Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:29

Нарьян-Мар — Россия Декабрь 2023

Да, не удивляйтесь, мы с Ольгой Варежкиной (Manola) были в Нарьян-Маре. Иногда и не думаешь куда-то ехать, тем более, в декабре за Полярный круг, а там оказываешься. Просто однажды получаешь рассылку с предложением за 2000 рублей полететь в город за 61-й параллелью с остановкой на 32 часа в Нарьян-Маре и не можешь устоять. Вряд-ли сам когда туда соберешься специально!

В Нарьян-Мар мы прилетели в 13 часов с опозданием на 2,5 часа. Вот так здесь выглядят в это время 13 часов, ведь 14 декабря в Нарьян-Маре началась Полярная ночь, когда Солнце вообще не появляется из-за горизонта. На следующих снимках в слайде уже 15 часов и совсем темно.

Аэропорт расположен примерно в 5 километрах от центра Нарьян-Мара, автобусы ходят четко по расписанию, добраться в город не составит труда. Расписание прикреплено на столбе на остановке, которая находится рядом со зданием аэровокзала. В центр идут автобусы № № 4, 4а.

Нарьян-Мар — город небольшой, население на 2023 год всего 23 579 человек. Гостиниц, соответственно, немного. Из небогатого ассортимента подошла одна — «67 параллель»: скромно, но нам на одну ночь вполне сгодится. Главное, тепло, кровать комфортная и иные необходимые удобства в наличии. Завтрака нет, но чайник и микроволновка есть в коридоре, в соседних зданиях с одной стороны — магазин продуктов, с другой — «Додо Пицца».

Оставив вещи в номере, отправились смотреть город, уже 15 часов, расслабляться нет времени. В темноте идешь на свет, хотя наши северные города всегда ярко освещены, иначе долгими зимами можно впасть в депрессию. Говорю не понаслышке, тридцатилетний опыт жизни за 60 параллелью не забудешь.

Красиво оформлено к Новому году здание ТПП «Лукойл-Севернефтегаз».

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Напротив — всеми цветами радуги переливается Дворец культуры «Арктика». Этот общественно-досуговый центр построен в 2010 году на месте снесенного типового Дома культуры 1960-х годов, уже не отвечающего требованиям времени. В составе дворца концертный зал на 760 человек, это главная концертная площадка Ненецкого округа. На базе дворца работают более трех десятков творческих коллективов разной направленности: Театр-студия «Остров», Народный хор русской песни, Народный ненецкий ансамбль песни и танца «Хаяр», оркестровая студия «Туес», эстрадно-джазовая студия «Импровиз» и другие.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Главная площадь Нарьян-Мара называется на ненецком языке «Марад Сей», что в переводе «Сердце города». Так оно и есть, все станет понятно, если посмотреть на карту.

Площадь к празднику готова, не смотрите, что пустынно. Рабочий день еще не закончен, начало четвертого. Нарьян-Мар, как и все северные города, город трудовой: взрослые на работе, дети в школах, и город опустел! В более светлое время суток нам встречались прогуливающиеся с палками для скандинавской ходьбы пенсионеры.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Переливаются огоньки елки, ждет своего часа Дед Мороз, готовы объекты для фотосессий. Ждать уже недолго…

Дети осваивают горку.

Что мы знаем о Нарьян-Маре? В основном знания ограничиваются словами из песенки, что «городок невелик и не мал». Город называют «жемчужиной Арктики», это столица Ненецкого автономного округа (НАО), который полностью находится в Арктической зоне страны и относится к районам Крайнего Севера. Кстати, Нарьян-Мар — единственный город в округе, самом малонаселенном субъекте Российской Федерации. Население Ненецкого автономного округа составляет 41 383 человека, более половины из них живет в административном центре.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

На главную площадь «смотрит» главный фасад красивого деревянного здания Администрации Ненецкого автономного округа. Это памятник архитектуры, построенный в 1937–1941 годах для Ненецкого окрисполкома и Окружного Совета народных депутатов. Здание украшает шпиль высотой 10,4 метров, на фронтоне над входом — серп и молот, сохранившиеся с советских времен.

