Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Итум-Кале, Шарой, Гой-Чу, Шали — Россия Август 2023

Ушкалойские башни одна из главных достопримечательностей Аргунского ущелья. Перед тем как раздвинуться, образуя долину, горы сужаются. Это самое узкое место ущелья. Здесь всегда сильный ветер, срывающий панамы и бейсболки.

В прежние времена тропа проходила мимо башен. Внутри сидели старики и стражники. Первые отдавали команду вторым, пускать путника дальше или нет.

В первый мой визит 2012 г. дорога ещё не была асфальтирована и расширена. Как и сейчас, она проходила по левому берегу Аргуна. Чтобы подойти к башням, мы оставили машину и перешли на другую сторону по мостику. Возле древних сооружений все с удовольствием фотографировались, а особо шустрые залезали внутрь.

Теперь всё не так. Трассу расширили и русло реки изменили. К башням подойти нельзя, сфотографировать их с дороги сложно. Рядом обустроили ресторан с зоной отдыха. Ты можешь выпить кофе, пообедать с харчо и бараниной, запечатлеть себя на фоне сердечка и башен, но аутентичность утеряна.

Более того, если Аргун выйдет из берегов, он может запросто снести постройку. Отмечу, башни реконструированы, но их принято относить к XII веку.

Два дня в Чечне

Кто не видел, как это было изначально, моей печали не поймёт. С другой стороны, жизнь идёт вперёд. Всё вокруг меняется, в том числе Аргунское ущелье.

Знаменитый город мёртвых Цой-Педе возле самой границы с Грузией. В 2012 г., чтобы туда попасть, мы выслали сканы паспортов принимающей стороне, и они договаривались о пропусках. Помню, на моём разрешении стояла подпись генерала Зайцева. Теперь всё проще. На заставе нужно показать паспорт и отметиться. Пускают даже автомобили с номерами Евросоюза! Впрочем, не будем забегать вперёд.

Застава сразу за Итум-Кале. Отремонтированная дорога петляет вдоль Аргуна. Жилых селений практически нет. Если прежде Аргун украшали подвесные мостики, то теперь их тоже нет.

В мой первый визит коварная Геши-Чу снесла мост. Получалось, гости приехали, но Цой-Педе, изюминку Чечни, не увидят? Как истинный горец, допустить подобного Зелимхан не мог. Жертвуя личным микроавтобусом, он форсировал реку. А вот на обратном пути мы застряли и из потока нас вытаскивал грузовик.

Теперь дорога хорошая. Геши-Чу перекрыта мостом и по кустам снайперы уже не сидят. Необходимость в этом отпала. Погранзастав вдоль Аргуна много и служат на них уже не срочники, а взрослые дяди контрактники.

Итум-Кале от Цой-Педе в двадцати минутах езды. Водитель предложил, сразу на холм не подниматься, проехать чуть дальше.

Та гора, на которой обустроился город мёртвых, в буквальном смысле нависает над дорогой. Возле её подножия Аргун соединяется с Мешехи и грунтовка тоже раздваивается.

Если двигаться по Аргуну — попадёшь в Грузию, сопровождая Мешехи — в Ингушетию. Понятное дело, выбрали второй вариант. Эти места войной затронуты в меньшей степени. Вдоль склонов на расстоянии прямой видимости тянутся башни.

Два дня в Чечне

Возле жилой возвышается боевая.

В жилых на первых этажах держали домашний скот. В боевых прятались в случае нападения. Боевые сохранились лучше жилых — их строили с запасом прочности.

Два дня в Чечне

Мы прилетели в Грозный в два часа дня. Пока добрались до Цой-Педе, солнце уже начало выказывать намерение спрятаться за горами. Будь побольше времени, я бы с удовольствием здесь полазал. Однако, напомню, нашей целью было Цой-Педе.

В декабре 1999 г. в районе Итум-Кале высадили десант, перекрывший боевикам дорогу в Грузию. Одиннадцать лет назад, уйдя по склону чуть в сторону, я обнаружил окопы. В одном из таковых находился каркас матраса и брошенный армейский телефон с убегавшим наверх проводом. Возле склепов валялись банки из-под консервов и даже гильзы.

Кое-где остатки окопов просматриваются, но, если не знать предыстории, предназначения ям не поймёшь. Ветра и дожди зализали раны, нанесённые горе человеком.

