Турист Игорь (Goga1968)
был 25 апреля 21:59

Егорьевск, Коломна, Зарайск — Россия Ноябрь 2023

Зарайск

Традиционная нудная пробка на выезде из столицы не смогла остудить наш туристический пыл. И часа через три после старта мы уже въезжали в старинный русский городок с интригуюшим названием Зарайск.

Результаты высокоинтеллектуальных споров родных историков по поводу происхождения названия города можно прочитать в сети. Мне показались наиболее правдоподобными две версии. Первая — связана с именем «заряжск» — град за укреплениями, с годами трансформированным в современное звучание. Другая версия основана на том, что название города происходит от слова «ряса» (болото), и город относительно Рязани (Зарайск долго находился в составе Рязанского княжества, а потом и области, вплоть до 1937 года) находился за болотами, или «за рясками».

Впервые в летописях под именем Осётр он упоминался аж на год раньше самой нашей столицы. По велению Василия III в. XVI веке был возведен миниатюрный зарайский кремль, являющийся сегодня самым маленьким в стране, на высоких берегах рек Осётра и Монастырки.

С тех пор Зарайск не раз отражал набеги татар. В 1610 году воеводой Зарайска был назначен князь Дмитрий Пожарский, который смог отразить наступавшие войска Лжедмитрия.

Расцвет города пришелся на начало ХIХ века и был обусловлен транзитной торговлей по сухопутному Астраханскому тракту, проходившему вблизи города, и связывавшему Москву с Нижним Поволжьем. Но в 1847 году к огромному разочарованию местных был проложен Новый Астраханский тракт (Рязанское шоссе), который прошёл на 20 вёрст дальше от Зарайска и нанёс сильнейший удар по его экономике.

Наше путешествие по истории мы начали на территории музея «Зарайский кремль», разместившегося в здании бывших Присутственных мест. История музея началась в 1910 году с открытия земского Естественно-исторического музея по инициативе председатель Зарайского общества сельского хозяйства. Вскоре он был объедининен с Художественно-историческим музеем. А уже в конце XX века он получил статус Государственного, 6 лет назад он стал музеем — заповедником.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции, благодаря находкам, сделанным архелогами всего лет 40 назад. В ней представлены останки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки, среди которых признанным шедевром первобытного искусства выступает миниатюрная статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Зарайский бизон, выставленный 10 лет назад на выставке «Искусства Ледникового периода» в Британском музее Лондона, был признан там ключевым экспонатом.

По причине наличия в XVII–XIX веках многочисленных загородных имений знаменитых московских и питерских дворянский фамилий в непостредственной близости от Зарайска, музей ни чуть не подходит под категорию рядовых уездных выставок. Изысканности и ценности многих предметов его коллекции легко позавидовали бы и крупные города России.

Функционально он разбит на несколько тематических коллекций, на первой из которых — «Русское искусство XVIII — XX века» — представлено уникальное собрание дворянских портретов фамильных галерей Голицыных, Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров и коллекция поздних передвижников.

Зал зарубежного искусства XVII — XX веков с порога ошеломляет потрясающей резьбой на деревянных экспонатах эпохи Ренессанса: шкафах, стульях и резных деревянных германских панелях XVII века со скрупулезно вырезанными сценами из Ветхого завета, некогда украшавшими спальню графини Келлер. Именно ее личная коллекция произведений декоративно-прикладного искусства и составила в начале XX века основу действуюшей музейной экспозиции.

Старинные комоды и книжные шкафы богато украшены золочёной бронзой и изящной мозаикой из черепашьего панциря в стиле Буля, особо ценящейся прежней высшей аристократией. А глядя на ажурные вазы их дельфского фаянса, восхищаешься непревзойденной квалификации бельгийских мастеров.

