Россия Июль 2000

Это было невероятное приключение. Начну с того, наша группа из десяти человек целую неделю ехала на поезде по только что построенному БАМу. Этот поход был совершён в 1986 году ещё до создания этого сайта, но из-за уникальности нашего экстримального путешествия, считаю нужным поведать это миру.

Итак, в начале июля, сев в поезд Москва — Владивосток, мы отправились в путь. Тогда даже Северомуйский тоннель построен ещё не был и поезд шёл в обход по серпантину поднимаясь на хребет. Какие красоты здесь открывались! Поезд шёл так медленно, что мы с удовольствием шли пешком параллельно путям нисколько не отставая от него. Этот объездной путь проходил по живописным местам долины реки Муя.

Самый длинный поход в моей жизни

Наш конечный пункт — посёлок Нагорный, где мы покинули наш передвижной лагерь и вышли на «большую землю». После перекуса в местной столовой, обед в которой был больше похож на обед в местах не столь отдалённых, мы выдвинулись на берег реки Тимптон.

После трёхчасового стапеля у автомобильного моста, наша группа на двух катамаранах отправилась в сплав по этой реке. Нам предстояло преодолеть 110 километров по ней, после чего совершить переход на реку Гонам. Зимой по реке Тимптон проходил зимник до посёлка Ыллымах или ещё дальше.

Самый длинный поход в моей жизни

Проплыв до устья ручья с красивым названием ручей Лебединый, провели антистапель. Нам предстоял волок до реки Гонам порядка 15 километров по пересечённой местности через сопки.

Самый длинный поход в моей жизни

Довольно быстро мы оставили русло Лебединого, в котором велась золотодобыча механической драгой, после которой оставался лунный пейзаж. В пору ручей Лебединый переминовать в Безобразный. Дорога оказалась трудной и проходила по сложному рельефу, а главное стояла жара околот 30 градусов, а на всём пути не встретилось ни озерца, ни ручейка. Нам надо было перевалить через водораздел одного из отрога в Становом хребте и выйти к реке Гонам. Кстати, исток реки лежит у горы высотой 1622 метра над уровнем моря в самом Становом хребте на границе с Амурской областью, а русло Гонама проходит между Алдано-Учурским хребтом и Сутама-Гонамским.

Здешние места владения вечной мерзлоты, что накладывало соответствующий отпечаток на окружающую природу. Приблизительно через час всех начала мучить жажда, стараясь хоть чем-то уменьшить страдания на привалах засовывали руки в прохладный мох. До земли было не докапаться, поверхность застилал сфагнум толстым слоем. Часа через три наконец достигли высшей точки водораздела и, о счастье, попалась лужица воды. Побрасав рюкзаки, поочереди члены группы припадали к живительной влаге, пока полностьюне не осушили её.

Самый длинный поход в моей жизни

О сложности перехода можно судить хотя бы по этой фотографии, где наша группа после очередного перехода.

Путь через сопки проходил через погибший лес.

Самый длинный поход в моей жизни

А временами окружающий пейзаж был больше похож на тундру.

Далеко за полдень достигли нашей цели. Гонам там, где мы вышли на него больше напоминал большой ручей, чем реку для сплава, но выбирать не приходилось, что есть, то есть. Остаток дня ушёл на строительство катамаранов. На следующее утро начался сплав по реке. Нам пришлось больше идти пешком, чем плыть. Часто русло реки перегораживали завалы, в некоторых местах приходилось обносить их.

Самый длинный поход в моей жизни

Пару раз завалы были таких размеров, что обнос занимал много времени.

Русло Гонама часто разветвлялось. Попробуй угадай, по какому рукову плыть? Всё это сильно изматывало. Тут ещё несчастье фотоаппарат уронил в воду из-за чего несколько дней пришлось его сушить, чтобы он заработал. Так продолжалось почти неделю, пока река не набрала силу и не стала более полноводной и более широкой.

Самый длинный поход в моей жизни

Завалы закончились, теперь река спокойно текла по равнинному участку, течение практически исчезло. Мы продвигались исключительно на ручной тяге, усиленно работая веслами. По левую сторону от нас высилась сопка высотой 1777 метров, к которой мы то приближались, то отдалялись. Гонам сильно меандрировал, получалось, что проходя по реке пять-шесть, а то и больше километров, по прямой мы удалялись от силы на один километр. Такая котовасия заняла кучу времени, а продвинулись всего ничего. Только приняв несколько притоков река набрала силу и потекла. Теперь быстрины стали межеваться с тишами, в которых вода стояла словно в озере.

Самый длинный поход в моей жизни

После впадения левого притока Токарикана Гонам превратился в настоящую сплавную реку, а после впадения Конеркита, сплав начал приносить удовольствие. Но время было упущено. Слишком много дней мы затратили на прохождение верховья. Надо было навёрствовать.