Тропинка оказалось более натоптанной. Теперь туристы приезжают часто, но в этом есть свои минусы.

Два дня в Чечне

Впрочем, сперва напомню предназначение Цой-Педе и его историю, процитировав сам себя.

Эти места называют Малхиста — страна солнца. Здесь жили люди солнца — малхи. Цой-Педе переводится как «Поселение божества».

Два дня в Чечне

Археологи датируют склеповый комплекс 5–17 веком. Точнее, дата основания Цой-Педе неизвестна, но можно с уверенностью сказать — даже в конце семнадцатого века (до прихода ислама) склепы использовались по прямому назначению.

В каждом домике было устроено несколько полок, примерно, как в купе поезда. Усопших наряжали в лучшие одежды и укладывали на полку для вечного сна.

По легенде, к городу мёртвых примыкал аул. Три месяца его осаждали враги, среди которых был любимый одной из горянок. Девушка ценой гибели аула решила соединиться с женихом.

Два дня в Чечне

Она взошла на стену и знаками показала, что со стороны пропасти можно тайно проникнуть в селение. Ночью произошла битва. Девушка и юноша соединились. Не будем осуждать девушку.

На горе было две башни и сорок два склепа. В настоящем главная башня отреставрирована.

Два дня в Чечне

В мой первый визит мы просто постояли рядом, теперь получилось подняться. Наградой стали умопомрачительные виды окрестностей.

Вторая башня располагалась чуть ниже. Она сохранилась хуже. Восстанавливать её не стали.

Два дня в Чечне

Что касается склепов, даже по сравнению с 2012 г., их меньше.

Часть строений утрачена и виной тому массовый туризм.

Два дня в Чечне

Как мне потом рассказали, некие люди решили заночевать на Цой-Педе. Ночью стало холодно, а деревяшек для костра в горах не найти. Вандалы вытащили несколько каркасных перекрытий, после чего крыши склепов обвалились, потянув за собой кладку.

Следующая история у меня попросту не укладывается в мозгах. Некая иностранка набрала в Цой-Педе костей и черепов, и пыталась вывезти за границу. К счастью, её задержали. Свои действия она объяснила, дескать изучает ДНК древних чеченцев. Как будто нельзя воспользоваться результатами наших учёных и заказать анализ у нас?!

Как бы там ни было, в Цой-Педе чувствуешь добрую ауру. Ощущения кладбища не возникает. Хочется постоять, посмотреть на горы, подставить ветру щёку для поцелуя.

Судя по всему, раньше к мёртвому городу действительно примыкал аул. На соседних горах руины аулов: Кемалха, Корота, Джариего, Теритего — там тоже есть усыпальницы.

Когда мы спустились к машине, возле реки обнаружили трёх мужчин, устроивших пикник. Из разговора выяснилось, горцы потомки малхов. С приходом ислама аул Цой-Педе переселили чуть в сторону, но за своими предками они продолжали ухаживать, всячески оберегая постройки.

Два дня в Чечне

Одна из машин была с номерами Евросоюза. По словам собеседников, они договариваются о дате визита и собираются в Цой-Педе, чтобы почтить память предков. Путь из Норвегии не близкий, однако, живущий там чеченец, раз в три года обязательно приезжает. Вспоминают былое, трапезничают, обсуждают грядущее.

Вторая встреча для меня стала открытием. Когда смотришь на сайте гидов ЧР, особое внимание привлекает Магомед Ялхоро. Колоритный образ отложился в памяти. Я его сразу узнал, подошёл и представился. Времени было в обрез, однако из короткого разговора понял, Магомед по истории родного края знает ВСЁ и охотно делится сведениями.

Сохраняя верность традициям, он всегда ходит в национальной одежде. Позже мне рассказали, как Ялхоро жил в Москве, где всевозможным джинсам и футболкам предпочитал длинную рубаху с тюбетейкой (пяс). В Чечне шла война и он таким образом выражал протест.

Много раз его доставляли в милицию, где три часа, отведённые по закону, проверяли, кто он такой. Через полгода Ялхоро запомнили и уже не задерживали. А он сам, как-то раз постирав одежду, зашёл в булочную. Продавщицы, увидев Магомеда в обычной рубашке и брюках, удивились и начали спрашивать, что случилось?