В Зарайске нам крупно повезло с гидом. Им оказалась Ирина Станиславовна, яркая провинциальная интеллигентка. Со своей задачей она справилась великолепно, параллельно пытаясь вписаться в выделеные ей скромные полтора часа. Несмотря на полуторную скорость, её захватывающий рассказ, изобилующий красочными метафорами и точными цитатами, держал нас в напряжении на всём его протяжении. Я не мог не сделать комплимента ей в самом конце, уточнив не она ли одна сопровождает здесь туристические группы. И получив, очевидный отрицательный ответ (а наших братьев-туристов тут и правда, пруд пруди), заверил её, что нам достался лучший из зарайских гидов.

Коломна

Коломна, образованная в 1177 году, известна в первую очередь своим ратными заслугами, начиная с ордынского периода. С городом связаны имена Дмитрия Донского, собиравшего дружину перед Куликовской битвой именно здесь, и Ивана Грозного перед походом на Казань. В 2005 году город отмечал 625-летие победы в Куликовской битве. К этой знаменательной дате не только поставили замечательный конный памятник Дмитрию Донского на фоне высоченной и отлично сохранившейся стены коломенского кремля, но и радикально преобразили территорию Кремля. Следующей ключевой датой в преобразовании облика страринного города стали Дни славянской письменности в 2007 году. Именно в канун праздника на Соборной площади установили памятник Кириллу и Мефодию.

Вкусные ноябрьские выходные

Несомненно, зодчие, ставившие Коломенский кремль в XVI веке, имели в голове в качестве образца московский кремль, но не нынешнего вида, а без декоративных шатров, появившхся в столице на рубеже XVII века.

Практически в каждом кремле есть одна из башен, с которой связывают местные колоритные легенды. В родном Нижнем Новгороде — Коромысова, а в Коломне — это Маринкина башня, в которой, согласно фактам, томилась в заточении Марина Мнишек.

Сегодняшние туристы из 17 красивейших башен кремля могут увидеть лишь сохранившиеся 7. Активная разборка кремлёвских стен началась после письма императора Павла I в. 1797 году к Московскому военному губернатору Ю. В. Долгорукову о разрешении разобрать в городах Московской губернии (Коломне, Серпухове и Можайске) крепостные стены и ворота из-за их крайней ветхости. Письмо легализовало и так существовавшую до этого в Коломне «тайную добычу» кирпича и камня из стен кремля, что способствовало росту числа в городе каменных домов. Только в 1848 году официально было запрещено разрушение кремлевских стен. Но к тому моменту исчезло многое. Особую грусть вызывает уничтожение Свибловой башни, которая главенствовала в былые времена над кремлём и его окрестностями — её высота достигала 34 метров. Она была более мощной, чем Коломенская (Маринкина), и завершалась пышной короной машикулей.

Вкусные ноябрьские выходные

Башня стояла на берегу Москвы-реки около плашкоутного моста и охраняла водную артерию города. Сегодня вблизи этого места размещен отель «40 меридиан Арбат» на дебаркадере, рядом с которым стоит оригинальная скульптура водовоза и столб с зафиксированными умопомрачительными уровнями воды в Москве-реке в самые значимые половодья.

Коломенский кремль уже давно начал прорастать застройкой, в основном, в 80-е годы позапрошлого века. Сейчас его территория немного подчищена, но на ней проживает значительное количество горожан, а на Соборной площади есть даже общеобразовательная школа. К событию 2005 года кремлевским жителям были выданы деревянные резные типовые ворота, которые создают сегодня неповторимый русский колорит. Но к сожалению архнадзор, видимо, не в состоянии запретить сооружение вопиющего новодела в лице негармонирующих с соседними домиками особняков с пластиковыми окнами. Желающих иметь штамп в паспорте с колоритной записью на странице прописки «Кремль» предостаточно, и по заверениям нашего гида недвижимость здесь не продается.

