Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 8:53
Европа!!!

Дельфы — Греция Ноябрь 2023

Из своих четырёх дней в Афинах мне удалось выкроить полтора дня на поездку в Дельфы. Я сразу знала, что обязательно туда поеду, ведь Дельфы — это очень особенное место в Греции, легендарное и загадочное, где сочетаются история, религия, природа, археология и древние легенды. Ну, а археологические памятники Дельф являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, что безусловно тоже о многом говорит. В общем, пропустить такое место я никак не могла!

Сначала, немного практики. Поездка моя пришлась на воскресенье, и в этом большой минус, тк автобусы по воскресеньям отправляются поздно, в 10.30 и соответственно теряется время в Дельфах. Но других вариантов все равно у меня не было, поэтому решила, поеду, а там на месте разберусь. Автобусы в Дельфы отправляются с автобусного терминала KTEL Terminal B, ближайшая станция метро — Kato Patissia. Добираться до автобусного вокзала просто, от моего отеля дорога на метро и пешком заняла всего полчаса.

Билет на автобус я купила заранее по интернету на сайте. Цена вопроса — 15 евро за три часа дороги в комфортных условиях.

Итак, в 13.30 я уже была в Дельфах, и забросив рюкзак в гостиницу Sibylla hotel (вполне себе приличный номер за 29 евро),

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

поспешила к Археологическому центру.

А спешить надо было, тк в зимний сезон, начиная с ноября посетителей пускают на территорию до 15.30! Но, к счастью, я все успела и даже получила маленькую радость — оказалось, что в первое воскресенье месяца вход бесплатный. Ну, а так зимой билет все равно стоит недорого, 6 евро.

Приехав в Дельфы в низкий сезон, я была удивлена, увидев в парке толпы туристов. Конечно, не столь многолюдные, как в Акрополе, но все равно народу в парке было очень много. Организованных туристов подвозили целыми автобусами, да и школьников там было немало. Из чего я сделала вывод, что там всегда многолюдно.

Для осознанного визита в Дельфы нужно знать кое-какие моменты. Во-первых, много веков назад здесь поклонялись богу Аполлону. Но известны Дельфы в первую очередь, как место, где находился таинственный Оракул, к которому обращались за предсказаниями великие правители и полководцы. Согласно легенде, изначально Оракул принадлежал Гее и Посейдону, но потом им завладел Аполлон, убив его охранника — змея Пифона. С тех пор Дельфы стали центром поклонению богу Аполлону. Начиная с микенской эпохи и вплоть до прихода римлян, Оракул играл важнейшую роль в жизни страны, став центром паломничества, куда спешили за предсказаниями и сами греки, и люди из разных стран. Озвучивали предсказания Оракула греческие жрицы, которых называли Пифиями по имени легендарного дракона Пифона, того самого, которого победил Аполлон. Расцвет Дельфийского оракула приходится на VII–V века до н. э. Ну, а конец эпохи Оракула положил император Нерон, который разгневался от его предсказаний, разбил святилище и вывез из города более 500 бронзовых статуй. Вот такая история, леденящая кровь! Зная все эти детали, гулять по парку гораздо интереснее, когда понимаешь, что к чему. К тому же, парк расположен в очень красивом месте, у подножия горы Парнас, с панорамным видом на долину и ущелье.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

В очередной раз подумалось, умели же древние выбирать удачные локации для своих святилищ! Здесь все намного миниатюрнее по сравнению с Афинами, нет такого гигантизма и масштабности. И поэтому выглядит более уютно, камерно и душевно.

По представлениям древних греков, здесь, в месте обитания Аполлона и его девяти муз и находился центр земли. Именно так Дельфы изображались на древних картах. Зевс якобы выпустил двух орлов с противоположных концов Земли, и они упали в Дельфах, пронзив друг друга клювами. Вот такой миф, потому и центр Земли! И сегодня здесь можно увидеть «пуп Земли» — мраморное изваяние, которое древние греки называли Омфалос.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

А ещё в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно устраивались спортивные состязания — Пифийские игры, вторые по значимости после Олимпийских. Последние игры состоялись в Дельфах в 394 году н. э.

Ну ладно, мифы мифами, но перейдем к практике. Так что же, всё-таки можно увидеть в этом музее под открытым небом и сколько нужно времени на его осмотр?

Территория археологического парка достаточно компактная, но достопримечательности расположены на разных уровнях, поэтому там много подъемов и спусков. Все главные маст-си расположены на малом расстоянии друг от друга, мне лично хватило двух часов на спокойный осмотр всего парка.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Первое, что видишь на территории парка это Сокровищница афинян, где хранились всякие-разные военные трофеи.

Мраморное строение выглядит очень миниатюрно. Портик украшен искусными рельефами на темы подвигов Геракла и Тесея. Это единственный памятник в Дельфах, так хорошо сохранившийся до наших дней. Построена в 5 веке до н. э. в честь победы афинян в битве при Саламине.

Далее поднимаемся к Храму Аполлона.

Считается, что это самое знаменитое священное место Древней Эллады. Увы, от былого величия осталось всего шесть колонн и алтарь из черного мрамора. Фрагментарно, очень фрагментарно, думаю, нужно обладать немалым воображением, чтобы представить себе цельную картинку, как оно выглядело в стародавние времена.

Храм был обнаружен в конце 19 века группой немецких и французских геологов во время раскопок у горы Парнас.

На самом деле самое сильное впечатление производят не археологические памятники, а великолепный природный ландшафт, в который вписаны остатки античных строений.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Горы, долина, ущелье служат великолепным обрамлением археологическому парку.

