Турист Дарья Молоканова (Lacanaillie)
Дарья Молоканова — был сегодня 10:28
В ожидании путешествия

Грозный — Россия Июль 2023

Как обычно забронировали идеальную, по нашему мнению, экскурсию на Трипстер.ру. По цене 12 тысяч рублей мы, по сути, получили два маршрута, которые другие гиды предлагают посмотреть разными турами, каждый из которых стоит почти столько же. Но нам хотелось охватить все и сразу, поэтому нашим гидом стал суровый и эрудированный Апти. Скажу сразу, что 12-часовая поездка с ним пролетела как один миг, насколько все было захватывающе и интересно!

Ну, а теперь перейдём непосредственно к нашему маршруту и его впечатляющим достопримечательностям.

Первой точкой нашей остановки стал горный родник с панно. На нем изображены девушки, сопровождаемые более зрелой дамой, которые пришли к роднику набрать воды и заодно присмотреться к кавалерам.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Испив свежей горной воды, двинулись дальше к Нихалоевским водопадам. Вход платный — 200 рублей. Но место действительно красивое и несколько первобытное. На территории есть дома отдыха и места для шашлыка. Самих водопадов тут несколько, они не очень высокие 10–15 метров, но на фоне окружающей природы смотрятся впечатляюще.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Далее серпантинная дорога вела нас мимо Аргунского ущелья, красивого, глубокого, мощного! Взглянув на него, становится понятно, почему непобедимая армия Тамерлана, захватившая огромные территории от современной Турции до Индии, не смогла подчинить себе эти края.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

После ущелья посетили замковый комплекс Пхакоч. Почему замковый? Ответа на этот вопрос нет. По сути это музей с восстановленными или возведенными заново каменными домами (напоминающими оборонительную крепость, возможно, поэтому и замок), в которых жили чеченцы, принимали гостей и защищались от захватчиков. Для этой цели возводили сторжевые и боевые башни.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Жилой комплекс состоял из нескольких ярусов. На первом располагались бытовые помещения, кухня, хранилище. На втором — спальня хозяев. Жили обычно всей семьей в одной комнате, разделенной перегородкой. А третий ярус предназначался для гостей.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

На территории комплекса имеется мечеть и небольшой музей. За 100 рублей нам провели очень душевную экскурсию и рассказали много нового и непривычного для городского жителя.

Кстати напротив Пхакоч высоко в горах расположен горнолыжный курорт Ведучи. Правда из-за довольно тёплого климата, снег там долго не задерживается.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

На обратном пути из замка Апти завез нас в необычное место — старый покосившийся сарай около небольшой, но бурной горной речушки, чем вызвал полное недоумение среди своих туристов, т. е. нас. Но войдя внутрь, мы обнаружили старинную мельницу, работающую на силе водного потока. Там приятно пахло перемолотой кукурузой, и было так уютно, что не хотелось уходить.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Но уйти все же пришлось, нас ждали Ушкалойские башни-близнецы. Это две сторожевые башни, созданные прямо в скале на берегу бурного потока реки Аргун. Отличное место для защиты и … фотосессий. Рядом есть подвесной мост, по которому смельчаки за отдельную плату могут прогуляться между скалами.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Мы не стали ждать в очереди и поехали смотреть одну из прекраснейших мечетей в городе Шали, предварительно пообедав в уютном месте с беседками на берегу реки. Шашлык из баранины, свежая зелень с брынзой, варенье из белой черешни и чай с чабрецом приятно дополнили виды, а за безумно вкусное варенье пришлось даже подраться с осами. Такой обед стоил чуть более 2 тысяч рублей.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Ну, а теперь Гордость мусульман — белоснежная мечеть в окружении розовых кустов. Здесь собрано всего понемногу: белый мрамор и росписи в виде растений из мечети шейха Заида в Абу-Даби, мозаичный входной портал из дворцов Самарканда, роскошь и богатство востока.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Для женщин предусмотрен отдельный вход. Там бесплатно выдают длинное платье, обязательно с длинными рукавами и платок на голову. Посещать разрешается только второй этаж, в то время как мужчины могут молиться и на первом, и на втором.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

По сути, мечеть была концом нашего первого маршрута по Аргунскому ущелью, и далее наш путь лежал в другую горную гряду, к озеру Кезеной-Ам. По дороге мы посетили еще один родник «Девичья коса», расположенный в селе Харачой. Его вода богата железом.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Родник охраняет абрек Зелимхан Харачоевский — этакий местный Робин Гуд, который грабил банки, казённые учреждения, царских чиновников, а деньги распределял среди бедного населения. Рядом его верный конь, взобравшись на которого можно сделать атмосферные фото.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Благодаря Александру II, которого так впечатлила красота этих мест, что он повелел за год построить дорогу, мы с комфортом добрались до места. Ну как с комфортом, мчась на приличной скорости по серпантину, каждые несколько минут возникала мысль «если не впишемся в очередной поворот, то хоть погибнем в красивом месте», а места действительно великолепные. Там я полюбила горы…

Захватывающее путешествие по горной Чечне

А потом наступил туман, самый настоящий, плотный, окутывающий, такой, что на расстоянии нескольких метров не было видно ни зги. Стало ещё интереснее взбираться на вершину. Озеро Кезеной-Ам, между прочим, расположено на высоте 1854 метра, поэтому и погода здесь такая переменчивая и прохладнее, чем в городе, градусов на 15.

Тем не менее, когда спустя несколько часов езды перед нами открылось озеро, все страхи отступили, холод перестал ощущаться, остались только мурашки от увиденного. Бирюзовая, местами хмурая, безмятежная гладь, уходящая вглубь более чем на 70 метров. Этот вид завораживал. Да, с солнцем было бы ещё красивее, но итак оно впечатляло. Здесь, кстати, и какая-то уникальная форель водится, но есть её нельзя, она под защитой. И купаться в озере тоже нельзя, вода холодная, но можно кататься на лодке, летать на зиплайне или жить в отеле на берегу.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Оторвавшись от озера и его легенд, мы посетили расположенный по соседству древний город Хой — город, где начиная с XII–XIV веков, а вероятнее и ещё раньше, жили стражники — хо, давшие название этому селению. Помимо самих защитников тут обитали и обычные жители, чьи дома сейчас активно восстанавливают, превращая в музей под открытым небом. Вход сюда тоже платный, если я правильно помню, 200 рублей.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Ещё одним неожиданным местом стали качели, большие качели над склоном горы. На какое-то мгновение мы вернулись в детство. Затем нам предстояла длинная дорога назад, но прошла она уже гораздо легче, под рассказы нашего гида о местных традициях. По пути остановились в горах купить урбеч у местной бабушки, это такая паста из миндаля без сахара, вязкая и очень сытная.

Финальной точкой нашего путешествия стала футуристическая мечеть в городе Аргуне — Сердце матери, возведенная в честь матери Рамзана Кадырова. Хоть она и не похожа ни на одну из увиденных мною в прошлом, а ее архитектура вызывает споры среди представителей ислама, она все же прекрасна и, безусловно, достойна посещения, как и вся Чеченская Республика.

Захватывающее путешествие по горной Чечне

Подробнее об этом путешествии смотрите на канале Маршрут на отпуск