Турист Магдалина happiness (happiness)
Магдалина happiness — была сегодня 8:40

Белград — Сербия Май 2023

То, что Белград очаровательный, живописный, недорогой, искренний, добрый и вкусный город-давно является неоспоримым фактом. А я от себя добавлю еще и душевность. И чтобы закрепить свое мнение в этом мы отправляемся в Земун-самый интересный район Белграда, отдаваясь приятной долгой прогулке. Среди побывавших в Белграде есть такие ходоки, которым в удовольствие пройтись в Земун пешком преодолев Бранков мост и выйдя сразу к набережной Дуная. Не задавалась целью узнать сколько на это придется потратить времени. Мы с Юрой решили этот вопрос проще, сев на автобус № 15 который отправляется из центра Белграда. Поездка по маршруту заняла не более 15–20 минут. Увидев старую застройку поняли что мы в Земуне и вышли у Земунского парка, с него и начали знакомство. Я бы не сказала, что парк чем-то особо привлекателен, он отличен от тех, что мы привыкли видеть в других Европах или у себя на курортах. Здесь нет ярких цветущих газонов и прудов с карпами, на которых в наше время большая мода. Нет и поющих фонтанов с изящной скульптурой. Напротив, скультурные композиции разнясь с атмосферой парка поражают своей суровостью. Например, памятник кожевнику. Есть еще и бюст сербскому поэту Бранко Радичевичу-тому самому в честь которого дали название Бранкову мосту.

Бранко Радичевич-известный сербский писатель,получивший по-настоящему признание только после смерти.Писал Бранко вопреки установленным традициям.Был сторонником Вука Караджича -реформатора сербского литературного языка и поддерживал его языковую реформу. В России стихи Бранко Радичевича известны благодаря А.А.Ахматовой.

Земунский парк несколько отдален от основного туристического маршрута-просторный, очень зеленый и безлюдный. Здесь приятно просто пройти по зеленой аллее, листая историю Земуна, бывшего до 1934 года отдельным районом Белграда.
На месте современного парка в 1800-х находился Контумак- карантинная больница, где пребывали заболевшие чумой. Поскольку Земун был пограничным австро-венгерским городом с Сербией, находившемся под контролем Османской империи, карантин был установлен как для товаров, приходивших из-за реки Савы так и для посетителей. В списке известных людей, содержавшихся в Контумаке числились сербский революционер Карагеоргий и датский писатель Ганс Христиан Андерсен.

Земун-добродошли!

Первое название парку было дано в честь Елизаветы Баварской, а нынешнее появилось после Первой мировой войны.
После закрытия Контумака в 1871 г. большая часть строений была снесена за исключением церкви св. Архангелов Михаила и Гавриила. На фоне здания мы обнаружили скромный памятник в виде хачкара, оказавшийся памятником благодарения армянского народа.

Народ Армении благодарит народ Югославии за поддержку,полученную во время землетрясения в Ереване в 1988г.

Рядом церковь св. Роха(св. Рох-католический святой, защитник от чумы).

Церковь была построена в 1836 году на фундаменте предыдущей часовни.Дело рук архитектора Джозефа Фелбера,построившего Троицкую церковь в Земуне.После Второй мировой войны церковь утратила свое значение и сегодня работает только по определенным дням.

В наше время парк расширен и хорошо озеленен благодаря строительству Великого Реала — проще сказать Земунской гимназии, на момент основания принадлежащей Австо-Венгрии. В 1958 г. здание объединило в себе женскую и мужскую части. На сегодняшний день Земунская гимназия является крупнейшей в Сербии и после реставрации здания в 2020—2021 г. г. гимназия является еще и одним из самых современных учебных заведений страны.

Земун-добродошли!

В древнем Риме на месте Земуна располагалось поселение Таурунум, исчезнувшее во времена этнических перемещений по Европе IV—VII вв. Первые письменные доказательства существования Земуна относятся к XII в. когда эти края были завоеваны венграми, разрушившими Белград и использовавшими его камни для строительства Земунского укрепления. Как считают современные историки название Земун переводится как «земляной город» и это говорит о том, что когда-то здесь люди проживали в землянках.По причине стратегического расположения рядом с местом слияния Савы и Дуная земун стал важным стратегическим объектом и причиной бесконечных раздоров между правителями разных империй. Ведь фактом является то, что в течении некоторого перида времени Земун находился под управлением Австро-Венгрии и Османской империи, в конечном итоге став Сербским.
В 1918 г. после распада Австро-Венгрии земун вошел в королевство Югославия в статусе пригорода Белграда, а спустя еще несколько лет стал окраинным районом сербской столицы, каким является и сейчас.

Земун-добродошли!

За пределами парка Земуну задает тон просторная ул. Главна с большим количеством старинной архитектуры. Красивый особняк, расположенный на углу ул. Главна и Давидовичева-здание земунского почтового отделения(по сербски-пошта).Был построен в 1896 году на месте снесенного здания почты XVIII в. С момента постройки и до наших дней здание служит исключительно своему первоначальному назначению. Почтовое отделение Земуна-памятник культуры и одно из самых значимых зданий городского исторического центра Земуна.