В общем, Магомед рассказать может много. Кто соберётся в Чечню, Магомеда Ялхоро в качестве гида рекомендую!

Два дня в Чечне

Ночёвку мы запланировали в глэмпинге Берег неба в селении Тазбичи (Итум-Кале), где у меня состоялась ещё одна интересная встреча.

Элина Батаева годится мне в дочери, однако её с уверенностью можно назвать матерью чеченского туризма. Элина жила в Подмосковье, окончила Институт туризма и гостеприимства, вышла за муж за Магомеда и переехала в Грозный, где решила полученные знания воплощать в жизнь.

Она создала в Чечне первую турфирму. На момент 2012 г. проект казался безумием, однако я в него верил. Мы с женой оказались в составе второй туристической группы Элины. Девушка выполняла роль гида и показала нам красоты Республики.

В последующем ЧР пережила всплеск туризма. Турфирма пошла в рост. Элина занимала самые разные должности, и даже работала в Министерстве туризма. В настоящий момент вместе с мужем в Итум-Кале обустроила глэмпинг. Место выбрали на земле рода Магомеда.

Николай Рерих любил рисовать горы, окрашенные розовыми лучами солнца. Именно таким рериховским закатом и рассвет мы любовались вечером и утром.

Два дня в Чечне

С вершины, словно в амфитеатре, наслаждаешься небом, горами и посёлком. В сумерках слышится треск мотоцикла, тявкают собаки, им подпевают петухи, коровы и козы. Когда тьма обнимает землю, на небе зажигаются звёзды, ведомые тонким месяцем. Село подмигивает им редкими огоньками.

При хорошей погоде в горах отрешаешься от суеты и переносишься в другое измерение. Время останавливается, предоставляя возможность насладиться идиллией!

Проснувшись на рассвете, мы с удовольствием прогулялись по окрестностям.

Элина с Магомедом держат лошадей и для желающих разработали три конных маршрута.

Два дня в Чечне

По натоптанной тропинке можно самостоятельно спуститься в Итум-Кале, где посетить замковый комплекс Пхакоч и музей Х. Исаева, либо просто погулять по горам, полюбоваться природой.

Кавказские горы молодые и они растут. Это особенно видно по террасам обустроенным на сколах. Хребты идут вверх и на террасах, по прошествии времени, заметны уклоны.

Два дня в Чечне

Позавтракав, стали собираться в дорогу. Нам предстояло отправиться в Шарой.

Сказать, что окрестные виды прекрасны, это значит ничего не сказать.

За каждым новым поворотом открывалась новая картина.

Два дня в Чечне

Мы останавливались, пили воду из родников,

фотографировали.

Два дня в Чечне

Позже, как это обычно бывает, нас постигло разочарование.

Фотографии не передают реальной красоты.

Дорога, сопровождая долину, пролегла по склонам хребтов. Люди обитали здесь с самых давних времён.

В прежние времена из Итум-Кале в Шарой шла натоптанная лошадьми тропинка, за которой следили местные жители.

После депортации в горы старались не пускать.

Два дня в Чечне

Таким образом селения на равнине разрастались, а горы и долины обезлюдили.

В воскресный день встречных машин почти не было. Дорога была безлюдна и мы, по законам жанра, пробили колесо. Хорошо, было запасное, иначе куковали бы долго.

Путь до Шароя занял два часа. Изюминкой посёлка является Шаройский башенный комплекс. Очень понравилось! Реставраторы постарались на славу, и потому очень жаль, что об этом месте мало кто знает.

Два дня в Чечне

Вечером нам предстоял вылет в Москву.

Из Шароя направились в районный центр Химой и далее, следуя вдоль Шароаргуна, в сторону Урус-Мартана. Шароаргун правый приток Аргуна. Длина реки 86 км. Исток на северном склоне Тушетского хребта.

Два дня в Чечне

Вдоль реки располагались родовые аулы известных чеченских тайпов. В позапрошлом веке царские войска попасть напрямую в Аргунское ущелье не смогли. Выбрали Шароаргунское, где прошли по хребту Даргендука, после чего повернули в сторону Шатоя.

Изюминкой Шароаргуна являются водопады. Ручейки прячутся посреди листвы, а где-то, разделяясь на струи, выходят прямо на трассу.

