Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 14:29

Оренбург — Россия Октябрь 2023

Оренбург значился в моих планах давно, но все не доходил ход. Наконец, собралась, билет купила и полетела! Всего-то лететь — полтора часа. Пусть вторая половина октября, но в этих краях теплее, чем в Екатеринбурге, ехать можно и в октябре.

Международный аэропорт Оренбурга носит имя Юрия Гагарина. Юрий Алексеевич учился в Оренбургском военном авиационном училище лётчиков в 1955–1957 годах. Список рейсов невелик, но в нем самые популярные направления страны: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Сочи и Минеральные Воды. Из стран ближнего зарубежья — Ереван, Душанбе и Худжанд.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Аэропорт небольшой, но вполне комфортный. Поразил еще при подготовке к поездке один факт: в аэропорт не заходит никакой общественный транспорт! То есть, добраться отсюда в город и обратно можно только на такси. До ближайшей остановки на трассе, где останавливаются проходящие автобусы, около 2 километров. Такое впечатление, что городское руководство сидит на процентах от такси, раз никаких автобусов в аэропорт нет. Впервые с таким сталкиваюсь в поездках по стране!

Такси Яндекс. Go можно вызвать без проблем, но, возможно, придется подождать. От аэропорта до центра города 27 километров. Я ждала минут 20, за прилетевшими со мною местными в основном приехали машины.

Оренбург — город по площади не маленький. Понятно, если приехал с туристическими целями, лучше поселиться поближе к историческому центру. С гостиницами проблем не будет, имеются в наличии самой разной категории: от клубного «Яра» 5* до небольших скромных отелей.

Для пенсионера важна уже не красота интерьера, а комфорт + невысокая цена, которая определяет выбор. Из предлагаемого Яндекс. Путешествиями выбрала гостиницу «Факел» 2*. Номер дизайнерскими изысками не блещет, но, главное, просторный и чистый, есть все необходимое, в том числе чайник и холодильник, достаточное количество розеток. По утрам в ресторане накрывали завтрак — шведский стол с неплохим выбором блюд. В блоке с гостиницей есть супермаркет, а также хорошая кондитерская, где можно купить что-нибудь вредное к вечернему чаю. Рядом с гостиницей находится остановка общественного транспорта, но я им пользовалась только в последний день, когда ездила к дальним объектам. В пределах исторического центра все в пешеходной доступности.

Посмотрим, что можно увидеть в Оренбурге за два-три дня. Интересное найдется, без сомнения, ведь в этом году город отметил свой 280-й день рождения.

Здание Правительства Оренбургской области и памятник В.И. Ленину

Оренбург — административный центр Оренбургской области, его население на 2023 год составляет 539 236 человек. Отсчет своих лет город ведет от 1743 года, но его историю я пересказывать не буду, достаточно рассказала в материале «Оренбург. Знакомство с городом начинаем с музея» о Музее истории города. Просто погуляем по городу. Гостиница находится на Парковом проспекте, а начинается он от железнодорожного вокзала.

Вокзал в Оренбурге красивый, он обслуживает пассажиров почти полтора века, его ввели в эксплуатацию в 1877 году, одновременно с началом движения по новой железной дороге. Понятно, что реконструкции проводили не раз, но при этом старались не менять первоначальный облик здания.

На площади перед зданием вокзала стоит памятник Петру Ивановичу Рычкову (1712–1777) — российскому географу и краеведу, первому русскому члену-корреспонденту Петербургской академии. В числе его сочинений «Топография Оренбургская», «Описание Оренбурга».

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Парковый проспект не зря так называется, вдоль него один за другим следуют скверы и парки. Напротив гостиницы был Парк имени Ленина: аллеи, «сухой» фонтан, тренажеры, детские площадки… думаю, что летом здесь неплохо. Это один из самых старых парков Оренбурга, его заложили в 1892 году. Кстати, все парки в условиях резкого оренбургского климата — высаженные. Деревья привозили в кадках за сто и более километров, из лесов Стерлитамакского уезда и других мест Башкирии.

Следом — парк семейного отдыха «Тополя», заложенный в 1889 году, причем был предусмотрен полив деревьев, что важно в климатических условиях Оренбурга. В парк я заглядывала только через ограду, утром проходила мимо, когда он еще был закрыт. Аттракционов там очень много! Думаю, детям это понравится.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Главная достопримечательность на Парковом проспекте — Караван-сарай. Этот архитектурный комплекс построен на добровольные пожертвования в 1837–1846 годах при оренбургском военном губернаторе В. А. Перовском. В состав Отдельного Оренбургского корпуса, размещавшегося здесь, входило башкиро-мещерякское войско. По задумке губернатора, в Караван-Сарае должны были бесплатно квартироваться башкирские войска, располагаться училище для башкирских мальчиков, а также войсковая мечеть. Это способствовало бы и укреплению связей с Башкирией.

