Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была 27 апреля 15:12
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Стамбул — Турция Август 2023

Написать о своем первом свидании со Стамбулом я решилась, спустя аж полгода после первого его посещения. Пожалуй, это рекорд по «вынашиванию» рассказа и уложения эмоций.

Все началось много лет назад с пресловутого списка из 5-ти городов мира, где я мечтаю побывать.

• 1. Рим
  • 2. Гавана
  • 3. Рио-де-Жанейро
  • 4. Буэнос-Айрес
  • 5. Стамбул.

2023 год подарил уникальную возможность осуществить, наконец, одну из самых заветных своих мечт (если не самую) — отправиться снова в путешествие по далекой Южной Америке и увидеть, наконец № 3 и 4 из списка, а с ними — еще десяток городов и городков, сказочно прекрасных и незабываемых, а еще — увидеть край света — Огненную Землю с Ушуайей и Патагонию.

В результате Стамбул оставался единственным городом, который все никак не замыкал первую 5-ку городов, и решено было во что бы то ни стало добавить в список вояжа и его.

Так совпало, что в 2023 году я подсела на турецкие сериалы в лучшем их понимании. Некоторые работы дааже язык не поворачивается назвать «сериалами», это многосерийные фильмы с неизбитым сюжетом и потрясающей музыкой. И, конечно, многие снимались именно в Стамбуле, поэтому у меня был двоякий интерес — не только вникнуть в сюжет и насладиться музыкой, но и приметить для себя интересные места съемок в городе мечты.

После почти месячного вояжа по Южной Америке, спустя трое суток (!) добирания домой, я, наконец, приземлилась в Москве, но только для того, чтобы через 8 часов опять улететь из страны — в Стамбул. В сонном Шереметьево мы встретились с подругой и отправились к цели. Аэрофлот порадовал, летел огромный боинг 777, поэтому и поесть, и поспать после 3 бессонных ночей хоть немного удалось. Прибытие — в самый большой в мире (!) аэропорт — Новый аэропорт Стамбула. Сколько я ни поражалась в мире аэропортам (индонезийская Джакарта, катарская Доха и пр.), но этот действительно убил их наповал: он не просто оргомный, он гигантский!

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Имея всего 5 дней для первого раза, мы решили разделить их на две части и поселиться сначала в киношном районе Бешикташ рядом со Стамбульским мостом (тоже сериальная изюминка) и мечетью Ортакёй, а после уже перебраться в туристический центр к площади Султанахмет. Такая смена декораций, конечно, сложновата для отдыха (раз в два дня переезжать), но зато позволяет много успеть увидеть, не тратиться на дорогущее стамбульское такси. Да и мы, жаждущие этого города, готовы были ко всему, чтобы как можно лучше и полнее надышаться им!

Первая наша остановка — гостиница Malta Bosphorus hotel. Это очень уютное место, здесь ощущается гостеприимство во всей красе — бесплатные чай-кофе в течение всего дня и ночи в красивущем баре, увитом плющом. Номер просторный, есть все необходимое, а окно выходит на улицу, откуда видно кусочек того самого моста. А ночью этот вид дополняла еще подсветка и Луна!

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Заселившись, мы сразу пошли гулять, район этот оказался очень шумным и гористым, от нашей гостиницы мы бувально скатились вниз (а вверх потом героически ползли, лелея мысли о бесплатном кофе). Ортакёй увидели первой. Все, как на картинках и фото… Сказка!

Решив не терять ни минуты, пробившись сквозь стихийный рынок еды и призывы голосистых торговцев попробовать, купить или просто даже подойти к ним, мы пошли к мосту, за которым неподалеку находится первая «сериальная» веха — кафе Bosphorus. По сути, это обычная забегаловка, где нет ни зала, ни разнообразного меню. Все столики тут стоят на большом плаце прямо над водами пролива Босфор, а готовят прямо в ларечке неподалеку. Но какой же там вкусный кофе! Настоящий, турецкий, густой и крепкий. А еще — дешевый. А еще — с одним из лучших видов.