Кроме жилого сектора на территории Кремля размещены несколько отдельностоящих храмов и два монастыря. В одном из них, Голутвинском монастыре, основанном в конце XVII века, размещена резиденция Митрополита Коломенского и Крутицкого, Ювеналия. Поразила своей необыкновенной красотой Троицкая церковь, размещенная внутри территории монастыря, выполненная в стиле русского барокко в начале XVIII века.

Другой — Брусенский монастырь в честь Успения Божией Матери был заложен Иваном Грозным в честь взятия Казани. Монастырь исключительно фотогеничен, и рука так и тянется нажать на кнопку, запечатлев его очередной роскошный ракурс.

Еще одним местным раритетом стали Шевлягинские бассейки. Этот уникальный памятник историческому коломенскому водопроводу, построенному в начале XX века, представляет собой воссозданную по дореволюционным чертежам копию водоразборной колонки тех времён. Классно, что колонка действующая и подключена к городскому водопроводу. Изящный рисунок украшает её чугунный восьмигранный корпус.

Вкусные ноябрьские выходные

В прошлом в городе существовало 6 подобных колонок; своё народное название они получили по фамилии почётной гражданки Марии Шевлягиной, которая в начале XX века безвозмездно спонсировала строительство коломенского водопровода. Сегодня восстановлено всего две из них, нам посчастливилось увидеть обе: одну напротив музея пастилы, другую — на территории Кремля.

В принципе, вся территория Кремля — сплошное историко-архитектурное, музейно-познавательное и гастрономическое пространство. В некоторые заведения общепита в ноябрьские праздничные дни наблюдался какой-то нездоровый ажиотаж, подогретый, видимо, эмоциональными отзывами в социальных сетях. Несмотря на полупустой зал в «Доме с мезонином» (к слову, удостоенном высоких оценок наших сограждан) администратор заведения важно сообщил нам при входе, что все столики забронированы, и так у них в выходные дни всегда! Ну что ж, будем знать на будущее. И если когда-нибудь мы попадем ещё в этот чудный городок, может и не преминем забронировать столик заранее.

Вкусные ноябрьские выходные

Голодными, понятное дело, мы не остались, откушав в «Намеках», в полусотне метров на той же улице имени русского писателя Ивана Лажечникова.

Город по праву гордится своими музеями, оригинальность и самобытность которых привлекает заслуженое внимание не только взрослых туристов, но, что ещё более важно, наших детишек. Нам удалось побывать в одном из них — Музее «Калачная» (отметившем недавно свой 10 день рождения), где я искренне пожалел, что уже давным давно вышел из детского возраста. Эх бы, оказаться здесь на несколько десятков лет пораньше! Еще бы тогда я с удивлением узнал, что означают многочисленные поговорки про калачи, которые так прочно и органично засели в нашей разговорной речи с первыми словами наших предков: «Не суйся со свиным рылом в калашный ряд», «Дошел до ручки» и многие другие.

А тут — шикарное театрализованное представление, доставившее всем присутствующим не только кулинарное, но и познавательное наслаждение. Наши присутствующие дети, в жизни не видевшие и не пробовавшие калача ни разу (да я и сам имел небогатый опыт в далеком детстве) точно запомнили, что калач считался в старые времена немудренным, узнаваемым и очень популярным русским хлебом. Из-за дороговизны пшеницы калач могли себе позволить только царствующие особы, позднее — бояре, купцы; крестяне же — всего лишь три раза в год. И был он, и есть — всегда круглый, часто в форме замка с дужкой.

А вот кое-что и для меня было в новинку. Например, что живёт калач максимум сутки. А позже его надо оживлять в печи или микроволновке, после чего обязательно сразу же съесть. Иначе позже он точно превратится в грубый сухарь.