Немного дальше еще одна площадь — площадь Ленина, где находится здание Администрации Нарьян-Мара. Нарьян-Мар в переводе с языка ненцев — «Красный город», т. е. красивый. Он относительно молод, основан в 1931 году, причиной чему послужило открытие Воркутинского месторождения угля. Путь для вывоза угля и доставки грузов для строительства шахт был только один — через порт на Печоре. Так появился рабочий поселок, который после объединения с соседними поселками получил в марте 1935 года статус города.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Раз площадь Ленина, должен быть и памятник вождю. Вот и он, фигуру Ленина даже под снежной шубой и меняющейся подсветкой ни с кем не спутаешь.

Есть на площади и Туристическая карта центральной части Нарьян-Мара.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

По площади расставлены веселые снеговики. Это не простые снеговики, а арт-объекты с технологией дополненной реальности, к каждому прилагается инструкция. Что произойдет, если считать штрихкод, проверять желания не было. Хоть и тепло по сравнению с тем безобразием, что творилось в эти дни в Екатеринбурге, но руки мерзли.

Ярко светится огнями комплекс Богоявленского кафедрального собора.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Собор Богоявления Господня в стиле деревянного зодчества Русского Севера XVII–XVIII веков построен из кедра на каменном фундаменте в 1996–2004 годах.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Со стороны алтарной апсиды у собора установлен памятник Ивану III Рюриковичу — первому самодержцу Руси, Великому князю Московскому, которого называли «собирателем земли Русской». При нем произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр единого Русского государства. Как написано на памятнике, — «повелевшему Русской Арктике быть и походом 1499 года основавшему город Пустозерск — первый заполярный град, Арктический форпост Православной Святой Руси».

Под снегом мало что можно разглядеть, но, как пишут, скульптура — копия фигуры Ивана III на памятнике «Тысячелетие России», что в Новгороде.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Рядом с храмом построена деревянная колокольня высотой 18,3 метра, на которой установлены десять колоколов, самый большой из них весит 830 кг.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

За собором — здание воскресной школы, но, как я поняла, там сейчас размещается еще и Нарьян-Марская епархия, самая северная епархия страны.

На территории установлена мемориальная стела-часовня, посвященная возрождению Русской Арктики и освященная в год 100-летия восстановления патриаршества на Руси. Есть и путевая стела.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

На противоположной стороне улицы Ленина строится Арктический Успенский собор — самое высокое здание Нарьян-Мара, его высота с крестом — 40 метров. Это будущий духовно-просветительский центр, где будут располагаться кабинеты миссионерского отдела, конференц-зал, учебные аудитории, библиотека, школа юнг имени адмирала Макарова, музей духовного освоения Арктики и классы епархиальной воскресной школы.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

В небольшом сквере рядом на постаменте стоит самолет Як-7Б. Это — «Самолет капитана Тарасова», памятник трудовому подвигу жителей НАО в годы Отечественной войны. Историю этого памятника нам рассказывали на экскурсии в музее. Самолет был построен в 1944 году на деньги, собранные рабочими и служащими судоверфи Нарьян-Мара, и передан летчикам Беломорской военной флотилии. Самолет вручили Герою Советского Союза капитану А. К. Тарасову, который 26 сентября 1944 года в воздушном бою на этом Як-7Б сбил два вражеских самолёта Фокке-Вульф Fw 190, а всего за годы Великой Отечественной войны сбил 12 самолетов.