Проект выполнил архитектор А. П. Брюллов, брат знаменитого художника. Сейчас основной двухэтажный корпус занимают различные федеральные и областные организации. Необычная мечеть в форме восьмиугольника напоминает войлочную кибитку, которую устанавливали как жилище старейшины в центре летнего башкирского аула, рядом минарет высотой 38,8 метров. Мечеть действующая, ее вернули верующим, а до 1991 года в ней работал планетарий.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Одновременно со строительство Караван-сарая был построен парк. Теперь он носит имя В. А. Перовского, которому у входа установлен бюст. Историки период, когда начальником края, его военным губернатором, был Василий Алексеевич Перовский называют «золотым веком Оренбургского края». При Перовском были построены многие общественные здания, появился водопровод, освещение улиц, библиотека, обустроены парки, открыты приходские школы в ряде городов края.

В 2014 году в парке Перовского открыли арт-объект, посвященный самому популярному в интернете символу — @ («собаке»). Место выбрали не случайно: в парке имени В. А. Перовского находится первое место в Оренбурге, где появилась бесплатная точка общественного доступа Wi-Fi.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Большой будильник у перекрестка улиц Цвиллинга и Постникова рядом с парком Перовского появился пять лет назад к празднованию 275-летию города. Говорят, он показывал правильное время, но это в прошлом, сейчас стрелки застыли на месте. Но как туристическая достопримечательность смотрится неплохо.

Отсюда уже недалеко и до главной туристической улицы Оренбурга, вдоль которой расположены многие городские достопримечательности. Здесь почти каждый дом — памятник архитектуры или истории. Улица Советская — пешеходная на значительном участке от пересечения с улицей Профсоюзной до набережной реки Урал.

Кстати, недавно официально зарегистрирован необычный рекорд: Советская признана самой протяженной в стране музейной пешеходной улицей. Длина «Музейной мили» Оренбурга — 1 790 метров, здесь располагается около десятка разнообразных музеев.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Башня с часами на Советской — один из символов Оренбурга. Башня с пристроенным к ней торговым домом построена в конце 1990-х, но прекрасно вписалось в застройку исторического центра. В третьем ярусе башни — часы с приводом на четыре стороны света, а под флюгером — колокола, которые играют несколько мелодий.

Бой курантов на башне впервые раздался в 2013 году. Читала, что каждый день в 12.00 и 17.00 из проемов поочередно выезжают полутораметровые пластиковые фигуры, символизирующие людей, связанных с городом — казак, колхозница, пуховница, газовик, солдат, Юрий Гагарин, Александр Пушкин. Я проходила мимо или слишком рано, или слишком поздно, поэтому, к сожалению, не видела.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Рядом находится небольшой сквер имени Полины Осипенко, где в честь 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина установлен памятник, посвященный А. С. Пушкину и В. И. Далю. Поэт бывал в Оренбурге в 1833 году для изучения материалов, связанных с восстанием Емельяна Пугачева. С городом его знакомил чиновник губернаторской канцелярии Владимир Иванович Даль, вместе они посетили многие исторические места.

Место для памятника выбрано не случайно: на этом месте стояла церковь во имя святых Петра и Павла, которую посетили А. С. Пушкин и В. И. Даль. Каменный храм снесли в 1930-х годах.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Памятников на Советской много: «Толковому словарю Даля», «Первой учительнице», памятники знаменитым врачам у корпуса Оренбургского медицинского университета, памятник «Спасибо, донор!».

Вот скульптурная композиция, посвященная основателю и первому губернатору Оренбурга Ивану Ивановичу Неплюеву, ученику и последователю императора Петра I. В 1742 году, в период правления императрицы Елизаветы I, его назначили наместником Оренбургского края. За период своего правления краем И. И. Неплюев основал около 70 крепостей с целью защиты границ России, утвердил окончательное местоположение Оренбурга. При нем построили несколько школ и храмов по всему краю, произошел рост металлургической промышленности.

