Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была вчера 18:25

Ирбит, Туринск — Россия Ноябрь 2023

В Туринске раньше никогда не была. А в Ирбите была когда-то давно в командировке, а два с половиной года назад ездили специально походить по прекрасным музеям этого города. В Ирбит, который запал в душу, наметили снова приехать через некоторое время, и вдруг вижу однодневную экскурсию сразу в два эти старые уральские города, притом в Ирбите было записано посещение этнографического музея, в который мы в прошлую поездку не попали, так как в воскресение там был выходной. Жаль, когда в музее в воскресение делают выходной. Хотя с Ирбитским музеем нам опять не повезло, в программе была ошибка.

Самый старый город Свердловской области -это Верхотурье, который основан в 1598 году. Всего через два года был основан Туринск. И только через 31 год основали Ирбит, которому еще 8 лет до четырехсотлетия. Сначала мы едем в Ирбит, он ближе. От Екатеринбурга до Ирбита больше 200 км, которые мы проехали с одной санитарной остановкой за 3,5 часа. Пока мы ехали, услышали от нашего гида Павла огромное количество информации знакомой и незнакомой. Удивило то, что оказывается Ирбит и Туринск- это Сибирские города. Ирбит и Туринск ближе к сибирским городам Тюмени и Тобольску, чем к Екатеринбургу. Я, конечно, в Азии живу, но моей подруге Шифе очень повезло: рано утром она выехала из европейского города Первоуральска, и вот пожалуйста, в 11 утра мы уже в Сибири.

В Ирбите мы остановились у Музея народного быта, где к нам присоединился ирбитский экскурсовод. Тут вот и выяснилось досадное недоразумение. Меня привлекло в этой экскурсии то, что в программе было указано посещение Ирбитского историко-этнографического музея, а в Музее народного быта мы были в прошлый приезд. Ну что же… пока посмотрим что изменилось в городе за два с половиной года.

Останавливаемся у новодельного острога. Наш ирбитский гид уточнил, что первоначальное поселение и острог были ниже по течению реки Ирбеи, у ее впадения в Ницу.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Первоначально Ирбеевская слобода входила в состав сибирской Тобольской губернии. В 1775 году Екатерина II присвоила Ирбиту статус города за сопротивление пугачевцам, а уже с 1781 года уездный город Ирбит вошел в состав Пермской губернии, куда тогда входил и Екатеринбург. В Свердловской области Ирбит оказался только в 1934 году.

Основал поселение на реке Ирбее, ставшей Ирбитом, слобожанин Иван Шипицын (его фамилию часто переводят с древнерусского как Спицын), житель Верхотурского уезда. При освоении новых земель первые несколько лет (от 2 до 8) крестьяне не платили оброк. В районе Ирбита льготный срок был 6 лет. Это и побудило два десятка человек во главе с Иваном Шипицыным перебраться в эти земли. В 1640 году крестьян было уже 111. В 1645 году был построен острог и прибыло 25 казаков для сбора налогов.

Новодельный острог построили у цента города, которым является площадь Ленина.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Площадь Ленина необычна тем, что здесь уживаются памятники Ленину и Екатерине II.

Подлинный памятник Екатерине Второй, который был установлен в 1883 году разрушен в1917. Новый памятник установлен в 2013 году на подлинном пьедестале. Он был восстановлен по фотографиям и документам. С другой стороны площади стоит Ленин. Памятник вождю был установлен в 1937 году и до 1965 года стоял на освободившемся императрицином пьедестале. В 1965 году пьедестал убрали, и на этом же месте установили трибуну и новый памятник Ленину. В лихих 90-х скульптуре вождя снесли голову, а когда изготовили новую, то она оказалась великовата, и скульптуру прозвали «гуманоидом». Мы тот памятник видели в прошлую поездку. В 2021 году установлен третий памятник, и теперь с головой вождя все в порядке.

Памятник Ленину стоявший в 2019 году
Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Правда, ирбитский гид сказал, что памятник тот же, только ему поправили голову… похоже на то.