Повсюду на территории парка можно увидеть массу развалин, колонн и хаотично разбросанных каменных глыб, которые когда-то служили городскими постройками.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Над храмом Аполлона раскинулись руины античного театра. 6 век до н. э., вместимость до 5 тысяч человек.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Сегодня от сцены сохранился только фундамент, но ряды четко просматриваются.

Здесь проходила музыкальная часть Пифийских Игр, проводившихся в честь Аполлона и его подвигов. Такие игры устраивались один раз в четыре года с начала VI века до н. э. и выражали единение нации. Интересно, что, основными элементами этих игр была музыка и пение, а спортивные состязания атлетов и конные скачки считались как-бы дополнением к ним. Но самое главное, это безусловно вид на Храм Аполлона и горную долину, открывающийся из театра.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Еще выше находится древний стадион на 6 тысяч зрителей, главная спортивная площадка Дельф. Именно здесь раз в четыре года проводились спортивные состязания Пифийские игры. Но как-то стадион меня совсем не впечатлил.

Вышла я из парка часа в четыре и поспешила к Храму Афины Пронои, который находится на противоположной стороне дороги, чуть подальше от основного комплекса. Что интересно, вход туда почему-то совершенно бесплатный. Сверху открывается открыточный вид на руины этого храма, уже давно ставшего символом Дельф.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Мне лично он понравился даже больше Храма Аполлона, пятнистые колонны смотрятся очень эффектно. А какая древность, 3 век до н. э.!

Разноцветный облик святилища объясняется просто — при его строительстве использовали самые разные материалы, такие как известняк и мрамор, вот и получилось такое разноцветие. Можно себе представить, как храм выглядел в 3 веке до н. э. — круглый толос, украшенный 20 колоннами и 10 полуколоннами. А крышу храма венчали статуи женских фигур в танце. Понятно, что это очень женская святыня. Ну, а сегодня от былого величия остались лишь 3 колонны, фундамент с остатками полуколонн и ступени.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

После 16 часов народу на территории Храма Афины не было от слова совсем, и я бродила там в полном одиночестве, что очень меня порадовало после шумных толп на территории основного комплекса.

По дороге к храму сверху просматривается площадка древнего спортзала, которая сейчас закрыта.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Но сверху и так все отлично видно. Ничего особенного. Вот к Кастальскому источнику я не дошла, каюсь. Как-то забыла про него, хотя и была совсем рядом.

Это тоже местная святыня, которую почитают, как источник вдохновения и пророчества.

Зато вдоволь налюбовалась видами на долину в лучах заходящего солнца

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

и Галереей флагов с монументом Прометея.

Пока еще не стемнело, я решила хоть немного посмотреть сами Дельфы. Городок оказался прехорошеньким, а в ноябре так еще и почти безлюдным.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Видимо, все те толпы туристов, которых я видела в парке, приезжали в Дельфы на один день. До чего же хорошо, думала я, бродя по сонным улочкам и любуясь очаровательными домашними гостиницами, где почти не было постояльцев.

По сути, в городке всего две улицы, застроенные гостиницами и тавернами, старая и новая церкви, вот, пожалуй, и всё.

Но прогуляться очень приятно. Летом наверняка здесь шумно и многолюдно, ну, а мне достались тишина и спокойствие сонного маленького городка.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

На следующий день с утра пораньше я отправилась в Археологический музей Дельф.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Автобус у меня был в 11 утра, так что в музей я пришла прямо к открытию, к 8 утра. Билет в зимний сезон стоит все те же 6 евро. Думала, что в понедельник утром здесь никого не будет, но я ошибалась. Прямо к открытию в музей привезли несколько групп туристов, которые заполонили все залы. Была неприятно удивлена этим моментом. Но этот музей считается одним из самых посещаемых в Греции, поэтому в общем, совсем неудивительно.

Музей достаточно компактный, но количество постоянных экспонатов, около 6000, не может не впечатлить. В музее собраны артефакты, найденные в Дельфах во время раскопок 1892 — 1902 гг. французскими археологами и являются поистине уникальными.

Покажу лишь самые известные из этих шедевров.

Вот великолепный Наксосский сфинкс — огромный мраморный сфинкс, дар жителей острова Накос. Наверное, это самый эффектный экспонат музея.

А вот Дельфийский возничий — один из самых ценных экспонатов музея.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Датируется 478 — 474 годом до нашей эры. Когда-то Возничий составлял часть бронзового ансамбля, который изображал человека, стоящего на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Это был победитель гонки на колеснице на Пифиях. Здесь же выставлены фрагменты упряжи, колесниц и фигур лошадей.

Гигантские близнецы Куросы Дельфийские как раз относятся к эпохе архаики — это период зарождения греческой монументальной скульптуры.

Дельфы — центр Мира и пуп Земли

Вот еще один шедевр — колонна в виде листьев аканта с тремя танцовщицами высотой 13 метров.

В музее можно увидеть архитектурные фрагменты зданий, расположенных на территории святилища Аполлона, скульптурные изображения, мозаику, керамику, украшения, в общем, много всего интересного.

Понравились просторные и светлые залы, их всего 14, отсутствие запретов на фотосъемку и относительная компактность музея, так, что глаз совершенно не замыливается.

Подводя итог своей мини-эскапады в Дельфы, могу сказать, что мне там очень понравилось, и я ни на секунду не пожалела, что съездила в это место. В Дельфах можно полюбоваться уникальными археологическими памятниками, вписанными в великолепный природный ландшафт на фоне гор и долин, приобщиться к древней истории Греции, вдоволь нагуляться по горным тропам, вкусно поесть в деревенских тавернах и отрешиться от суеты. Но этот последний пункт, наверное, только в низкий сезон. Одним словом, очень рекомендую, и обязательно с ночевкой!