Здесь мы и встретили свой первый вечер в Стамбуле, под крики огромных чаек, неспешный шелест волн. А я, кажется, понимаю, почему все хотят сюда приехать снова. Этот город покоряет с первого вдоха и взгляда. Звуками, запахами, атмосферой… Здесь не хочется спешить. Именно поэтому, наверное, мы застряли в кафе до темноты, не в силах уйти… А когда мост зажег огни, то и вовсе потерялся счет времени…

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Утро началось с турецкого завтрака. Вот никогда не думала, что и завтрак может быть одним из лучших впечатлений! Стамбульский «шведский стол» — это рай для любителей вкусняшек, причем, и соленых, и сладких. Вкуснейшие сыры (несколько видов), овощи свежие и овощи соленые (фаршированные сыром перцы, вяленые помидоры, баклажаны, соления и пр.), оливки и маслины — такие, что можно язык проглотить… А к ним — сезонные фрукты, свежайшая выпечка и восточные сладости и снова — чай, кофе, соки. Если и существует гастрономический Рай, то он точно здесь!

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

После такого завтрака мы еле встали из-за стола, снова скатились почти кубарем вниз к набережной и помчались по сериальным местам в районе Бейкоз на противоположной, азиатской стороне Стамбула.

Первым делом добрались до парка Kandilli Park. Это маленький и очень уютный зеленый оазис на полпути между Стамбульским мостом (первым мостом от центра) и мостом султана Мехмеда Фатиха (вторым). Здесь есть одноименный причал паромов (одного из основных видов транспорта города), несколько скамеек и пара кафе-магазинов. Его любят местные, часто здесь отдыхают в тени раскидистых деревьев, а местные рыбаки ловят рыбу. На горизонте видны башни крепости Румели Хисары, до которой мы в этот раз пока не добрались. Но, по многочисленным отзывам, она однозначно стоит посещения!

В этом парке снимали наш любимый сериал «В ожидании солнца» (кто интересуется, посмотрите, не пожалеете, одна музыка чего стоит!). Так необычно и интересно, когда в голове прокручиваются кадры из кино, а ты гуляешь по этому месту и видишь его воочию… Эти ощущения не описать!

Дальше мы доехали еще выше по Босфору, за второй мост, в район Канлыджа. Тоже не туристический район, но тем он и хорош. Здесь есть несколько кинематографичных улочек, которые тоже не раз играли в кино. Мы даже нашли дом главной героини! Да и сама улочка невероятно живописная, тихая и спокойная. А сколько событий на ней было, оооох…

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Район Канлыджа тоже имеет причал, но паромы тут ходят гораздо реже, чем в центре, поэтому проще добираться автобусом, хоть и долго. Набережная небольшая, все больше частных домов, выходящих к проливу. Но есть, где посмотреть на воду. И это снова кафе. Так уж повелось, что самые панорамные места в Стамбуле — это либо парки у воды, либо (и чаще) — кафе. Здесь еще есть огромный супермаркет Migros, это распространенная сеть типа наших «Океев». Именно здесь мы нашли себе те самые сыры и маслины и даже купили шампанского в номер (не забываем про мусульмансую страну и то, что алкоголь можно купить не везде, но в таких супермаркетах все есть). А маслины здесь, кстати, не продают в рассоле, а только в вакууме и больших банках. Это открытие стало одним из самых интересных в гастрономии. Маслины сами на вкус как вяленые, оооочень вкусные.

Канлыджа славится своими кисломолочными продуктами, по крайней мере, кафе на набережной, куда мы пришли за очередным видом на Босфор, это не что иное, как царство йогуртов, которые здесь делают аж с конца XIX века! Причем, йогурты непростые, а очень похожи на деревенскую простоквашу, в них стоит ложка, и подают их с различными добавками — медом, вареньем, сиропом… Вообще, по наблюдениям, кисломолочные продукты в Стамбуле (йогурты, айран) — верх вкусноты и обязательно их стоит попробовать. Я, не особый любитель такого, не могла от них оторваться все дни! Ну, и главный вид здесь — сразу на перспективу из двух мостов, которые даже часто путают, они очень похожи, но, конечно, первый мост, который Стамбульский, главный и самый известный.

Вечер пролетел незаметно. Стамбул захватывает и не дает шансов сидеть в номере и даже спать ночами. Несмотря на усталость после дня прогулок по жаре, мы до глубокой ночи сидели в баре, пили кофе, чай, ели купленные вкусности и дышали городом, слушали его звуки и ловили запахи. И только когда стрелки часов уверенно приближались к трем-четырем часам ночи, мы нехотя шли спать. А утром после вкуснейшего завтрака опять строили новые маршруты.