Если Екатерине II город обязан и своим учреждением, и льготами по налогам, позволившими ему развиваться, то и с вождем пролетариата у города есть связь. Ленину мы обязаны индустриализацией, элекрофикацией, ликвидацией безграмотности и другими достижениями страны. Кроме того в Ирбите жили двоюродные племянники Ленина, и до сих пор живут их потомки. Очень сильна Ирбиткая организация КПРФ.

Копию памятника Екатерине II изготовили в 2003 году, и 10 лет не могли установить из-за споров о месте установки. После долгих обсуждений памятник Екатерине установлен на той же площади, но с другой стороны. Страниц истории нельзя вычеркнуть, две разных эпохи соединились на одной площади. Сначала эта площадь называлась Торговой, именно на ней проходили знаменитые Ирбитские ярмарки. После открытия намятника Екатерине II площадь стала Екатерининской, а после 1917 года ее назвали площадью Согласия. После смерти вождя площади дали его имя.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

В центре площади между императрицей и памятником вождю находится мемориал-братская могиала 40 расстрелянных в июле 1919 года участников восстания против белогвардейцев. Вот так все переплелось на этой площади.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Главный павильон Ирбиткой ярмарки сейчас на реставрации и, как нам соощил наш ирбитский гид, в нем будут не торговые площади. Хотя это отступление от истории. Это здание первоначально строилось для театра, в нем много лет шла торговля. Можно в здании разместить музеи и культурные точки, но все-таки торговые площади нужны, такова история.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

За площадью, ближе к реке Ирбит запланировано построить новое здание для музея мотоциклов. Этим музеем мотоциклов, единственным в России, Ирбит прославился, как когда-то самими мотоциклами"Урал».

На площади сохранилось здание, построенное в 1878 году, в котором сейчас размещается почтамт. До революции здесь была городская управа, ярмарочный комитет, библиотека и купеческий клуб. Во времена СССР в здании размещались клуб, дом просвещения, школа и другие заведения. Почтамт здесь находится с 2013 года.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

В другом здании XIX века временно размещается Ирбитский драматический театр, здание которого сейчас на реконструкции.

Долго по площади мы не ходили, в этот день очень сильно похолодало, после плюсовых температур, непривычных на Урале для ноября, и ветер был пронизывающий. Поехали к следующей остановке у памятника Жукову. Там мы в прошлый раз не были. По дороге нам рассказывали о мелькающих за окном достопримечательностях, но почему-то они все оказывались с другой стороны, а в нашем микроавтобусе совершенно не было видно, что там с другой стороны. Хорошо, что в прошлый раз мы пешком походили по городу, и видели многие здания, о которых упоминалось. Я только заметила, что очень много домов в лесах, реставрация зданий в разгаре, и если сюда ехать, то не раньше, чем через два года. План восстановительных работ утвержден к 400 -летию Ирбита на 8 лет. Один снимок из автобуса я все же сделала.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

В Ирбите много красивых зданий из красного кирпича. Мы проехали усадьбу мещанина Некрасова, построенную в 1879 году.

Памятник Георгию Жукову находится на Бульваре Победы.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Это был первый в России памятник великому полководцу в полный рост. Раньше были только бюсты. Высота скульптуры 3 метра, а постамента -1,5 м. Памятник изготовлен по макету Льва Кербеля, и, как нам объяснил гид, планировался для установки в Москве, но там выбрали конный вариант. Изображен Жуков в момент, когда великий полководец с биноклем в руке оценивает обстановку на поле боя.

Средства на установку памятника поступили от населения и от предприятий города. Для ирбитчан Георгий Жуков был не только полководцем. Когда Жуков жил на Урале и был командующим Уральским военным округом, ирбитчане выдвинули его в кандидаты депутатов Верховного Совета СССР. В 1950 году перед выборами Жуков приезжал на встречу с избирателями. В 1952 году полководец еще раз посетил Ирбит с докладом о результатах съезда. Благодаря Жукову в Ирбите построен мост через реку Ирбит, отремонтирован драмтеатр после пожара, пополнился автопарк городского транспорта.

