Турист Валентина Пушкарева (PushValentina)
Валентина Пушкарева — была вчера 21:58
«Посмотри на мир. Он куда удивительнее cнов» — Рэй Брэдберри.

Якты-Куль — Россия Июль 2023

В июле в Башкирии на озере Банном (Яктыкуль) чудесная погода, что способствует хорошему настроению и подъему духовных и физических сил. И пока есть силы, мы с утра отправляемся в очередной поход за впечатлениями. Сегодня мы едем и идем на водопад Могак. От Банного до экопарка Гимранташ, откуда начинается тропа на Могак, не больше 30 км. Едем по навигатору через деревню Салаватово, дальше по грунтовке в сторону гор. Более 40% территории Башкирии занимают леса, остальная территория — это лесостепи, луга, степи.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

И вот мы едем по холмистой степи с табунами лошадей, лошади здесь такие красивые и интересные.

Башкирские лошади являются фактически дикими или полудикими, они очень неприхотливы в еде и повседневном уходе. Круглый год они живут под открытым небом на подножном корму, зимой у них отрастает длинная густая шерсть, которая не нуждается в постоянной чистке, как у других лошадей, снег толщиной в 10 см они разгребают копытами, добираясь до травы. Когда зимой мы ездили на Банное кататься на горнолыжке, я всегда удивлялась, увидев коней на заснеженных полях. Башкирские лошади здесь используются не столько в качестве тягловых и ездовых, сколько в качестве молочных животных, многие кобылы дают более 2000 литров молока в год.

Давно известно, что кумыс — напиток из перебродившего кобыльего молока целебный, из всех видов молока он по химическому составу наиболее близок к женскому. Кумыс делают только с мая по сентябрь, когда лошади пасутся на свободе, на свежей траве пастбища, в мае он самый полезный. Этот национальный напиток Башкирии считается лучшим в России, я пробовала, мне он очень понравился. Здесь в некоторых санаториях практикуют кумысолечение, народ реально оздоравливается.

Ну вот мы подъезжаем к речке Могак, которая бежит с горы Кандевиль (Каменная башка), это одна из вершин хребта Крыктытау.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

На поляне оставляем машину, переходим через речку, есть мост, но можно и так по камушкам перейти, летом Могак становится мелководным.

Тропа идет по правому берегу реки.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Вскоре среди деревьев видим огромную скалу Гимранташ, которая с давних времен носит имя батыра Гимрана. Здесь Батыр принял неравный бой с врагом, в это время жители деревни успели уйти на Уралтау и спастись.

Далее тропа поднимается выше, но не круто, спокойно идем вдоль реки, наслаждаясь пейзажами. Река течет чуть ниже тропы, прячась в зарослях и камнях.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

И вот мы у водопада, но это громко сказано. Весной в большую воду Могак представляет красивое и живописное зрелище, ревущий поток скачет с высоты 20 метров через несколько уступов, образуя красивые каскады. А сейчас это тонкие струи, бегущие через большие камни.

Но все же он есть и бежит старается, журчит, дает прохладу, внизу собирается в озерцо, в котором можно искупаться, освежиться.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Если подняться еще выше на верхние скалы водопада, то можно увидеть сквозь деревья дальние дали и нашу компанию внизу.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Говорят, что зимой даже в морозы Могак не промерзает и образует красивые ледяные наросты и все также бежит вниз, пробивая сквозь снег свой путь. Пора возвращаться.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Снова едем по башкирским просторам мимо деревень и Буренок.

Едем мимо поляны под названием «Йортбика» или урочище Ултык-Карагас, где растут 11 необыкновенных Кужановских лиственниц. Лиственницы имеют необычную шаровидную форму, местные называют их «бозра карагас» (кудрявая лиственница) и считают, что эти деревья обладают магическими свойствами.

Солнце уже высоко и хочется искупаться. Озер в этом районе много, и мы решили остановиться на озере Чебачьем (Сабакты). Водоем поменьше озера Банного (Яктыкуль), глубина около 5 метров всего, поэтому хорошо прогревается. Находится между озерами Карабалыкты (Линевое) и Яктыкуль. Со стороны деревни Кусимовсмй Рудник есть и дикий и оборудованный пляжи, оба бесплатные чистые с мелкой галькой. Вода прозрачная, с удовольствием здесь отдохнули.