Ещё я уж точно запомнил (за детей не уверен), что ценность калача не ограничивалась дорогостоящей, ситной мукой (от того, что её многократно просеивали через сито для насыщения кислородом), что делали его на специальном ледяном столе, к которому снизу был прикреплен бак с насыпанным доверху льдом. Благодаря этой хитрости поверхность стола всегда оставалась холодной, а ведь калачное тесто долго вымешивали, «терли» о стол, но тесто при этом не перегревалось и имело упругий и тягучий мякиш, такие калачи называли «тертые». Потому-то позже человека умелого и упертого стали называть «тертый калач». Удивительно, но у калача есть свои: «пузо», «губа» и «ручка». На пузе калача (самой толстой раскатанной его части) делают спецальный надрез, благодаря которому весь углекислый газ при нагреве в печи до 300 градусов выходит из него именно в месте надреза, а не надрывает калач где попало. Часть пуза, которую надрезают, называют «губой». По старинной технологии губу нужно было припудрить мукой, чтобы место разреза не слиплось и не обветрило, пока калач не отправится в печь. Так что сначала губу сворачивали, «раскатывали», а потом «закатывали».

Прослушав интереснейшее представление, мы явно «раскатали губу», надеясь на продолжение «банкета» и шикарное угощение. А им стали «всего лишь» румяные горячие калачи, НО со сливочным маслом и чаем с сахаром вприкуску. Что может быть вкуснее?!

Очень приличная для провинциального города гостиница «Коломна» в центре, в полутора километрах от кремля, приютила нас на одну ночь. Исключительно просторный номер более подходящий для категории Deluxe позволил вдоволь отдохнуть и набраться свежих сил перед очередной порцией ярких туристических впечатлений.

Следующее раннее утро началось с осмотра величественной и монументальной Церкви Пресвятой Троицы в удалённом районе Коломны на противоположном берегу Оки. Современный каменный храм, чем-то похожий на Морской Собор Крондштадта, возведён в конце XIX — начале XX века на пожертвования, в основном, владельца местного Щуровского цементного завода Эмиля Липгарта. Неовизантийский стиль храма достаточно редок для наших провинциальных городов, но «списан» он был по заверению его зодчего с константинопольской Софии.

Вкусные ноябрьские выходные

В советское время помещения храма занимал и Театр рабочей молодежи, и клуб, и пекарня. Почти тридцать лет назад храм начали восстанавливать, так что сегодня он предстал перед нами во всём своём величии. Пространство храма не ограничивается только увиденным нами: это ещё и приют, и центр поддержки инвалидов, и обеды малоимущим, и 11-летняя воскресная школа, и издаваемая газета, и даже крохотный зоопарк на территории.

На обратной дороге в Коломну мы свернули к Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю, расположившемуся на берегу недалеко от слияния Оки и Москва-реки. Нам крупно повезло не застрять на красном семафоре единственного железнодорожного переезда в непосредственной близости от обители.

Возведение её связывают с именем преподобного Сергия Радонежского, который, судя по летописям, руководил строительством будущего монастыря. Считается, что обитель начал свою историю с XIV века. За это время монастырские сооружения были неоднократно обновлены и сейчас представляют собой красивейший архитектурный ансамбль.

Из него, безусловно, выделяется уникальная ограда с краснокирпичными башенками (украшенными вифлеемскими звёздами) в псевдоготическом стиле главного архитектора столицы на рубеже XVIII века — Матвея Казакова.

Егорьевск

Крохотный по нынешним меркам провинциальный Егорьевск нас всех поразил и удивил. Немногочисленные яркие аттракции заслуженно привлекают внимание многочисленных туристов, которые позволяют городу жить полноценной жизнью.

Может быть, некоторые наши соотечественники знают о том, что это родина популярнейшего детского писателя Эдуарда Успенского. Граждане пообразованнее могли встречать в знаменитом толковом словаре Владимира Даля особый сорт хмеля — гусляк — произрастающий вдоль местной речки Гуслицы.

Знакомство с ним мы начали с короткой обзорной экскурсии по городу, сделав первую остановку у красно-кирпичных стен с башенками причудливой формы Свято-Троицкого Мариинского монастыря.