И еще парочка зданий для представления о современном центре Земуна.

Облик города резко изменился, стоило нам свернуть с Главной улицы. Высокие здания сменились на осбнячки. Чтобы сохранилась атмосфера исторического Земуна застройка здесь делалась невысокая и редко превышала 2–3 этажа. Особнячки соединяют в себе как разные архитектурные черты, так и элементы интересного декора.

Земун-добродошли!

Уже и не вспомню где именно, но внимание привлекла бойкая торговля. Продавали простые товары(даже б/у)-книги, коллекционные монеты, сувениры, разложенные прямо на тротуаре! Когда-то очень давно и у нас на Центальном рынке можно было встретить торговлю такого формата. Скажем, в народе такие рынки называют «блошиными».Никогда не задумывась, почему именно так. Название таких рынков как нельзя точно указывает на то, каким образом товар преподносили покупателю. Первые такие рынки появились в пригородах Парижа в XIX столетии, где частные антиквары и торговцы разного «барахла» располагали свои товары прямо на земле. Историки сходятся во мнении, что название «блошиный» объясняется постоянной толкотней и отсутствием на таких рынках гигиены, поэтому ассоциации путешественника, посетившего такое место были понятны. Кстати, название это общепризнано и распространено по всему миру, в т. ч. и в России. А формат «блошиного рынка» как видно, актуален и до сих пор.

Земун-добродошли!

Гулять по Земуну необычайно приятно и хотя нашей главной целью на сегодняшний день  было дойти до знаменитой башни на холме Гардош с видом на Дунай, увлеченные провинциальным очарованием Земуна и исключительно положительными эмоциями, хоть немного, но решили растянуть приятные мгоновения, покружив в районе местного рынка, расположенного на Торговой площади — Велики трг.Мы нырнули в ряды, где продавали садовую рассаду и цветы-эх, если я была бы в Ростове, то не отошла от такой пестрой экспозиции с пустыми руками. И я уже готова была затеряться в рядах, но Юра вовремя ухватил меня за руку напомнив, что мы все-таки не за этим сюда приехали.

Земунский трг известен еще доминирующей над всеми зданиями в этом диапазоне достопримечательностью. Здесь стоит достаточно старая, конца XVII в. католическая церковь Вознесения Блаженной Девы Марии. Дева Мария-святая покровительница Земуна. Ранее на ее месте стояла турецкая мечеть, а с заселением на земле Земуна христиан мечеть отремонтировали, преобразовав ее в церковь.

Земун-добродошли!

Еще один расположенный в центральной части Земуна-храм Рождества Пресвятой Богородицы, старейший и крупнейший храм Старого Земуна 1780 г. Вплоть до 2009 г. здесь поводились большие работы по реставрации, а на завершающем этапе стенам храма добавили декоративное освещение.

Земун-добродошли!

Дальше об атмосфере Старого Земуна. Здесь, у берегов Дуная, на подъеме к холму Гардош нас встречает благоустроенный кусочек старого города: узенькие брусчатые улочки, усеянные очаровательными одноэтажными домикам- это самый известный район Земуна, который существует сегодня в почти неизмененном виде. Здесь Земун кажется очень уютным и пусть мы увидели далеко не все его уголки, но вполне получилось уловить дух некоторой провинциальности и балканской теплоты.

Земун-добродошли!

Фотографировала всю эту милоту не обращая внимания даже на провода и автомобильную парковку, с двух сторон протянувшуюся вдоль и без того узеньких улиц и как только они здесь разъезжаются?

Земун-добродошли!

Но разве могут испортить эти недочеты очарования места? Справедливости ради стоит заметить, что большинство фасадов отреставрированные и аккуратные, оформленые живой изгородью и приветствуют нас, создавая иллюзию старой доброй сказки. Место это туристическое, но фотографии соврать не дадут, здесь мы видели не так много народа. Может потому, что был будний день, а может потому, что пришли сюда мы довольно рано.

Земун-добродошли!

Заглянула в один из двориков:

А вот наша цель и главная достопимечательность Земуна. Башня Гардош(название идет от холма, на котором она возведена) или башня Тысячелетия(Миллениум), построенная в 1896 году на руинах средневековой крепости Таурунум в честь тысячелетия венгерской государственности. В Европе таких башен было построено несколько, а Гардош стала самым южным фортпостом, самой южной границы Австро-Венгерской империи. Сегодня 36-метровая башня используется как смотровая площадка, хотя ранее она использовалась пожарными в качестве одного из обзорных пунктов. Рядом с башней сохранились руины оборонительных сооружений средневековой крепости.

Напротив башни находится старое кладбище и православная церковь Дмитрия Солунского, построенная приблизительно в тот же период, что и башня и это единственная православная церковь не похожая на костел.

Земун-добродошли!

У подножия башни также есть смотровая площадка и виды с нее на черепичные крыши Старого Земуна, нового города и реку Дунай потрясают своей незаурядностью.

Земун-добродошли!