Незаметно настал день переезда в центр. Но приветливые администраторы позволили оставить наши чемоданы в фойе и даже пользоваться бесплатным баром. В центр хотелось, но и отсюда уезжать не было сил — настолько привязались к району. Поэтом с утра мы рванули, пожалуй, в самую дальнюю точку этого вояжа — в парк Haydar Aliyev Parkı. Это далеко за вторым мостом, еще немного — и будет видно место впадения Босфора в Черное море. Ехали мы сюда уже на такси, чтобы сэкономить время, и ехали ради… маяка, одного из многих, но чаще других «засветившегося» в фильмах. С утра была ветреная и пасмурная погода, хотя это и к лучшему — по жаре в такую даль было бы сложно добираться.

Маяк завершает живописную, хоть и небольшую набережную, с которой открывается вид на Босфор, на самую широкую его часть.

Сюда мы ехали с тайной целью. Завершая в этот раз «киношные» поездки, мы решили соблюсти интересный ритуал: не просто бросить монетку, чтобы вернуться сюда снова (это сделаем днями позже), а вложить в маяк записки с пожеланиями. Как под заказ, в нашем маяке были нужные отверстия и, судя по ним, мы были далеко не первые такие романтики! До сих пор до дрожи вспоминаю тот момент. Цитата из любимого фильма, которую приписывают Пабло Пикассо: «Все, о чем ты можешь мечтать, реально…». Когда я ее услышала в кино, загорелась целью (тогда уже знала, что Южной Америке быть) произнести ее лично, добравшись до статуи Христа в Рио, о которой мечтала, сколько себя помню. И, стоя там, почти полгода спустя, со слезами, снова и снова мысленно ее говорила… И вот теперь, уже на родном континенте и в еще одном городе мечты, я писала ее, чтобы подарить маяку в надежде вернуться сюда еще и еще… Эти эмоции стоят всего!

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Уж не знаю, сработало ли именно это, или желание снова пересилило все возможности, но мы вернулись в Стамбул всего 2 месяца спустя! Но об этом — в следующем рассказе… А пока — путь в гостиницу за вещами и переезд в центр.

Едва успев въехать в центр, мы оказались в муравейнике, в основном, конечно, туристическом. Всегда Стамбул ассоциировался именно с этими местами. Но такие нестандартные и малоизвестные парки и локации первых дней влюбили нас именно в НЕтуристический город и его совершенно другую атмосферу. Но, конечно, центр мы обязаны были увидеть, это же целый город в городе, где что ни достопримечательность, то визитная карточка Стамбула!

Нашим новым домом стала гостиница «Perula hotel», всего в 2 шагах от главной площади. Тоже с завтраками, без них уже не мыслили жизни.

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Бросив вещи, мы помчались к площади Султанахмет — сердцу старого города. На обоих ее концах стоят столпы истории и религии — Голубая мечеть и мечеть Айя София. А между ними — огромный сквер, где загорелые турки продают жареные каштаны, а ловкие мороженщики — знаменитую дондурму, устраивая целое представление перед покупателяи и вовлекая их в игру «Получи мороженое». Здесь играют оркестры и просто уличные музыканты, переваливаются с лапки на лапку раздавшиеся чайки, мурлыкают и греются на травке стамбульские котики — главный символ города… Все это — другой Стамбул, но тоже настоящий и живой. Именно его любят во всем мире.

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Вечером площадь и ее окрестности преображаются еще сильнее — Голубая мечеть зажигается ярко-розовыми окнями, а возле Айя Софии (и сама она) переливаются всеми цветами радуги проворные фонтаны. Тут же, стоит отойти немного в стоону или вниз, множатся кафе на любой вкус и кошелек. Основные, конечно, с террасами, с видами на все это великолепие. И каждая улочка, кажется, превращается в киношную декорацию.

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Но главный колорит ждет неискушенного туриста на рынках. Все знают столпы торговли — Гранд Базар и Египетский базар, к ним мы дойдем позже, а пока погрузиться в неповторимую атмосферу востока можно на мини-версии базаров — Arasta Bazaar. Но для первого раза этого хватит: колорит здесь зашкаливает!

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Здесь мы увидели знаменитый танец дервишей, когда танцующий, облаченный в тяжелейший костюм с юбкой, кружится, пока не войдет в транс. Конечно, в туристическом месте об оригинальности говорить не приходится, но увидеть это вживую однозначно стоит — феерическое зрелище!

Несмотря на довольно скромные размеры (по сравнению со своими гиагнсткими собратьями), Arasta Bazaar умеет удивить. Здесь кажется, что продают тут все: специи, чаи, кофе, уличную еду, сладости, сувениры на любой вкус, картины, украшения, одежду, знаменитые турецкие лампы и светильники в восточном стиле… Чего здесь только нет… А на фоне иссиня-черного южного неба то и дело виднеется Голубая мечеть…

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Весь этот шум-гам затихает уже в ночи, а утром облачившиеся снова в строгость мечети встречают призывом к молитве. И снова — те самые откормленные чайки и вкуснейший завтрак. Боже, пусть это не кончается!