На следующее утро мы в поход не пошли, а наметили интересное мероприятие на вечер. Почти весь день плескались на озере Банном на Коровьем пляже (без коров).

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

А ближе к вечеру поехали в Магнитогорск, но не в сам город, а на окраину в грандиозный парк «Притяжение». Дорога Банное — Магнитогорск проходит мимо соленого озера Мулдаккуль, вода в нём по составу солей ближе к морской (на 4% солёнее черноморской), а на северном берегу озера есть лечебные грязи. Озеро мелкое, дно илистое, народ активно посещает это место, лечится.

Ну и мы по пути туда заглянули, немного помазались грязью, побродили в соленой водичке, немного оздоровились, повеселились и дальше поехали.

Подъехали к парку «Притяжение», автомобильная стоянка огромная, такое впечатление, что автомобили уходят за горизонт, но место найти можно даже поближе к входу.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Парк еще не достроен, поэтому вход туда пока бесплатный.

«Притяжение» — уникальный проект, один из самых грандиозных не только на Урале, но и во всей России. Вся площадь «Притяжения» 400 гектаров, его можно сравнить с краснодарским парком Галицкого, который называют лучшим в России, но парк Галицкого 22,7 гектара, а здесь размах куда шире. Строительство магнитогорского парка началось в 2021 году и планируется завершить его в 2025 году, ввод объектов поэтапный, ежегодный, начался с июля 2022 г. Инициатором и организатором проекта является Магнитогорский металлургический комбинат. Общий объем вложений в проект в прошлом году оценивался в 25 млрд руб., интересно во что это дальше выльется. Многие знают, что город Магнитогорск зачастую покрыт смогом, комбинат огромен, выбросы большие. Людям просто необходим парк возле города, куда можно приехать после рабочего дня, отдохнуть, подышать свежим воздухом и найти занятия по интересам.

Здесь строятся спортивный комплекс, включая фитнес центр с олимпийским и оздоровительными бассейнами, ледовую арену и фристайл арену скалодромом и скейт-зоной, искусственный водоем площадью более 10 Гектаров с пляжной зоной и сценой для проведения мероприятий, детский крытый парк развлечений, насыпной холм с всесезонным горнолыжным склоном и велосипедными трассами, открытые площадки по различным видам спорта, включая экстремальные., гостиница международного уровня 4*.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Появляются музейно-образовательные и общественно-деловые площадки, кафе и рестораны, концертные площадки, в плане океанариум с оранжереей, уже есть светомузыкальные фонтаны.

В океанариуме будет две больших экспозиции — «подводный мир» и «Джунгли», посетители смогут увидеть 2,5 тыс. видов обитателей подводного мира и 30 тыс. экземпляров флоры. В океанариуме будет крупнейший в мире цельностеклянный аквариум, сделанный из акрилового стекла, его глубина составит 6 м, площадь — около 400 м, объем воды — около 1,2 млн л., предусмотрено специальное освещение аквариума, которое обеспечит возможность проведения ночных экскурсий (как в Сингапуре в зоопарке). Высажены тысячи деревьев и цветов, деревья пока еще маленькие, а цветы шикарные.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

В центре парка искусственный видовой холм высотой 36 м. на его вершине оборудована смотровая площадка.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

С холма спускаются трассы с всесезонным покрытием для начинающих горнолыжников и сноубордистов, катания на тюбингах и занятий маунтинбайком, скоро будет открыт зиплайн длиной 440 м для скоростного спуска к искусственному озеру.

Дым вдали от мет. комбината.

Над озером построили большой видовой мост протяженностью 400 м., песчаный пляж, лодочную станцию, остров для пикников, экологическую тропу и парящую над водой сцену, но пока они закрыты, облагораживают. Построены увлекательные детские площадки, мы своих ребят еле оттуда выманили, уже темнело и мы уговорили их пойти посмотреть световые музыкальные фонтаны.

Солнечная Башкирия. Водопад Могак, «Притяжение» и еще…

Когда парк «Притяжение» построят, то, думаю, он будет интересен не только жителям Магнитогорска, но и всей России, будет притягивать огромное количество туристов, приезжайте, посмотрите, отдохните.