом. А в зимний студеный мороз хотелось глинтвейна или горячего кофе.

Зимняя дегустация не впечатлила, но мы не унывали: впереди у нас праздничный ужин в отеле.

А пока идем искать наш автобус (движение на Торговой площади перекрыто), по пути фотографируяем уже ярко освещенную Торговую площадь.

Суздаль — новогодняя столица 2024 года, очень морозная, сказочная и медовая

Закончился один день нашего путешествия. Впереди Переславль-Залесский — еще один кусочек истории нашей большой страны.

Цикл материалов "Города и веси Владимирской земли"