Впереди два высоких шпиля. Один из них-церковь Рождества Пресвятой Богородицы, о которой говорилось выше. Второй, красивый, принадлежит старейшему в Белграде православному храму Николая Чудотворца- самого почитаемого святого в православном мире. Спускаясь от башни к Дунаю мы как раз проходили ее, зашли внутрь.

Земун-добродошли!

Несмотря на барочный фасад храм с самого начала был православным. То, как выглядит храм сегодня говорит о том, что  сербы свято чтут христианскую веру и традиции. Храм отреставрирован, а главной его особенностью является старейший иконостас в стиле барокко. Традиционно внутри я не фотографировала но снажужи, во дворике, не удежалась-очень мне понравилось оформление питьевого фонтана с изображением узнаваемых образов святых. Да и сама вода в нем оказалась приятно-прохладная. День был душным и очень хотелось пить, а тут так кстати попался нам этот фонтанчик, здесь можно было напиться и лицо освежить.

Земун-добродошли!

Вот так неспеша мы спустились на набежную Дуная. Оглядываясь назад ужаснулись прикинув, сколько намотали за эти полдня. Но здесь, отдохнув немного на скамейке и съев мороженого-может быть от близости речной прохлады,окунувшись в приятный оазис у воды почувовали прилив сил и снова готовы были покорять теперь уже замечательную зеленую аллею, переходящую в парк у слияния Дуная и Савы. Даже не скажу, сколько времени мы провели на набережной, но точно не менее двух часов (а если еще и посидеть в кафе, то зависнуть можно очень надолго).У берега причалены многочисленные катерки, часть которых оборудована под рестораны. Земун славится своими барами и рыбными ресторанами у воды — «сплавами».Эта такая изюминка Белградская, без которой атмосфера города будет совсем не та. Сам променад изобилует множеством симпатичных кафе, но только почему-то все они были закрыты.

Земун-добродошли!

Есть среди них ресторан «Венеция»,один из первых ресторанов на воде, открытый в 1913 г, который на протяжении десятилетий был одним из самых популярных ресторанов Земуна и Белграда, благодаря своему панорамному распопложению над Дунаем и являлся эталоном хорошего обслуживания и качественной еды. Ресторан претендует на статус памятника культуры и является символом Земуна и Старого Белграда еще до официального соединения городов. Несмотря на свое культовое значение, в 2019 г. «Венеция» была преобразована в китайский ресторан «Лотос»,но уже в 2020-м статус и название ресторану были возвращены.

Земун-добродошли!

Вдоль набержной установлено несколько памятников известным интересным личностям, имеющим отношение к Земуну. Первый памятник с популярным в Сербии именем Бранко-Бранко Найхольду-сербскому писателю.

Памятник  Бранко Найхольду-сербскому писателю и самому известному летописцу-современнику Земуна(2047-2016 г.г.),который является автором более,чем 50-ти книг о Земуне,основателем международного салона карикатур в Земуне.За вклад в культурную жизнь города он получил ежегодную премию Земуна в 2001 году,за свой вклад в развитие мировой карикатуры он получил премию Международной организации карикатуристов (FECO) в 2006 году.
Памятник Бранко Найхольду-сербскому писателю и самому известному летописцу-современнику Земуна(2047-2016 г.г.),который является автором более,чем 50-ти книг о Земуне,основателем международного салона карикатур в Земуне.За вклад в культурную жизнь города он получил ежегодную премию Земуна в 2001 году,за свой вклад в развитие мировой карикатуры он получил премию Международной организации карикатуристов (FECO) в 2006 году.

Второй памятник выглядит комично, но посвящен легендарной фигуре Янко Собиньянину.

Янош родился в 1407 году в замке Хунедоара, расположенном на территории Трансильвании (современная Западная Румыния) в семье знатного валашского (румынского) дворянина. Достигнув совершеннолетия, Янош поступил на службу к Сигизмунду I Люксембургскому – императору Священной римской империи, в состав которой тогда входила Трансильвания. Главной заботой Сигизмунда было отражение османской угрозы, нависшей над Венгерским королевством и Валашским княжеством. С первых дней своей службы Янош стал непримиримым врагом Османской империи.Борьбе против нее Янош посвятил всю свою бурную, полную битв и походов жизнь. Значимой для Сербии стала его битва против Османской империи на водах Дуная близ Белграда.Однако суждено ему было умереть от чумы в старой крепости в Земуне,на месте которой сейчас стоит башня Гардош.

Вот такой получился у меня сегодня лонгрид о маленьком уголке Белграда…Выполнив программу дня нам осталось покормить лебедей, обитающими на Дунайской набережной. И не только-они прекрасно ладят с местными голубями,которые также не против подкормиться «под шумок»))

У нас с собой был пакетик с орешками и семечками, который мы на всякий случай прхватили с собой. Здесь он зашел на ура. Птицы настолько осмелели, что не пугаясь спокойно выходят на берег и выхватывают корм прямо из рук.

Земун-добродошли!

Прогулка по Земуну получилась душевная. Иногда восприятие о месте зависит от момента. Финальной частью нашей прогулки стала набережная с лебедями и почему-то именно этот момент всплывает, когда я вспоминаю о Земуне.