После войны истребитель доставили в Нарьян-Мар и установили в районе морского порта как памятник труженикам тыла. Все кончилось тем, что самолет, ставший игрушкой для детей, превратился в руины. В 2009 году федерация сверхлегкой авиации НАО предложила восстановить памятник самолёту, объявили сбор средств, инициативу поддержали городские власти. Полноразмерный макет самолета, выполненный из стеклопластика и композитных материалов, в 2010 году поставили напротив Богоявленского собора. Неподалеку на постаменте подлинный двигатель от самолета Як-7Б, но под снегом мы его не заметили.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Сейчас 17 часов, самое время погреться и пообедать (поужинать). Завтракали еще дома, а в самолетах на коротких перелетах не кормят. Одна из разрекламированных достопримечательностей Нарьян-Мара — ресторан-музей «ТиманЪ», как пишут на его странице ВК, — «впечатляющее сочетание истории севера и его лучших кулинарных традиций!». Были, расскажем…

В Нарьян-Маре тоже есть пешеходная улица, это участок улицы Смидовича от улицы Ненецкой до площади Ленина и Богоявленского собора. Конечно, она скромная, но гулять с колясками или пенсионерам, не опасаясь машин, вполне комфортно. Для туристов установлены указатели направлений к городским достопримечательностям.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Визитная карточка Нарьян-Мара — Здание главпочтамта. Это деревянное здание, украшенное конической башней, построили в 1946–1952 годах. В былые времена здесь размещалась почта, телеграф, городская и междугородная телефонные станции. Теперь часть здания занимают структуры городской и окружной администрации.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Влево от главпочтамта уходит Сквер Победы, в начале которого находится Обелиск Победы. Это памятник в честь павших в годы Великой Отечественной войны жителей Ненецкого округа. Перед стелой располагается постамент со звездой и Вечным огнём. Памятник открыли в год 30-летия Победы, а в прошлом году рядом установили мемориал «Стена Памяти».

Далее — Памятник ветеранам боевых действий, участникам локальных войн и вооруженных конфликтов.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Рядом — Ненецкий краеведческий музей. Отличный музей, мы в него сходили на следующий день, на экскурсии узнали много интересного о жизни ненцев и истории города. В музее отличный сувенирный магазин.

В состав музейного объединения входит также небольшой Музей «Пустозерск», посвященный городу, который несколько столетий был центром Печерского края и исчез в середине XX века. Экспозиция музея знакомит с историей этого первого русского заполярного города, объясняет причины его исчезновения.

Памятник архитектуры и здание, которое занимает музей. Это «Дом Шевелёвых», построенный в Пустозерске в конце XIX — начале XX века местным жителем Николаем Петровичем Шевелёвым. В 1933 году его разобрали и на плотах перевезли в Нарьян-Мар, где установили на улице Тыко Вылки. Музей здесь открыли в 2004 году.

В городе есть памятник, посвященный 500-летию города Пустозерска.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Следующий в Сквере Победы — Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны». После начала войны из жителей Ненецкого округа сформировали пять оленно-транспортных эшелонов, численностью более 600 человек и 7000 голов ездовых оленей, а из них на Карельском фронте создавали оленно-транспортные батальоны. Задачей таких формирований была эвакуация раненых с поля боя, доставка грузов, оружия и снарядов. Скульптура изображает бойца батальона с оленем и собакой в диске полярного солнца. Памятник отлит из бронзы в Смоленске, автор проекта С. Н. Сюхин.

Два «золотых» кольца ищите в Сквере влюбленных сердец перед Отделом ЗАГС Ненецкого автономного округа.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

На противоположной стороне улицы — еще один интересный храмовый комплекс. Это Древлеправославный Поморский церковный комплекс старообрядческой общины города Нарьян-Мара. В центре — памятник протопопу Аввакуму, одной из центральных фигур раскола Русской православной церкви в XVII веке, идеологу старообрядчества. Его сослали в Пустозерск, где в 1682 году сожгли вместе «со товарыщи».

Памятник установлен в 2020 году в честь 400-летия со дня рождения Аввакума Петрова. Это также работа архангельского скульптора Сергея Сюхина.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

В составе комплекса церковь Николая Чудотворца, перед нею — обетный благодарственный крест.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Необычен второй крест. Это копия памятного знака, символизирующего двуперстие и установленного в Пустозерске в честь пострадавших там великомучеников. Как написано на табличке: «14/27 апреля 1682 года были казнены сожжением в срубе вожди русского старообрядчества: священнопротопоп Аввакум, священноиерей Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний».