Уже не помню на какой по счёту день нашего сплава, наш отряд чуть не погиб. Дело было так. После очередного дня сплава разбили лагерь на краю зарослей багульника в распадке между двумя расходящими к реке хребтами сопок. После ужина все отправились на покой. Утром проснулись от запаха гари, когда покинули полог палатки, увидели безрадостную картину. Сверху распадка к лагерю тянулся дымный шлейф. Тайга горела и ветер, пусть и слабый, гнал огонь в сторону лагеря. Мешкать нельзя. Быстро побросали вещи на катамаран и отплыли с опасного участка. Лишь уйдя за следующую гряду сопок, остановились и упаковали вещи, избежав худших последствий. Запах пожара целый день преследовал нас. Нет ничего безжалостней лесного пожара.

Избежав пожара, мы продолжили сплав. Теперь и рыбалка стала удачливой. Каждый день приносил одну-две, а то и больше хороших щучек. К нашему однообразному рациону это было очень кстати. Тайга тоже приносила сюрпризы. Однажды, когда мы остановились оправиться и покурить, на нас выскочил из прибрежных кустов крупный самец оленя. От неожиданности он замер в двух шагах от нас, а через пару секунд, опомнившись, бросился в воду и перебрался на другой берег. В этот же день река нам подарила тайменя, в желудке которого оказалась крупная щука. Видимо она стала жертвой недавно, даже чешуя не пострадала от переваривания. Вот так у нас оказались обе добычи — таймень и щука, в желудке которой оказалась ещё одна, но уже частично переваренная, так что в пищу уже не годилась.

Достигнув левого притока Ытымджа или Интимди, надо было решать, что делать. По плану нам предстояло подняться вверх по ней до левого притока Двойник, разобрать катамараны, совершить волок до слияния Правого и Левого Двойников. От места слияния перейти водораздел по одному из русел в долину реки Гыным, по которому планировалось продолжить сплав, собрав катамараны там, откуда плыть стало бы возможно. Такой переход занял бы несколько дней, а мы уже выбились из графика. Окончательную точку в принятии решения сыграл мощный циклон, обрушивший на нас сильный ливень и принесший похолодание. При таком стечении обстоятельств совершать переход стало невозможным, мы продолжили сплав по Гонаму.

Иногда нам попадались зимовья промыловиков-охотников. Меня сильно удивило их потребительское отношение к природе, которая их всем обеспечивала.

Самый длинный поход в моей жизни

Однажды, когда мы расположились на ночёвку на стрелке одного из притоков, рано утром в лагерь пришёл медведь. Не совсем в лагерь, он подошёл с противоположного берега и долго решал переплывать реку или нет. В конце концов, он ушёл не зайдя в воду. Хорошо, что встреча с хозяином тайги не переросла в более тесное знакомство.

Тайга радовала нас богатыми дарами. Поспели ягоды: голубика, брусника, морошка. Разнообразие в меню вносили дичь и грибы.

Самый длинный поход в моей жизни

После впадения правого притока Сутама, вода в реке понеслась со скоростью курьерского поезда, превратившись в бурный поток. Теперь в русле стали попадаться острова. После того, как Гонам принял правый приток Алгама, он и сам стал притоком более крупной реки Учур. Гыным также являлся левым притоком Учура и впадал в полутора десятка километров ниже по течению. На стрелке два больших острова, в один из которых струи Гонама, упираясь в него, разделялись на два потока.

Самый длинный поход в моей жизни

Река несла нас с хорошей скоростью к финишу, как вдруг, когда до посёлка Чагды оставалось чуть более ста километров, подул сильный встречный ветер. Ветер дул с такой силой, что несмотря на хорошее течение реки сплав закончился. Наши собственные героические гребные усилия не приводили к желаемому результату. Катамараны практически не продвигались вперёд и стоило прекратить греблю, как нас тут же начинало относить назад вверх по течению. Пришлось организовывать бечёвник и тащить катамараны за собой. Худо-бедно мы продвигались, пока на третий мучительный день не вышли на место, где Учур поворачивал на девяносто градусов и появилась возможность снова плыть, а не тащить суда по течению. Правда, следующее утро принесло очередной сюрприз. Проснулись мы, а кругом белым-бело, ударили морозы, не сильные река не замёрзла, но предупреждение прозвучало. Целый день мы усиленно лопатили и к концу дня достигли конечного пункта.

Там, где Учур впадал в реку Алдан, стоит посёлок Чагда, конечный пункт нашего путешествия. Разобрали катамараны и в посёлок узнавать, как нам дальше выбираться.

Самый длинный поход в моей жизни

В посёлке базировались вертолётчики и был свой гражданский аэропорт. Выяснилось, что на следующее утро есть рейс до города Алдан, вылет состоится в 5:30 по местному времени. Точно не помню, почему, но вылетели мы лишьоколо восьми утра. Хорошо, что вообще вылетели.

Алдан нас встретил осенней холодной моросью. Отстаяв в неспокойной очереди, взяли билеты до Якутска на ЯК-40 и ближе к полудню были уже в столице Якутии. Здесь пришлось понервничать, ибо объявляли о задержки рейса на Москву. Всё это не очень интересно, только вернулся я домой в начале девятого вечера, а вылетел из Чагды около восьми утра, то бишь пересекая часовые пояса реально вернуться с Дальнего Востока в Москву за одни сутки, при том, что в то время не было стыковочных рейсов от слов вообще. Вот в таком удивительном походе мне повезло участвовать в далёком 1986 году.