Бюст установили к 300-летию со дня рождения Неплюева, после реконструкции памятника к композиции добавили колоннаду и бронзовые доски, на одной из которых нанесены важные события в истории Оренбуржья, на другой — краткая биография И. И. Неплюева.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

В сквере имени Ленина нет памятника вождю, его давно сняли для реставрации, но есть замечательная Ротонда, построенная в первой четверти XIX века во времена оренбургского губернатора П. К. Эссена. Стояла она тогда в другом месте, в Зауральной роще, сюда ее перенесли в 1890-х годах. Сначала ротонду украшал фонтан в виде бога любви Амура, потом его убрали, долго внутри стояла просто скамейка. В 1998 году, к очередному Дню города, внутри Ротонды установили скульптурную композицию — мать, купающая своих детей. К сожалению, сезон фонтанов закрыт, вода из кувшина не бежит.

Рядом — Оренбургский областной музей изобразительных искусств, который занимает здание Городской думы, построенное в 1814 году по проекту уральского архитектора М. П. Малахова. Здание дважды перестраивалось, музей его занимает с 1961 года. К сожалению, попасть в него не удалось: закрыли на какой-то ремонт.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Красивое здание в классическом стиле неподалеку — Оренбургский Губернаторский историко-краеведческий музей. Его построили в 1836–1839 годах для богатого купца А. И. Еникуцева, но тринадцать лет оно простояло пустым. В 1852 году, когда второй раз губернатором Оренбурга был В. А. Перовский, дом приобрела казна для размещения губернской канцелярии. После упразднения генерал-губернаторства и до революции 1917 года в здании размещалась государственная Контрольная палата. Музей открыли в 1947 году.

Сюда я сходила, но не совсем удачно: знаменитая коллекция золота сарматов была на выезде.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Оставалось довольствоваться скульптурой сарматского оленя, стоящей на Советской. Скульптура — точная копия фигурки оленя, которую нашли на Филипповских курганах в Илекском районе при раскопках в 2004 году. Ученые-археологи обнаружили в двух тайниках сотни золотых предметов скифо-сарматской эпохи. Самыми необычными среди реликвий этой древней цивилизации были фигурки оленей с мощными ветвистыми рогами.

Рекомендую также Музей истории города, что занимает здание, построенное в 1856 году по приказу генерал-губернатора Василия Алексеевича Перовского для хранения губернского архива и казны. О нем я уже рассказала в материале «Знакомство с городом начинаем с музея».

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Неподалеку у крутого склона стоят «Елизаветинские ворота». Это копия ворот, полученных в 1757 году в подарок от императрицы Елизаветы в благодарность за то, что Оренбургский губернатор И. И. Неплюев с помощью войск успешно подавил башкирское восстание 1755–1756 годов. После революции ворота разрушили, как символ царизма и угнетения народов, а в 2008 году воссоздали по рисункам, фотографиям и сохранившимся элементам, что находятся в Музее истории города.

В самом начале улицы Советской стоит здание, построенное в 1871–1874 годах для епархиального училища. В 1928–1993 году здесь размещалось Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков, в котором в 1955—1957 гг. учился первый в мире лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин и окончил с отличием. Из стен этого училища вышло более 340 Героев Советского Союза.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Памятник самому известному лётчику советской эпохи — Валерию Павловичу Чкалову в начале улицы Советской открыли в 1953 году, в день 36-й годовщины Октябрьской революции. Имя Чкалова город носил с 1938 по 1957 год.

А вот и мост через Урал, по которому можно перейти из Европы в Азию. Граница здесь проходит как раз по реке.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Этот вантовый пешеходный мост так и называется — «Европа — Азия». В центре его пролета установлены столбики с соответствующими названиями.

Рядом с мостом проходит трасса канатной дороги с таким же названием — «Европа-Азия». К сожалению, сезон закончился, дорога не работает, иначе обязательно воспользовалась бы услугами.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

С моста можно посмотреть на реку Урал, красивую, недавно отремонтированную набережную, городской пляж, крутой склон с куполами церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Нарядное здание на набережной — вокзал станции «Комсомольская» детской железной дороги, маршрут которой проходит по берегу реки. Она открыта в 1953 году, длина полотна составляет около шести километров, дорога направляется под обрывистым берегом Урала в сторону детских оздоровительных лагерей.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Поднимемся на Пушкинский бульвар, где находится необычный памятник, по крайней мере, я такой вижу впервые. Это «Памятник освобождения города от воинского постоя», чаще его называют памятником императору Александру I, так как именно он подписал указ об освобождении.