Справа от креста — часовня протопопа Аввакума.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Упомяну еще две достопримечательности, что были в сквере недалеко от нашей гостиницы. Это Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец», который погиб в составе каравана судов 17 августа 1942 года в Баренцевом море в результате атаки немецкой подводной лодки U-209. Из 328 человек, находившихся на уничтоженных судах каравана, погибло 305 человек, в том числе 14 членов экипажа буксирного парохода «Комсомолец» и баржи «П-4». Среди них был капитан порта Нарьян-Мар А. С. Козловский.

Второй — Памятник Нарьян-Марским портовикам, который сложно разглядеть под слоем снега. Его установли в память о работниках Нарьян-Марского морского порта, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Нарьян-Мар — город молодой, ему всего 88 лет, понятно, что в его архитектуре не стоит искать особых шедевров. Все северные города XX века были похожи: сначала стандартные «деревяшки», потом хрущевки. Это уже в нашем веке они изменились, стали яркими, с красивыми общественными зданиями и торговыми центрами.

Деревянные здания постепенно сносят, некоторые еще послужат, судя по одинаковым, аккуратным пластиковым окнам.

Новые дома смотрятся неплохо, во дворах хорошее благоустройство, детские площадки. Старые пятиэтажки обшивают ярким сайдингом.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Жаль, полярная ночь не позволяет показать, какой Нарьян-Мар яркий городок. Вот, например, детский сад «Семицветик». Он не только оригинальной формы, но расцветка соответствует названию.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Есть и красивые граффити, в основном, на северную тематику, но разыскивать их по холоду в темноте дело неблагодарное.

Новогодние инсталляции, встречающиеся в разных районах города, создают праздничное настроение. Забываешь, что озяб, и не лучше ли пить чай в теплой комнате с видом на монитор любимого компьютера.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Уютно светится городской межшкольный стадион, его украшает деталь в виде ненецкого чума на кровле.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Рядом с музеем «Пустозерск» в симпатичном домике находится «Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа», который занимается сохранением и популяризацией традиционной культуры народов Ненецкого автономного округа. Здесь также есть отличная сувенирная лавка.

А справа от этого центра — домик, где можно приобрести всегда популярные гастрономические сувениры: колбаску и прочие мясные изделия из оленины.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Заглянули мы и на берег реки, не будем забывать, что Нарьян-Мар расположен в низовьях  Печоры, в 110 км от Баренцева моря. Река спит, отдыхают до весны и краны в порту.

Несколько слов о транспорте Нарьян-Мара. Основной транспорт города — автобусы, бегают они как часы, четко по расписанию, а расписание висит внутри каждой остановки. Уезжая из города мы заранее туда заглянули, поэтому не мерзли на морозе. Теплый, комфортный автобус пришел вовремя и увез нас в аэропорт, откуда мы улетели… в Сыктывкар. Но это уже другая история.

Какой ты, Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Возможно, кто-то скажет: «А где же северное сияние?». Вот с северным сиянием нам очень не повезло, погода была неподходящая: облачно, шел снежок. Всем известно, что угадать, когда оно случится, непросто. А очень не повезло, потому что северное сияние было на следующий день, нам его показали туристки из Тюмени, летевшие с нами одним рейсом и остановившиеся в той же гостинице. Они провели в Нарьян-Маре три дня.

И еще через день снова было сияние, более сильное. Полюбоваться можно на странице ВКонтакте «Охотник за северным сиянием» фотографа из Нарьян-Мара Виктора Куликова. Там же очень красивая фотография города, снятая с квадрокоптера. Он организует и поездки «на северное сияние», если повезет с погодой.

Кстати, Полярная ночь в Нарьян-Маре в этом году закончится 31 декабря.