Памятник Жукову установлен перед аллеей героев Советского Союза. На аллее одиннадцать бюстов ирбитчан, ставшими героями СССР в Великую Отечественную войну.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Рядом с памятником маршалу находится современное административное здание, это районный суд.

Хотя здесь новый район, здание из красного кирпича тоже есть, в нем расположена прокуратура.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

После экскурсии по городу мы едем на обед в ресторан гостиницы «Арктур», знакомой нам по прошлой поездке и оставившей приятные воспоминания. После вкусного обеда направляемся в Туринск, до которого от Ирбита 55 км

Туринск построен на берегу реки Туры на месте мансийского поселения Епанча-юрт, которое сжег Ермак в мае 1582 года после жестокого боя с большими потерями с обеих сторон. Это был первый бой дружины в Сибири. Князь Епанчи бежал и предупредил хана Кучума о приближении войска Ермака с огнестрельным оружием.

Туринск основан на этом месте через 18 лет, потому что здесь проходила Бабиновская дорога, по которой ездили от Соликамска до Верхотутья. Населенные пункты вдоль дороги нужны были для охраны, отдыха в дороге и смены лошадей. В маленьком Туринске жило больше тысячи ямщиков. На государевой службе состояли казаки, охранявшие проезжих от лихих людей. Было много вольных хлебопашцев. Каменных домов, как в Ирбите, не строили. В 1897 году в городе было 19 каменных домов. В настоящее время их тоже немного.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

На последнем фото виден самый длинный в Свердловской области мост, который проходит над рекой Турой. Мост построен в 2008 году, его длина 1 км 964 м.

После того как построили дорогу в Сибирь через Екатеринбург, Туринск потерял свое значение. Туринская крепость сгорела в 1750 году. В 18 веке Туринск становится местом ссылок. Было воздвигнуто здание сибирской пересыльной тюрьмы. В XIX веке на поселение в Туринск были отправлены семь декабристов. Первым приехал в 1830 году Степан Михайлович Семенов (1789–1852), который был секретарем Союза благоденствия, но ему удалось избежать каторги за откровенность в показаниях… С 1827 по 1830 год он был в ссылке в Усть-Каменогорске, где состоял на службе. В Туринске он служил в канцелярии суда до 1836 года, а потом был переведен в Тобольск. В его доме сейчас располагается краеведческий музей. В 1836 году сюда отправили члена «Южного общества» Николая Васильевича Басаргина (1799–1861). Николай Васильевич не принимал участия в восстании, он находился в отпуске у своего брата, кроме того, он стал разочаровываться в целях «Союза благоденствия». Однако, он был отнесен ко второму разряду преступников с лишением чинов и дворянства, и приговорен к каторжным работам на 15 лет, срок которых потом был сокращен до 10. После Читинского острога и Петровского завода в 1836 году он приезжает на поселение в Туринск. Басаргину по его просьбе выделили 30 десятин земли, на которых он усердно трудился. Кроме того, он служил в суде копиистом. В его доме сейчас расположена библиотека.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

В 1841 году Н. В. Басаргин переведен в Курган. За Басаргиным приезжают из Петровского завода В. П. Ивашев с семьей. В доме, построенном по проекту его отца, расположен Туринский музей декабристов, о котором я писала.