Воинский постой до 1821 года был основным способом обеспечения военнослужащих жильем в местах их постоянного или временного пребывания. Военных размещали в домах и квартирах местных жителей без их согласия, хозяева не только предоставляли квартиру, но и за свой счет отапливали, освещали, снабжали водой и обставляли мебелью. Никакой платы за это не полагалось. Закон о воинском постое сдерживал и городское строительство, горожанам было невыгодно строить большие дома, так как это только приводило к увеличению числа бесплатных постояльцев.

Указ Александра I от 1821 года освободил россиян от этой тяжкой повинности. Военные теперь получали из казны «квартирные» на оплату за размещение по частным квартирам. Памятник на собранные средства горожане установили в 1822 году, в советское время его снесли. Восстановили в 2013 году к 270-летию города.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Введенский собор был построен на высоком берегу Урала за казенный счет, его колокольню было видно издалека. Освятили трехпрестольный собор в 1758 год, он был теплым, отапливался печами, службы в нем совершали круглый год. В 1859 году в Оренбурге открыли архиерейскую кафедру, и храм стал кафедральным собором. В 1931 году собор разрушили до основания, на месте алтаря устроили общественный туалет.

В середине 1990-х территорию храма возвратили РПЦ. Возрождение Введенского собора началось со строительства небольшой деревянной церкви Табынской иконы Божией Матери. Храм построили по исходным чертежам на сохранившемся основании старого Введенского собора. С 2012 года собор Введения во храм Пресвятой Богородицы вновь открыт для верующих.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Главный храм города — Кафедральный собор Николая Чудотворца находится на территории Форштадта — исторического района города, восточного предместья Оренбурга, населенного оренбургскими казаками. Его построили в 1883–1886 годах на деньги казаков. Это единственный храм города, не разрушенный в годы советской власти. Он был закрыт в 1935 году, использовался сначала как общежитие, а в годы Великой Отечественной войны здесь хранились эвакуированные из Москвы архивы наркомата внутренних дел.

Храм вновь начал действовать с июня 1944 года. Сейчас он мало напоминает первоначальный, однопрестольный храм. К 1910 году к нему присроили еще два придела и обширную трапезную. Большое строительство в Никольском кафедральном соборе развернулось с конца 1980-х годов. Сейчас это комплекс, кроме собора построили водосвятную часовню, административный корпус с библиотекой, крестильный храм в честь Богоявления.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Рядом заслуживают внимания скверы с памятниками «Оренбургскому казачеству», «Оренбуржцам — героям Первой мировой войны», «Святому преподобному Сергию Радонежскому».

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Храмов в Оренбурге много, самых разных. Из окна моего номера был виден небольшой нарядный храм Иоанна Богослова, построенный в 1902 году на пожертвования прихожан, а также средства коллежского регистратора И. С. Истомина и протоиерея Семенова.

Съездила и посмотрела большой храмовый комплекс собора Казанской иконы Божией Матери в северном микрорайоне «Степной» Оренбурга.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Оренбург — город многонациональный и многоконфессиональный, здесь есть храмы разных религий: старообрядческий Храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы, Евангелическо-лютеранская церковь, католический Храм Божьей Матери Лоретанской, Синагога.

Оренбургская еврейская община

Численность мусульманского населения в Оренбурге сейчас составляет немногим более 10%. Регион граничит с Башкирией и Казахстаном, мечетей и до 1917 года в городе было семь, столько же их и сейчас.

В центре города находится Мечеть Хусаиния (6-я соборная мечеть), построенная в 1892 году на средства татарского купца первой гильдии Ахмед-бая Хусаинова, миллионера и крупного мецената. При мечети на его деньги построили также медресе «Хусаиния», которое окончили многие государственные общественные деятели, поэты, писатели, деятели науки и культуры страны. После революции его переименовали в Татарский институт народного образования.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Оренбург — город театральный, здесь несколько театров. Главный среди них — Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького. Драматический театр считается одним из старейших на Урале, первый сезон был открыт осенью 1856 года.

Оренбург — город многонациональный, около 8% его населения составляют татары. В городе работает Государственный татарский драматический театр им. Мирхайдара Файзи. Профессиональная татарская драматическая труппа в Оренбурге была создана в 1922 году.

Есть также Театр музыкальной комедии, два театра кукол, Театр музыки и танца «Щелкунчик», детский музыкальный театр «Маленькая опера».

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Любителей архитектуры Оренбург не разочарует, такое разнообразие архитектурных стилей встретишь не в каждом региональном административном центре. В этом плане Екатеринбург может Оренбургу позавидовать. Конечно, состояние зданий не всегда идеальное. Здесь покажу лучшие образцы того, что я успела увидеть.