С приходом Советской власти монастырь и белокаменный собор закрыли, а на его территории разместился Авиатехнический колледж гражданской авиации, впоследствии — имени моего земляка, Валерия Павловича Чкалова. Егорьевцы по праву гордятся тем, что на территории бывшего СССР не было ни одного аэропорта, где бы ни работали выпускники колледжа. В свое время его закончил не только мой земляк, но и многие будущие руководители гражданской части авиации нашей страны и 125 стран ближнего и дальнего зарубежья. Помните экстравагантного «шоколадного зайца» Пьера Нарцисса, родом из Камеруна? Даже он хотел стать военным летчиком, обучаясь в Егорьевске, но его запала хватило не надолго в отличие от других многочисленных представителей африканского континента. Благодаря которым летом по городу за ручку с любящими их российскими бабушками бродят многочисленные чернокожие внучата с исключительно редкими для средней полосы России именами Фидель и Мигель.

И уж так повелось, что ажурные монастырские ворота в городе не называют иначе, как «Советский союз» , благодаря сотням вырезанных в красном кирпиче названий населенных пунктов локации новоиспеченных летчиков после завершения обучения. Традиции этого «наскального» творчества уже почти 90 лет.

К Свято-Троицкому Мариинскому монастырю имеет непосредственное отношение Никифор Михайлович Бардыгин, имя которого наверняка знает и чтит каждый егорьевец. Именно по его инициативе и отчасти на его средства, в бытность его градоначальником, был построен женский Маринский монастырь и церковь св. Александра Невского, и в городе были проложены мостовые, организована пожарная охрана, проведен водопровод, заложены два парка, упорядочено городское землевладение, сооружены мосты, открыты мужская и женская гимназии.

Дело продолжил его сын, Михаил, который также был видным общественным деятелем и меценатом.

Вкусные ноябрьские выходные

Именно он сделал первый взнос (в 200 тысяч рублей) в строительство, а позднее стал попечителем механико-электротехнического училища в Егорьевске, корпуса которого являют собой потрясающий шедевр промышленного модерна.

Здание, напоминающее викторианский замок, который ушлые туристы называют местным Хогвартсом, — единственный в городе памятник федерального значения. Сегодня здесь располагается Егорьевский технологический институт, вокруг главного корпуса которого раскинулся самый настоящий готический квартал, даже со «своим» Биг Бэном, лицезреть который мы смогли только из окна туристического автобуса по причине ограниченности времени.

Вкусные ноябрьские выходные

И хоть при открытии механико-электрического училища имени цесаревича Алексея (о меркам того времени — низшего учебного заведения) в него набирали мальчишек 13…15 лет, несмотря на сословья и вероисповедения, город вправе гордиться его абитуриентами.

Среди них Дмитрий Ясенев, один из руководителей Уралмашзавода в послевоенные годы; егорьевские учащиеся непосредственно проектировали мощнейшую для плана ГОЭЛРО Шатурскую электростанцию.

В этом году в стенах Механико-электротехнического училища прошли съёмки сериала «Политех» на канале СТС, где здание сыграло роль Политехнического колледжа № 47. Выхода на экраны сериала, кажется, с нетерпением ждут все жители города. Уверенность, что в учебном заведении готовят будущих волшебников, у местных с годами только крепнет.

Коллекция именно Михаила Бардыгина стала основой великолепного музея — Егорьевского историко-художественного музея. Вот уж никак не ожидал увидеть здесь такое несметное количество раритетов, ради которых сюда стоит приехать. Благодаря Бардыгину в собрании музея с 1911 г. представлены лучшие образцы российской промышленности и дизайна четырех последних столетий: стекло и фарфор, металл и шитьё, резная кость и расписное дерево. Коллекция наполнена истинными сокровищами и диковинами, коих не сыщешь и в столичных музеях.

P. S. Ну что ж, позади чудесные пару дней, за которые мы стали немного по-образованнее и главное, по-патриотичнее. Так держать!