В 1839 году приезжает Иван Александрович Анненков (1802–1878). Анненков был членом Петербургского филиала Южного общества, и 14 декабря 1825 года он находился на Сенатской площади, в отличии от Ивашева и Басаргина, только… он был по противоположную сторону от участников восстания. Анненков командовал взводом кавалергардов, охранявшим правительственную артиллерию. Судом признан виновным по второму разряду (всего было 11 разрядов) и в кандалах отправлен в Сибирь. В Читу к нему приехала невеста Полина Гебль, об их любви рассказывается в фильмах «Декабристы» (1926 г.) и «Звезда пленительного счастья» (1975 г.). С ноября 1839 года Иван Александрович служил в канцелярии туринского земского суда, а в 1841 году переведен в Тобольск. В этом же 1839 году здесь поселился Иван Иванович Пущин (1798–1859), который окружал заботой всех декабристов. Уже после смерти Василия Ивашева в 1842 году приехал Евгений Петрович Оболенский (1796–1865), а в 1850 году из Кургана в Туринск выслали Александра Федорович фон Бриггена (1792–1859). Пущин и Оболенский переселены в Ялуторовск в 1842 году. Александр фон Бригген вернулся в Курган в 1855 году. Из всех декабристов, живших когда-либо в Туринске, в восстании на Сенатской площади принимали участие только Иван Пущин и Евгений Оболенский. Интересно, что Ивашеву и Анненкову дали очень большие сроки только за умыслы, а некоторым, принимавшим настоящее участие в восстании, назначили сроки гораздо меньшие. Все зависело от поведения на следствии, некоторые, так сказать, помогали следствию и раскаивались. Об участии в обществе фон Бриггена следствию рассказал Трубецкой. А С. М. Семенова, принимавшего активное участие в Союзе благоденствия, даже не лишили дворянского звания и чинов за хорошее поведение во время следствия, а только сослали.

Через дорогу от домов Басаргина и Ивашевых декабристы разбили парк, который сейчас облагорожен и называется Парком декабристов.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Гуляя по парку мы знакомимся с городом, который видели из окна автобуса.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

За парком дом декабриста Семенова, где сейчас краеведческий музей.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

После прогулки возвращаемся в Ирбит. Здесь у нас экскурсия по Музею народного быта и чаепитие в этом музее.

Сначала нас усаживают на скамейки среди самоваров и других предметов народного и не народного быта.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Около часа гид рассказывал про Ирбит, самовары и чай. По количеству самоваров, по утверждению гида, этот музей на 2 месте после музея в Туле, в Ирбите собрано 362 самовара.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

В Тульском музее не была, но была в Городце, там музей очень интересный и самоваров больше. Есть еще музей в Касимове.

По утверждению музейного работника, в России появился самовар не в Суксуне, и, конечно, не в Туле, а в нашем Красноуфимске… Переходим в зал «Светелка» и любуемся рукоделием.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Очень красивы расписные прялки.

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Винтовая лестница ведет наверх, где расположен еще один зал. Здесь когда-то была мечеть, и эта лестница вела на минарет.

Наверху экспозиция «Ирбит православный». Иконы в музей, как и большинство других экспонатов, приносят жители Ирбита. Тот, кто что-то пожертвовал в музей, потом посещает его бесплатно.

Изображение бога-отца Саваофа встречается редко.

Необычно изображение Христа.

Как нам рассказали, не все иконы писались иконописцами, многие изготовляли богомазы, как называли самоучек, писавших иконы.

После экскурсии по музею нас приглашают на чаепитие в зал «Русская изба».

Уральская Сибирь. Туринск и Ирбит

Самовары здесь тоже в большом количестве.

Нам рассказывают про способы заварки, про традиции чаепития на Руси, угощают несколькими видами чая. Еще и сушек поставили. А у нас булочки были, так что до дому теперь можно доехать. За окном уже стемнело. В прошлую поездку в Ирбит мы были в этом музее, и заходили еще в комнату с винной коллекцией и на выставку «Золотая баба». Кроме помещений в доме нам показывали во дворе экспозицию «Деревенский быт и труд», амбар с сельхозтехникой и даже чум и быт коренных народов. Но тогда было потеплее, а сейчас холодно, да и стемнело уже. Вот только чаем не угощали, потому что мы экскурсию не брали.

Хотя и не все было, как хотелось, но посмотрели много нового. Решили поехать через два года в Ирбит, и на один денек заехать в Туринск, чтобы посетить там краеведческий музей и погулять по городу.