Пожалуй, самое красивое здание города — Администрация Оренбурга (мэрия). Оно построено в 1914–1916 годах по проекту архитектора И. Ф. Курецкого для Общества взаимного страхования от огня. Проект победил в объявленном конкурсе. Как пишут, это — «эклектика второй половины XIX века с использованием технических возможностей модерна». Атланты на фасаде символизируют: строительство, торговлю, сельское хозяйство, армию и тяжелую промышленность.

В советское время в здании располагалось управление сначала Ташкентской, затем Оренбургской железной дороги, а с 1959 года — горисполком.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Здание Волжско-Камского банка на Ленинской, построенное в конце XIX века, сейчас занимает прокуратура Оренбургской области. Кстати, дополнение в виде башенки добавили уже в середине XX века, неплохо вписались в архитектурный стиль.

Порадовало большое количество зданий в стиле модерн, читала, что их порядка шести десятков. Жаль далеко не все они в таком отличном состоянии как Здание банка Общества взаимного кредита, построенное в 1908 году. Изначально здание было двухэтажным, третий достроили уже при советской власти, когда в здании разместилось отделение Государственного банка СССР. Надо отметить, что дополнения не нарушили общего стиля.

Сейчас это — Главное Управление Банка России по Оренбургской области.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

«Новые номера Коробкова» на улице Чичерина — гостиница, стильный дом в стиле модерн, построенный в 1911 году. Здесь были роскошно обставленные номера, все технические новинки: электрическое освещение, водяное отопление, телефоны. Революция превратила доходный дом в коммуналку. Дом давно ждет реставрации и постепенно теряет свои украшения.

Достаточно в исторической части города и зданий из красного кирпича. Вот это, например, недавно отреставрировали. Неудивительно, здесь находится областное Министерство архитектуры.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Недавно отремонтировали здание Оренбургского государственного областного театра кукол. Вот этих красивых навесов над входами еще недавно не было: зданию бывшего гостиного двора вернули во время реконструкции его исторический вид.

Есть уголки интересной новой застройки. Например, «Марсово поле». Здесь в небольшом парке стоит памятник Петру I скульптора Л. М. Баранова.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Можно отдохнуть в кафе «Кремэль» в необычном здании (не проверяла, но отзывы о нем неплохие).

посмотреть на Урал со смотровой площадки или спуститься на набережную.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Немного в стороне от исторического центра находится кампус Оренбургского государственного университета. Здесь красивая, ухоженная территория, есть часовня святой мученицы Татианы, покровительницы студентов, летом работает фонтан.

В парке у университета установлен второй в Оренбурге памятник Петру Ивановичу Рычкову.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Неподалеку находится памятник советской промышленной архитектуры — Водонапорная башня, построенная в 1928 году. Высота башни 28 метров, объем бака внутри — 80 тысяч ведер, т. е. почти миллион литров. Башня эксплуатировалась до 1963 года, теперь в ней размещаются кафе и пара мелких организаций.

Рядом и Центральная соборная мечеть Оренбурга, построенная в 1885 году. В 1931 ее закрыли, в здании располагались детдом и швейная фабрика. В 1945 году здание возвращено верующим.

Что посмотреть в степной столице России — Оренбурге

Пожалуй, самая дальняя заслуживающая внимание достопримечательность Оренбурга — Памятник Юрию Гагарину на проспекте Чкалова.

Оренбург мне понравился. Недостатки, конечно, есть, где их нет. Например, требует замены общественный транспорт: как и во многих городах, основной вид транспорта — маленькие автобусы типа «пазиков», неудобные для большого города. Но в целом город строится, город чистый, реконструируются, по мере возможности, исторические здания. В городе будет не скучно и любителям архитектуры, и тем, кому интересны музеи. Туристы голодными не останутся: есть заведения общественного питания для любого размера кошелька — и простые столовые, и рестораны. Хороший выбор подарков и сувенирной продукции разного рода.

Оптимальное время для поездки, по моему мнению, три дня, если вы не собираетесь выезжать за пределы города. Если же не собираетесь углубляться в детали, для обзорного знакомства с городом с посещением пары музее достаточно и двух дней. Кроме упомянутых мною музеев в районе Оренбургского «Арбата», в городе есть Дом-музей им. Юрия и Валентины Гагариных, Музей истории Оренбургского казачества, Дом-музей семьи Ростроповичей и другие.

Неплохой маршрут для обзорного знакомства с главными городскими достопримечательностями есть и в 2Гис. Ссылка здесь.