Эта часть Чечни туризмом почти не затронута. Местные краеведы, изучая тропы и ущелья, обнаружили нечто по типу Кападокии. Я сам там не был, но на Ютубе смотрел ролик, где засняты скалы со множеством пещер.

Людей оттуда выселили в 1944 г., и по возвращению занять пещеры не разрешили. Дорога пришла в негодность и про скальный город забыли. Теперь, для особо любознательных, устраивают индивидуальные экскурсии, но стоит это соответствующе.

Следующую остановку мы совершили возле одичавшего сада, где с удовольствием поели яблок. Жить в горах сложней, нежели на равнине. Старики уходят в мир иной, а молодёжь в родные теснины возвращаться не хочет.

Планируя маршрут, мне хотелось посетить Донди-Юрт — музей в Урус-Мартане. На своём огороде его основал бывший сотрудник МВД Адам Сатуев. Много раз я видел репортажи из Донди-Юрта, планировал посмотреть сам, но, увы. Адам Сатуев скончался и что теперь с музеем, непонятно.

В Урус-Мартановском районе есть ещё одно знаковое место — селение Гой-Чу. Его я обозначил как обязательный пункт программы. На момент 2000 г. оно называлось Комсомольское и во вторую чеченскую получило известность. В марте 2000 г. федеральные силы с 5 по 20 марта штурмовали Комсомольское. С обеих сторон погибло большое количество людей.

Уйдя с трассы, мы повернули в сторону Гой-Чу. За навигатором внимательно не смотрели и поворот проскочили. Точнее, Гой-Чу срослось с селением Гойское. Где проходит граница, сказать сложно. Мечеть в Гойском самое высокое здание. Захотелось её осмотреть, и, по возможности, поговорить с местными.

Разувшись у входа, захожу внутрь. Главный зал оказался пуст. В примыкающей комнате имам преподавал детворе основы Корана. Ребята старательно записывали.

Отвлекать от урока я не стал. Вышел на улицу, сел в машину, и мы отправились в Гой-Чу, внимательно наблюдая, чтобы не пропустить поворот. Въезд в село обыгран декоративными башнями.

Вторая достопримечательность — мечеть из красного кирпича. Она также построена после 2000 г. и её можно назвать главным памятником произошедшему.

Два дня в Чечне

Село в предгорье. Оттеснённые боевики вернулись на равнину и заняли Комсомольское, откуда их долго не могли выбить. Мне по наивности представлялось, приеду в Гой-Чу, разговорюсь со стариками, и они расскажут детали событий.

Разговора не получилось. Село — родовая вотчина полевого командира Гелаева. Здесь до сих пор живут его родственники. Более того, наш спокойный как удав водитель, узнав о цели визита, начал нервничать. Дескать, я вечером улечу в Москву, а его начнут таскать в полицию, спрашивая, кого он возил и почему человек интересуется боем за Комсомольское.

С обеих сторон полегло более 800 человек, и ни ленточки, ни стелы, ни камня! Впрочем, в жизни всегда есть то, чего лучше не вспоминать.

День был в самом разгаре. Возвращаться в Грозный не хотелось, и мы отправились в Шали.

Два дня в Чечне

Город прославился благодаря белоснежной мечети. Гордость мусульман — самая большая мечеть Европы. Кто планирует поездку в ЧР, настоятельно рекомендую посетить Шали.

Обратный рейс задержали на 1,5 часа. На последнюю электричку я не успевал. Сижу, обмозговываю, как подешевле такси взять. Тут подходит парень, здоровается и просит в Москву диплом об окончании школы передать. Я посмотрел, бумажка вроде как не опасная, и конечно согласился.

По прилёту меня встретила женщина, которая жила неподалёку от меня и подвезла до дома. Это стало мажорной точкой двух удивительных дней, проведённых в ЧР.

Р.S. В мае 2021 г. я во второй раз побывал в ЧР. Посетил дагестанское село Первомайское, где держал оборону Радуев, высоту 776, где погиб Псковский десант. Кому интересно, я об этом писал Высота 776.

В тот раз мне удалось пообщаться с местными, нарыть информацию. С Комсомольским не получилось ничего. С одной стороны, это даёт свободу творчества. С другой, возникает вопрос, а стоит ли об этом писать? Кто знает… Возможно, лучше действительно не ворошить прошлого.