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Этот день выдался пасмурным, но Стамбул прекрасен в любую погоду. Сразу после завтрака мы доехали до причала Эминёню, главного причала европейской части города, откуда отправляются многочисленные паромы. Но для знакомства мы выбрали экскурсионный паром, который в течение часа делает круг по Босфору, доплывая до мечети Ортакёй с нашим любимым мостом и возвращается обратно.

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

На причале продают знаменитые бублики — семиты, которые неесть просто невозможно — настолько вкусные. Взяв с собой пару бубликов и айран, мы отправились в путь. Стоит только парому очталить от пристани, как его буквально окружают чайки. Это, видимо, те, которые еще могут летать либо со вчера переварили все туристические угощения. В итоге они и съели все наши семиты, ловко захватывая кускочки прямо на лету и пикируя в воду. На пароме есть небольшой бар с низкими ценами, поэтому добавили атмосферы еще турецким чаем в стеклянных стаканчиках.

После возвращения здесь же, у Галатского моста, мы попробовали балык экмек — популярное уличное блюдо — скумбрию в хлебе, а в подземном переходе закупили море турецких вкусностей. Продавец все дал попробовать, да еще и сделал нам приличную скидку. Приземли домой и чаи, и специи, и, конечно разный лукум и пахлаву.

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Целью на сегодня была еще Галатская башня — самый узнаваемый символ Стамбула, но путь к ней идет ощутимо вверх, да и не так близко она. Тяжеленные пакеты оставили в итоге в кафе, гле ели рыбу, приветливые официанты согласились их у себя подержать, пока мы не вернемся. Поэтому, налегке, перейдя Галатский мост, мы попали в череду узких улочек, одна из которых и привела нас в итоге в цели. Подъем дался с непривычки сложно, особенно финальный отрезок был практически вертикальным, но отсутствие солнца бодрило и придавало сил. И в финале награда не заставила себя ждать — красавица Галата позировала нам со всех ракурсов.

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

Тут же, у башни, купили себе в коллекцию те самые чашечки для чая, и днями позже, дома пили вкуснейший чай, как местные. А вечер… Это был наш последний вечер в Стамбуле. Его решено было завершить в кафе отеля на террасе с видом на светящуюся Голубую мечеть. Стоит ли говорить, что время замерло, и ночь снова была без сна?…

Как ни грустно, всему приходит конец. Вечером уже вылет домой… Так странно, я дома не была ровно 33 дня. Это рекорд… И так приятно было завершать этот безумный вояж именно в Стамбуле, где можно не спешить, выдохнуть и просто гулять, дышать и наслаждаться…

Но мы были бы не мы, если бы просто в положенное время выселились из отеля и поехали в аэропорт. Наскоро позавтракав и собрав вещи, мы поймали такси и… рванули в тот самый любимый парк Кандили. И на той самой скамейке сидели еще пару часов, глядя на Босфор, рыбаков, котиков и поедая очередные семиты. Мы молчали, не в силах говорить, погруженные в свои мысли и эмоции…

Закрыв глаза, я слушаю Стамбул... Часть 1

А когда пришло время уезжать, поймали такси… с номером 3477. 34 — код Стамбула, он у всех одинаковый (но в сумме же 7) и две семерки сверху! 777! Все не случайно. Этот знак мы посчитали символичным и уже почти точно знали, что вернемся. А чтобы все обязательно сбылось, бросили целую россыпь монет в воду.

Я уже писала, что этим летом плакала чуть не каждый день, но от счасться, добираясь к новым и новым своим мечтам в Бразилии и Аргентине, но я никогда не думала, что, казалось бы, понятный и близкий Стамбул станет открытием № 1. Не думала, что настолько смогу полюбить город и привязаться к нему. И если подумать, что именно стало причиной, я не отвечу — не знаю… Все вместе! Но главное — неповторимая атмосфера, когда закрываешь глаза и можешь слушать город, и он отвечает всеми звуками и влюбляет навсегда… И точно знаешь, что вернешься снова и не раз, потому что он неисчерпаем и его красот хватит на всю жизнь… И мы говорим ему: «До скорой встречи»…

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отзывы об отелях, Самостоятельные путешествия